Экономическое сотрудничество в оон универсальное по субъектам (ratione personae) и отраслевое по объектам (ratione materiae)
§ 214. Важнейшим отраслевым органом ООН в области экономического сотрудничества является Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Это автономный орган Генассамблеи, созданный ею в 1964 г. на базе состоявшейся в том же году под эгидой ООН одноименной Конференции (от которой этот орган сохранил и свое название). В ЮНКТАД участвуют практически почти все государства - члены ООН.
Основными функциями ЮНКТАД являются:
- поощрение международной торговли, особенно с целью ускорения экономического развития, в частности, торговля между странами разного уровня развития и разных социальных и экономических систем;
- установление принципов и политики, касающейся международной торговли и соответствующих проблем развития;
- содействие другим органам и учреждениям ООН в международной торговле и развитии;
- содействие проведению переговоров и утверждению многосторонних правовых актов в области торговли;
- согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и развития.
Высший орган ЮНКТАД - сессия Конференции, созываемая раз в четыре года, а в период между сессиями - Совет ЮНКТАД.
Основными вспомогательными органами являются: Комитет по сырьевым товарам, Комитет по промышленным товарам, Комитет по невидимым статьям торговли и финансирования, связанного с торговлей, Комитет по морским перевозкам, Комитет по передаче технологий, Комитет по экономическому сотрудничеству между развивающимися странами, Специальный комитет по преференциациям.
Уже из перечня комитетов видно, что многие из них в известной мере дублируют иные международные учреждения, действующие как в рамках системы ООН, так и вне ее. Но особенностью ЮНКТАД является то, что всю ее деятельность и функциональные задачи пронизывает увязка торговли и экономического развития с интересами развивающихся стран в целях ускорения их экономического роста, в частности, в области торговли сырьевыми, промышленными товарами и "невидимыми статьями" торговли (транспорт, передача технологий, туризм и т.п.), а также в области финансирования, связанного с торговлей.
§ 215. К числу важнейших достижений деятельности ЮНКТАД следует отнести, в частности, разработку Общей системы преференций со стороны экономически развитых стран для экспорта развивающихся стран (1968 г.); Глобальной системы торговых преференций между развивающимися странами (1989 г.); Свода принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой (1980 г.); содействие в функционировании международных соглашений по сырьевым товарам (какао, сахар, зерновые, и т.д.) и межправительственных исследовательских групп по сырьевым товарам (железная руда, вольфрам, медь, никель и т.д.), включая организацию Общего сырьевого фонда для финансирования операций международных "буферных" запасов и других проектов в области сырьевых товаров. Кроме того, в ЮНКТАД разрабатывались проекты ряда конвенций, в том числе в области морского транспорта. В ЮНКТАД создана была также Автоматизированная система таможенных данных (АСИКАДА) на основе использования компьютеризации при таможенной очистке грузов, что позволяет ускорить ее, увеличить государственные доходы и снизить уровень коррупции.
