§ 662. Соглашение трипс, подписанное в 1994 г., входит в состав Марракешского пакета Уругвайского раунда и, таким образом, обязательно для всех стран-членов вто.
ТРИПС было инициировано промышленно развитыми странами, производящими высокотехнологичную продукцию и терпящими убытки от конкуренции таких же контрафактных товаров, особенно из некоторых развивающихся стран. Эти страны со своей стороны не менее обоснованно обвиняли страны Севера в монополизации и поддержании завышенных цен на соответствующую продукцию, особенно на лекарственные препараты. ТРИПС в этой связи было своего рода разменной монетой - в обмен на уступки развивающимся странам в других секторах торговли, в том числе по текстилю и готовой одежде, сельскохозяйственным товарам и т.п.
Как видно из самого названия, Соглашение ориентировано на применение к отношениям, связанным с торговлей интеллектуальной собственностью. Соглашение рассматривается в настоящем курсе, однако не в разделе торгового права - но имущественного, исходя из целесообразности изложения всех экономических проблем, связанных с интеллектуальной собственностью (а собственность и ее защита - их основная суть), в интересах цельности в общей взаимосвязи всего права интеллектуальной собственности.
§ 663. ТРИПС уникально в том, что отходит от сложившейся правонормативной практики раздельного трактования патентных и авторских прав. Однако их международно-правовое регулирование, сложившееся за более чем 100 лет, невозможно было игнорировать, неудобно было бы его и просто дублировать в ТРИПС. Был избран иной метод. На ряд международных соглашений в ТРИПС делаются ссылки. Это касается Парижской конвенции по защите промышленной собственности, Бернской конвенции по защите литературных и художественных произведений, Римской конвенции по охране прав артистов-исполнителей и не вступившего в силу Вашингтонского договора об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем (см. § 672).
Таким образом, государства-участники ТРИПС, не являющиеся сторонами указанных договоров, обязываются соблюдать их материально-правовой нормативный состав в силу участия в ТРИПС. Формально, конечно, ничто не мешает государствам договариваться между собой соблюдать нормы международного договора, в котором они не участвуют.
Более интересно, что соответствующие нормы этих договоров (кстати, и самого ТРИПС) выходят и за пределы регулирования международных торговых отношений и таким образом за рамки общей компетенции ВТО. Впрочем, и в этом случае нельзя государствам запретить по договоренности расширять рамки договорной компетенции.
§ 664. Действительно, юридико-техническая проблема возникает в связи с тем, что привязка ТРИПС к названным специальным международным договорам по интеллектуальной собственности может относиться только к текстам, действующим на дату подписания ТРИПС. При этом в отношении этих договоров, например, что касается Парижской и Бернской конвенций, для разных стран-участниц они действовали в разных редакциях. Более того, и Парижская и Бернская конвенции ранее неоднократно пересматривались, и достаточно вероятно - будут пересматриваться и впредь. В этих случаях в рамках ТРИПС либо они останутся действовать в редакции соответствующих договоров на дату подписания ТРИПС, либо должны будут согласовываться соответствующие изменения в ТРИПС.
§ 665. Уже в ранее принятых и действующих в Парижской, Бернской и других конвенциях по охране прав интеллектуальной собственности включен был принцип национального режима в основе своей применительно к правовому положению, действующему в отдельных государствах. ТРИПС дополнительно распространяет этот режим и на регулирование международной торговли.
Новшеством ТРИПС является распространение на сферу защиты, осуществления и торговли правами интеллектуальной собственности принципа наибольшего благоприятствования, хотя и с некоторыми исключениями для отдельных видов интеллектуальной собственности (например, в отношении регулируемых международными соглашениями, не включенными в сферу ТРИПС). В отступление от действия в рамках ВТО режима наибольшего благоприятствования в безусловной форме, в ТРИПС предусмотрена взаимность, т.е. действие наибольшего благоприятствования условно, не автоматично.
§ 666. Характерным для ТРИПС является, сравнительно с ранее принятыми многосторонними договорами в области интеллектуальной собственности, более обильное включение унификационного значения материально-правовых норм. Эти нормы, иногда именуемые "plus element" ("плюсовые элементы"), дополняющие регулирование на основе прежде принятых многосторонних договоров, являются обязательными, естественно, только для стран-участниц ТРИПС и не затрагивают прав и обязанностей стран-участниц многосторонних договоров по интеллектуальной собственности, не участвующих в ТРИПС (например, России).
