Основные достижения и задачи совершенствования системы мвф
§ 475. Из достижений Бреттон-Вудской системы можно отметить прежде всего - главное: институализацию механизмов международного валютного сотрудничества, дающую странам-членам МВФ и МБРР возможности получения помощи в случаях экономических и финансовых затруднений, а также введение некоего подобия международной валюты - так называемых специальных прав заимствования (Special drawing rights - SDR).
Международный контроль МВФ служит гарантией конвертируемости валют, поскольку в силу ст. VIII Устава Фонда государство-член не может без согласия Фонда ограничить конвертируемость валюты в отношении текущих платежей. Созданный специфический механизм содействия стабилизации валютных курсов и обеспечения конвертабельности рассмотрен выше. К успехам МВФ относят и проведение концептуальной политики кодекса добросовестного валютного поведения.
С другой стороны, несомненным является и тот факт, что система МВФ еще далека от совершенства.
§ 476. Фактически Бреттон-Вудская валютная система, исправно функционировавшая на базе золотовалютного стандарта до 1971 г., с этого времени существенно видоизменилась и испытывает глубинные трудности в осуществлении своих основных изначальных целей - достижения стабильности валютных курсов и полной конвертируемости валют в интересах обеспечения платежей по торговым сделкам. В этой связи реформирование системы МВФ рассматривается как актуальная задача. Среди пробелов системы можно отметить следующие.
§ 477. Фонд создавался в годы, когда самого понятия и, тем более, особого статуса так называемых развивающихся стран еще не существовало. В дальнейшем этим странам в Фонде, как и в других международных организациях, последовательно предоставлялись особые преференциального характера льготы, и таким образом, хотя и неформально, сложился преференциальный принцип "двойных стандартов": Фонд, как и МБРР, во многом превратился в организацию по оказанию финансовой помощи развивающимся странам, что, однако, в принципе не было изначально целью Фонда.
§ 478. Более того, и в целом упало значение финансовой помощи МВФ. Государства-члены Фонда стали прибегать к получению займов, в том числе и в связи с трудностями с платежными балансами, в гораздо большей мере у частных коммерческих банков, нежели у Фонда. Однако частные банки обычно, прежде чем предоставлять кредит тому или иному государству, требуют, чтобы это государство предварительно заключило с МВФ соглашение со стабилизационной программой, подпадающей под контроль МВФ. Иначе говоря, Фонд выступает в виде своего рода неформального испытательного "зонда". Свидетельством высокой финансовой надежности бывшего СССР может служить то обстоятельство, что СССР получал крупные кредиты иностранных банков, вообще не будучи членом МВФ. Кроме того, существенна роль Фонда и при решении проблем реструктуризации долгов неисправных государств-дебиторов, хотя значение самого Фонда как кредитора сильно сократилось.
§ 479. Другой проблемой, связанной с функциями Фонда в качестве кредитодателя, стала своего рода "конкуренция" в этих функциях с МБРР и с Европейским банком реконструкции и развития. Случаются ситуации, когда государства получают кредиты от названных институций по достаточно аналогичным основаниям. Это наводит на мысль о необходимости регулирования такого рода функциональной конкуренции и целесообразности сосредоточения соответствующих кредитных функций в одном международном центре.
§ 480. Статья I.ii Устава Фонда прямо нацеливает его на создание "благоприятных условий для гармоничного расширения и развития международной торговли", однако Фонду одновременно не были предоставлены для этого конкретные правовые рычаги и средства. Международная торговля и валюта неотделимы. Многосторонность условий торговли (обеспечиваемая в ГАТТ/ВТО) должна бы дополняться многосторонностью системы платежей, а либерализация международной торговли невозможна без стабилизации международной валютной системы. Такая стабилизация в свою очередь наиболее надежна на основе золотых паритетов валют, что давно оказалось невозможным. С другой стороны, валютные меры такого рода, как конкурирующая девальвация или введение множественных обменных курсов, могут столь же негативно влиять на свободу торговли, как дополнительные импортные таможенные пошлины или пошлины на экспорт. Короче, валютное и внешнеторговое регулирование должны корреспондировать друг другу, что еще далеко не достигнуто.
