logo
Вельяминов Г

7. Регулирование международной торговли финансовыми услугами в вто

§ 428. Такое регулирование осуществляется в развитие условий ГАТС на основе специальных соглашений о либерализации торговли финансовыми услугами (четыре приложения к ГАТС, а также подписанный 70 странами в 1997 г. особой важности Пятый протокол к ГАТС).

Под финансовыми услугами понимаются: страховые, банковские и другие финансовые операции; прежде всего операции купли-продажи ценных бумаг. Соглашение 1997 г. обеспечивает открытие для конкуренции мирового рынка этих услуг на 95%. Регулирование ВТО не распространяется при этом на услуги, предоставляемые государственными учреждениями при проведении валютной и кредитной политики.

Введено, в частности, понятие "мер предосторожности", применяемых странами по защите интересов инвесторов, вкладчиков, страхователей или доверенных лиц поставщиков финансовых услуг. Такие меры могут даже быть при необходимости дискриминационными по своему характеру. Основными "мерами предосторожности" признаются: нормы достаточности капитала и прибыли; ограничения на концентрацию кредитов у одного заемщика или на структуру инвестиционного портфеля; требования по качеству активов; нормы ликвидности и т.д.

Не запрещается, вместе с тем, государствам ВТО применять не являющиеся "мерами предосторожности" иные защитные меры, как, например, требования к кредитным учреждениям предоставлять займы для определенных отраслей экономики или предприятий по преференциальным процентным ставкам. Однако эти меры должны быть недискриминационными и не ограничивать доступ на рынок. Предусмотрено также право введения временных недискриминационных ограничений на трансферы и платежи по причинам серьезных осложнений с платежным балансом и с внешним финансированием. Обеспечиваются права иностранных поставщиков финансовых услуг создавать "коммерческое присутствие", включая учреждение филиалов и дочерних структур, во всех странах-членах ВТО на основе режима наибольшего благоприятствования.

Согласованы увеличения долей иностранного участия в капитале национальных банков и страховых компаний, хотя ограничения остаются (в ряде стран контрольный пакет до 51% уставного капитала сохраняется за национальным капиталом). Резиденты одного государства получили возможности пользоваться финансовыми услугами, предоставляемыми иностранными предприятиями, в том числе не имеющими коммерческого присутствия в стране оказания услуг.