В основном эти специальные "плюсовые" нормы ТРИПС в отношении затрагиваемых видов интеллектуальной собственности следующие (в том порядке, как они излагаются в ТРИПС).
§ 667. Авторские и смежные права (права артистов-исполнителей и изготовителей фонограмм). Дополнительно оговорена защита авторов компьютерных программ и кинематографических произведений, им обеспечено исключительное право проката. Срок защиты смежных прав увеличен с 20 до 50 лет.
Из действия Бернской конвенции исключены в рамках ТРИПС личные неимущественные права, в том числе права на опубликование, на неприкосновенность, поскольку в США они неохраноспособны. В США также в отличие от других стран не ограничивается "частное копирование", и эта проблема не отражена в ТРИПС.
§ 668. Товарные знаки. В ТРИПС даются перечни защищаемых знаков, а также сроки их защиты (7 лет) и аннулирования при неиспользовании (5 лет) с момента регистрации.
§ 669. Указание места происхождения. Впервые в универсальном конвенционном порядке установлено общее правило недопущения любых форм недобросовестной конкуренции с использованием фальшивых географических указаний. Особо оговорена защита строгого указания географического происхождения вин и спиртных напитков, но при этом допускаются исключения для добросовестной и давностной практики использования географических названий в качестве обозначения типа напитка. Очевидно, к примеру, под такое исключение должно быть подведено и "Советское шампанское" после присоединения России к ВТО.
§ 670. Промышленные образцы и рисунки (чертежи) подлежат защите от копирования в коммерческих целях, включая текстильные изделия, при условиях оригинальности и новизны на срок не менее 10 лет.
§ 671. Патенты. В ТРИПС детально, сравнительно с Парижской конвенцией, определяются условия патентования, конкретизируются исключительные права патентообладателя (запрета иным лицам производить, использовать, получать доход от запатентованного продукта), а также условия пользования патентными правами (коммерческое предоставление, включая принудительное, лицензий; использование государством патента без разрешения владельца). Действие защиты по патенту ограничивается 20 годами с даты его выдачи. В выдаче патента может быть отказано ввиду противоречия публичному порядку, включая охрану здоровья, жизни людей, животных, окружающей среды, растений и т.п.
Несмотря на сопротивление развивающихся стран, им не удалось добиться исключений в патентной охране фармацевтических, химических препаратов и продовольственных товаров. Также нет в ТРИПС ограничений для регулирования на национальном уровне патентной защиты объектов фауны и флоры (новые микроорганизмы, селекционные сорта и т.п.).
§ 672. Топологии интегральных схем*(44) (так называемые чипы). Интегральная схема в широком смысле - это активное электронное устройство или комбинация активных электронных устройств (транзисторы, диоды) и пассивных электронных устройств (резисторы и емкости), собранные в (или на) едином полупроводнике (как силикон) таким образом, который позволяет выполнять какую-то электронную функцию. Это могут быть в техническом смысле микропроцессоры и накопители памяти, а в другом аспекте - высокотехнологичные и дорогостоящие товары. Производитель вкладывает огромные средства в создание новых интегральных схем, полупроводниковых чипов, но его затраты могут не оправдываться при неправомерном, "пиратском" использовании технологий производства этой продукции.
В 1989 г. под эгидой ВОИС был разработан и подписан Вашингтонский договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных схем. Договор не вступил в силу, но его положения в большой степени были рецепированы в ТРИПС, в котором по существу впервые этот сектор в универсальном значении стал предметом регулирования в рамках ВТО.
В ТРИПС содержится определение топологии интегральной схемы и критерии ее защиты в качестве интеллектуальной собственности. Защита обусловлена на срок минимум 10 лет. Запрещается без разрешения воспроизводство защищенной схемы, импорт, продажа и дистрибьюция для коммерческих целей. Способ защиты, однако, в ТРИПС не специфицирован и остается на усмотрение государств. Формой защиты могут быть: патенты, авторские права, промышленные образцы, полезные модели, а также законодательство о недобросовестной конкуренции. Условием защиты может быть также предварительная регистрация.