§ 216. Кроме Генеральной Ассамблеи ООН (и особенно ее Комитета пленарного состава по экономическому сотрудничеству), ЭКОСОС и ЮНКТАД - основных органов, ведающих вопросами экономического сотрудничества в рамках ООН, - эти вопросы в части отдельных специфических проблем с социальными акцентами (и лишь косвенно с торгово-экономическими) входят в компетенцию следующих вспомогательных органов ООН под эгидой Генеральной Ассамблеи:
- Программа развития ООН (ПРООН, ИЛИ UNDP). Цель ПРООН, действующей с 1966 г. под эгидой Генассамблеи и ЭКОСОС, - содействие развивающимся странам в ускорении их экономического и социального развития путем оказания помощи правительствам развивающихся стран в выполнении их планов развития. Финансирование складывается из добровольных взносов правительств стран-членов ООН. Совет управляющих ПРООН руководит распределением средств, разрабатывает программы и директивы для ПРООН;
- Всемирный продовольственный совет, создан в 1974 г. под эгидой Генассамблеи и ЭКОСОС. Координирует сотрудничество в вопросах производства продовольствия, продовольственной безопасности, продовольственной помощи. Разрабатывает рекомендации правительствам и странам ООН в части разрешения продовольственных проблем. Особое внимание уделяется сотрудничеству между развивающимися странами в производстве продовольствия;
- Мировая продовольственная программа. Учреждена в 1961 г. в совместном ведении ООН и ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация) в целях предоставления продовольственной помощи для поддержки проектов развития и для чрезвычайных нужд;
- Комитет по политике и программам продовольственной помощи, образован в 1975 г. совместно ООН и ФАО в качестве, по существу, аффилированного органа Мировой продовольственной программы с задачами: обеспечения руководства в выполнении этой Программы и разработки предложений по ее более эффективной реализации, а также для проведения межправительственных консультаций по национальной и международной политике и программам продовольственной помощи;
- Межправительственный комитет по науке и технике в целях развития, образован в 1979 г. под эгидой Генассамблеи ООН с задачами: содействия согласованию политики органов ООН в научно-технической области; разработки Программы планирования развития науки и техники на международном, субрегиональном, региональном, межрегиональном и национальном уровнях; выявления и оценки новых научно-технических достижений, полезных для развивающихся стран; содействия мобилизации ресурсов и руководству финансирования ООН развития науки и техники.
Вспомогательным органом Межправительственного комитета по науке и технике является с 1980 г. Консультативный комитет по науке и технике в целях развития. Задачами его являются: оказание консультаций Межправительственному комитету и другим органам ООН.
§ 217. К "семье" ООН относятся и так называемые специализированные учреждения ООН. Само слово "специализированные" говорит о первоначальном резоне создания этих учреждений с сугубо отраслевой компетенцией с тем, чтобы "разгрузить" ООН как таковую от регулирования специфических межгосударственных отношений. Юридически так называемые специализированные учреждения - все представляют собой межправительственные организации, являются совершенно самостоятельными субъектами международного права, с составом участников, часто не совпадающим с составом членов ООН. Иногда членство в отдельных специализированных учреждениях (например МВФ, МБРР) обусловлено и особыми условиями, которые формально выводят эти учреждения в строгом смысле слова из-под понятия универсальности. В течение многих десятилетий Советский Союз и другие социалистические страны не участвовали ни в МВФ, ни в МБРР.
Отличается в отдельных специализированных учреждениях и порядок принятия правовых актов ("взвешенное" голосование), отличается и их правовая сила от решений, принимаемых органами ООН.
В то же время следует подчеркнуть, что специализированные учреждения находятся с ООН в самых тесных координационных (но не субординационных) отношениях.
Многие из специализированных учреждений либо целиком ориентированы на выполнение экономических функций, либо такие функции составляют существенную часть их компетенции.
- Международное экономическое право и процесс Предисловие
- Международное экономическое право
- § 5. Что же все-таки произошло в XX в.? Случилось, в частности, три важных изменения.
- § 6. Общая торгово-политическая доминанта, базирующаяся на экономическом процессе, потребовала и общего правового ее оформления в виде современного международного экономического права.
- 2. Либерализм против протекционизма
- § 11. Но либерализм либерализму - рознь. В теоретическом аспекте есть все основания для того, чтобы различать прежде всего интровертный либерализм и экстравертный либерализм.
- 4. Глобализм
- 5. Неоглобализм и панамериканизм
- 6. Пороки неоглобализации
- § 38. Глобализация сама по себе - это не добро и не зло. Это - объективный процесс, но это и политика управления этим процессом.
- 7. Неоглобализация и международное экономическое право
- § 52. В то же время видится определенная связь между отмеченными интересами стран Севера и некоторыми новациями в международном праве, имевшими место как раз в 60-70-е гг.
- Глава II. Понятие международного экономического права и его систематика
- 1. Понятие международного публичного права и международного экономического права. Предмет и определение международного экономического права
- 2. Правовая доктрина международного экономического права
- 3. Соотношение международного экономического права и международного частного права
- 4. Международное экономическое право в системе права
- 5. Система международного экономического права
- § 84. Что же остается в сфере иных "экономических" отношений, кроме торговых?
