3. Международно-правовое регулирование торговли особыми группами товаров
Торговля сельскохозяйственными товарами
§ 337. Еще в 1955 г. США после принятия Конгрессом Закона о регулировании сельского хозяйства (Agricultural Adjustment Act), по сути направленного на запреты аграрного импорта, добились освобождения от обязательств по ГАТТ в отношении своих обязательств по сельскохозяйственным товарам*(33). Это привело фактически к полному исключению аграрного сектора из-под действия ГАТТ. Такое же значение несколько позднее приобрело и осуществление в ЕЭС единой сельскохозяйственной политики на основе протекционизма в масштабах всего ЕЭС.
§ 338. В главе I этого курса довольно подробно рассматриваются проблемы сочетания в мировой торговой политике конкурирующих концепций либерализма и свободной торговли, с одной стороны, и протекционизма, с другой стороны, говорится и о видимом торжестве, во всяком случае, в политическом плане, идей либерализма, а с ним и торгово-финансового глобализма в наше время. Увы, что касается мировой торговли аграрными продуктами, логика упоминавшихся выше идей "сравнительного преимущества" оказывается бессильной перед реалиями аграрного протекционизма. Казалось бы, рационально ли с помощью солидной материальной поддержки в виде, в том числе, прямых субсидий поддерживать без этого нерентабельное производство, к примеру, пшеницы в странах Евросоюза? Производство пшеницы, явно не выдерживающее конкуренции с заморской пшеницей, гораздо дешевле и качественнее выращиваемой на просторах, скажем, прерий Северной или пампасов - Южной Америки?
§ 339. В чем же трудно выкорчевываемые корни аграрного протекционизма, свойственного прежде всего развитым странам? Корни - в традиционном крупномасштабном производстве и переработке многих сельскохозяйственных товаров не только в развивающихся, но и в целом ряде развитых стран.
Например, производство: пшеница - Франция, США, Канада; субтропические фрукты и растительные масла - Франция, Испания, Италия, США, Греция; сливочное масло - Новая Зеландия, Дания; сыры - Франция, Швейцария, Голландия; вина - Франция, Испания, Италия и т.д. Крупная перерабатывающая иностранное аграрное сырье промышленность существует, в частности, в Нидерландах, Швейцарии (шоколад, кофе и т.д.), в Великобритании (чай). При этом продукция как отечественного происхождения, так и переработанная широко экспортируется. Все это - внушительный сектор производства развитых стран и источник доходов, включая экспортные. По многим аграрным продуктам развитые страны занимают крупнейшую долю на мировом рынке.
§ 340. Увы, что касается собственного производства сельскохозяйственного сырья, во многих случаях оно неконкурентоспособно сравнительно с таким же импортным, и оно практически невозможно без всевозможной интровертной протекционистской поддержки. Ликвидация такой поддержки равнозначна краху целых отраслей национальной экономики со всеми вытекающими из этого последствиями:
- одним из таких, возможно, наиболее болезненных последствий могли бы стать острейшие внутринациональные социальные потрясения. В сельском хозяйстве занята значительная часть населения, особенно в странах традиционно парцелярного землевладения мелких и средних фермеров. Их разорение означает прогрессивный рост безработицы и люмпенизацию населения с соответствующими драматическими политическими и социальными эффектами. И в настоящее время весьма часты наблюдаемые острые протесты, демонстрации европейских фермеров в случаях ослабления протекционистских барьеров для импорта конкурирующих аграрных продуктов или снижения государственных средств поддержки производителям;
- снятие импортных барьеров для ввоза сельскохозяйственных продуктов означает снижение розничных цен в странах импорта, где практикуется искусственная поддержка собственного производства и цен. Такие перспективы прямо противоречат интересам и местных производителей, и торговцев. Нагляднейшей иллюстрацией массированной, типично "внерыночной" (причем в странах концептуально рыночной экономики) поддержки аграрного производства (без такой поддержки - явственно нежизнеспособного) можно наблюдать в рамках Евросоюза. Половина немалого, свыше 100 млрд. долларов, годового бюджета Союза (именно Союза, а не собственных национальных бюджетов его стран-членов) тратится на субсидирование, в тех или иных формах, сельского хозяйства стран ЕС;
- в современных условиях научно-промышленной революции, в том числе и в способах ведения аграрного хозяйства, новые индустриального характера средства как полевого, так и животноводческого производства дорогостоящи и не по силам для мелких и средних сельских хозяйств, даже с использованием коммерческих кредитов. В этих условиях государственная поддержка неизбежна вне зависимости от конкурентных факторов, если из тех или иных соображений желать сохранить аграрный сектор;
- наконец, существует не новое, в известной мере исторически оправдавшее себя понятие "продовольственной безопасности". В чрезвычайных, военных, блокадных и т.п. обстоятельствах государство без собственного продовольственного производства, зависимое целиком от импорта, оказывается в трагическом положении.