§ 673. Секретная информация. Обычно это - секреты производства, "ноу-хау", торговые секреты, способы коммерческого использования. В ТРИПС содержится понятие секретной информации в широком смысле, это - сведения, не являющиеся общеизвестным знанием в среде круга лиц, нормально использующих соответствующую информацию. При этом такая информация, ввиду ее секретности, должна иметь актуальную или потенциальную коммерческую ценность, а правомерный обладатель информации должен предпринимать разумные меры для обеспечения ее секретности.
Защита секретной информации осуществляется практически посредством законодательства о недобросовестной конкуренции.
§ 674. Тесно связано с секретной информацией понятие "ноу-хау" (know-how), представляющее собой состав оперативной, прямовыраженной (эксплицитной) и осязаемой информации, ценной благодаря возможности применения ее на практике, но не относящейся к публичной сфере и не подпадающей под какое-либо правовое покрытие. "Ноу-хау" может иметь форму печатных материалов, чертежей и т.п. (иногда называемых "информацией собственника") или форму "осязаемой исследовательской собственности", в том числе интегральные схемы (чипы), биологический материал, химические компоненты, - и может защищаться в качестве секретной информации. Отдельные элементы "ноу-хау" могут защищаться и в качестве авторских прав или прав промышленной собственности. В то же время такие составные "ноу-хау", как профессиональные знания и опыт или общие знания и мастерство персонала, вообще не подпадают под правовую защиту.
§ 675. Большое внимание уделяется в ТРИПС вопросам контроля за его соблюдением. Соглашение детально регламентирует принятие мер, направленных прежде всего на прекращение торговли контрафактной, пиратской продукцией со стороны как национальных таможенных органов, так и судебных. Лицо, терпящее ущерб от контрафактного нарушения его прав на интеллектуальную собственность, может потребовать через таможенные органы пресечения перемещения контрафактного товара через границу. Но во избежание протекционистских и недобросовестных действий в этом направлении заявитель должен внести залог или представить гарантию на случай возмещения убытков импортера, если обвинения окажутся несостоятельными. Что касается судебных органов, им предписывается действовать "законным и справедливым" образом и принимать решения по пресечению контрафактных и пиратских действий, включая уничтожение соответствующих товаров, взыскание убытков с виновных и их наказания в уголовном порядке. Разумеется, государства должны обеспечить для этого законодательную базу.
Весьма эффективным является и использование, во-первых, обычного для ВТО порядка надзора за исполнением соглашений в рамках ВТО, что касается ТРИПС - со стороны специального Совета по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и Генерального совета ВТО. Во-вторых, при возникновении межгосударственного спора может быть задействован и общий механизм, действующий в ВТО в рамках Органа по разрешению споров (§ 773-777). По решениям этого Органа могут быть применимы санкции, затрагивающие чувствительные торговые интересы стран, не соблюдающих обязательств по ТРИПС. Статистика Органа по разрешению споров свидетельствует, что значительная доля среди рассмотренных дел приходится на споры в связи с нарушениями защиты прав интеллектуальной собственности.
§ 676. Приведенные сведения о нормативном составе ТРИПС дают достаточное представление о том, что хотя в ТРИПС как будто бы не должно быть материально-правового регулирования прав интеллектуальной собственности, кроме "торговых аспектов" этих прав, фактически, видимо, грань между торговыми аспектами и общим режимом прав интеллектуальной собственности оказалась весьма относительной. Нормы ТРИПС явно не связаны строго лишь с торговыми аспектами, и компетенция ВТО, таким образом, наглядно переплетается с компетенцией ВОИС. Но, очевидно, как говорится, "у семи нянек - дитя без глазу": несмотря на многочисленные секторальные, региональные и универсальные многосторонние конвенционные усилия, в том числе рассмотренные выше, материальное право интеллектуальной собственности лишь в малой мере международное, унифицированное, а в основном - национальное. Главное же - контрафакция остается непобедимой силой.
Контрольные вопросы:
1. Почему можно выделить в качестве имущественного международное право интеллектуальной собственности, в чем его особенности?
2. На какой правовой базе зиждется международное патентное право? Каковы основополагающие, системообразующие международно-правовые акты этого права?
3. На какой правовой базе зиждется международное авторское право? Его основополагающие, системообразующие международные правовые акты?
4. В чем основные задачи, полномочия, структура, правовой статус Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС)?
5. Что нового внесло в международное право интеллектуальной собственности Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)?