§ 481. Согласно Уставу МВФ текущие платежи по сделкам не должны ограничиваться. В то же время регулирование платежей в сфере движения капитала остается полностью в компетенции государств, которые могут контролировать, ограничивать и запрещать такие денежные, валютные трансферы. На практике ведущие промышленно развитые страны осуществляют, однако, высокую степень конвертабельности своих валют, в том числе и для долгосрочных трансферов капитала, что чревато и серьезными негативными последствиями: широкомасштабные иностранные инвестиции создают угрозу экономической независимости страны - импорта капитала, а массированный приток "горячих денег" вызывает инфляцию, мешает проведению национальной валютной политики, провоцирует финансовые дефолты, такие крупномасштабные, к примеру, как в Мексике в 1995 г. и Юго-Восточной Азии в 1997 г. Неспособность Фонда предотвращать такого рода явления вызывает в последние годы жесткую критику. Не регулируются Фондом и колебания ссудного процента и связанные с этим спекулятивные трансферы "горячих денег".
§ 482. В рамках МВФ юридически регулируются лишь некоторые аспекты внешней экономической политики, но внутренняя бюджетная, валютная и кредитная политика остаются вполне в ведении самих государств. Естественно, невозможны стабильность национальной валюты и стабильный валютный курс страны в условиях дисбаланса внутренней финансовой системы.
Устав Фонда никак не обуславливает возможностей влияния на состав национальных валютных резервов государств-членов, что создает возможности обращения в странах одновременно нескольких валют и не способствует их стабилизации.
§ 483. Нельзя признать нормальной и таящую в себе потенциальную опасность глобальной валютной дестабилизации, сохраняющуюся фактически (отчасти по инерции от первоначального "золотого века" МВФ), а более, очевидно, в результате целенаправленной американской валютной политики, фактическую роль доллара в качестве некоего субститута мировой валюты. Огромное количество долларов, обращающихся вне США, продолжающих исключительно выгодную для себя неконтролируемую извне массированную эмиссию долларов, по существу не обеспечиваемых золотом или иными такого рода резервами, представляет собой своего рода бомбу замедленного действия. Взрыв этой бомбы эффективно может быть предотвращен утверждением панамериканской гегемонии. Сохранение валютной исключительности доллара, очевидно, можно рассматривать в качестве одного из факторов стремления к такой гегемонии. Впрочем, учитывая контролирующую роль США в МВФ, эта проблематика вряд ли вообще может быть допущена даже в качестве предмета рассмотрения в рамках Фонда.
***
Суммируя сказанное, можно утверждать, что международная валютная интеграция и валютная стабилизация далеко отстают от торгово-деловой и коммуникационной либерализации, широко прокламируемой в качестве некой "глобализации".
3. Правовое регулирование международных кредитных отношений
§ 484. Кредит (заем), включая международный, рассматривается в настоящем курсе как институт торгового права, и не только потому, что трансферы (в том числе трансграничные) финансовых средств вообще в принципе обслуживают торговую систему, но потому, что и юридически кредит (заем), особенно коммерческий, сам по себе может пониматься как вид торговой сделки. Заемщик, фигурально говоря, приобретает ("покупает") у заимодавца деньги с большей или меньшей отсрочкой платежа и на определенных условиях: уплата процентов; оплата долга может быть оговорена в валюте иной, нежели полученная, или вообще товарами, услугами, а кредит может быть обусловлен расходованием его только на конкретные цели, в том числе и политико-стратегические, что касается международных кредитов и т.д. Понимание кредита в качестве торговой сделки подкрепляется тем, что национальные системы торгового (коммерческого) права рассматривают регулирование кредитных операций в числе торговых.
Под правовое регулирование в рамках международного экономического права подпадают только публично-правовые международные кредитные отношения, включая и те немногие случаи, когда нормами международного публичного (экономического) права регулируются частные международные кредитные отношения (например, вексельные). Заметим, что частные кредиты в мировых масштабах по своему объему далеко превышают кредиты публично-правового характера.
§ 485. Виды, формы и способы кредитов многообразны.
Прежде всего это кредит в собственном смысле слова, т.е. цивилистически традиционный заем. В правовом смысле нет необходимости пояснять это общеизвестное понятие. Однако традиционная коммерческая форма займа - банковский кредит - в настоящее время приобрел новые свойства видового характера, в том числе и в отношении международного (прежде всего частного) кредита. Новыми являются сложные формы объединений заимодавцев в пулы и синдикаты и вырабатываемые ими стандартизованные формы договорных отношений заемщика и заимодавца.
