§ 225. Но все же не от сша, во всяком случае юридически, зависело формирование снг и эффективность сотрудничества в нем.
Практически решающей в этом отношении стала позиция Украины, наиболее значительного после России (в смысле экономического развития, населенности и т.д.) постсоветского государства. Изначально и до настоящего времени официальная Украина неуклонно дистанцируется, ссылаясь, в частности, на свою Конституцию, от создания любых органов в рамках СНГ с "наднациональными" функциями, с правом принятия обязательных решений, не делая секрета в том, что такое позиционирование Украины определяется фактически ее "стратегией европейского выбора". Этому выбору (неизбежно потенциально связанному при вступлении и в НАТО, и в Евросоюз с исключительно высокой степенью отказа от многих суверенных прав и с подчиненностью наднациональным органам ЕС и НАТО) - Конституция Украины, видимо, не препятствует. И этот выбор, коль скоро он действует, по существу полностью определяет не только отношение Украины к сотрудничеству и в СНГ, и в ЕЭП, но влияет также на пониженную эффективность взаимного сотрудничества в СНГ в целом без задействования высокого политического и экономического потенциала Украины как реально заинтересованного или не заинтересованного партнера.
При ратификации 10 декабря 1991 г. Минского Соглашения Верховный Совет Украины сделал оговорки к восьми из четырнадцати статей Соглашения, плюс три оговорки к его Преамбуле и оговорку к Заключительной части. При этом в отдельном Заявлении Верховного Совета Украины указывалось, что "обязательными для Украины являются те положения Соглашения, подписанного Президентом Украины, к которым не сделано оговорок, а также Оговорки к Соглашению, одобренные Верховным Советом Украины"; Соглашение с Оговорками согласно Заявлению Верховного Совета означает, в частности, что Украина возражает против придания содружеству статуса субъекта международного права, а решения "координационных институтов в рамках содружества являются рекомендательными"*(26).
Украина, а также Туркмения не приняли и Устава СНГ от 22 января 1993 г., которому придано было значение международного договора, зарегистрированного в Секретариате ООН.
Отмеченный принципиальный подход Украины к пониманию правовой природы СНГ сохраняется. В этой связи возникают два существенных правовых вопроса: каков международно-правовой статус СНГ и статус участия Украины в СНГ?
§ 226. Международно-правовой статус СНГ прямо не оговорен ни в Минском Соглашении 1991 г., ни в Алмаатинских документах, ни в Уставе СНГ 1993 г. Вместе с тем, во всяком случае исходя из Устава, принятого странами СНГ (без Туркмении и Украины), а также из практики деятельности СНГ, можно констатировать:
- СНГ имеет учредительную правовую базу в виде Минского Соглашения; Алмаатинских Деклараций и Протокола 1991 г.; а также Устава 1993 г.;
- имеется довольно развитая организационно-институционная база. Высшими органами СНГ являются Совет глав государств и Совет глав правительств, хотя и с нечетко прописанными разделением полномочий между ними и правовой силой принимаемых решений. Имеется также ряд других исполнительных, отраслевых органов на высоком уровне. Секретариат и координирующие органы СНГ имеют официальное местопребывание в г. Минске;
- принимаемые органами СНГ решения носят на практике не только рекомендательный, но и обязывающий характер. Например, Решение глав государств-участников СНГ (кроме Украины) от 24 декабря 1993 г. о временном применении Договора о создании Экономического союза;
- по крайней мере в одном, в праве проведения миротворческих операций, - СНГ предоставлен был в ООН статус международной региональной организации*(27). Это означает признание хоть и ограниченной международной правосубъектности.
§ 227. Таким образом, можно считать, что для государств-членов СНГ (возможно, за исключением Украины) Содружество является de facto межгосударственной организацией с узкоограниченной международной функциональной правосубъектностью.
Что касается Украины, в украинской доктрине можно встретить оценку статуса СНГ как "особого вида международного учреждения - параорганизации"*(28). И эта оценка основательна, если исходить из той правовой базы, которую Украина признает для себя в СНГ.