- Международное экономическое право и процесс Предисловие
- Международное экономическое право
- § 5. Что же все-таки произошло в XX в.? Случилось, в частности, три важных изменения.
- § 6. Общая торгово-политическая доминанта, базирующаяся на экономическом процессе, потребовала и общего правового ее оформления в виде современного международного экономического права.
- 2. Либерализм против протекционизма
- § 11. Но либерализм либерализму - рознь. В теоретическом аспекте есть все основания для того, чтобы различать прежде всего интровертный либерализм и экстравертный либерализм.
- 4. Глобализм
- 5. Неоглобализм и панамериканизм
- 6. Пороки неоглобализации
- § 38. Глобализация сама по себе - это не добро и не зло. Это - объективный процесс, но это и политика управления этим процессом.
- 7. Неоглобализация и международное экономическое право
- § 52. В то же время видится определенная связь между отмеченными интересами стран Севера и некоторыми новациями в международном праве, имевшими место как раз в 60-70-е гг.
- Глава II. Понятие международного экономического права и его систематика
- 1. Понятие международного публичного права и международного экономического права. Предмет и определение международного экономического права
- 2. Правовая доктрина международного экономического права
- 3. Соотношение международного экономического права и международного частного права
- 4. Международное экономическое право в системе права
- 5. Система международного экономического права
- § 84. Что же остается в сфере иных "экономических" отношений, кроме торговых?
- § 87. С учетом сказанного выше научная система мэп в настоящем курсе выглядит суммарно следующим образом.
- Глава III. Субъекты и дестинаторы международного экономического права
- 1. Государства - субъекты международного экономического права
- Государственный иммунитет
- § 95. Согласно, в частности, Конвенции, ряд видов дипломатического иммунитета имеет имущественный, т.Е. Экономический характер. Это, среди прочего:
- 2.1. Международные организации
- Межправительственные, в том числе экономические организации
- § 114. Это организации, членами которых являются государства и иные субъекты международного права, в том числе другие межправительственные организации.
- 2.4. Параорганизации
- 2.5. Международные конференции
- 2.6. Преференциальные системы
- 4. Индивиды, физические и юридические лица и международное право
- Глава IV. Источники международного экономического права
- § 149. При оценке такого подхода, на наш взгляд, надежным представляется отправляться от базисных положений классической теории права, а именно:
- 2. Концепция рекомендательной нормы международного права и понятие "мягкого права"
- 3. Международный договор - основной источник международного экономического права
- Многосторонние международные торгово-экономические договоры
- § 157. В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. Это относится и к его договорному оформлению.
- § 170. Во второй половине XX в. Широкое применение получили двусторонние (редко - многосторонние) Соглашения о поощрении и защите инвестиций (иначе - капиталовложений).
- § 177. Порядок принятия решений также может быть различным:
- 5. Решения межгосударственных экономических конференций
- 6. Международный обычай
- 7. Общие принципы права и вспомогательные источники международного экономического права
- 9. Принципы международного права
- 10. Специальные принципы международного экономического права
- Принцип (режим) недискриминации (nondiscrimination)
- Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования) (most favored nation)
- § 191. Исторически в практике международных отношений оговорка (клаузула) о наибольшем благоприятствовании использовалась в двух различных подходах:
- § 194. Практически общепринятыми, но тем не менее почти неукоснительно обычно включаемыми в договоры исключениями из действия оговорки о наибольшем благоприятствовании являются:
- Принцип национального режима (national treatment)
- Принцип (режим) взаимной выгоды
- § 199. Принцип взаимной выгоды сопрягается иногда в доктрине с "международно-правовым принципом взаимности".
- Принцип (режим) преференциальности
- § 202. Нетрудно видеть, что практически оборотная сторона преференциальности (для одних) есть дискриминация (для других).
- Особенная часть
- Экономическое сотрудничество в оон универсальное по объектам (ratione materiae) и региональное по субъектам (ratione personae)
- § 212. На региональном уровне экономическое сотрудничество проводится в пяти региональных комиссиях оон под эгидой экосос, образованных и руководимых Экономическим и Социальным Советом:
- Экономическое сотрудничество в оон универсальное по субъектам (ratione personae) и отраслевое по объектам (ratione materiae)
- § 218. Среди такого рода специализированных учреждений следует назвать следующие.
