Публично-правовые международные кредитные отношения
§ 494. Кредитные отношения публично-правового характера, т.е. отношения между субъектами международного (экономического) права, практически неизменно - условные, целевые. Такие кредиты преследуют обычно следующие цели:
- поддержание и развитие экспорта страны-заимодавца и соответственно повышение занятости в этой стране; закрепление на иностранном рынке и завоевание его для своих экспортеров; часто такие кредиты даются для постройки крупных промышленных объектов силами страны-заимодавца. Такого рода кредиты обычно обусловливаются обязанностями закупок товаров и услуг в стране кредитора;
- сохранение политического, экономического, культурного присутствия страны-заимодавца в стране-заемщике. Это обычно свойственно для стран, бывших колониями стран-заимодавцев;
- политическая и стратегическая привязка страны-заемщика к стране-кредитору. Часто в счет таких кредитов (иногда сознательно практически безвозвратных) поставляется вооружение в страну-заемщик. Нередко средства предназначаются и для укрепления в странах-заемщиках политических режимов, желательных для стран-заимодавцев. Особенно актуально было предоставление таких кредитов в годы "холодной войны" как со стороны Советского Союза, так и США и их союзников;
- предоставление кредитов как государствами, так и международными организациями по гуманитарным причинам в случаях стихийных бедствий, голода, военных действий и т.п. Если такие "кредиты" предоставляются на безвозмездных условиях, они юридически должны рассматриваться как дарения и выходят за рамки международного экономического права;
- особое место занимают кредиты для поощрения экономического прогресса развивающихся стран со стороны и промышленно развитых государств, и в рамках программ помощи международных экономических и финансовых учреждений. По своей сути это кредиты смешанного политического, экономического, социального и гуманитарного назначения. Разумеется, прежде всего эти кредиты обычно выгодны и нужны развивающимся странам. Но по большому счету кредиты эти несомненно могут быть не менее важны и даже стратегически жизненно необходимы и для "богатых", развитых стран-заимодавцев. Последние в индивидуальном и коллективном плане заинтересованы в обеспечении политико-социального мира на планете в рамках рыночной экономики и в развитии в таком климате своей торгово-экономической экспансии на расширенном мировом рынке для продукции своей промышленности; наконец, в насаждении в развивающихся странах демократических устоев по западным образцам в интересах предотвращения вспышек экстремизма, терроризма и т.п. нежелательных явлений.
§ 495. Что касается кредитов, предоставляемых государствами друг другу, юридически они подпадают под регулирование, во-первых, общепризнанными принципами международного права, в том числе закрепленными в Уставе ООН и иными универсального характера правовыми актами. Во-вторых и в главных, правовой базой этих кредитов являются соответствующие двусторонние, реже - многосторонние межгосударственные кредитные соглашения или соответствующие условия, содержащиеся в международных договорах более широкого диапазона (договоры о дружбе, сотрудничестве и экономической взаимопомощи; долгосрочные соглашения о торговом, экономическом сотрудничестве и т.п.). Рекомендательно-факультативного значения могут быть и некоторые условия резолюций ООН, например, Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г., а также такие документы, как Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и др.
К сожалению, нельзя привести каких-либо специальных облигаторных норм общего международного публичного права, которые бы особо регулировали международные кредитные отношения между государствами как таковыми, кроме, разве, принципа "pacta sunt servanda".
§ 496. Кредиты, предоставляемые в рамках специализированных финансовых учреждений, таких как МВФ, Всемирный банк (включая его филиалы), Европейский банк реконструкции и развития и т.п., в отличие от упомянутых выше межгосударственных подпадают практически под специального характера системное правовое регулирование в рамках соответствующих учреждений.
Регулирование финансовой помощи, по сути посредством кредитования в рамках МВФ (кредиты по линии Фонда лишь его вспомогательная функция, призванная обеспечивать главные цели Фонда - стабилизацию и конвертируемость валют) рассмотрено было выше.
