logo
Вельяминов Г

Международный трибунал по морскому праву

§ 778. Трибунал создан в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., хотя и в ограниченной отраслевой сфере. Трибунал - постоянный географически универсального значения судебный орган с местонахождением в г. Гамбурге (Германия).

Согласно Конвенции государства-участники обязаны для разрешения своих споров избрать один или несколько из следующих механизмов:

- Международный трибунал по морскому праву;

- Международный суд ООН;

- Стандартный арбитраж на основе Приложения VII к Конвенции 1982 г.;

- специальную арбитражную систему (Приложение VIII к Конвенции), приспособленную для рассмотрения споров к рыболовству; охране окружающей среды; морским научным исследованиям; проблемам навигации.

Процедура работы специальных арбитражей излагается в приложениях к Конвенции 1982 г., при этом списки арбитров ведутся отдельно, соответственно Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО); Программой ООН по окружающей среде; Межправительственной океанографической комиссией и ИМО.

Если стороны не договорятся - применяется арбитражная процедура.

§ 779. Международный трибунал по морскому праву состоит из 21 судьи, избранных государствами-участниками Конвенции 1982 г. В составе Трибунала есть также особая Камера по спорам, касающимся морского дна (за пределами континентального шельфа) с исключительной и обязательной юрисдикцией в отношении этой категории споров.

Каждая сторона спора может требовать, чтобы в составе судей, разбирающих дело, был судья из ее страны, если есть судья от государства другой стороны спора. Если такого судьи нет в составе трибунала, государство может назначить судью ad hoc. Нормально дело рассматривает Трибунал в полном составе, но может быть и камеральный состав из 3 и более судей для дел особых категорий.

§ 780. К ведению трибунала относятся споры и заявления, передаваемые ему согласно Конвенции 1982 г., а также вопросы, специально указанные в любом другом соглашении, которое предусматривает компетенции Трибунала.

Как отмечено выше, стороны Конвенции не связаны обязательной юрисдикцией трибунала, могут быть использованы и другие механизмы. Но по некоторым вопросам юрисдикция его обязательна: срочное освобождение задерживаемого судна и команды; требования принятия предварительных обеспечительных мер, а также упомянутые дела по морскому дну.

Трибунал может также по запросам Ассамблеи или Совета Международного органа по морскому дну давать консультативные заключения по правовым вопросам в их деятельности.

§ 781. Третьи стороны могут просить Трибунал о вступлении в дело, если затронуты их правовые интересы, а также если в процессе затрагивается интерпретация и применение международных договоров с их участием. Межправительственные организации, не являющиеся сторонами спора, могут представлять Канцелярии Трибунала меморандумы с информацией по делу. Трибунал со своей стороны может запрашивать у них информацию или разъяснения по представленной информации.

Окончательные решения Трибунала обязательны и не подлежат апелляции. Содержание Трибунала лежит на государствах-участниках Конвенции 1982 г. и Международном органе по морскому дну. Когда стороной является иное государство, Трибунал определяет размер оплаты для такой стороны. Собственные расходы по делу несет каждая сторона спора, если трибунал не решает иначе.

***

В связи со спорами в области морского права следует упомянуть и разработанную в ЮНКТАД Конвенцию 1993 г. о праве обеспечительных арестов и залогов в мореходстве.

Урегулирование споров по Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.

§ 782. Споры по толкованию и применению Конвенции по просьбе любого государства-участника разрешаются Советом Международной организации гражданской авиации - ИКАО (при этом член Совета от государства стороны в споре в голосовании не участвует).

Решение Совета может быть обжаловано в третейский суд ad hoc или в Постоянную палату международного правосудия (см. выше). Если стороны не договорятся о третейском суде ad hoc или не признают Статуса Постоянной палаты, каждая сторона назначает арбитра от себя, а они избирают суперарбитра. Если в течение 3 месяцев со дня обжалования решения Совета сторона не изберет арбитра или избранные арбитры в течение 30 дней не договорятся о суперарбитре, - Президент Совета производит соответствующие назначения из списка квалифицированных лиц, которым может располагать Совет. Любой третейский суд сам устанавливает свою процедуру, а в случаях задержки процедурные вопросы решаются Советом.

Решение Совета о нарушениях эксплуатации авиапредприятиями международных авиалиний в соответствии с Конвенцией остается в силе, несмотря на обжалование. Решения Совета по другим вопросам в случае их обжалования приостанавливаются до принятия решений по обжалованию.

Решения постоянной Палаты Международного Правосудия и третейского суда ad hoc - окончательны и обязательны.

Если Совет определит, что авиапредприятие какого-либо государства не выполняет принятых решений, государства-участники Конвенции обязаны запретить на своей территории деятельность данного авиапредприятия. Если же государство-участник Конвенции не выполняет обязательства по урегулированию споров, Ассамблея приостанавливает право голоса такого государства в Ассамблее и в Совете ИКАО.