- § 87. С учетом сказанного выше научная система мэп в настоящем курсе выглядит суммарно следующим образом.
- Глава III. Субъекты и дестинаторы международного экономического права
- 1. Государства - субъекты международного экономического права
- Государственный иммунитет
- § 95. Согласно, в частности, Конвенции, ряд видов дипломатического иммунитета имеет имущественный, т.Е. Экономический характер. Это, среди прочего:
- 2.1. Международные организации
- Межправительственные, в том числе экономические организации
- § 114. Это организации, членами которых являются государства и иные субъекты международного права, в том числе другие межправительственные организации.
- 2.4. Параорганизации
- 2.5. Международные конференции
- 2.6. Преференциальные системы
- 4. Индивиды, физические и юридические лица и международное право
- Глава IV. Источники международного экономического права
- § 149. При оценке такого подхода, на наш взгляд, надежным представляется отправляться от базисных положений классической теории права, а именно:
- 2. Концепция рекомендательной нормы международного права и понятие "мягкого права"
- 3. Международный договор - основной источник международного экономического права
- Многосторонние международные торгово-экономические договоры
- § 157. В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. Это относится и к его договорному оформлению.
- § 170. Во второй половине XX в. Широкое применение получили двусторонние (редко - многосторонние) Соглашения о поощрении и защите инвестиций (иначе - капиталовложений).
- § 177. Порядок принятия решений также может быть различным:
- 5. Решения межгосударственных экономических конференций
- 6. Международный обычай
- 7. Общие принципы права и вспомогательные источники международного экономического права
- 9. Принципы международного права
- 10. Специальные принципы международного экономического права
- Принцип (режим) недискриминации (nondiscrimination)
- Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования) (most favored nation)
- § 191. Исторически в практике международных отношений оговорка (клаузула) о наибольшем благоприятствовании использовалась в двух различных подходах:
- § 194. Практически общепринятыми, но тем не менее почти неукоснительно обычно включаемыми в договоры исключениями из действия оговорки о наибольшем благоприятствовании являются:
- Принцип национального режима (national treatment)
- Принцип (режим) взаимной выгоды
- § 199. Принцип взаимной выгоды сопрягается иногда в доктрине с "международно-правовым принципом взаимности".
- Принцип (режим) преференциальности
- § 202. Нетрудно видеть, что практически оборотная сторона преференциальности (для одних) есть дискриминация (для других).
- Особенная часть
- Экономическое сотрудничество в оон универсальное по объектам (ratione materiae) и региональное по субъектам (ratione personae)
- § 212. На региональном уровне экономическое сотрудничество проводится в пяти региональных комиссиях оон под эгидой экосос, образованных и руководимых Экономическим и Социальным Советом:
- Экономическое сотрудничество в оон универсальное по субъектам (ratione personae) и отраслевое по объектам (ratione materiae)
- § 218. Среди такого рода специализированных учреждений следует назвать следующие.
- 2. Организация международного экономического сотрудничества вне рамок оон
- Глава VI. Регулирование экономического сотрудничества на региональном уровне
- 1. Экономическое сотрудничество стран-членов Содружества Независимых Государств (снг) Возникновение и правовая база снг
- § 225. Но все же не от сша, во всяком случае юридически, зависело формирование снг и эффективность сотрудничества в нем.
- § 243. Новым направлением явилось подписанное в сентябре 2003 г. Соглашение о создании Единого экономического пространства (еэп) России, Белоруссии, Казахстана и Украины.
- 2. Европейский союз
- Правовые формы международных экономических связей Евросоюза
- § 258. С 1975 г. И далее заключаются на пятилетние и более сроки Ломейские конвенции с участием всех стран Евросоюза и 46 развивающихся стран. Принципы и условия сотрудничества включают:
- Россия и Евросоюз
- 3. Иные формы международно-правового регулирования регионального экономического сотрудничества
- 4. Регионализм или глобализм?