§ 486. Важную роль в качестве средства кредитования всегда играли облигации - т.е. ценные бумаги, удостоверяющие заем определенной суммы, выпускаемые как государствами, так и частными заемщиками и подпадающие под определенный национальный правовой режим. Облигации могут быть выражены в одной или нескольких валютах, размещаются обычно банком или банковским синдикатом среди резидентов одной или нескольких стран и проходят котировку национальной или международной фондовой биржи.
- Международное экономическое право и процесс Предисловие
- Международное экономическое право
- § 5. Что же все-таки произошло в XX в.? Случилось, в частности, три важных изменения.
- § 6. Общая торгово-политическая доминанта, базирующаяся на экономическом процессе, потребовала и общего правового ее оформления в виде современного международного экономического права.
- 2. Либерализм против протекционизма
- § 11. Но либерализм либерализму - рознь. В теоретическом аспекте есть все основания для того, чтобы различать прежде всего интровертный либерализм и экстравертный либерализм.
- 4. Глобализм
- 5. Неоглобализм и панамериканизм
- 6. Пороки неоглобализации
- § 38. Глобализация сама по себе - это не добро и не зло. Это - объективный процесс, но это и политика управления этим процессом.
- 7. Неоглобализация и международное экономическое право
- § 52. В то же время видится определенная связь между отмеченными интересами стран Севера и некоторыми новациями в международном праве, имевшими место как раз в 60-70-е гг.
- Глава II. Понятие международного экономического права и его систематика
- 1. Понятие международного публичного права и международного экономического права. Предмет и определение международного экономического права
- 2. Правовая доктрина международного экономического права
- 3. Соотношение международного экономического права и международного частного права
- 4. Международное экономическое право в системе права
- 5. Система международного экономического права
- § 84. Что же остается в сфере иных "экономических" отношений, кроме торговых?
- § 87. С учетом сказанного выше научная система мэп в настоящем курсе выглядит суммарно следующим образом.
- Глава III. Субъекты и дестинаторы международного экономического права
- 1. Государства - субъекты международного экономического права
- Государственный иммунитет
- § 95. Согласно, в частности, Конвенции, ряд видов дипломатического иммунитета имеет имущественный, т.Е. Экономический характер. Это, среди прочего:
- 2.1. Международные организации
- Межправительственные, в том числе экономические организации
- § 114. Это организации, членами которых являются государства и иные субъекты международного права, в том числе другие межправительственные организации.
- 2.4. Параорганизации
- 2.5. Международные конференции
- 2.6. Преференциальные системы
- 4. Индивиды, физические и юридические лица и международное право
- Глава IV. Источники международного экономического права
- § 149. При оценке такого подхода, на наш взгляд, надежным представляется отправляться от базисных положений классической теории права, а именно:
- 2. Концепция рекомендательной нормы международного права и понятие "мягкого права"
- 3. Международный договор - основной источник международного экономического права
- Многосторонние международные торгово-экономические договоры
- § 157. В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. Это относится и к его договорному оформлению.
- § 170. Во второй половине XX в. Широкое применение получили двусторонние (редко - многосторонние) Соглашения о поощрении и защите инвестиций (иначе - капиталовложений).
- § 177. Порядок принятия решений также может быть различным:
- 5. Решения межгосударственных экономических конференций
- 6. Международный обычай
- 7. Общие принципы права и вспомогательные источники международного экономического права
- 9. Принципы международного права
- 10. Специальные принципы международного экономического права
- Принцип (режим) недискриминации (nondiscrimination)
- Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования) (most favored nation)
- § 191. Исторически в практике международных отношений оговорка (клаузула) о наибольшем благоприятствовании использовалась в двух различных подходах:
- § 194. Практически общепринятыми, но тем не менее почти неукоснительно обычно включаемыми в договоры исключениями из действия оговорки о наибольшем благоприятствовании являются:
- Принцип национального режима (national treatment)
- Принцип (режим) взаимной выгоды
- § 199. Принцип взаимной выгоды сопрягается иногда в доктрине с "международно-правовым принципом взаимности".
- Принцип (режим) преференциальности
- § 202. Нетрудно видеть, что практически оборотная сторона преференциальности (для одних) есть дискриминация (для других).
- Особенная часть
- Экономическое сотрудничество в оон универсальное по объектам (ratione materiae) и региональное по субъектам (ratione personae)
- § 212. На региональном уровне экономическое сотрудничество проводится в пяти региональных комиссиях оон под эгидой экосос, образованных и руководимых Экономическим и Социальным Советом:
- Экономическое сотрудничество в оон универсальное по субъектам (ratione personae) и отраслевое по объектам (ratione materiae)
- § 218. Среди такого рода специализированных учреждений следует назвать следующие.
