logo
Вельяминов Г

4. Торгово-экономическая дискриминация России с политической подоплекой

§ 593. Последовательная торгово-экономическая дискриминация России увязана с проводимой США политикой глобального сдерживания России (см. § 35, 36), политикой, проявляющейся прежде всего и нагляднее всего в военной и геостратегической сфере, в последовательном всестороннем давлении на систему российской национальной безопасности. Справедливости ради надо отметить, что политика глобального сдерживания проводится США не только применительно к России, но также и в отношении Китая. Более того, современной администрацией США, по существу, принята на вооружение стратегическая линия (которую можно назвать "доктриной Буша"), направленная на предотвращение попыток любой страны или группы стран стать препятствием доминирующей позиции США в мире как единственной сверхдержавы (см. § 35-37).

Американские геостратеги спят и видят дальнейший, вслед за СССР, распад уже России и самым болезненным образом воспринимают любые попытки реинтеграции на постсоветском пространстве. Стоило России вместе с Белоруссией, Украиной и Казахстаном договориться в сентябре 2003 г. о намерении создать Единое экономическое пространство (см. § 223, 246), как из-за океана последовал грубый окрик и требование американской администрации пресечь всякие попытки России восстанавливать сотрудничество в формате бывшего СССР.

Не отстает в этом отношении от США и Евросоюз, давая понять, что если "восточная четверка" не ограничится этапом зоны свободной торговли и станет замышлять нечто вроде таможенного союза, Европа расценит это как противоречие идее "общеевропейского экономического пространства". Идея, кстати, годами не идущая далее туманных рассуждений. Запад как огня боится восстановления былой советской мощи.

Маленький штрих: США предложили в 2003 г. президенту Таджикистана почти миллиард долларов в форме долгосрочных выгодных кредитов в обмен на отказ Душанбе позволить России развернуть военную базу в развитие уже существующего российского военного присутствия в Таджикистане. Официальное опровержение такого предложения выглядит, как пишет обозреватель*(38), не очень убедительно.

§ 594. Политика глобального сдерживания России, разумеется, действует в неразрывном сочетании с проявлениями этой политики и в торгово-экономической сфере. Ярким примером доведенной до абсурдности формы политико-обусловленной дискриминации по отношению к России может служить пресловутая поправка Джексона-Вэника. Поправка эта была принята Конгрессом США в 1974 г. в связи с заключением торгового соглашения между СССР и США, содержащего оговорку о режиме наибольшего благоприятствования. Поправка предусматривала невозможность применения такого режима к странам, где действуют препятствия для эмиграции, а фактически имелись в виду препятствия для выезда евреев из СССР. Соответственно вступление в силу торгового Соглашения было сорвано демонстративным "наказанием" Советского Союза за его эмиграционную политику (см. § 191). Давно уже таких препон для эмиграции евреев из России не существует. Наоборот, возникли не менее наглядные препятствия для иммигрантов в США и другие западные страны из России, что Конгресс как раз поощряет. Поправка же Джексона-Вэнника благополучно сохраняется, выполняя роль своего рода "камня за пазухой". Чтобы обеспечить на практике благоприятствование, необходимое и самим США для нормальной торговли с Россией, Конгресс не ленится ежегодно продлевать в виде "исключения" (из поправки) действие режима наибольшего благоприятствования.

§ 595. США прямо препятствуют конкурентному экспорту России в третьи страны, часто под предлогом нераспространения якобы потенциально военных технологий, как, например, в отношении строительства с содействем России АЭС в Бушере (Иран) под угрозой применения санкций к России. При этом США, используя свое влияние в МАГАТЭ, провели в этой организации в сентябре 2003 г. резолюцию, практически перекрывающую для Ирана дальнейшие ядерные разработки, на 90% осуществляющиеся с помощью России. Предлог - возможность создания Ираном атомного оружия, хотя многократные проверки МАГАТЭ ничего подобного не выявили. Подспудная цель - вытеснение России с рынка Ирана, попутно вызвав напряженность в Иране, к которому США давно подбирают ключи. Причем исторически показательно, что еще во времена проамериканского шахского режима в Иране именно при содействии США начинались там первые ядерные разработки.

Другим ранее упоминавшимся примером может служить оказание со стороны США в 1992 г. давления на Индию и Россию в связи с контрактом между российскими и индийскими организациями на поставку в Индию российских криогенных реактивных двигателей. США наложили 2-летнее эмбарго на все торговые операции с подписавшими контракт организациями (см. § 423).

Еще с 70-х гг. на Кубе создавалась с помощью СССР инфраструктура мирной ядерной энергетики. В 1992 г. работы были приостановлены, но когда в 2003 г. Куба и Россия проявили интерес, как сообщает об этом Фидель Кастро-младший, к продолжению работ, США предупредили, что в случае участия в этом проекте Москвы ее лишат возможностей финансовой помощи.

В этом русле лежат и попытки вытеснить российские и иные нефтяные компании из Ирака после его оккупации весной 2003 г. США и Великобританией, а также урезать шансы России на погашение Ираком кредитов, полученных от России.