§ 341. Нельзя не видеть, что перечисленные, но не исчерпывающие факторы весьма внушительны для продолжающегося аграрного протекционизма. При этом успешная борьба, если и оправданна, осложняется тем, что противоборствующие интересы, олицетворяемые в политике отдельных стран, весьма неоднозначны. Во-первых, глашатаями ликвидации аграрного протекционизма, естественно, выступают индивидуально, и в том числе из солидарности, - коллективно развивающиеся страны, многие из которых монокультурны, целиком экономически зависимы от производства и экспорта одной или немногих продовольственных культур (какао - Гана; земляные орехи - Сенегал; бананы - Колумбия и т.д.), хотя и среди развивающихся есть страны - нетто-импортеры продовольствия. Во-вторых, нет единства по борьбе с аграрным протекционизмом и среди развитых стран, многие из которых в русле экстравертного либерализма скорее заинтересованы в снятии, нежели в сохранении препятствий для своего аграрного экспорта в другие страны. Все это тоже фактор, осложняющий достижение многосторонних договоренностей по разрешению проблем урегулирования внешней торговли сельскохозяйственными товарами.
В свете сказанного особо одиозны требования к России - как условия ее допуска в ВТО - отказаться на будущее от применения сельскохозяйственных субсидий.
§ 342. Именно аграрный протекционизм особенно наглядно иллюстрирует, сколь живучи в мире идеи и политика государственности и национализма вообще, и в экономике в частности, и сколь еще далек мир от подлинного глобализма, если понимать его не в узкокорыстном, но в гуманитарном смысле как мир - открытый, общий для всех, прежде всего для каждого человека, а не только для производителей тех или иных продуктов. Ведь и демонстрирующий известную успешность экстравертный либерализм в сфере торговли промышленными товарами еще далеко полностью не восторжествовал даже в этой узкой сфере после более чем полувека практически непрерывных баталий противоречивых интересов в рамках ГАТТ, а теперь - в ВТО. А об эффективном обуздании сельскохозяйственного протекционизма вообще говорить пока не приходится, как мы увидим из дальнейшего изложения этой темы.
На примере попыток урегулирования торговли сельскохозяйственными товарами можно видеть и условность действительной приверженности отдельных стран политике свободной торговли, либерализму. То же самое государство, будучи признанным адептом экстравертного либерализма, когда речь идет об интересе продвижения своих промышленных товаров на иностранные рынки, превращается в стойкого приверженца протекционизма, если требуется защита собственного аграрного производства от иностранной конкуренции. И наоборот, протекционисты столь же легко при необходимости превращаются в экстравертных либералистов.
§ 343. Средства аграрного протекционизма в основном те же, что и промышленного, но к торговле и производству продуктов сельского хозяйства эти средства применяются гораздо масштабнее и менее уступчиво. Вот обобщенно эти средства:
- таможенно-тарифные инструменты, прежде всего ввозные пошлины, отличающиеся, однако, более высоким уровнем тарифных ставок сравнительно с промышленными товарами;
- весь почти, по сути, арсенал так называемых нетарифных мер и барьеров, в том числе: количественные ограничения импорта; импортное выборочное лицензирование; так называемые "добровольные" ограничения экспорта; пограничные процедуры, фитосанитарные правила (см. § 317-333); "скользящие" импортные сборы, т.е. не связанные жестко с тарифными ставками и широко используемые Евросоюзом, и т.п.;
- государственная внутренняя поддержка национального сельскохозяйственного производства;
- экспортные субсидии.
- Международное экономическое право и процесс Предисловие
- Международное экономическое право
- § 5. Что же все-таки произошло в XX в.? Случилось, в частности, три важных изменения.