- 2. Организация международного экономического сотрудничества вне рамок оон
- Глава VI. Регулирование экономического сотрудничества на региональном уровне
- 1. Экономическое сотрудничество стран-членов Содружества Независимых Государств (снг) Возникновение и правовая база снг
- § 225. Но все же не от сша, во всяком случае юридически, зависело формирование снг и эффективность сотрудничества в нем.
- § 243. Новым направлением явилось подписанное в сентябре 2003 г. Соглашение о создании Единого экономического пространства (еэп) России, Белоруссии, Казахстана и Украины.
- 2. Европейский союз
- Правовые формы международных экономических связей Евросоюза
- § 258. С 1975 г. И далее заключаются на пятилетние и более сроки Ломейские конвенции с участием всех стран Евросоюза и 46 развивающихся стран. Принципы и условия сотрудничества включают:
- Россия и Евросоюз
- 3. Иные формы международно-правового регулирования регионального экономического сотрудничества
- 4. Регионализм или глобализм?
- § 273. Оба эти явления: регионализм и глобализм - имеют много общего, но и много отличного.
- Раздел 2. Международное торговое право Глава VII. Понятие международной торговли и формы ее регулирования
- 1. Понятие торговли и международного торгового права
- 2. Международно-правовые формы регулирования торгового сотрудничества между государствами Генеральное соглашение по тарифам и торговле (гатт)
- § 280. Снижение таможенных тарифов происходило в ходе периодически созываемых тарифных конференций, так называемых "раундов", которые происходили:
- § 282. Гатт состоит всего из 4 частей и 38 довольно объемных статей.
- Результаты Уругвайского раунда гатт
- Всемирная торговая организация (вто)
- § 292. Особо скрупулезно регулируются в Соглашении об учреждении вто вопросы присоединения к нему, что наглядно иллюстрирует по сути закрытость этой организации.
- Основные принципы гатт/вто
- Глава VIII. Международная торговля товарами
- 1. Международно-правовое регулирование торговли товарами таможенно-тарифными мерами
- Международное таможенно-тарифное сотрудничество на универсальном уровне вне гатт/вто
- § 309. Правильная оценка товара, являющаяся базой определения ставки адвалерной таможенной пошлины, важный элемент избежания при этом ошибок и злоупотреблений.
- Антидемпинговые меры в гатт
- Лицензирование
- "Добровольные" ограничения экспорта
- Защитные меры (пошлины)
- Субсидии и компенсационные меры (пошлины)
- § 328. Субсидии не запрещаются тотально. Но допустимы лишь если не ущемляют интересы других стран. Соответственно Соглашение разделяет субсидии на несколько категорий:
- Технические барьеры в торговле
- § 329. Под техническими барьерами в торговле понимаются нетарифного характера разнообразные условия и требования, распространяющиеся на ввозимые товары. Это могут быть:
- Санитарные и фитосанитарные меры
- Предотгрузочная инспекция экспортируемых товаров
- 3. Международно-правовое регулирование торговли особыми группами товаров
- Аграрное регулирование в вто
- § 346. Экспортные субсидии в принципе полностью не запрещаются, они подразделяются на два вида:
- Международно-правовые формы многостороннего регулирования мировых рынков сырьевых товаров
- § 349. Соответствующая практическая работа организационно осуществляется в различных межправительственных институционных формах:
- § 350. Товарные соглашения подразделяются на три основных вида.
- Торговля текстильными товарами и готовой одеждой
- Международный контроль трансферов товаров и технологий военного назначения
- § 362. Международное сотрудничество возможно как в целях развития, так, увы, и ограничения торговли.
- Глава IX. Международная торговля услугами
- 1. Понятие услуги и особенности международного рынка услуг
- 2. Генезис правового регулирования международного рынка услуг
- § 369. Для генезиса международно-правового урегулирования рынка услуг характерно:
- 3. Генеральное соглашение по торговле услугами (гатс) Общие основы гатс
- 4. Международно-правовое регулирование отдельных секторов услуг
- 5. Международно-правовое регулирование экономических отношений в области транспорта Морской транспорт
- § 393. Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Гаагские правила). Принята в Брюсселе, 1924 г., с изменениями 1968 г. (Правила Висби).
- Речной транспорт
- § 397. Внутренний речной транспорт, его регулирование, естественно, дело каждого отдельного государства. Международные же проблемы возникают с речным транспортом по так называемым международным рекам.