- 2. Организация международного экономического сотрудничества вне рамок оон
- Глава VI. Регулирование экономического сотрудничества на региональном уровне
- 1. Экономическое сотрудничество стран-членов Содружества Независимых Государств (снг) Возникновение и правовая база снг
- § 225. Но все же не от сша, во всяком случае юридически, зависело формирование снг и эффективность сотрудничества в нем.
- § 243. Новым направлением явилось подписанное в сентябре 2003 г. Соглашение о создании Единого экономического пространства (еэп) России, Белоруссии, Казахстана и Украины.
- 2. Европейский союз
- Правовые формы международных экономических связей Евросоюза
- § 258. С 1975 г. И далее заключаются на пятилетние и более сроки Ломейские конвенции с участием всех стран Евросоюза и 46 развивающихся стран. Принципы и условия сотрудничества включают:
- Россия и Евросоюз
- 3. Иные формы международно-правового регулирования регионального экономического сотрудничества
- 4. Регионализм или глобализм?
- § 273. Оба эти явления: регионализм и глобализм - имеют много общего, но и много отличного.
- Раздел 2. Международное торговое право Глава VII. Понятие международной торговли и формы ее регулирования
- 1. Понятие торговли и международного торгового права
- 2. Международно-правовые формы регулирования торгового сотрудничества между государствами Генеральное соглашение по тарифам и торговле (гатт)
- § 280. Снижение таможенных тарифов происходило в ходе периодически созываемых тарифных конференций, так называемых "раундов", которые происходили:
- § 282. Гатт состоит всего из 4 частей и 38 довольно объемных статей.
- Результаты Уругвайского раунда гатт
- Всемирная торговая организация (вто)
- § 292. Особо скрупулезно регулируются в Соглашении об учреждении вто вопросы присоединения к нему, что наглядно иллюстрирует по сути закрытость этой организации.
- Основные принципы гатт/вто
- Глава VIII. Международная торговля товарами
- 1. Международно-правовое регулирование торговли товарами таможенно-тарифными мерами
- Международное таможенно-тарифное сотрудничество на универсальном уровне вне гатт/вто
- § 309. Правильная оценка товара, являющаяся базой определения ставки адвалерной таможенной пошлины, важный элемент избежания при этом ошибок и злоупотреблений.
- Антидемпинговые меры в гатт
- Лицензирование
- "Добровольные" ограничения экспорта
- Защитные меры (пошлины)
- Субсидии и компенсационные меры (пошлины)
- § 328. Субсидии не запрещаются тотально. Но допустимы лишь если не ущемляют интересы других стран. Соответственно Соглашение разделяет субсидии на несколько категорий:
- Технические барьеры в торговле
- § 329. Под техническими барьерами в торговле понимаются нетарифного характера разнообразные условия и требования, распространяющиеся на ввозимые товары. Это могут быть:
- Санитарные и фитосанитарные меры
- Предотгрузочная инспекция экспортируемых товаров
- 3. Международно-правовое регулирование торговли особыми группами товаров
- Аграрное регулирование в вто
- § 346. Экспортные субсидии в принципе полностью не запрещаются, они подразделяются на два вида:
- Международно-правовые формы многостороннего регулирования мировых рынков сырьевых товаров
- § 349. Соответствующая практическая работа организационно осуществляется в различных межправительственных институционных формах:
- § 350. Товарные соглашения подразделяются на три основных вида.
- Торговля текстильными товарами и готовой одеждой
- Международный контроль трансферов товаров и технологий военного назначения
- § 362. Международное сотрудничество возможно как в целях развития, так, увы, и ограничения торговли.
- Глава IX. Международная торговля услугами
- 1. Понятие услуги и особенности международного рынка услуг
- 2. Генезис правового регулирования международного рынка услуг
- § 369. Для генезиса международно-правового урегулирования рынка услуг характерно:
- 3. Генеральное соглашение по торговле услугами (гатс) Общие основы гатс
- 4. Международно-правовое регулирование отдельных секторов услуг
- 5. Международно-правовое регулирование экономических отношений в области транспорта Морской транспорт
- § 393. Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Гаагские правила). Принята в Брюсселе, 1924 г., с изменениями 1968 г. (Правила Висби).