§ 228. Другой вопрос - о статусе участия Украины в СНГ и в других институциях СНГ - весьма деликатен. Этот статус не может определяться без самой суверенной Украины. Можно лишь наблюдать сугубо в доктринальном плане формально-юридическую неопределенность этого статуса.
Например, Украина не участвует в Экономическом союзе (см. о нем ниже) стран СНГ, но участвует в важнейшем постоянно действующем Межгосударственном экономическом комитете - координирующем и исполнительном органе Экономического союза. Причем этот Комитет согласно Положению о нем 1994 г. руководствуется, в частности, Уставом СНГ (принятом без участия Украины и Туркмении) и Договором о создании Экономического союза (без участия Украины).
Но главное, текст учредительного основополагающего Минского Соглашения, действующий для всех стран СНГ, кроме Украины, и текст, действующий для Украины, по сути - два разных документа.
§ 229. Парадокс в том, что формально-юридически существуют "три СНГ": "одно Содружество" - для десяти стран (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), правовой базой которого служит Минское Соглашение (а также Алмаатинская Декларация и Протокол) плюс устав СНГ; "второе Содружество" - для Туркмении и названных выше стран, с правовой базой только в Минском соглашении (с Декларацией и Протоколом) и, наконец, "третье СНГ" - для Украины и других одиннадцати стран, с правовой базой, включающей шесть (из четырнадцати) статей Минского Соглашения (12 украинских Оговорок к этому Соглашению, очевидно, другие одиннадцать стран не обязывают, коль скоро они их не приняли). Все это создает одиозную правовую неупорядоченность, чреватую формальной возможностью при желании легко выйти из сотрудничества, не обеспеченного четкими обязательными договорными нормами.
***
§ 230. СНГ не является собственно только экономическим учреждением, но имеет широкий спектр сотрудничества, включая по сути две основные функциональные цели: военно-оборонительное сотрудничество и экономическое сотрудничество. Причем и то, и другое на практике осуществляется не всеми странами-членами СНГ в равной мере. В Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) входят 6 государств (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан). Параллельно с ОДКБ прогнозируется некое военно-политическое сотрудничество и в рамках патронируемого США объединения Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии - ГУУАМ (подробнее см. ниже).
§ 231. Экономическое сотрудничество, кроме того, распадается на декларативного характера сотрудничество всех двенадцати стран и на заявляемое более углубленное - между отдельными группами этих стран или в двустороннем порядке.
В отличие от Евросоюза, в котором сотрудничество базируется на четко прописанных нормах весьма объемных и детально разработанных учредительных документов, в СНГ за отсутствием таковых (его учредительные акты - лишь рамочные документы) - реальное сотрудничество осуществляется на основе многочисленных многосторонних (с разным составом участников) и двусторонних соглашений по конкретным секторам.
Эволюция экономического сотрудничества стран СНГ
§ 232. В течение 1992-1993 гг. предпринимался ряд разнообразных усилий как в двустороннем, так и в многостороннем порядке для правового закрепления экономического сотрудничества отдельных государств СНГ. Так, заключены были многосторонние соглашения в различных случаях между всеми или большинством стран СНГ о порядке транзита, о координации работы железнодорожного транспорта, о межгосударственных отношениях в области энергетики, о мерах по охране промышленной собственности, об общих условиях поставок товаров, об обмене экономической информацией, о принципах сближения хозяйственного законодательства, о согласовании антимонопольной политики, о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров и о разделениях инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров (с участием стран Балтии), о научно-техническом сотрудничестве, о согласованной политике в области стандартизации, метрологии и сертификации, о межгосударственных взаимоотношениях по вопросам агропромышленного комплекса и др.
За один лишь 1992 г. подписано было более ста многосторонних и сотни двусторонних договоров на самых разных уровнях и между разными странами.
