logo
Вельяминов Г

2. Правовое обеспечение благоприятного режима налогообложения за рубежом для отечественных физических и юридических лиц

§ 761. Кроме налогов, подпадающих под действие соглашений об избежании двойного налогообложения, существует много не подпадающих под эти соглашения видов налогов для юридических и физических лиц одного государства в другом государстве. Это касается не только таможенных пошлин, которые в принципе - разновидность налога, но и косвенных налогов, и разнообразных специальных, в том числе муниципальных налогов, например дорожный налог на личный транспорт, экологический налог и т.п.

В отношении таких налогов зарубежных стран единственное, что может сделать государство для своих физических и юридических лиц, - это обеспечить для них либо национальный режим, либо режим наибольшего благоприятствования в отношении налогообложения. Это осуществляется на международно-правовом уровне посредством предусмотрения таких режимов как на многостороннем правовом уровне, в частности, в ГАТТ и в других международных соглашениях системы ВТО, так и на двустороннем, - в двусторонних торговых договорах, в иных специальных международных соглашениях. Такие принципы предусматриваются и в международно-правовых актах международных конференций (например, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.), в резолюциях органов ООН, а также в актах региональных учреждений (Социальная хартия Евросоюза) и т.п.

§ 762. Освобождение от налогов дипломатических представительств и подобных государственных органов за рубежом общепризнано международным правом как в силу обычая, так и конвенционно, в частности в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.; в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.; в Конвенции о специальных миссиях 1969 г. и др.

Особую категорию представляют собой соглашения об освобождении от налогообложения международных организаций (как межправительственных, так и неправительственных), особенно в странах местопребывания их штаб-квартир. Соответствующие условия могут включаться и в соглашения (конвенции) общего характера об иммунитетах и привилегиях международных организаций. Например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г.; Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г. и т.д.

§ 763. Наконец, надо упомянуть и международные межведомственные соглашения налоговых органов разных стран об обмене взаимной информацией и опытом, о сотрудничестве в области организации налогового контроля и т.д.

Контрольные вопросы:

1. Как регулируются правовые проблемы двойного налогообложения?

2. В чем правовые проблемы использования так называемых оффшоров?

3. Как юридически может обеспечиваться благоприятный налоговый режим отечественных физических и юридических лиц за рубежом?

Международное экономическое процессуальное право

Глава XVIII. Урегулирование публично-правовых экономических споров

права

1. Понятие международного экономического процессуального права

§ 764. Международное экономическое процессуальное право (международный экономический процесс) представляет собой комплекс международно-правовых норм, обеспечивающих разрешение международных экономических споров.

В доктринальном плане международное экономическое процессуальное право (МЭПП) не есть подотрасль МЭП, но - подотрасль общего международного публичного процессуального права. Условно-иллюстративно международное экономическое процессуальное право по отношению к международному экономическому праву может быть уподоблено некоей аналогии гражданско-процессуального права применительно к гражданскому праву (если сравнивать с внутринациональной правовой систематикой).

Следует сразу же оговориться, что хотя вводимое в настоящем курсе в научный оборот понятие международного экономического процессуального права методологически вполне оправданно, МЭПП в качестве отрасли права находится еще лишь на ранней стадии становления. Институционно особый судебно-арбитражный аппарат и его процессуальные нормы для рассмотрения международных экономических споров еще мало развиты. Это, впрочем, для международного публичного права в целом не менее типично. То же самое касается и всего корпуса (corpus juridicum) процессуальных норм международного права в целом, соответствующие нормы которого, естественно, могут быть применимы и в его составной части - в международном экономическом процессуальном праве.

§ 765. Предметом МЭПП являются отношения, возникающие в связи с разрешением споров экономического характера между субъектами международного публичного права, а также отношения между этими субъектами, возникающие в связи с согласовываемыми ими международно-правовыми актами по урегулированию международных экономических споров между частными лицами из разных государств.

Следует заметить, что институт иммунитета, представляя собой важнейший элемент правового статуса государств и других субъектов международного права, обычно в этом своем качестве и рассматривается в доктрине, в том числе в настоящем курсе. Между тем иммунитет имеет очевидное процессуальное значение, и соответственные его аспекты в системном плане представляют собой предмет международного публичного процессуального права. В интересах, однако, целостности изложения материала все, что касается иммунитета, в курсе сосредоточено, в основном, в одном месте (§ 90-107).

Субъектами МЭПП являются субъекты международного экономического публичного права, в том числе соответствующие судебно-арбитражные учреждения.

Источники МЭПП - те же, что и в международном публичном праве, включая и принципы и нормы общего международного публичного процессуального права.

Основным принципом МЭПП является когентный принцип мирного урегулирования споров, наряду с которым, для МЭПП, естественно, действуют и другие общепризнанные принципы (jus cogens) международного публичного права.

Система МЭПП включает правовые нормативно-процессуальные средства:

- применимые в международном публичном процессуальном праве общие средства и методы урегулирования экономических споров;

- средства и методы урегулирования межгосударственных споров отраслевого экономического характера;

- методы и средства урегулирования межгосударственных экономических споров на региональном уровне;

- нормы международно-правового обеспечения урегулирования международных частноправовых споров.