- Речной транспорт
- § 397. Внутренний речной транспорт, его регулирование, естественно, дело каждого отдельного государства. Международные же проблемы возникают с речным транспортом по так называемым международным рекам.
- § 403. Коммерческие перевозки воздушным транспортом включают перевозки пассажиров, их багажа, грузов и почты. При этом выработано семь так называемых "свобод воздуха" (г.П. Жуков):
- Железнодорожный транспорт
- § 414. С участием Союза и под эгидой еэк оон разработаны были также (иллюстративный перечень):
- Трубопроводный транспорт
- Услуги, не связанные с определенными видами транспорта
- 6. Услуги в области связи и коммуникаций
- Телекоммуникационные услуги (дальней связи) и вто
- 7. Регулирование международной торговли финансовыми услугами в вто
- 8. Регулирование международного рынка трудовых услуг
- § 429. Методологически необходимо прежде всего разделить: во-первых, так называемое международное трудовое право и, во-вторых, правовое регулирование международного рынка трудовых услуг.
- Глава X. Валютно-финансовое регулирование в международной торговле (международное валютно-финансовое право)
- § 442. Международно-правовое регулирование валютно-финансовых отношений в части, связанной в основном с обеспечением международных торговых сделок, включает:
- Институционные основы Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы
- § 451. Практически основные цели для мвф:
- Режим валютной системы мвф
- Основные достижения и задачи совершенствования системы мвф
- § 487. Новое "дыхание" получили и такие традиционные заемные (и платежные) инструменты, как векселя и чеки.
- Публично-правовые международные кредитные отношения
- § 507. Существует три основных способа урегулирования неблагополучных долговых обязательств (кроме, разумеется, оплаты их полностью и в срок):
- 4. Правовое регулирование международных платежей и расчетов
- Глава XI. Унификация и гармонизация торгового права
- 1. Понятие международной унификации и гармонизации
- 2. Международные учреждения, призванные разрабатывать унификационные и гармонизационные документы
- 3. Классификация методов унификации и гармонизации
- А.2. Односторонняя факультативная унификация
- § 540. Это - издание, промульгация государством в одностороннем порядке национального законодательного акта, инкорпорирующего положения международного унификационного документа.
- А.3. Односторонняя факультативная гармонизация
- § 542. Метод разработки так называемых типовых (модельных) законов был применен впервые юнситрал и получил широкое признание со стороны государств. В юнситрал разработаны были типовые законы:
- Б. Неправовые методы
- § 548. Апологетика контрактуализации абстрагируется от двух исключительно важных обстоятельств:
- Б.1. Разработка на межгосударственном уровне факультативных принципов, правил, общих условий поставки и т.П. Документов для использования в международном частном торговом обороте
- § 556. В мтп (в ее Комиссии по коммерческой деятельности) (§ 301-302), что касается гармонизации частного права международной торговли, были разработаны:
- Глава XII. Нарушения и ограничения международных торгово-экономических отношений
- Ограничительная деловая практика
- Коррупция во внешнеэкономической деятельности
- Трансграничные финансовые правонарушения
- § 579. Что касается эмбарго (блокады, бойкота), вводимых на основе решений Совета Безопасности, примеров накопилось немало. В том числе:
- 3. Современные средства перманентной торгово-экономической войны
- Злоупотребления правомерными средствами защиты национальной экономики
- § 587. Лишение "непослушных" государств финансовой и военной помощи - давно испытанный и эффективный инструмент политики сша, пускаемый в ход в качестве самого весомого "аргумента".
- 4. Торгово-экономическая дискриминация России с политической подоплекой
- Раздел 3. Международное имущественное право
- Глава XIII. Режим межгосударственных имущественных отношений
- 1. Государственная территориальная собственность
- 2. Морские международные имущественные права
- § 614. Наглядной иллюстрацией среди множества других, особенно в том числе Конвенции 1982 г. По морскому праву, могут служить (иллюстративный перечень):
- 3. Международный режим "общего наследия человечества"
- Глава XIV. Международное право интеллектуальной собственности
- 2. Международное патентное право
- § 656. Отличиями Всемирной конвенции от Бернской, в частности, являются следующие:
- § 657. Другие многосторонние конвенции по авторским правам:
- 4. Международно-правовая комплексная охрана интеллектуальной собственности
- Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности - трипс (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights Including Trade in Counterfeit Goods - trips)
- § 662. Соглашение трипс, подписанное в 1994 г., входит в состав Марракешского пакета Уругвайского раунда и, таким образом, обязательно для всех стран-членов вто.