§ 497. Родственное МВФ учреждение - Всемирный банк - МБРР, напротив, изначально было образовано именно для оказания целевой финансовой, кредитной помощи странам-членам в осуществлении ими конкретных проектов и программ своего промышленного, аграрного, инфраструктурного развития. Выше уже говорилось об институционных основах МБРР, а также о том, что уже вскоре после его создания определился крен в сторону направления его деятельности на финансовую поддержку экономического благосостояния развивающихся стран. При этом требовалось не только предоставление кредитов развивающимся государствам как таковым (что входило в уставные функции МБРР), но и непосредственно их частному сектору. В этой связи возникла необходимость создания специальной организации, которая напрямую занималась бы финансированием частных предприятий в производственном секторе развивающихся стран, включая участие в капитале этих предприятий и т.д.
Такая организация возникла в 1956 г. в виде Международной финансовой корпорации (МФК). Она является юридически и финансово - самостоятельным филиалом МБРР со статусом специализированного учреждения ООН. МФК работает на коммерческой основе. Источниками финансирования МФК являются взносы стран-членов в уставный капитал, кредиты, получаемые от Всемирного банка и на международных финансовых рынках, отчисления от прибылей и т.п. Россия входит в состав членов МФК.
§ 498. В 1960 г. создано было еще одно дочернее предприятие МБРР - Международная ассоциация развития (МАР). Задача МАР - оказание помощи наиболее бедным развивающимся государствам посредством предоставления как самим государствам, так и частному сектору беспроцентных кредитов для подъема их экономики и уровня жизни, со сроками погашения до 35-50 лет. Источники финансирования МАР - отчисления прибылей МБРР, взносы государств-членов, взносы наиболее богатых государств.
§ 499. Еще одним дочерним предприятием МБРР (тоже по сути финансовым) является созданное в 1988 г. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (MIGA), о котором подробнее см. § 724-728.
Все три вышеназванные учреждения (МФК, МАР и МИГА), входящие в группу МБРР (Всемирный банк), управляются по совместительству административными органами самого МБРР.
§ 500. Всемирный банк согласно его Уставу предоставляет долгосрочные кредиты на сроки до 15 и более лет и обычно с более низкими, чем на международных финансовых рынках, процентными ставками для структурных преобразований государств-заемщиков, для мер по либерализации торговли, по приватизации государственного сектора, на реформы образования и здравоохранения, на развитие инфраструктуры.
Как и в рамках МВФ (см. выше), в МБРР за время его существования были разработаны и приняты специальные кредитные схемы, в том числе:
- реабилитационный кредит, обычно предоставляемый единовременно при вступлении новой страны в МБРР и при наличии определенных, кризисных и т.п. ситуаций в стране-заемщике;
- целевые кредиты для финансирования конкретных народнохозяйственных проектов, на проведение земельных, налоговых, приватизационных и т.п. реформ;
- кредиты на программы по структурному преобразованию (PAS) в отдельных отраслях экономики, в инфраструктуре и т.п. Предоставляются с 1980 г. и аналогичны механизмам структурного урегулирования (FAS и FASR) в рамках МВФ (см. § 469, 470);
- так называемые займы "В" (с 1983 г.) представляют собой пилотные программы в рамках расширения совместного финансирования с частными коммерческими банками структурных преобразований в развивающихся странах.
МБРР постепенно расширял практику от предоставления займов для финансирования отдельных производственных и инфраструктурных проектов в развивающихся странах до финансирования комплексных системообразующих программ.
В разные годы основными получателями кредитов МБРР были Бразилия, Израиль, Египет, Россия, другие, в том числе особенно развивающиеся страны.
§ 501. Кроме международных валютно-финансовых учреждений универсального характера (МВФ, группа МБРР) в мире существует большое количество региональных международных финансовых банков и учреждений, в том числе: Европейский инвестиционный банк и Европейский центральный банк в рамках региональной валютно-финансовой системы Евросоюза с зоной евро; Азиатский банк развития, Африканский банк развития, Межамериканский банк развития, Арабский валютный фонд, Финансовая корпорация Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Андская корпорация развития и т.д.
§ 502. Следует коротко остановиться на созданном в 1991 г. Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) с местонахождением в Лондоне. Банк был учрежден Евросоюзом, Европейским инвестиционным банком и более чем 50 государствами Европы и других континентов (включая Россию, США, Японию, Израиль, Южную Корею и некоторые арабские страны) с целью содействия переходу на рыночную экономику государств Центральной и Восточной Европы. Евросоюзу принадлежит 51% капитала Банка. Кредиты для частного сектора должны по Уставу ЕБРР составлять 60%, а для государственного сектора - 40% всех предоставляемых Банком займов. Средства предоставляются преимущественно на совершенствование инфраструктуры стран-заемщиков, транспортных и коммуникационных сетей. Кредитами ЕБРР пользовалась и Россия.