- § 6. Общая торгово-политическая доминанта, базирующаяся на экономическом процессе, потребовала и общего правового ее оформления в виде современного международного экономического права.
- 2. Либерализм против протекционизма
- § 11. Но либерализм либерализму - рознь. В теоретическом аспекте есть все основания для того, чтобы различать прежде всего интровертный либерализм и экстравертный либерализм.
- 4. Глобализм
- 5. Неоглобализм и панамериканизм
- 6. Пороки неоглобализации
- § 38. Глобализация сама по себе - это не добро и не зло. Это - объективный процесс, но это и политика управления этим процессом.
- 7. Неоглобализация и международное экономическое право
- § 52. В то же время видится определенная связь между отмеченными интересами стран Севера и некоторыми новациями в международном праве, имевшими место как раз в 60-70-е гг.
- Глава II. Понятие международного экономического права и его систематика
- 1. Понятие международного публичного права и международного экономического права. Предмет и определение международного экономического права
- 2. Правовая доктрина международного экономического права
- 3. Соотношение международного экономического права и международного частного права
- 4. Международное экономическое право в системе права
- 5. Система международного экономического права
- § 84. Что же остается в сфере иных "экономических" отношений, кроме торговых?
- § 87. С учетом сказанного выше научная система мэп в настоящем курсе выглядит суммарно следующим образом.
- Глава III. Субъекты и дестинаторы международного экономического права
- 1. Государства - субъекты международного экономического права
- Государственный иммунитет
- § 95. Согласно, в частности, Конвенции, ряд видов дипломатического иммунитета имеет имущественный, т.Е. Экономический характер. Это, среди прочего:
- 2.1. Международные организации
- Межправительственные, в том числе экономические организации
- § 114. Это организации, членами которых являются государства и иные субъекты международного права, в том числе другие межправительственные организации.
- 2.4. Параорганизации
- 2.5. Международные конференции
- 2.6. Преференциальные системы
- 4. Индивиды, физические и юридические лица и международное право
- Глава IV. Источники международного экономического права
- § 149. При оценке такого подхода, на наш взгляд, надежным представляется отправляться от базисных положений классической теории права, а именно:
- 2. Концепция рекомендательной нормы международного права и понятие "мягкого права"
- 3. Международный договор - основной источник международного экономического права
- Многосторонние международные торгово-экономические договоры
- § 157. В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. Это относится и к его договорному оформлению.
- § 170. Во второй половине XX в. Широкое применение получили двусторонние (редко - многосторонние) Соглашения о поощрении и защите инвестиций (иначе - капиталовложений).
- § 177. Порядок принятия решений также может быть различным:
- 5. Решения межгосударственных экономических конференций
- 6. Международный обычай
- 7. Общие принципы права и вспомогательные источники международного экономического права
- 9. Принципы международного права
- 10. Специальные принципы международного экономического права
- Принцип (режим) недискриминации (nondiscrimination)
- Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования) (most favored nation)
- § 191. Исторически в практике международных отношений оговорка (клаузула) о наибольшем благоприятствовании использовалась в двух различных подходах:
- § 194. Практически общепринятыми, но тем не менее почти неукоснительно обычно включаемыми в договоры исключениями из действия оговорки о наибольшем благоприятствовании являются:
- Принцип национального режима (national treatment)
- Принцип (режим) взаимной выгоды
- § 199. Принцип взаимной выгоды сопрягается иногда в доктрине с "международно-правовым принципом взаимности".
- Принцип (режим) преференциальности
- § 202. Нетрудно видеть, что практически оборотная сторона преференциальности (для одних) есть дискриминация (для других).
- Особенная часть
- Экономическое сотрудничество в оон универсальное по объектам (ratione materiae) и региональное по субъектам (ratione personae)
- § 212. На региональном уровне экономическое сотрудничество проводится в пяти региональных комиссиях оон под эгидой экосос, образованных и руководимых Экономическим и Социальным Советом:
- Экономическое сотрудничество в оон универсальное по субъектам (ratione personae) и отраслевое по объектам (ratione materiae)
- § 218. Среди такого рода специализированных учреждений следует назвать следующие.