§ 233. Важной инициативой в области энергетического сотрудничества явилось подписание в Сургуте в марте 1993 г. рамочного Соглашения о создании Межправительственного совета по нефти и газу между почти всеми бывшими союзными республиками СССР (кроме Эстонии, Латвии и Туркменистана). Главная цель Совета - сотрудничество стран-участниц в области добычи, транспортирования, переработки и использования нефти и газа; предусматривались общие инвестиции в топливный комплекс России. Предполагалось в дальнейшем согласование цен, тарифов и квот поставок на эти продукты.
§ 234. В течение 1992-1993 гг. предпринято было несколько попыток в многостороннем порядке договорно оформить закрепление рублевой зоны для части государств СНГ. Однако экономические и политические реалии во взаимоотношениях государств СНГ, очевидно, не благоприятствовали созданию эффективно действующей единой финансовой системы соответствующих стран, и проблема осталась нереализованной.
Было очевидным, что принятие, в частности, перечисленных выше разрозненных многосторонних соглашений по отдельным участкам экономического сотрудничества оказалось недостаточно действенным, хотя многие из соглашений оказались жизнеспособными, ибо совершенно необходимо было правовое упорядочение всей соответствующей деятельности.
§ 235. Принятие 21 января 1993 г. Устава СНГ призвано было внести организующее начало в сотрудничество, включая и экономическое. В разделе V Устава содержится широкий спектр направлений экономического и социального сотрудничества, включая "формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров услуг, капиталов и рабочей силы".
§ 236. Продолжались усилия и в организации многостороннего отраслевого экономического сотрудничества. В сентябре 1993 г. подписано было Соглашение с участием стран СНГ о создании Евроазиатского объединения угля и металла (Москва); в марте 1993 г. Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по охране промышленной собственности, а в сентябре 1994 г. заключена была Евразийская патентная конвенция (см. § 247).
§ 237. Попытка объединения всех усилий по многостороннему экономическому сотрудничеству стран СНГ, наконец, была воплощена в правовой форме в заключенном 24 октября 1993 г. Договоре о создании Экономического союза с участием одиннадцати государств СНГ, кроме Украины.
Договор по сути является рамочным, он декларирует образование экономического интеграционного объединения стран-участниц и предусматривает, что все конкретные обязательства по его построению должны быть дополнительно обусловлены в отдельных двусторонних и многосторонних соглашениях.
Институционно-правовая структура Договора весьма рыхлая. Руководящими органами Союза "по совместительству" определялись главные органы СНГ - Совет глав государств и Совет глав правительств.
Решения должны были приниматься на основе консенсуса. Спорные вопросы, связанные с толкованием и выполнением Договора, должны решаться путем переговоров или в Экономическом суде СНГ (см. § 791-793), а при невозможности урегулирования споров таким путем "Стороны согласились решать их в других международных судебных органах:" (ст. 31 Договора).
§ 238. Вскоре после заключения Договора о создании Экономического союза было подписано 15 апреля 1994 г. всеми двенадцатью странами СНГ Соглашение о создании зоны свободной торговли. Соглашение в основном тоже рамочного характера, хотя и заключено в порядке реализации другого столь же рамочного - Договора об Экономическом союзе. В Соглашении довольно подробно описываются цели создания в дальнейшем таможенного союза и координации торговой политики; порядок разрешения споров; многочисленные исключения из действия Соглашения и т.д., но нет самого существенного: конкретного перечня изъятий из свободной торговли, применения и поэтапной отмены изъятий в переходный период, а также сроков этого периода. Все это откладывалось для дальнейшего согласования, которого, впрочем, не последовало, так как ввиду обнаружившегося расхождения интересов участников Соглашения оно так и не вступило в силу. Для России свободная торговля, как подсчитали эксперты, означала бы ежегодно миллиардные убытки.
§ 239. Новой попыткой укрепить институционную базу Экономического союза стало заключение 21 октября 1994 г. Соглашения о создании Межгосударственного экономического комитета (без Туркмении, но с участием Украины). Задачи Комитета: "контрольно-распорядительные и исполнительные". В Комитете образованы были Президиум и Коллегия, решения в которых по определенным вопросам принимаются квалифицированным большинством голосов с учетом экономического потенциала государств: Россия - 50 голосов; Украина - 14; Белоруссия, Казахстан и Узбекистан - по 5 голосов; другие государства - по 3 голоса. Решение принимается при подаче за него не менее 80 голосов (из 100).
