logo
Вельяминов Г

Глава XII. Нарушения и ограничения международных торгово-экономических отношений

§ 562. Введение. Международное экономическое право олицетворяет собой упорядоченный правовой режим международных торгово-экономических отношений. Но как вообще и во внутринациональных правовых системах, и в международном публичном (в том числе экономическом) праве наряду с добросовестной, правомерной практикой, к сожалению, нарушения и искажения правового режима - распространенное явление. Нарушения многообразны, они относятся в подавляющей части к международным торговым и финансовым операциям и соответственно трактуются в настоящем курсе в разделе о международном торговом праве. Но не менее значимы и нарушения в области имущественных отношений, хотя проявляются в основном в торговом обороте имущественных ценностей. Особняком стоят уклонения от налогов с использованием, в частности, оффшоров (см. об этом также § 755-759).

С субъектной точки зрения (ratione personae) нарушителями международного торгово-экономического правопорядка выступают как непосредственно частные лица - коммерсанты и компании, так и сами государства.

1. Недобросовестная и противоправная коммерческая практика (конкуренция)

§ 563. Под недобросовестной и противоправной коммерческой практикой понимается прежде всего деловая деятельность на частном предпринимательском уровне. Такая практика, к сожалению, весьма распространенное и многообразное явление.

Со всеми недобросовестными, вплоть до преступных, отклонениями от здоровой коммерции ведется посильная борьба большинством государств на национальном и международном правовом поле. К сожалению, совместные международно-правовые усилия в направлении такой борьбы можно рассматривать в большинстве случаев лишь как находящиеся на начальной стадии.

§ 564. Недобросовестная конкуренция, иначе (и шире) - недобросовестная коммерческая практика, - многолика. Объединяет различные ее проявления то, что осуществляется она не на государственном уровне, а непосредственно участниками коммерческой деятельности.

Способы недобросовестной конкуренции, коммерческой практики, осуществляемой на уровне частной деловой жизни, весьма изощренны, в том числе это может быть:

- так называемая ограничительная деловая практика (см. ниже), прежде всего монополизация рынков;

- подделка и фальсификация товаров, в том числе с использованием: чужих товарных знаков, ложных указаний мест происхождения товаров;

- недобросовестная реклама и иная ложная информация;

- коррупция, подкуп чиновников, от которых зависит продвижение товаров на рынок, и т.д.

§ 565. Недобросовестная деловая практика, разумеется, вредит потребителям и подрывает нормальную коммерцию как на национальном, так и на международном уровнях. Поэтому борьба с этим злом ведется также на разных уровнях.

Во-первых, со стороны государств во внутрихозяйственной жизни принимаются законы и иные правовые акты, имеющие целью суровое пресечение, вплоть до уголовной, разнообразной фальсификации объектов торговой деятельности, монополизации рынков различными методами; злоупотребления рекламой. Вводятся меры по охране и обеспечению прав потребителей и т.п.

Во-вторых, сами предприниматели, страдающие от недобросовестной коммерческой практики, активно выявляют виновников злоупотреблений и привлекают к судебной и административной ответственности.

§ 566. Наконец, и на международном уровне во все возрастающей мере ведется борьба с недобросовестной деловой практикой. По существу изначальной целью ГАТТ, а затем ВТО была не столько либерализация международной торговли, но создание "сверху" равных конкурентных условий для предпринимателей на рынках стран-участниц ГАТТ. Эти равные условия, конечно, не должны подрываться "снизу" средствами недобросовестной конкуренции.

Соответственно, в отдельных актах ВТО содержатся положения, направленные на борьбу с недобросовестной конкуренцией. Так, в Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS) включен ряд положений, направленных против незаконного использования товарных знаков, фальсификации товаров, указаний географических мест их происхождения. По существу, на это же направлено и Соглашение 1994 г. (в рамках Марракешского пакета) по правилам происхождения (см. § 335, 336).

Работу в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с отмыванием грязных денег в группе FATF (см. § 573) также по большому счету следует отнести к борьбе с недобросовестной деловой практикой.

Рекомендательного характера меры в этом же направлении разрабатываются и в рамках Международной торговой палаты. К сожалению, в целом усилия по международно-правовому (как и внутригосударственному) обузданию недобросовестной конкуренции еще далеки от надлежащей эффективности.