- 2. Организация международного экономического сотрудничества вне рамок оон
- Глава VI. Регулирование экономического сотрудничества на региональном уровне
- 1. Экономическое сотрудничество стран-членов Содружества Независимых Государств (снг) Возникновение и правовая база снг
- § 225. Но все же не от сша, во всяком случае юридически, зависело формирование снг и эффективность сотрудничества в нем.
- § 243. Новым направлением явилось подписанное в сентябре 2003 г. Соглашение о создании Единого экономического пространства (еэп) России, Белоруссии, Казахстана и Украины.
- 2. Европейский союз
- Правовые формы международных экономических связей Евросоюза
- § 258. С 1975 г. И далее заключаются на пятилетние и более сроки Ломейские конвенции с участием всех стран Евросоюза и 46 развивающихся стран. Принципы и условия сотрудничества включают:
- Россия и Евросоюз
- 3. Иные формы международно-правового регулирования регионального экономического сотрудничества
- 4. Регионализм или глобализм?
- § 273. Оба эти явления: регионализм и глобализм - имеют много общего, но и много отличного.
- Раздел 2. Международное торговое право Глава VII. Понятие международной торговли и формы ее регулирования
- 1. Понятие торговли и международного торгового права
- 2. Международно-правовые формы регулирования торгового сотрудничества между государствами Генеральное соглашение по тарифам и торговле (гатт)
- § 280. Снижение таможенных тарифов происходило в ходе периодически созываемых тарифных конференций, так называемых "раундов", которые происходили:
- § 282. Гатт состоит всего из 4 частей и 38 довольно объемных статей.
- Результаты Уругвайского раунда гатт
- Всемирная торговая организация (вто)
- § 292. Особо скрупулезно регулируются в Соглашении об учреждении вто вопросы присоединения к нему, что наглядно иллюстрирует по сути закрытость этой организации.
- Основные принципы гатт/вто
- Глава VIII. Международная торговля товарами
- 1. Международно-правовое регулирование торговли товарами таможенно-тарифными мерами
- Международное таможенно-тарифное сотрудничество на универсальном уровне вне гатт/вто
- § 309. Правильная оценка товара, являющаяся базой определения ставки адвалерной таможенной пошлины, важный элемент избежания при этом ошибок и злоупотреблений.
- Антидемпинговые меры в гатт
- Лицензирование
- "Добровольные" ограничения экспорта
- Защитные меры (пошлины)
- Субсидии и компенсационные меры (пошлины)
- § 328. Субсидии не запрещаются тотально. Но допустимы лишь если не ущемляют интересы других стран. Соответственно Соглашение разделяет субсидии на несколько категорий:
- Технические барьеры в торговле
- § 329. Под техническими барьерами в торговле понимаются нетарифного характера разнообразные условия и требования, распространяющиеся на ввозимые товары. Это могут быть:
- Санитарные и фитосанитарные меры
- Предотгрузочная инспекция экспортируемых товаров
- 3. Международно-правовое регулирование торговли особыми группами товаров
- Аграрное регулирование в вто
- § 346. Экспортные субсидии в принципе полностью не запрещаются, они подразделяются на два вида:
- Международно-правовые формы многостороннего регулирования мировых рынков сырьевых товаров
- § 349. Соответствующая практическая работа организационно осуществляется в различных межправительственных институционных формах:
- § 350. Товарные соглашения подразделяются на три основных вида.
- Торговля текстильными товарами и готовой одеждой
- Международный контроль трансферов товаров и технологий военного назначения
- § 362. Международное сотрудничество возможно как в целях развития, так, увы, и ограничения торговли.
- Глава IX. Международная торговля услугами
- 1. Понятие услуги и особенности международного рынка услуг
- 2. Генезис правового регулирования международного рынка услуг
- § 369. Для генезиса международно-правового урегулирования рынка услуг характерно:
- 3. Генеральное соглашение по торговле услугами (гатс) Общие основы гатс
- 4. Международно-правовое регулирование отдельных секторов услуг
- 5. Международно-правовое регулирование экономических отношений в области транспорта Морской транспорт
- § 393. Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Гаагские правила). Принята в Брюсселе, 1924 г., с изменениями 1968 г. (Правила Висби).
- Речной транспорт
- § 397. Внутренний речной транспорт, его регулирование, естественно, дело каждого отдельного государства. Международные же проблемы возникают с речным транспортом по так называемым международным рекам.