Этот, казалось бы, эффективный для действенного сотрудничества метод (по аналогии с порядком в Евросоюзе), однако, сильно нивелировался условиями Соглашения о том, что решения Комитета "распорядительного" характера принимаются по вопросам, "добровольно переданным ему государствами"; а обязательность исполнения решений "должна подтверждаться соответствующими решениями правительств". По "остальным вопросам" принимаются решения рекомендательного характера (п. 4 Положения о Межгосударственном экономическом комитете). Из формально-юридического анализа этих положений напрашивается вывод, что и так называемые "обязательные" решения - фактически рекомендательны. Соответственно, принятие решений квалифицированным большинством голосов не выглядит столь существенным.
§ 240. Одновременно с Соглашением о Межгосударственном экономическом комитете заключено было и Соглашение о создании Платежного союза государств-членов СНГ, также рамочного характера, с отнесением на будущее заключения дополнительных двусторонних и многосторонних соглашений в целях образования режима взаимной конвертируемости национальных валют, создания многосторонних расчетов в коллективной валюте и т.д. Участниками Союза должны были стать как правительства, центральные и другие банки стран, так и, в виде своего рода курьеза, - юридические и физические хозяйствующие субъекты! Соглашение, естественно, не было никем ратифицировано и практически забыто.
§ 241. Неэффективность, рыхлость подобных многосторонних учреждений, с очевидностью, стала причиной для начала поисков решения проблем межгосударственного экономического сотрудничества на субрегиональном уровне.
Уже 6 января 1995 г. заключено было соглашение между Россией и Белоруссией о таможенном союзе, к которому через две недели - 20 января 1995 г. - присоединился Казахстан. В дальнейшем из этого "ростка" развилось два "побега".
Во-первых, к трехстороннему соглашению России, Белоруссии и Казахстана присоединились последовательно Киргизия и Таджикистан. В результате после ряда формальных трансформаций в 2000 г. названными пятью государствами подписан был Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в целях эффективного продвижения к таможенному союзу и к Единому экономическому пространству. Учрежден был, как обычно, ряд органов более и менее высокого состава, Межпарламентская ассамблея, Секретариат и Суд Сообщества.
§ 242. Вторым направлением явилось имевшее определенные успехи развитие двустороннего политического и экономического сотрудничества России и Белоруссии, базирующегося на Договоре 1999 г. о создании Союзного государства - своего рода опыт образования политической интеграционной модели с параллельным построением экономически интегрированного Союзного государства, включая создание таможенного союза, введение единой валюты - рубля, свободы движения товаров, капиталов и миграции населения.
- Международное экономическое право и процесс Предисловие
- Международное экономическое право
- § 5. Что же все-таки произошло в XX в.? Случилось, в частности, три важных изменения.
- § 6. Общая торгово-политическая доминанта, базирующаяся на экономическом процессе, потребовала и общего правового ее оформления в виде современного международного экономического права.
- 2. Либерализм против протекционизма
- § 11. Но либерализм либерализму - рознь. В теоретическом аспекте есть все основания для того, чтобы различать прежде всего интровертный либерализм и экстравертный либерализм.
- 4. Глобализм
- 5. Неоглобализм и панамериканизм
- 6. Пороки неоглобализации
- § 38. Глобализация сама по себе - это не добро и не зло. Это - объективный процесс, но это и политика управления этим процессом.
- 7. Неоглобализация и международное экономическое право
- § 52. В то же время видится определенная связь между отмеченными интересами стран Севера и некоторыми новациями в международном праве, имевшими место как раз в 60-70-е гг.
- Глава II. Понятие международного экономического права и его систематика
- 1. Понятие международного публичного права и международного экономического права. Предмет и определение международного экономического права
- 2. Правовая доктрина международного экономического права
- 3. Соотношение международного экономического права и международного частного права
- 4. Международное экономическое право в системе права
- 5. Система международного экономического права
- § 84. Что же остается в сфере иных "экономических" отношений, кроме торговых?