Проблемы урегулирования государственных долговых обязательств ("суверенных" долгов)
§ 503. Эти проблемы возникают в основном в двух случаях: во-первых, при образовании на месте одного государства нескольких новых государств-правопреемников и, во-вторых, при возникновении у государств-должников финансовых трудностей при погашении ими своих внешних долгов.
Международно-правовые ориентиры для урегулирования долгов в случаях возникновения новых государств на месте прежде существовавшего государства содержатся в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Хотя эта Конвенция не вступила в силу, она может рассматриваться как некое обобщение действующего обычно правового подхода. Согласно Конвенции, если государства-преемники не договорятся об ином, долги государства-предшественника переходят к государствам-преемникам в "справедливых долях" с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государствам-преемникам в связи с данным государственным долгом. Принцип столь же абстрактно справедлив, сколь конкретно малопрагматичен.
§ 504. Проблема правопреемства государственного долга реально возникла при распаде СССР, который был крупным кредитором для других, в основном для бывших менее промышленно развитых социалистических стран (Вьетнам, Куба, Румыния, Монголия), а также для многих развивающихся стран (Индия, Ирак, Сирия, Алжир, Никарагуа, Ангола, Египет, Иран, Эфиопия и другие). Вместе с тем СССР на момент его распада оказался должником в основном промышленно развитых государств рыночной экономики (Германия, Франция, Италия, Япония, Великобритания, Финляндия и др.), а также ряда бывших более промышленно развитых социалистических стран (Чехия, Словакия, Венгрия).
Наиболее остро при распаде СССР встала проблема преемства его внешнего долга новыми постсоветскими государствами, ибо без решения этой проблемы (если не реально, то в принципе: кто должен платить?) сразу возникли трудности получения на Западе новыми государствами новых кредитов, в которых они поначалу особенно остро нуждались. Попытка решить проблему правопреемства долгов СССР посредством Соглашения в декабре 1991 г. между новыми государствами о долевом распределении общих долгов СССР (Россия - 61,34%, Украина - 16,37%, Белоруссия - 4,13%, Казахстан - 3,86% и т.д.) не удалась: способ индивидуального погашения постсоветскими государствами долей в общем долге СССР оказался практически неподходящим для государств-кредиторов. В результате тогдашнее российское руководство согласилось взвалить на свою страну выплату всех долгов СССР в одностороннем порядке, что было непростительной ошибкой.
§ 505. Позднее Россией были заключены со странами СНГ (кроме Украины) двусторонние соглашения о "нулевом" варианте урегулирования долгов СССР, исходя из возложения на Россию обязательств по оплате всего долгового пассива СССР с одновременной передачей в пользу России прав взыскания долговых требований (активов) СССР к третьим странам. Таким образом, Россия практически оплачивает огромные долги СССР перед западными государствами, а получает несоизмеримо меньшие платежи лишь от некоторых стран-должников СССР. В целом проблему нельзя считать полностью урегулированной, особенно с учетом того, что Россия фактически оплачивает и долю Украины в долгах СССР. Украина, со своей стороны, при этом долги не платит, но претендует на свою "долю" во всех внешних активах бывшего СССР.
§ 506. К сожалению, у многих государств возникают реальные финансовые затруднения при погашении ими в срок своих долговых обязательств. Это особенно свойственно менее богатым странам, которые как раз и фигурируют в качестве основных должников по внешним займам. Но трудности возникают не только у стран-должников, но и у стран-кредиторов, а тем более у коммерческих банков-кредиторов (иностранных по отношению к государству-должнику). Получение, взыскание так называемых "суверенных" долгов затрудняется именно суверенным статусом государств-должников, даже и в тех случаях, когда, например, по кредитным соглашениям с иностранным банком-кредитором государство-заемщик отказалось от своих юрисдикционных иммунитетов.
- Международное экономическое право и процесс Предисловие
- Международное экономическое право
- § 5. Что же все-таки произошло в XX в.? Случилось, в частности, три важных изменения.