- § 273. Оба эти явления: регионализм и глобализм - имеют много общего, но и много отличного.
- Раздел 2. Международное торговое право Глава VII. Понятие международной торговли и формы ее регулирования
- 1. Понятие торговли и международного торгового права
- 2. Международно-правовые формы регулирования торгового сотрудничества между государствами Генеральное соглашение по тарифам и торговле (гатт)
- § 280. Снижение таможенных тарифов происходило в ходе периодически созываемых тарифных конференций, так называемых "раундов", которые происходили:
- § 282. Гатт состоит всего из 4 частей и 38 довольно объемных статей.
- Результаты Уругвайского раунда гатт
- Всемирная торговая организация (вто)
- § 292. Особо скрупулезно регулируются в Соглашении об учреждении вто вопросы присоединения к нему, что наглядно иллюстрирует по сути закрытость этой организации.
- Основные принципы гатт/вто
- Глава VIII. Международная торговля товарами
- 1. Международно-правовое регулирование торговли товарами таможенно-тарифными мерами
- Международное таможенно-тарифное сотрудничество на универсальном уровне вне гатт/вто
- § 309. Правильная оценка товара, являющаяся базой определения ставки адвалерной таможенной пошлины, важный элемент избежания при этом ошибок и злоупотреблений.
- Антидемпинговые меры в гатт
- Лицензирование
- "Добровольные" ограничения экспорта
- Защитные меры (пошлины)
- Субсидии и компенсационные меры (пошлины)
- § 328. Субсидии не запрещаются тотально. Но допустимы лишь если не ущемляют интересы других стран. Соответственно Соглашение разделяет субсидии на несколько категорий:
- Технические барьеры в торговле
- § 329. Под техническими барьерами в торговле понимаются нетарифного характера разнообразные условия и требования, распространяющиеся на ввозимые товары. Это могут быть:
- Санитарные и фитосанитарные меры
- Предотгрузочная инспекция экспортируемых товаров
- 3. Международно-правовое регулирование торговли особыми группами товаров
- Аграрное регулирование в вто
- § 346. Экспортные субсидии в принципе полностью не запрещаются, они подразделяются на два вида:
- Международно-правовые формы многостороннего регулирования мировых рынков сырьевых товаров
- § 349. Соответствующая практическая работа организационно осуществляется в различных межправительственных институционных формах:
- § 350. Товарные соглашения подразделяются на три основных вида.
- Торговля текстильными товарами и готовой одеждой
- Международный контроль трансферов товаров и технологий военного назначения
- § 362. Международное сотрудничество возможно как в целях развития, так, увы, и ограничения торговли.
- Глава IX. Международная торговля услугами
- 1. Понятие услуги и особенности международного рынка услуг
- 2. Генезис правового регулирования международного рынка услуг
- § 369. Для генезиса международно-правового урегулирования рынка услуг характерно:
- 3. Генеральное соглашение по торговле услугами (гатс) Общие основы гатс
- 4. Международно-правовое регулирование отдельных секторов услуг
- 5. Международно-правовое регулирование экономических отношений в области транспорта Морской транспорт
- § 393. Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Гаагские правила). Принята в Брюсселе, 1924 г., с изменениями 1968 г. (Правила Висби).
- Речной транспорт
- § 397. Внутренний речной транспорт, его регулирование, естественно, дело каждого отдельного государства. Международные же проблемы возникают с речным транспортом по так называемым международным рекам.
- § 403. Коммерческие перевозки воздушным транспортом включают перевозки пассажиров, их багажа, грузов и почты. При этом выработано семь так называемых "свобод воздуха" (г.П. Жуков):
- Железнодорожный транспорт
- § 414. С участием Союза и под эгидой еэк оон разработаны были также (иллюстративный перечень):
- Трубопроводный транспорт
- Услуги, не связанные с определенными видами транспорта
- 6. Услуги в области связи и коммуникаций
- Телекоммуникационные услуги (дальней связи) и вто
- 7. Регулирование международной торговли финансовыми услугами в вто
- 8. Регулирование международного рынка трудовых услуг
- § 429. Методологически необходимо прежде всего разделить: во-первых, так называемое международное трудовое право и, во-вторых, правовое регулирование международного рынка трудовых услуг.