- § 87. С учетом сказанного выше научная система мэп в настоящем курсе выглядит суммарно следующим образом.
- Глава III. Субъекты и дестинаторы международного экономического права
- 1. Государства - субъекты международного экономического права
- Государственный иммунитет
- § 95. Согласно, в частности, Конвенции, ряд видов дипломатического иммунитета имеет имущественный, т.Е. Экономический характер. Это, среди прочего:
- 2.1. Международные организации
- Межправительственные, в том числе экономические организации
- § 114. Это организации, членами которых являются государства и иные субъекты международного права, в том числе другие межправительственные организации.
- 2.4. Параорганизации
- 2.5. Международные конференции
- 2.6. Преференциальные системы
- 4. Индивиды, физические и юридические лица и международное право
- Глава IV. Источники международного экономического права
- § 149. При оценке такого подхода, на наш взгляд, надежным представляется отправляться от базисных положений классической теории права, а именно:
- 2. Концепция рекомендательной нормы международного права и понятие "мягкого права"
- 3. Международный договор - основной источник международного экономического права
- Многосторонние международные торгово-экономические договоры
- § 157. В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. Это относится и к его договорному оформлению.
- § 170. Во второй половине XX в. Широкое применение получили двусторонние (редко - многосторонние) Соглашения о поощрении и защите инвестиций (иначе - капиталовложений).
- § 177. Порядок принятия решений также может быть различным:
- 5. Решения межгосударственных экономических конференций
- 6. Международный обычай
- 7. Общие принципы права и вспомогательные источники международного экономического права
- 9. Принципы международного права
- 10. Специальные принципы международного экономического права
- Принцип (режим) недискриминации (nondiscrimination)
- Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования) (most favored nation)
- § 191. Исторически в практике международных отношений оговорка (клаузула) о наибольшем благоприятствовании использовалась в двух различных подходах:
- § 194. Практически общепринятыми, но тем не менее почти неукоснительно обычно включаемыми в договоры исключениями из действия оговорки о наибольшем благоприятствовании являются:
- Принцип национального режима (national treatment)
- Принцип (режим) взаимной выгоды
- § 199. Принцип взаимной выгоды сопрягается иногда в доктрине с "международно-правовым принципом взаимности".
- Принцип (режим) преференциальности
- § 202. Нетрудно видеть, что практически оборотная сторона преференциальности (для одних) есть дискриминация (для других).
- Особенная часть
- Экономическое сотрудничество в оон универсальное по объектам (ratione materiae) и региональное по субъектам (ratione personae)
- § 212. На региональном уровне экономическое сотрудничество проводится в пяти региональных комиссиях оон под эгидой экосос, образованных и руководимых Экономическим и Социальным Советом:
- Экономическое сотрудничество в оон универсальное по субъектам (ratione personae) и отраслевое по объектам (ratione materiae)
- § 218. Среди такого рода специализированных учреждений следует назвать следующие.
- 2. Организация международного экономического сотрудничества вне рамок оон
- Глава VI. Регулирование экономического сотрудничества на региональном уровне
- 1. Экономическое сотрудничество стран-членов Содружества Независимых Государств (снг) Возникновение и правовая база снг
- § 225. Но все же не от сша, во всяком случае юридически, зависело формирование снг и эффективность сотрудничества в нем.
- § 243. Новым направлением явилось подписанное в сентябре 2003 г. Соглашение о создании Единого экономического пространства (еэп) России, Белоруссии, Казахстана и Украины.
- 2. Европейский союз
- Правовые формы международных экономических связей Евросоюза
- § 258. С 1975 г. И далее заключаются на пятилетние и более сроки Ломейские конвенции с участием всех стран Евросоюза и 46 развивающихся стран. Принципы и условия сотрудничества включают:
- Россия и Евросоюз
- 3. Иные формы международно-правового регулирования регионального экономического сотрудничества
- 4. Регионализм или глобализм?