- § 6. Общая торгово-политическая доминанта, базирующаяся на экономическом процессе, потребовала и общего правового ее оформления в виде современного международного экономического права.
- 2. Либерализм против протекционизма
- § 11. Но либерализм либерализму - рознь. В теоретическом аспекте есть все основания для того, чтобы различать прежде всего интровертный либерализм и экстравертный либерализм.
- 4. Глобализм
- 5. Неоглобализм и панамериканизм
- 6. Пороки неоглобализации
- § 38. Глобализация сама по себе - это не добро и не зло. Это - объективный процесс, но это и политика управления этим процессом.
- 7. Неоглобализация и международное экономическое право
- § 52. В то же время видится определенная связь между отмеченными интересами стран Севера и некоторыми новациями в международном праве, имевшими место как раз в 60-70-е гг.
- Глава II. Понятие международного экономического права и его систематика
- 1. Понятие международного публичного права и международного экономического права. Предмет и определение международного экономического права
- 2. Правовая доктрина международного экономического права
- 3. Соотношение международного экономического права и международного частного права
- 4. Международное экономическое право в системе права
- 5. Система международного экономического права
- § 84. Что же остается в сфере иных "экономических" отношений, кроме торговых?
- § 87. С учетом сказанного выше научная система мэп в настоящем курсе выглядит суммарно следующим образом.
- Глава III. Субъекты и дестинаторы международного экономического права
- 1. Государства - субъекты международного экономического права
- Государственный иммунитет
- § 95. Согласно, в частности, Конвенции, ряд видов дипломатического иммунитета имеет имущественный, т.Е. Экономический характер. Это, среди прочего:
- 2.1. Международные организации
- Межправительственные, в том числе экономические организации
- § 114. Это организации, членами которых являются государства и иные субъекты международного права, в том числе другие межправительственные организации.
- 2.4. Параорганизации
- 2.5. Международные конференции
- 2.6. Преференциальные системы
- 4. Индивиды, физические и юридические лица и международное право
- Глава IV. Источники международного экономического права
- § 149. При оценке такого подхода, на наш взгляд, надежным представляется отправляться от базисных положений классической теории права, а именно:
- 2. Концепция рекомендательной нормы международного права и понятие "мягкого права"
- 3. Международный договор - основной источник международного экономического права
- Многосторонние международные торгово-экономические договоры
- § 157. В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. Это относится и к его договорному оформлению.
- § 170. Во второй половине XX в. Широкое применение получили двусторонние (редко - многосторонние) Соглашения о поощрении и защите инвестиций (иначе - капиталовложений).
- § 177. Порядок принятия решений также может быть различным:
- 5. Решения межгосударственных экономических конференций
- 6. Международный обычай
- 7. Общие принципы права и вспомогательные источники международного экономического права
- 9. Принципы международного права
- 10. Специальные принципы международного экономического права
- Принцип (режим) недискриминации (nondiscrimination)
- Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования) (most favored nation)
- § 191. Исторически в практике международных отношений оговорка (клаузула) о наибольшем благоприятствовании использовалась в двух различных подходах:
- § 194. Практически общепринятыми, но тем не менее почти неукоснительно обычно включаемыми в договоры исключениями из действия оговорки о наибольшем благоприятствовании являются:
- Принцип национального режима (national treatment)
- Принцип (режим) взаимной выгоды
- § 199. Принцип взаимной выгоды сопрягается иногда в доктрине с "международно-правовым принципом взаимности".
- Принцип (режим) преференциальности
- § 202. Нетрудно видеть, что практически оборотная сторона преференциальности (для одних) есть дискриминация (для других).
- Особенная часть
- Экономическое сотрудничество в оон универсальное по объектам (ratione materiae) и региональное по субъектам (ratione personae)
- § 212. На региональном уровне экономическое сотрудничество проводится в пяти региональных комиссиях оон под эгидой экосос, образованных и руководимых Экономическим и Социальным Советом:
- Экономическое сотрудничество в оон универсальное по субъектам (ratione personae) и отраслевое по объектам (ratione materiae)
- § 218. Среди такого рода специализированных учреждений следует назвать следующие.
- 2. Организация международного экономического сотрудничества вне рамок оон
- Глава VI. Регулирование экономического сотрудничества на региональном уровне
- 1. Экономическое сотрудничество стран-членов Содружества Независимых Государств (снг) Возникновение и правовая база снг
- § 225. Но все же не от сша, во всяком случае юридически, зависело формирование снг и эффективность сотрудничества в нем.