- § 403. Коммерческие перевозки воздушным транспортом включают перевозки пассажиров, их багажа, грузов и почты. При этом выработано семь так называемых "свобод воздуха" (г.П. Жуков):
- Железнодорожный транспорт
- § 414. С участием Союза и под эгидой еэк оон разработаны были также (иллюстративный перечень):
- Трубопроводный транспорт
- Услуги, не связанные с определенными видами транспорта
- 6. Услуги в области связи и коммуникаций
- Телекоммуникационные услуги (дальней связи) и вто
- 7. Регулирование международной торговли финансовыми услугами в вто
- 8. Регулирование международного рынка трудовых услуг
- § 429. Методологически необходимо прежде всего разделить: во-первых, так называемое международное трудовое право и, во-вторых, правовое регулирование международного рынка трудовых услуг.
- Глава X. Валютно-финансовое регулирование в международной торговле (международное валютно-финансовое право)
- § 442. Международно-правовое регулирование валютно-финансовых отношений в части, связанной в основном с обеспечением международных торговых сделок, включает:
- Институционные основы Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы
- § 451. Практически основные цели для мвф:
- Режим валютной системы мвф
- Основные достижения и задачи совершенствования системы мвф
- § 487. Новое "дыхание" получили и такие традиционные заемные (и платежные) инструменты, как векселя и чеки.
- Публично-правовые международные кредитные отношения
- § 507. Существует три основных способа урегулирования неблагополучных долговых обязательств (кроме, разумеется, оплаты их полностью и в срок):
- 4. Правовое регулирование международных платежей и расчетов
- Глава XI. Унификация и гармонизация торгового права
- 1. Понятие международной унификации и гармонизации
- 2. Международные учреждения, призванные разрабатывать унификационные и гармонизационные документы
- 3. Классификация методов унификации и гармонизации
- А.2. Односторонняя факультативная унификация
- § 540. Это - издание, промульгация государством в одностороннем порядке национального законодательного акта, инкорпорирующего положения международного унификационного документа.
- А.3. Односторонняя факультативная гармонизация
- § 542. Метод разработки так называемых типовых (модельных) законов был применен впервые юнситрал и получил широкое признание со стороны государств. В юнситрал разработаны были типовые законы:
- Б. Неправовые методы
- § 548. Апологетика контрактуализации абстрагируется от двух исключительно важных обстоятельств:
- Б.1. Разработка на межгосударственном уровне факультативных принципов, правил, общих условий поставки и т.П. Документов для использования в международном частном торговом обороте
- § 556. В мтп (в ее Комиссии по коммерческой деятельности) (§ 301-302), что касается гармонизации частного права международной торговли, были разработаны:
- Глава XII. Нарушения и ограничения международных торгово-экономических отношений
- Ограничительная деловая практика
- Коррупция во внешнеэкономической деятельности
- Трансграничные финансовые правонарушения
- § 579. Что касается эмбарго (блокады, бойкота), вводимых на основе решений Совета Безопасности, примеров накопилось немало. В том числе:
- 3. Современные средства перманентной торгово-экономической войны
- Злоупотребления правомерными средствами защиты национальной экономики
- § 587. Лишение "непослушных" государств финансовой и военной помощи - давно испытанный и эффективный инструмент политики сша, пускаемый в ход в качестве самого весомого "аргумента".
- 4. Торгово-экономическая дискриминация России с политической подоплекой
- Раздел 3. Международное имущественное право
- Глава XIII. Режим межгосударственных имущественных отношений
- 1. Государственная территориальная собственность
- 2. Морские международные имущественные права
- § 614. Наглядной иллюстрацией среди множества других, особенно в том числе Конвенции 1982 г. По морскому праву, могут служить (иллюстративный перечень):
- 3. Международный режим "общего наследия человечества"
- Глава XIV. Международное право интеллектуальной собственности
- 2. Международное патентное право
- § 656. Отличиями Всемирной конвенции от Бернской, в частности, являются следующие:
- § 657. Другие многосторонние конвенции по авторским правам:
- 4. Международно-правовая комплексная охрана интеллектуальной собственности
- Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности - трипс (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights Including Trade in Counterfeit Goods - trips)
- § 662. Соглашение трипс, подписанное в 1994 г., входит в состав Марракешского пакета Уругвайского раунда и, таким образом, обязательно для всех стран-членов вто.