- § 273. Оба эти явления: регионализм и глобализм - имеют много общего, но и много отличного.
- Раздел 2. Международное торговое право Глава VII. Понятие международной торговли и формы ее регулирования
- 1. Понятие торговли и международного торгового права
- 2. Международно-правовые формы регулирования торгового сотрудничества между государствами Генеральное соглашение по тарифам и торговле (гатт)
- § 280. Снижение таможенных тарифов происходило в ходе периодически созываемых тарифных конференций, так называемых "раундов", которые происходили:
- § 282. Гатт состоит всего из 4 частей и 38 довольно объемных статей.
- Результаты Уругвайского раунда гатт
- Всемирная торговая организация (вто)
- § 292. Особо скрупулезно регулируются в Соглашении об учреждении вто вопросы присоединения к нему, что наглядно иллюстрирует по сути закрытость этой организации.
- Основные принципы гатт/вто
- Глава VIII. Международная торговля товарами
- 1. Международно-правовое регулирование торговли товарами таможенно-тарифными мерами
- Международное таможенно-тарифное сотрудничество на универсальном уровне вне гатт/вто
- § 309. Правильная оценка товара, являющаяся базой определения ставки адвалерной таможенной пошлины, важный элемент избежания при этом ошибок и злоупотреблений.
- Антидемпинговые меры в гатт
- Лицензирование
- "Добровольные" ограничения экспорта
- Защитные меры (пошлины)
- Субсидии и компенсационные меры (пошлины)
- § 328. Субсидии не запрещаются тотально. Но допустимы лишь если не ущемляют интересы других стран. Соответственно Соглашение разделяет субсидии на несколько категорий:
- Технические барьеры в торговле
- § 329. Под техническими барьерами в торговле понимаются нетарифного характера разнообразные условия и требования, распространяющиеся на ввозимые товары. Это могут быть:
- Санитарные и фитосанитарные меры
- Предотгрузочная инспекция экспортируемых товаров
- 3. Международно-правовое регулирование торговли особыми группами товаров
- Аграрное регулирование в вто
- § 346. Экспортные субсидии в принципе полностью не запрещаются, они подразделяются на два вида:
- Международно-правовые формы многостороннего регулирования мировых рынков сырьевых товаров
- § 349. Соответствующая практическая работа организационно осуществляется в различных межправительственных институционных формах:
- § 350. Товарные соглашения подразделяются на три основных вида.
- Торговля текстильными товарами и готовой одеждой
- Международный контроль трансферов товаров и технологий военного назначения
- § 362. Международное сотрудничество возможно как в целях развития, так, увы, и ограничения торговли.
- Глава IX. Международная торговля услугами
- 1. Понятие услуги и особенности международного рынка услуг
- 2. Генезис правового регулирования международного рынка услуг
- § 369. Для генезиса международно-правового урегулирования рынка услуг характерно:
- 3. Генеральное соглашение по торговле услугами (гатс) Общие основы гатс
- 4. Международно-правовое регулирование отдельных секторов услуг
- 5. Международно-правовое регулирование экономических отношений в области транспорта Морской транспорт
- § 393. Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Гаагские правила). Принята в Брюсселе, 1924 г., с изменениями 1968 г. (Правила Висби).
- Речной транспорт
- § 397. Внутренний речной транспорт, его регулирование, естественно, дело каждого отдельного государства. Международные же проблемы возникают с речным транспортом по так называемым международным рекам.
- § 403. Коммерческие перевозки воздушным транспортом включают перевозки пассажиров, их багажа, грузов и почты. При этом выработано семь так называемых "свобод воздуха" (г.П. Жуков):
- Железнодорожный транспорт
- § 414. С участием Союза и под эгидой еэк оон разработаны были также (иллюстративный перечень):
- Трубопроводный транспорт
- Услуги, не связанные с определенными видами транспорта
- 6. Услуги в области связи и коммуникаций
- Телекоммуникационные услуги (дальней связи) и вто
- 7. Регулирование международной торговли финансовыми услугами в вто
- 8. Регулирование международного рынка трудовых услуг
- § 429. Методологически необходимо прежде всего разделить: во-первых, так называемое международное трудовое право и, во-вторых, правовое регулирование международного рынка трудовых услуг.