- § 243. Новым направлением явилось подписанное в сентябре 2003 г. Соглашение о создании Единого экономического пространства (еэп) России, Белоруссии, Казахстана и Украины.
- 2. Европейский союз
- Правовые формы международных экономических связей Евросоюза
- § 258. С 1975 г. И далее заключаются на пятилетние и более сроки Ломейские конвенции с участием всех стран Евросоюза и 46 развивающихся стран. Принципы и условия сотрудничества включают:
- Россия и Евросоюз
- 3. Иные формы международно-правового регулирования регионального экономического сотрудничества
- 4. Регионализм или глобализм?
- § 273. Оба эти явления: регионализм и глобализм - имеют много общего, но и много отличного.
- Раздел 2. Международное торговое право Глава VII. Понятие международной торговли и формы ее регулирования
- 1. Понятие торговли и международного торгового права
- 2. Международно-правовые формы регулирования торгового сотрудничества между государствами Генеральное соглашение по тарифам и торговле (гатт)
- § 280. Снижение таможенных тарифов происходило в ходе периодически созываемых тарифных конференций, так называемых "раундов", которые происходили:
- § 282. Гатт состоит всего из 4 частей и 38 довольно объемных статей.
- Результаты Уругвайского раунда гатт
- Всемирная торговая организация (вто)
- § 292. Особо скрупулезно регулируются в Соглашении об учреждении вто вопросы присоединения к нему, что наглядно иллюстрирует по сути закрытость этой организации.
- Основные принципы гатт/вто
- Глава VIII. Международная торговля товарами
- 1. Международно-правовое регулирование торговли товарами таможенно-тарифными мерами
- Международное таможенно-тарифное сотрудничество на универсальном уровне вне гатт/вто
- § 309. Правильная оценка товара, являющаяся базой определения ставки адвалерной таможенной пошлины, важный элемент избежания при этом ошибок и злоупотреблений.
- Антидемпинговые меры в гатт
- Лицензирование
- "Добровольные" ограничения экспорта
- Защитные меры (пошлины)
- Субсидии и компенсационные меры (пошлины)
- § 328. Субсидии не запрещаются тотально. Но допустимы лишь если не ущемляют интересы других стран. Соответственно Соглашение разделяет субсидии на несколько категорий:
- Технические барьеры в торговле
- § 329. Под техническими барьерами в торговле понимаются нетарифного характера разнообразные условия и требования, распространяющиеся на ввозимые товары. Это могут быть:
- Санитарные и фитосанитарные меры
- Предотгрузочная инспекция экспортируемых товаров
- 3. Международно-правовое регулирование торговли особыми группами товаров
- Аграрное регулирование в вто
- § 346. Экспортные субсидии в принципе полностью не запрещаются, они подразделяются на два вида:
- Международно-правовые формы многостороннего регулирования мировых рынков сырьевых товаров
- § 349. Соответствующая практическая работа организационно осуществляется в различных межправительственных институционных формах:
- § 350. Товарные соглашения подразделяются на три основных вида.
- Торговля текстильными товарами и готовой одеждой
- Международный контроль трансферов товаров и технологий военного назначения
- § 362. Международное сотрудничество возможно как в целях развития, так, увы, и ограничения торговли.
- Глава IX. Международная торговля услугами
- 1. Понятие услуги и особенности международного рынка услуг
- 2. Генезис правового регулирования международного рынка услуг
- § 369. Для генезиса международно-правового урегулирования рынка услуг характерно:
- 3. Генеральное соглашение по торговле услугами (гатс) Общие основы гатс
- 4. Международно-правовое регулирование отдельных секторов услуг
- 5. Международно-правовое регулирование экономических отношений в области транспорта Морской транспорт
- § 393. Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Гаагские правила). Принята в Брюсселе, 1924 г., с изменениями 1968 г. (Правила Висби).
- Речной транспорт
- § 397. Внутренний речной транспорт, его регулирование, естественно, дело каждого отдельного государства. Международные же проблемы возникают с речным транспортом по так называемым международным рекам.