§ 596. На рубеже двух веков, в течение долгих лет наблюдается целенаправленное сдерживание свободного доступа на мировой рынок именно тех товаров и услуг из России, по которым экспорт ее конкурентоспособен. Это - вооружения, космическая коммерческая деятельность, черные и цветные металлы, текстиль и любые другие товары, как только они становятся реальной или мнимой угрозой для конкурентов из западных стран.

В этом отношении Россия встречается с противодействием не только США, но и не менее активным со стороны государств ЕС. Евросоюз целенаправленно проводит политику ограничений и дискриминации экспорта из России. Например, при демпинговых расследованиях в отношении российского экспорта оценка цен на электроэнергию завышается, по свидетельству российского министра РФ Г.Грефа, в 4 раза! Строго лицензируется экспорт стальной продукции из стран СНГ. Расширение Евросоюза в 2004 г. на Восток, считает министр, сулит потери сотен миллионов долларов за счет ограничений, которые будут приняты в отношении российского экспорта энергоносителей, металлов, химической продукции, ядерных материалов.

§ 597. Именно США и страны ЕС играют основную роль и в применении торгово-дискриминационных мер в отношении России, о которых говорится выше (злоупотребление антидемпинговыми мерами, соглашения о "добровольных" ограничениях российского экспорта, установление для России минимальных квот для закупок товаров и т.п.). Использование таких мер стало бы формально невозможным и, во всяком случае, затруднительным при участии России в ВТО, где эти меры запрещаются. В этой связи объяснимо и торможение вступления России в ВТО, ибо вступление России в ВТО должно означать усиление торгово-политического и правового статуса России в международной торговле.

Страны Запада фактически довольно сплоченно выступают основными противниками скорого и беспрепятственного допуска России в ВТО. От России в ходе переговоров о принятии ее в ВТО требуют унификации с западными внутренних цен на энергоносители, допуска на российский рынок телекоммуникационных, банковских и страховых услуг, ликвидации поддержки государством авиа- и автопрома, сельского хозяйства и т.п. И это при упорной политике субсидирования сельского хозяйства и применения других ограничений в самих Западной Европе и США. Иначе говоря, к России применяются "двойные стандарты": от нее требуют таких уступок и отказа от защитных мер, которыми сами члены ВТО успешно пользуются. Казалось бы, какая связь между допуском России в ВТО и ратификацией ею Киотского протокола 1997 г. об экологических ограничениях для выбросов в атмосферу так называемых парниковых газов (см. § 626)? Между тем Евросоюз оказывает беспрецедентное давление на Россию, ставя условием приема ее в ВТО ратификацию ею Киотского протокола, вследствие чего для России возникли бы серьезные трудности в эффективном развитии промышленности. Следуя такой "логике", прежде всего надо было бы из ВТО исключить Соединенные Штаты - главнейших загрязнителей атмосферы, в Киотском протоколе отнюдь не участвующих.

Особенно упорно Евросоюз требует от России в качестве "платы" за допуск в ВТО отказа от контроля за экспортом российских энергоносителей, газа и нефти, повышения внутренних цен на них, а также свободной и по низким тарифам прокачки этих энергоносителей из Средней Азии по российским трубопроводам (см. § 259, 416).

США в свою очередь требуют от России кардинального снижения пошлин на ввоз самолетов и комплектующих к ним; обеспечения американской квоты на ввоз в Россию кур; отмены ограничений на участие иностранных (читай - американских) компаний в съемках российских фильмов; доступа на российский рынок дальней связи и на страховой рынок. Уступки могут означать крушение российского самолетостроения, угрозу культурному наследию под натиском разлагающего влияния голливудской продукции и т.д. Показательно, что, требуя от России открытия ее рынка кинопроизводства для голливудских киноспрутов, США в рамках НАФТА не получили свободы торговой экспансии в культурной сфере даже в соседней Канаде (см. § 270), т.е. что касается России, имеет место все та же политика "двойных стандартов".

Складывается, по мнению экспертов, впечатление, что все заведомо невыполнимые условия, выдвигаемые перед Россией, - только прозрачный намек на ненужность России в ВТО. В принципе относительная доля России в мировой торговле незначительна (около 3%), и десятилетние "приемные экзамены", которым она подвергается, никак не соответствуют каким-либо потенциальным нарушениям рынка, которые могли бы возникнуть, если бы Россия вдруг "обрушила" на внешний рынок трудновообразимый огромный экспорт или резко увеличила свой импорт. Причина торможения допуска России в ВТО политическая - все та же политика сдерживания.

Контрольные вопросы:

1. Каковы формы и суть недобросовестной и противоправной коммерческой практики на частном уровне (недобросовестная конкуренция, ограничительная деловая практика, коррупция, трансграничные финансовые правонарушения)?

2. Каковы формы нарушений и ограничений правового режима международных торгово-экономических отношений на государственном уровне (запретительные меры, злоупотребления правомерными мерами, силовые меры и др.)?

3. Каковы формы торгово-экономической дискриминации России с политической подоплекой?