- Глава X. Валютно-финансовое регулирование в международной торговле (международное валютно-финансовое право)
- § 442. Международно-правовое регулирование валютно-финансовых отношений в части, связанной в основном с обеспечением международных торговых сделок, включает:
- Институционные основы Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы
- § 451. Практически основные цели для мвф:
- Режим валютной системы мвф
- Основные достижения и задачи совершенствования системы мвф
- § 487. Новое "дыхание" получили и такие традиционные заемные (и платежные) инструменты, как векселя и чеки.
- Публично-правовые международные кредитные отношения
- § 507. Существует три основных способа урегулирования неблагополучных долговых обязательств (кроме, разумеется, оплаты их полностью и в срок):
- 4. Правовое регулирование международных платежей и расчетов
- Глава XI. Унификация и гармонизация торгового права
- 1. Понятие международной унификации и гармонизации
- 2. Международные учреждения, призванные разрабатывать унификационные и гармонизационные документы
- 3. Классификация методов унификации и гармонизации
- А.2. Односторонняя факультативная унификация
- § 540. Это - издание, промульгация государством в одностороннем порядке национального законодательного акта, инкорпорирующего положения международного унификационного документа.
- А.3. Односторонняя факультативная гармонизация
- § 542. Метод разработки так называемых типовых (модельных) законов был применен впервые юнситрал и получил широкое признание со стороны государств. В юнситрал разработаны были типовые законы:
- Б. Неправовые методы
- § 548. Апологетика контрактуализации абстрагируется от двух исключительно важных обстоятельств:
- Б.1. Разработка на межгосударственном уровне факультативных принципов, правил, общих условий поставки и т.П. Документов для использования в международном частном торговом обороте
- § 556. В мтп (в ее Комиссии по коммерческой деятельности) (§ 301-302), что касается гармонизации частного права международной торговли, были разработаны:
- Глава XII. Нарушения и ограничения международных торгово-экономических отношений
- Ограничительная деловая практика
- Коррупция во внешнеэкономической деятельности
- Трансграничные финансовые правонарушения
- § 579. Что касается эмбарго (блокады, бойкота), вводимых на основе решений Совета Безопасности, примеров накопилось немало. В том числе:
- 3. Современные средства перманентной торгово-экономической войны
- Злоупотребления правомерными средствами защиты национальной экономики
- § 587. Лишение "непослушных" государств финансовой и военной помощи - давно испытанный и эффективный инструмент политики сша, пускаемый в ход в качестве самого весомого "аргумента".
- 4. Торгово-экономическая дискриминация России с политической подоплекой
- Раздел 3. Международное имущественное право
- Глава XIII. Режим межгосударственных имущественных отношений
- 1. Государственная территориальная собственность
- 2. Морские международные имущественные права
- § 614. Наглядной иллюстрацией среди множества других, особенно в том числе Конвенции 1982 г. По морскому праву, могут служить (иллюстративный перечень):
- 3. Международный режим "общего наследия человечества"
- Глава XIV. Международное право интеллектуальной собственности
- 2. Международное патентное право
- § 656. Отличиями Всемирной конвенции от Бернской, в частности, являются следующие:
- § 657. Другие многосторонние конвенции по авторским правам:
- 4. Международно-правовая комплексная охрана интеллектуальной собственности
- Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности - трипс (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights Including Trade in Counterfeit Goods - trips)
- § 662. Соглашение трипс, подписанное в 1994 г., входит в состав Марракешского пакета Уругвайского раунда и, таким образом, обязательно для всех стран-членов вто.
- Глава XV. Международное инвестиционное право
- 2. Поиск базовых правовых основ инвестирования за рубежом
- Модели двусторонних соглашений о поощрении и защите инвестиций
- § 708. Специфическими "стандартами", регулирующими режим инвестиций под крышей спзи, считаются следующие:
- 4. Проблемы "политических" рисков для иностранных инвестиций
- 5. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (мига)
- § 724. Мига, хотя и входит в систему мбрр, обладает юридической и финансовой независимостью.