- § 403. Коммерческие перевозки воздушным транспортом включают перевозки пассажиров, их багажа, грузов и почты. При этом выработано семь так называемых "свобод воздуха" (г.П. Жуков):
- Железнодорожный транспорт
- § 414. С участием Союза и под эгидой еэк оон разработаны были также (иллюстративный перечень):
- Трубопроводный транспорт
- Услуги, не связанные с определенными видами транспорта
- 6. Услуги в области связи и коммуникаций
- Телекоммуникационные услуги (дальней связи) и вто
- 7. Регулирование международной торговли финансовыми услугами в вто
- 8. Регулирование международного рынка трудовых услуг
- § 429. Методологически необходимо прежде всего разделить: во-первых, так называемое международное трудовое право и, во-вторых, правовое регулирование международного рынка трудовых услуг.
- Глава X. Валютно-финансовое регулирование в международной торговле (международное валютно-финансовое право)
- § 442. Международно-правовое регулирование валютно-финансовых отношений в части, связанной в основном с обеспечением международных торговых сделок, включает:
- Институционные основы Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы
- § 451. Практически основные цели для мвф:
- Режим валютной системы мвф
- Основные достижения и задачи совершенствования системы мвф
- § 487. Новое "дыхание" получили и такие традиционные заемные (и платежные) инструменты, как векселя и чеки.
- Публично-правовые международные кредитные отношения
- § 507. Существует три основных способа урегулирования неблагополучных долговых обязательств (кроме, разумеется, оплаты их полностью и в срок):
- 4. Правовое регулирование международных платежей и расчетов
- Глава XI. Унификация и гармонизация торгового права
- 1. Понятие международной унификации и гармонизации
- 2. Международные учреждения, призванные разрабатывать унификационные и гармонизационные документы
- 3. Классификация методов унификации и гармонизации
- А.2. Односторонняя факультативная унификация
- § 540. Это - издание, промульгация государством в одностороннем порядке национального законодательного акта, инкорпорирующего положения международного унификационного документа.
- А.3. Односторонняя факультативная гармонизация
- § 542. Метод разработки так называемых типовых (модельных) законов был применен впервые юнситрал и получил широкое признание со стороны государств. В юнситрал разработаны были типовые законы:
- Б. Неправовые методы
- § 548. Апологетика контрактуализации абстрагируется от двух исключительно важных обстоятельств:
- Б.1. Разработка на межгосударственном уровне факультативных принципов, правил, общих условий поставки и т.П. Документов для использования в международном частном торговом обороте
- § 556. В мтп (в ее Комиссии по коммерческой деятельности) (§ 301-302), что касается гармонизации частного права международной торговли, были разработаны:
- Глава XII. Нарушения и ограничения международных торгово-экономических отношений
- Ограничительная деловая практика
- Коррупция во внешнеэкономической деятельности
- Трансграничные финансовые правонарушения
- § 579. Что касается эмбарго (блокады, бойкота), вводимых на основе решений Совета Безопасности, примеров накопилось немало. В том числе:
- 3. Современные средства перманентной торгово-экономической войны
- Злоупотребления правомерными средствами защиты национальной экономики
- § 587. Лишение "непослушных" государств финансовой и военной помощи - давно испытанный и эффективный инструмент политики сша, пускаемый в ход в качестве самого весомого "аргумента".
- 4. Торгово-экономическая дискриминация России с политической подоплекой
- Раздел 3. Международное имущественное право
- Глава XIII. Режим межгосударственных имущественных отношений
- 1. Государственная территориальная собственность
- 2. Морские международные имущественные права
- § 614. Наглядной иллюстрацией среди множества других, особенно в том числе Конвенции 1982 г. По морскому праву, могут служить (иллюстративный перечень):
- 3. Международный режим "общего наследия человечества"
- Глава XIV. Международное право интеллектуальной собственности
- 2. Международное патентное право
- § 656. Отличиями Всемирной конвенции от Бернской, в частности, являются следующие:
- § 657. Другие многосторонние конвенции по авторским правам:
- 4. Международно-правовая комплексная охрана интеллектуальной собственности
- Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности - трипс (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights Including Trade in Counterfeit Goods - trips)
- § 662. Соглашение трипс, подписанное в 1994 г., входит в состав Марракешского пакета Уругвайского раунда и, таким образом, обязательно для всех стран-членов вто.
