logo
Вельяминов Г

§ 579. Что касается эмбарго (блокады, бойкота), вводимых на основе решений Совета Безопасности, примеров накопилось немало. В том числе:

- эмбарго на поставки вооружений в ЮАР в 1977 г.;

- экономический бойкот Родезии в 1977 г.;

- экономическая блокада Ирака в 1990 г.;

- эмбарго на поставки вооружений и на воздушный транспорт в Ливию в 1992 г.

Экономические по содержанию санкции, введенные Советом Безопасности ООН в 1990 г. против Ирака, в 1992 г. - против Югославии и частичные санкции в 1992 г. - против Ливии, по существу нельзя, разумеется, относить к санкциям именно экономическим (т.е. в рамках международного экономического права или, более узко, - системы ВТО). Эти и подобные акции, кстати, мотивируемые интересами обеспечения безопасности, - несомненно имеют сугубо политический характер, лишь выражение их (метод принуждения или кары) - экономическое. Внутринациональной условной "аналогией" могут служить денежные штрафы, налагаемые в уголовном порядке. Впрочем, где кончается экономическая политика и где начинается общая политика, не всегда можно точно определить.

В индивидуальном порядке по политическим мотивам США в 1994 г. вводили эмбарго против Кубы на импорт продуктов, содержащих кубинский сахар, и на чартерные авиарейсы. Против Кубы же еще в 1962 г. Организация Американских Государств вводила так называемый "карантин" экономического характера с политической подоплекой и т.п.

Формально такие эмбарго (бойкот и блокада) могут, что касается стран-членов ВТО, укладываться в возможности, предоставляемые ст. XX (Общие исключения) ГАТТ, либо ст. XXI (Исключения по соображениям безопасности).

§ 580. Государства во многих случаях на практике предпочитают без ссылок на права, предоставляемые Уставом ООН, вводить эмбарго в качестве, по сути, защитной меры (см. § 323-325) путем административных решений таможенных, санитарных и т.п. учреждений в порядке защиты интересов населения и охраны общественного и экономического порядка, в том числе: защита здоровья (ввоз алкоголя, наркотиков, несертифицированных лекарств, недоброкачественного мяса, в частности с гормональными добавками и т.п.); морально-гуманитарные причины (ввоз пушнины, добытой с употреблением мучительных средств - капканы и т.п.; порнография, оскорбительная для верующих литература и т.п.); охрана экологии (запрещенные ядохимикаты и т.п.).

Такого рода эмбарго может устанавливаться на определенный срок или бессрочно (до прекращения эпидемий или эпизоотий в стране экспорта, к примеру, пищевых продуктов и т.п.). Используется также условное эмбарго, вводимое для обеспечения соблюдения иностранными экспортерами требований, предъявляемых к товарам в стране импорта, в том числе по упаковке, информативной маркировке и т.п.

§ 581. Обычной практикой является использование эмбарго (в том числе обоснованно мотивированного) и в качестве торгово-политического инструмента для достижения торговых уступок или снятия торговых ограничений в стране-контрагенте. Примером может служить введение в 2001 г. Россией эмбарго на ввоз куриных окорочков из США по мотивам содержания вредных для здоровья компонентов в мясе, фактически же в увязке с жесткими ограничениями на ввоз в США стального проката из России.