- Глава X. Валютно-финансовое регулирование в международной торговле (международное валютно-финансовое право)
- § 442. Международно-правовое регулирование валютно-финансовых отношений в части, связанной в основном с обеспечением международных торговых сделок, включает:
- Институционные основы Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы
- § 451. Практически основные цели для мвф:
- Режим валютной системы мвф
- Основные достижения и задачи совершенствования системы мвф
- § 487. Новое "дыхание" получили и такие традиционные заемные (и платежные) инструменты, как векселя и чеки.
- Публично-правовые международные кредитные отношения
- § 507. Существует три основных способа урегулирования неблагополучных долговых обязательств (кроме, разумеется, оплаты их полностью и в срок):
- 4. Правовое регулирование международных платежей и расчетов
- Глава XI. Унификация и гармонизация торгового права
- 1. Понятие международной унификации и гармонизации
- 2. Международные учреждения, призванные разрабатывать унификационные и гармонизационные документы
- 3. Классификация методов унификации и гармонизации
- А.2. Односторонняя факультативная унификация
- § 540. Это - издание, промульгация государством в одностороннем порядке национального законодательного акта, инкорпорирующего положения международного унификационного документа.
- А.3. Односторонняя факультативная гармонизация
- § 542. Метод разработки так называемых типовых (модельных) законов был применен впервые юнситрал и получил широкое признание со стороны государств. В юнситрал разработаны были типовые законы:
- Б. Неправовые методы
- § 548. Апологетика контрактуализации абстрагируется от двух исключительно важных обстоятельств:
- Б.1. Разработка на межгосударственном уровне факультативных принципов, правил, общих условий поставки и т.П. Документов для использования в международном частном торговом обороте
- § 556. В мтп (в ее Комиссии по коммерческой деятельности) (§ 301-302), что касается гармонизации частного права международной торговли, были разработаны:
- Глава XII. Нарушения и ограничения международных торгово-экономических отношений
- Ограничительная деловая практика
- Коррупция во внешнеэкономической деятельности
- Трансграничные финансовые правонарушения
- § 579. Что касается эмбарго (блокады, бойкота), вводимых на основе решений Совета Безопасности, примеров накопилось немало. В том числе:
- 3. Современные средства перманентной торгово-экономической войны
- Злоупотребления правомерными средствами защиты национальной экономики
- § 587. Лишение "непослушных" государств финансовой и военной помощи - давно испытанный и эффективный инструмент политики сша, пускаемый в ход в качестве самого весомого "аргумента".
- 4. Торгово-экономическая дискриминация России с политической подоплекой
- Раздел 3. Международное имущественное право
- Глава XIII. Режим межгосударственных имущественных отношений
- 1. Государственная территориальная собственность
- 2. Морские международные имущественные права
- § 614. Наглядной иллюстрацией среди множества других, особенно в том числе Конвенции 1982 г. По морскому праву, могут служить (иллюстративный перечень):
- 3. Международный режим "общего наследия человечества"
- Глава XIV. Международное право интеллектуальной собственности
- 2. Международное патентное право
- § 656. Отличиями Всемирной конвенции от Бернской, в частности, являются следующие:
- § 657. Другие многосторонние конвенции по авторским правам:
- 4. Международно-правовая комплексная охрана интеллектуальной собственности
- Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности - трипс (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights Including Trade in Counterfeit Goods - trips)
- § 662. Соглашение трипс, подписанное в 1994 г., входит в состав Марракешского пакета Уругвайского раунда и, таким образом, обязательно для всех стран-членов вто.
- Глава XV. Международное инвестиционное право
- 2. Поиск базовых правовых основ инвестирования за рубежом
- Модели двусторонних соглашений о поощрении и защите инвестиций
- § 708. Специфическими "стандартами", регулирующими режим инвестиций под крышей спзи, считаются следующие:
- 4. Проблемы "политических" рисков для иностранных инвестиций
- 5. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (мига)
- § 724. Мига, хотя и входит в систему мбрр, обладает юридической и финансовой независимостью.