- § 403. Коммерческие перевозки воздушным транспортом включают перевозки пассажиров, их багажа, грузов и почты. При этом выработано семь так называемых "свобод воздуха" (г.П. Жуков):
- Железнодорожный транспорт
- § 414. С участием Союза и под эгидой еэк оон разработаны были также (иллюстративный перечень):
- Трубопроводный транспорт
- Услуги, не связанные с определенными видами транспорта
- 6. Услуги в области связи и коммуникаций
- Телекоммуникационные услуги (дальней связи) и вто
- 7. Регулирование международной торговли финансовыми услугами в вто
- 8. Регулирование международного рынка трудовых услуг
- § 429. Методологически необходимо прежде всего разделить: во-первых, так называемое международное трудовое право и, во-вторых, правовое регулирование международного рынка трудовых услуг.
- Глава X. Валютно-финансовое регулирование в международной торговле (международное валютно-финансовое право)
- § 442. Международно-правовое регулирование валютно-финансовых отношений в части, связанной в основном с обеспечением международных торговых сделок, включает:
- Институционные основы Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы
- § 451. Практически основные цели для мвф:
- Режим валютной системы мвф
- Основные достижения и задачи совершенствования системы мвф
- § 487. Новое "дыхание" получили и такие традиционные заемные (и платежные) инструменты, как векселя и чеки.
- Публично-правовые международные кредитные отношения
- § 507. Существует три основных способа урегулирования неблагополучных долговых обязательств (кроме, разумеется, оплаты их полностью и в срок):
- 4. Правовое регулирование международных платежей и расчетов
- Глава XI. Унификация и гармонизация торгового права
- 1. Понятие международной унификации и гармонизации
- 2. Международные учреждения, призванные разрабатывать унификационные и гармонизационные документы
- 3. Классификация методов унификации и гармонизации
- А.2. Односторонняя факультативная унификация
- § 540. Это - издание, промульгация государством в одностороннем порядке национального законодательного акта, инкорпорирующего положения международного унификационного документа.
- А.3. Односторонняя факультативная гармонизация
- § 542. Метод разработки так называемых типовых (модельных) законов был применен впервые юнситрал и получил широкое признание со стороны государств. В юнситрал разработаны были типовые законы:
- Б. Неправовые методы
- § 548. Апологетика контрактуализации абстрагируется от двух исключительно важных обстоятельств:
- Б.1. Разработка на межгосударственном уровне факультативных принципов, правил, общих условий поставки и т.П. Документов для использования в международном частном торговом обороте
- § 556. В мтп (в ее Комиссии по коммерческой деятельности) (§ 301-302), что касается гармонизации частного права международной торговли, были разработаны:
- Глава XII. Нарушения и ограничения международных торгово-экономических отношений
- Ограничительная деловая практика
- Коррупция во внешнеэкономической деятельности
- Трансграничные финансовые правонарушения
- § 579. Что касается эмбарго (блокады, бойкота), вводимых на основе решений Совета Безопасности, примеров накопилось немало. В том числе:
- 3. Современные средства перманентной торгово-экономической войны
- Злоупотребления правомерными средствами защиты национальной экономики
- § 587. Лишение "непослушных" государств финансовой и военной помощи - давно испытанный и эффективный инструмент политики сша, пускаемый в ход в качестве самого весомого "аргумента".
- 4. Торгово-экономическая дискриминация России с политической подоплекой
- Раздел 3. Международное имущественное право
- Глава XIII. Режим межгосударственных имущественных отношений
- 1. Государственная территориальная собственность
- 2. Морские международные имущественные права
- § 614. Наглядной иллюстрацией среди множества других, особенно в том числе Конвенции 1982 г. По морскому праву, могут служить (иллюстративный перечень):
- 3. Международный режим "общего наследия человечества"
- Глава XIV. Международное право интеллектуальной собственности
- 2. Международное патентное право
- § 656. Отличиями Всемирной конвенции от Бернской, в частности, являются следующие:
- § 657. Другие многосторонние конвенции по авторским правам:
- 4. Международно-правовая комплексная охрана интеллектуальной собственности
- Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности - трипс (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights Including Trade in Counterfeit Goods - trips)
- § 662. Соглашение трипс, подписанное в 1994 г., входит в состав Марракешского пакета Уругвайского раунда и, таким образом, обязательно для всех стран-членов вто.