- § 726. Непосредственно Агентством или при его участии осуществляются гарантии двух видов:
- § 727. Важно, что в Сеульской конвенции приводится перечень некоммерческих рисков, которые подлежат страхованию:
- 6. Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (тримс) (Agreement on Trade-Related Investment Measures - trims)
- § 730. По своему правовому статусу тримс - Соглашение в рамках Марракешского пакета, следовательно, обязательное для всех стран-членов вто.
- Глава XVI. Проблемы урегулирования международного режима транснациональных корпораций (тнк)
- 1. Понятие и задачи регулирования деятельности тнк
- 2. Тнк и финансово-промышленные группы (фпг) в снг
- 3. Правовой статус тнк
- 2. Правовое обеспечение благоприятного режима налогообложения за рубежом для отечественных физических и юридических лиц
- 2. Общие для международного публичного процессуального права средства урегулирования межгосударственных споров, включая экономические
- § 767. Основным обычно используемым средством разрешения споров являются непосредственные переговоры между самими спорящими сторонами.
- Международные третейские суды, или арбитражи
- Международная судебная процедура
- 3. Урегулирование межгосударственных споров отраслевого экономического характера Система урегулирования межгосударственных торговых споров в рамках вто
- § 775. Порядок урегулирования споров состоит из следующих последовательных стадий.
- Международный трибунал по морскому праву
- Урегулирование международно-правовых споров в рамках Сеульской конвенции 1985 г. Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (мига)
- 4. Урегулирование межгосударственных экономических споров на региональном (интеграционном) уровне
- Суд Европейского союза
- § 787. Суд в настоящее время имеет 2 инстанции.
- Экономический суд снг
- Глава XIX. Международно-правовое обеспечение урегулирования частноправовых споров
- 1. Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности
- 3. Международно-правовое содействие арбитражному урегулированию частноправовых споров
- § 809. Содействие арбитражному методу урегулирования международных частно-правовых споров содержится и в ряде международно-правовых актов, в том числе с факультативной правовой силой:
- 4. Признание и исполнение иностранных судебных решений и исполнение судебных поручений
- § 813. Признание и исполнение решений иностранных судов регулируется следующими международными соглашениями:
- § 814. Исполнение судебных поручений в международно-правовом порядке может осуществляться согласно сложившейся практике следующими способами:
- § 816. Международно-правовые отношения России с другими странами в части взаимного исполнения судебных поручений зиждутся:
- 5. Удостоверение (легализация) документов для зарубежного применения
- Заключение
- § 823. На наш взгляд, в ходе болезни роста международного экономического права подстерегают две опасности.
- К главе II. Понятие международного экономического права и его систематика
- К главе III. Субъекты и дестинаторы международного экономического права
- К главе IV. Источники международного экономического права
- К главе V. Организация экономического сотрудничества на универсальном уровне
- К главе VI. Регулирование экономического сотрудничества на региональном уровне
- К главе VII. Понятие международной торговли и формы ее регулирования
- К главе VIII. Международная торговля товарами
- К главе IX. Международная торговля услугами
- К главе X. Валютно-финансовое регулирование в международной торговле (международное валютно-финансовое право)
- К главе XI. Унификация и гармонизация торгового права
- К главе XII. Нарушения и ограничения международных торгово-экономических отношений
- К главе XIII. Режим межгосударственных имущественных отношений
- К главе XIV. Международное право интеллектуальной собственности
- К главе XV. Международное инвестиционное право
- К главе XVI. Проблемы урегулирования международного режима транснациональных корпораций (тнк)
- К главе XVII. Регулирование международных налоговых отношений (международное налоговое право)
- К главе XVIII. Урегулирование публично-правовых экономических споров
- К главе XIX. Международно-правовое обеспечение урегулирования частноправовых споров
- Алфавитно-предметный указатель а