logo
Вельяминов Г

Предотгрузочная инспекция экспортируемых товаров

§ 334. Осмотр, инспекция товара до их отгрузки используется, в особенности в развивающихся государствах, для выявления (при помощи специальных сюрвейерских служб) злоупотреблений со стороны экспортеров, в том числе в сговоре с иностранными покупателями, что касается мошенничества посредством занижения или завышения цены товара, указываемой в накладных и иных товаросопроводительных документах в целях ухода от налогов, пошлин и т.д. Инспекция выполняет при этом также функции проверки качества, количества товара и т.п. С другой стороны, предотгрузочная инспекция, включая контроль цен, может означать риск утечки сведений о ценах, представляющих коммерческую тайну, а кроме того, инспекция означает и определенную задержку поставок, создавая известное ущемление интересов импортеров.

Соглашение по предотгрузочной инспекции, принятое в рамках Марракешского пакета в 1994 г., имело целью достижение определенного компромисса интересов, признавая оправданность практики осмотра товара до отгрузки для целей проверки соответствия товара заявленному качеству, количеству, стоимости и т.д., но при условии обеспечения открытости информации о применяемых при этом правилах, а также прозрачности работы соответствующих инспекционных служб.

Определение места происхождения товара

§ 335. Возможности получения надежной информации о месте происхождения товара имеют весьма существенное значение для потребителя, и соответственно, для сбыта продукции. С этим связаны и злоупотребления при указаниях происхождения товаров со стороны продавцов продукции, произведенной в менее престижных странах.

Разработанная под эгидой международной таможенной организации Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 г. (см. § 306, 307) содержит лишь общее положение о регламентации правил происхождения товаров.

§ 336. В развитие этого положения в рамках Марракешского пакета 1994 г. в дополнение к ГАТТ было принято рамочное Соглашение по правилам происхождения товаров, предусматривающее обязательство стран-участниц Соглашения гармонизировать и конкретизировать национальные законы и иные нормативные и административные акты и правила по определению страны происхождения товаров.

Предусмотрено, что такие правила должны действовать в тех случаях, когда применимы режим наибольшего благоприятствования, защитные меры, антидемпинговые и компенсационные пошлины, требования к маркировке страны происхождения.

Но эти правила нераспространимы, когда применяются преференциальные пошлины. Иначе говоря, как и в других случаях в ВТО, из действия правил делаются изъятия в пользу развивающихся стран.

Что существенно, в Соглашении обусловливается национальный режим для правил происхождения, а именно: они не должны быть для иностранных товаров более строгими, нежели для отечественных, а также они не должны быть дискриминационными для отдельных стран.

Соглашение предусматривало дальнейшее сотрудничество в направлении как гармонизации правил, так и их дифференциации с учетом различий отдельных товаров.