- Глава XV. Международное инвестиционное право
- 2. Поиск базовых правовых основ инвестирования за рубежом
- Модели двусторонних соглашений о поощрении и защите инвестиций
- § 708. Специфическими "стандартами", регулирующими режим инвестиций под крышей спзи, считаются следующие:
- 4. Проблемы "политических" рисков для иностранных инвестиций
- 5. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (мига)
- § 724. Мига, хотя и входит в систему мбрр, обладает юридической и финансовой независимостью.
- § 726. Непосредственно Агентством или при его участии осуществляются гарантии двух видов:
- § 727. Важно, что в Сеульской конвенции приводится перечень некоммерческих рисков, которые подлежат страхованию:
- 6. Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (тримс) (Agreement on Trade-Related Investment Measures - trims)
- § 730. По своему правовому статусу тримс - Соглашение в рамках Марракешского пакета, следовательно, обязательное для всех стран-членов вто.
- Глава XVI. Проблемы урегулирования международного режима транснациональных корпораций (тнк)
- 1. Понятие и задачи регулирования деятельности тнк
- 2. Тнк и финансово-промышленные группы (фпг) в снг
- 3. Правовой статус тнк
- 2. Правовое обеспечение благоприятного режима налогообложения за рубежом для отечественных физических и юридических лиц
- 2. Общие для международного публичного процессуального права средства урегулирования межгосударственных споров, включая экономические
- § 767. Основным обычно используемым средством разрешения споров являются непосредственные переговоры между самими спорящими сторонами.
- Международные третейские суды, или арбитражи
- Международная судебная процедура
- 3. Урегулирование межгосударственных споров отраслевого экономического характера Система урегулирования межгосударственных торговых споров в рамках вто
- § 775. Порядок урегулирования споров состоит из следующих последовательных стадий.
- Международный трибунал по морскому праву
- Урегулирование международно-правовых споров в рамках Сеульской конвенции 1985 г. Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (мига)
- 4. Урегулирование межгосударственных экономических споров на региональном (интеграционном) уровне
- Суд Европейского союза
- § 787. Суд в настоящее время имеет 2 инстанции.
- Экономический суд снг
- Глава XIX. Международно-правовое обеспечение урегулирования частноправовых споров
- 1. Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности
- 3. Международно-правовое содействие арбитражному урегулированию частноправовых споров
- § 809. Содействие арбитражному методу урегулирования международных частно-правовых споров содержится и в ряде международно-правовых актов, в том числе с факультативной правовой силой:
- 4. Признание и исполнение иностранных судебных решений и исполнение судебных поручений
- § 813. Признание и исполнение решений иностранных судов регулируется следующими международными соглашениями:
- § 814. Исполнение судебных поручений в международно-правовом порядке может осуществляться согласно сложившейся практике следующими способами:
- § 816. Международно-правовые отношения России с другими странами в части взаимного исполнения судебных поручений зиждутся:
- 5. Удостоверение (легализация) документов для зарубежного применения
- Заключение
- § 823. На наш взгляд, в ходе болезни роста международного экономического права подстерегают две опасности.
- К главе II. Понятие международного экономического права и его систематика
- К главе III. Субъекты и дестинаторы международного экономического права
- К главе IV. Источники международного экономического права
- К главе V. Организация экономического сотрудничества на универсальном уровне
- К главе VI. Регулирование экономического сотрудничества на региональном уровне
- К главе VII. Понятие международной торговли и формы ее регулирования
- К главе VIII. Международная торговля товарами
- К главе IX. Международная торговля услугами
- К главе X. Валютно-финансовое регулирование в международной торговле (международное валютно-финансовое право)
- К главе XI. Унификация и гармонизация торгового права
- К главе XII. Нарушения и ограничения международных торгово-экономических отношений
- К главе XIII. Режим межгосударственных имущественных отношений
- К главе XIV. Международное право интеллектуальной собственности
- К главе XV. Международное инвестиционное право
- К главе XVI. Проблемы урегулирования международного режима транснациональных корпораций (тнк)
- К главе XVII. Регулирование международных налоговых отношений (международное налоговое право)
- К главе XVIII. Урегулирование публично-правовых экономических споров
- К главе XIX. Международно-правовое обеспечение урегулирования частноправовых споров
- Алфавитно-предметный указатель а