- Глава XV. Международное инвестиционное право
- 2. Поиск базовых правовых основ инвестирования за рубежом
- Модели двусторонних соглашений о поощрении и защите инвестиций
- § 708. Специфическими "стандартами", регулирующими режим инвестиций под крышей спзи, считаются следующие:
- 4. Проблемы "политических" рисков для иностранных инвестиций
- 5. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (мига)
- § 724. Мига, хотя и входит в систему мбрр, обладает юридической и финансовой независимостью.
- § 726. Непосредственно Агентством или при его участии осуществляются гарантии двух видов:
- § 727. Важно, что в Сеульской конвенции приводится перечень некоммерческих рисков, которые подлежат страхованию:
- 6. Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (тримс) (Agreement on Trade-Related Investment Measures - trims)
- § 730. По своему правовому статусу тримс - Соглашение в рамках Марракешского пакета, следовательно, обязательное для всех стран-членов вто.
- Глава XVI. Проблемы урегулирования международного режима транснациональных корпораций (тнк)
- 1. Понятие и задачи регулирования деятельности тнк
- 2. Тнк и финансово-промышленные группы (фпг) в снг
- 3. Правовой статус тнк
- 2. Правовое обеспечение благоприятного режима налогообложения за рубежом для отечественных физических и юридических лиц
- 2. Общие для международного публичного процессуального права средства урегулирования межгосударственных споров, включая экономические
- § 767. Основным обычно используемым средством разрешения споров являются непосредственные переговоры между самими спорящими сторонами.
- Международные третейские суды, или арбитражи
- Международная судебная процедура
- 3. Урегулирование межгосударственных споров отраслевого экономического характера Система урегулирования межгосударственных торговых споров в рамках вто
- § 775. Порядок урегулирования споров состоит из следующих последовательных стадий.
- Международный трибунал по морскому праву
- Урегулирование международно-правовых споров в рамках Сеульской конвенции 1985 г. Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (мига)
- 4. Урегулирование межгосударственных экономических споров на региональном (интеграционном) уровне
- Суд Европейского союза
- § 787. Суд в настоящее время имеет 2 инстанции.
- Экономический суд снг
- Глава XIX. Международно-правовое обеспечение урегулирования частноправовых споров
- 1. Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности
- 3. Международно-правовое содействие арбитражному урегулированию частноправовых споров
- § 809. Содействие арбитражному методу урегулирования международных частно-правовых споров содержится и в ряде международно-правовых актов, в том числе с факультативной правовой силой:
- 4. Признание и исполнение иностранных судебных решений и исполнение судебных поручений
- § 813. Признание и исполнение решений иностранных судов регулируется следующими международными соглашениями:
- § 814. Исполнение судебных поручений в международно-правовом порядке может осуществляться согласно сложившейся практике следующими способами:
- § 816. Международно-правовые отношения России с другими странами в части взаимного исполнения судебных поручений зиждутся:
- 5. Удостоверение (легализация) документов для зарубежного применения
- Заключение
- § 823. На наш взгляд, в ходе болезни роста международного экономического права подстерегают две опасности.
- К главе II. Понятие международного экономического права и его систематика
- К главе III. Субъекты и дестинаторы международного экономического права
- К главе IV. Источники международного экономического права
- К главе V. Организация экономического сотрудничества на универсальном уровне
- К главе VI. Регулирование экономического сотрудничества на региональном уровне
- К главе VII. Понятие международной торговли и формы ее регулирования
- К главе VIII. Международная торговля товарами
- К главе IX. Международная торговля услугами
- К главе X. Валютно-финансовое регулирование в международной торговле (международное валютно-финансовое право)
- К главе XI. Унификация и гармонизация торгового права
- К главе XII. Нарушения и ограничения международных торгово-экономических отношений
- К главе XIII. Режим межгосударственных имущественных отношений
- К главе XIV. Международное право интеллектуальной собственности
- К главе XV. Международное инвестиционное право
- К главе XVI. Проблемы урегулирования международного режима транснациональных корпораций (тнк)
- К главе XVII. Регулирование международных налоговых отношений (международное налоговое право)
- К главе XVIII. Урегулирование публично-правовых экономических споров
- К главе XIX. Международно-правовое обеспечение урегулирования частноправовых споров
- Алфавитно-предметный указатель а