logo
Вельяминов Г

Телекоммуникационные услуги (дальней связи) и вто

§ 425. В рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) предприняты были должные усилия по регулированию бурно развивающегося международного рынка услуг дальней связи (телекоммуникаций), и заключено было специальное Соглашение о либерализации торговли основными услугами в области дальней связи (телекоммуникаций) (IV Протокол к ГАТС).

Телекоммуникационный сектор включает все виды связи: телеграфная, телефонная, телексная, телекодовая и факсимильная связи, а также средства передачи сигналов: кабели, оптико-волоконные линии, стационарные и мобильные системы спутниковой связи и оказываемые по ним услуги; услуги частных арендованных каналов связи; сотовые мобильные и пейджинговые системы персональной связи. Спецификой телекоммуникаций является их двоякая роль: это, во-первых, особый сектор торгово-экономической деятельности и, во-вторых, в настоящее время основной способ передачи информации в других сферах экономики, а также и форма правового оформления сделок.

Экономическое значение телекоммуникационного сектора услуг отнюдь не второстепенно, что иллюстрируется доходами от него (более 2% валового мирового продукта или свыше 600 млрд. долларов в год) и исключительно высокими темпами прироста (более 15% в год).

§ 426. IV Протокол к ГАТС был подписан в 1997 г. 69 государствами, на которые падает до 90% мирового объема услуг в этом секторе. Этим Соглашением открыта огромная новая сфера для свободной международной конкуренции и предопределяется постепенный отказ от государственной монополии в этом секторе. Индивидуальные обязательства стран фиксируются в перечнях конкретных обязательств, которые могут дополняться и изменяться. При этом некоторые государства (в том числе Бразилия, Канада, Португалия, Франция, Чехия, Япония) резервировали определенные ограничения допуска иностранных услуг, в основном в части лимитов иностранных капиталов в предприятиях телекоммуникаций.

В Соглашении обуславливается прежде всего обязанность стран ВТО приводить свое законодательство в соответствие с правилами ВТО. Члены ВТО должны обеспечивать без дискриминации каждому поставщику телекоммуникационных услуг беспрепятственный доступ к основным сетям и услугам связи общественного характера, которые включаются в национальные списки "специфических услуг" ("конкретных обязательств") по либерализации (см. § 385, 386), а также содействовать применению международных стандартов глобальной совместимости и взаимодействия коммуникаций, в частности, в рамках Международного союза электросвязи и Международной организации по стандартизации. Из общего применяемого в ВТО режима наибольшего благоприятствования допускаются изъятия в отношении льгот и преимуществ в рамках ранее заключенных региональных соглашений, в частности в ЕС. Особое значение IV Протокола к ГАТС состоит в том, что к нему прилагаются имеющие юридически обязательную силу Списки "специфических обязательств" каждой из стран по либерализации услуг телекоммуникаций, а также Перечни изъятий из режима наибольшего благоприятствования. В Справочном документе к IV Протоколу закреплены согласованные принципы дальнейшего совершенствования регулирования конкуренции на рынке телекоммуникаций, включая: борьбу с антиконкурентной практикой, общедоступность условий лицензирования, недискриминационность распределения ограниченных ресурсов связи и т.п.

§ 427. Договоренности о либерализации электронной торговли. Эта торговля (в основном в системе Интернет) не охвачена была Марракешским пакетом соглашений 1994 г. В связи с бурным ростом такой торговли США в 1998 г. выступили инициатором принятия документа о либерализации этой торговли. Соответствующие принятые договоренности предопределяют неприменение таможенных пошлин к объектам электронной торговли, каковыми признаются товары и услуги, переводимые в цифровой формат и доставляемые покупателю пересылкой файлов по глобальной компьютерной сети, но это не распространяется на товары, заказываемые через Интернет и поставляемые обычными средствами доставки. Именно то, что торговля через Интернет неразрывно связана с электронной связью, дает основания рассматривать этот вид торговли в сфере услуг.