- Глава XV. Международное инвестиционное право
- 2. Поиск базовых правовых основ инвестирования за рубежом
- Модели двусторонних соглашений о поощрении и защите инвестиций
- § 708. Специфическими "стандартами", регулирующими режим инвестиций под крышей спзи, считаются следующие:
- 4. Проблемы "политических" рисков для иностранных инвестиций
- 5. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (мига)
- § 724. Мига, хотя и входит в систему мбрр, обладает юридической и финансовой независимостью.
- § 726. Непосредственно Агентством или при его участии осуществляются гарантии двух видов:
- § 727. Важно, что в Сеульской конвенции приводится перечень некоммерческих рисков, которые подлежат страхованию:
- 6. Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (тримс) (Agreement on Trade-Related Investment Measures - trims)
- § 730. По своему правовому статусу тримс - Соглашение в рамках Марракешского пакета, следовательно, обязательное для всех стран-членов вто.
- Глава XVI. Проблемы урегулирования международного режима транснациональных корпораций (тнк)
- 1. Понятие и задачи регулирования деятельности тнк
- 2. Тнк и финансово-промышленные группы (фпг) в снг
- 3. Правовой статус тнк
- 2. Правовое обеспечение благоприятного режима налогообложения за рубежом для отечественных физических и юридических лиц
- 2. Общие для международного публичного процессуального права средства урегулирования межгосударственных споров, включая экономические
- § 767. Основным обычно используемым средством разрешения споров являются непосредственные переговоры между самими спорящими сторонами.
- Международные третейские суды, или арбитражи
- Международная судебная процедура
- 3. Урегулирование межгосударственных споров отраслевого экономического характера Система урегулирования межгосударственных торговых споров в рамках вто
- § 775. Порядок урегулирования споров состоит из следующих последовательных стадий.
- Международный трибунал по морскому праву
- Урегулирование международно-правовых споров в рамках Сеульской конвенции 1985 г. Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (мига)
- 4. Урегулирование межгосударственных экономических споров на региональном (интеграционном) уровне
- Суд Европейского союза
- § 787. Суд в настоящее время имеет 2 инстанции.
- Экономический суд снг
- Глава XIX. Международно-правовое обеспечение урегулирования частноправовых споров
- 1. Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности
- 3. Международно-правовое содействие арбитражному урегулированию частноправовых споров
- § 809. Содействие арбитражному методу урегулирования международных частно-правовых споров содержится и в ряде международно-правовых актов, в том числе с факультативной правовой силой:
- 4. Признание и исполнение иностранных судебных решений и исполнение судебных поручений
- § 813. Признание и исполнение решений иностранных судов регулируется следующими международными соглашениями:
- § 814. Исполнение судебных поручений в международно-правовом порядке может осуществляться согласно сложившейся практике следующими способами:
- § 816. Международно-правовые отношения России с другими странами в части взаимного исполнения судебных поручений зиждутся:
- 5. Удостоверение (легализация) документов для зарубежного применения
- Заключение
- § 823. На наш взгляд, в ходе болезни роста международного экономического права подстерегают две опасности.
- К главе II. Понятие международного экономического права и его систематика
- К главе III. Субъекты и дестинаторы международного экономического права
- К главе IV. Источники международного экономического права
- К главе V. Организация экономического сотрудничества на универсальном уровне
- К главе VI. Регулирование экономического сотрудничества на региональном уровне
- К главе VII. Понятие международной торговли и формы ее регулирования
- К главе VIII. Международная торговля товарами
- К главе IX. Международная торговля услугами
- К главе X. Валютно-финансовое регулирование в международной торговле (международное валютно-финансовое право)
- К главе XI. Унификация и гармонизация торгового права
- К главе XII. Нарушения и ограничения международных торгово-экономических отношений
- К главе XIII. Режим межгосударственных имущественных отношений
- К главе XIV. Международное право интеллектуальной собственности
- К главе XV. Международное инвестиционное право
- К главе XVI. Проблемы урегулирования международного режима транснациональных корпораций (тнк)
- К главе XVII. Регулирование международных налоговых отношений (международное налоговое право)
- К главе XVIII. Урегулирование публично-правовых экономических споров
- К главе XIX. Международно-правовое обеспечение урегулирования частноправовых споров
- Алфавитно-предметный указатель а