- Глава XV. Международное инвестиционное право
- 2. Поиск базовых правовых основ инвестирования за рубежом
- Модели двусторонних соглашений о поощрении и защите инвестиций
- § 708. Специфическими "стандартами", регулирующими режим инвестиций под крышей спзи, считаются следующие:
- 4. Проблемы "политических" рисков для иностранных инвестиций
- 5. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (мига)
- § 724. Мига, хотя и входит в систему мбрр, обладает юридической и финансовой независимостью.
- § 726. Непосредственно Агентством или при его участии осуществляются гарантии двух видов:
- § 727. Важно, что в Сеульской конвенции приводится перечень некоммерческих рисков, которые подлежат страхованию:
- 6. Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (тримс) (Agreement on Trade-Related Investment Measures - trims)
- § 730. По своему правовому статусу тримс - Соглашение в рамках Марракешского пакета, следовательно, обязательное для всех стран-членов вто.
- Глава XVI. Проблемы урегулирования международного режима транснациональных корпораций (тнк)
- 1. Понятие и задачи регулирования деятельности тнк
- 2. Тнк и финансово-промышленные группы (фпг) в снг
- 3. Правовой статус тнк
- 2. Правовое обеспечение благоприятного режима налогообложения за рубежом для отечественных физических и юридических лиц
- 2. Общие для международного публичного процессуального права средства урегулирования межгосударственных споров, включая экономические
- § 767. Основным обычно используемым средством разрешения споров являются непосредственные переговоры между самими спорящими сторонами.
- Международные третейские суды, или арбитражи
- Международная судебная процедура
- 3. Урегулирование межгосударственных споров отраслевого экономического характера Система урегулирования межгосударственных торговых споров в рамках вто
- § 775. Порядок урегулирования споров состоит из следующих последовательных стадий.
- Международный трибунал по морскому праву
- Урегулирование международно-правовых споров в рамках Сеульской конвенции 1985 г. Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (мига)
- 4. Урегулирование межгосударственных экономических споров на региональном (интеграционном) уровне
- Суд Европейского союза
- § 787. Суд в настоящее время имеет 2 инстанции.
- Экономический суд снг
- Глава XIX. Международно-правовое обеспечение урегулирования частноправовых споров
- 1. Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности
- 3. Международно-правовое содействие арбитражному урегулированию частноправовых споров
- § 809. Содействие арбитражному методу урегулирования международных частно-правовых споров содержится и в ряде международно-правовых актов, в том числе с факультативной правовой силой:
- 4. Признание и исполнение иностранных судебных решений и исполнение судебных поручений
- § 813. Признание и исполнение решений иностранных судов регулируется следующими международными соглашениями:
- § 814. Исполнение судебных поручений в международно-правовом порядке может осуществляться согласно сложившейся практике следующими способами:
- § 816. Международно-правовые отношения России с другими странами в части взаимного исполнения судебных поручений зиждутся:
- 5. Удостоверение (легализация) документов для зарубежного применения
- Заключение
- § 823. На наш взгляд, в ходе болезни роста международного экономического права подстерегают две опасности.
- К главе II. Понятие международного экономического права и его систематика
- К главе III. Субъекты и дестинаторы международного экономического права
- К главе IV. Источники международного экономического права
- К главе V. Организация экономического сотрудничества на универсальном уровне
- К главе VI. Регулирование экономического сотрудничества на региональном уровне
- К главе VII. Понятие международной торговли и формы ее регулирования
- К главе VIII. Международная торговля товарами
- К главе IX. Международная торговля услугами
- К главе X. Валютно-финансовое регулирование в международной торговле (международное валютно-финансовое право)
- К главе XI. Унификация и гармонизация торгового права
- К главе XII. Нарушения и ограничения международных торгово-экономических отношений
- К главе XIII. Режим межгосударственных имущественных отношений
- К главе XIV. Международное право интеллектуальной собственности
- К главе XV. Международное инвестиционное право
- К главе XVI. Проблемы урегулирования международного режима транснациональных корпораций (тнк)
- К главе XVII. Регулирование международных налоговых отношений (международное налоговое право)
- К главе XVIII. Урегулирование публично-правовых экономических споров
- К главе XIX. Международно-правовое обеспечение урегулирования частноправовых споров
- Алфавитно-предметный указатель а