- § 726. Непосредственно Агентством или при его участии осуществляются гарантии двух видов:
- § 727. Важно, что в Сеульской конвенции приводится перечень некоммерческих рисков, которые подлежат страхованию:
- 6. Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (тримс) (Agreement on Trade-Related Investment Measures - trims)
- § 730. По своему правовому статусу тримс - Соглашение в рамках Марракешского пакета, следовательно, обязательное для всех стран-членов вто.
- Глава XVI. Проблемы урегулирования международного режима транснациональных корпораций (тнк)
- 1. Понятие и задачи регулирования деятельности тнк
- 2. Тнк и финансово-промышленные группы (фпг) в снг
- 3. Правовой статус тнк
- 2. Правовое обеспечение благоприятного режима налогообложения за рубежом для отечественных физических и юридических лиц
- 2. Общие для международного публичного процессуального права средства урегулирования межгосударственных споров, включая экономические
- § 767. Основным обычно используемым средством разрешения споров являются непосредственные переговоры между самими спорящими сторонами.
- Международные третейские суды, или арбитражи
- Международная судебная процедура
- 3. Урегулирование межгосударственных споров отраслевого экономического характера Система урегулирования межгосударственных торговых споров в рамках вто
- § 775. Порядок урегулирования споров состоит из следующих последовательных стадий.
- Международный трибунал по морскому праву
- Урегулирование международно-правовых споров в рамках Сеульской конвенции 1985 г. Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (мига)
- 4. Урегулирование межгосударственных экономических споров на региональном (интеграционном) уровне
- Суд Европейского союза
- § 787. Суд в настоящее время имеет 2 инстанции.
- Экономический суд снг
- Глава XIX. Международно-правовое обеспечение урегулирования частноправовых споров
- 1. Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности
- 3. Международно-правовое содействие арбитражному урегулированию частноправовых споров
- § 809. Содействие арбитражному методу урегулирования международных частно-правовых споров содержится и в ряде международно-правовых актов, в том числе с факультативной правовой силой:
- 4. Признание и исполнение иностранных судебных решений и исполнение судебных поручений
- § 813. Признание и исполнение решений иностранных судов регулируется следующими международными соглашениями:
- § 814. Исполнение судебных поручений в международно-правовом порядке может осуществляться согласно сложившейся практике следующими способами:
- § 816. Международно-правовые отношения России с другими странами в части взаимного исполнения судебных поручений зиждутся:
- 5. Удостоверение (легализация) документов для зарубежного применения
- Заключение
- § 823. На наш взгляд, в ходе болезни роста международного экономического права подстерегают две опасности.
- К главе II. Понятие международного экономического права и его систематика
- К главе III. Субъекты и дестинаторы международного экономического права
- К главе IV. Источники международного экономического права
- К главе V. Организация экономического сотрудничества на универсальном уровне
- К главе VI. Регулирование экономического сотрудничества на региональном уровне
- К главе VII. Понятие международной торговли и формы ее регулирования
- К главе VIII. Международная торговля товарами
- К главе IX. Международная торговля услугами
- К главе X. Валютно-финансовое регулирование в международной торговле (международное валютно-финансовое право)
- К главе XI. Унификация и гармонизация торгового права
- К главе XII. Нарушения и ограничения международных торгово-экономических отношений
- К главе XIII. Режим межгосударственных имущественных отношений
- К главе XIV. Международное право интеллектуальной собственности
- К главе XV. Международное инвестиционное право
- К главе XVI. Проблемы урегулирования международного режима транснациональных корпораций (тнк)
- К главе XVII. Регулирование международных налоговых отношений (международное налоговое право)
- К главе XVIII. Урегулирование публично-правовых экономических споров
- К главе XIX. Международно-правовое обеспечение урегулирования частноправовых споров
- Алфавитно-предметный указатель а