4. Торгово-экономическая дискриминация России с политической подоплекой
§ 593. Последовательная торгово-экономическая дискриминация России увязана с проводимой США политикой глобального сдерживания России (см. § 35, 36), политикой, проявляющейся прежде всего и нагляднее всего в военной и геостратегической сфере, в последовательном всестороннем давлении на систему российской национальной безопасности. Справедливости ради надо отметить, что политика глобального сдерживания проводится США не только применительно к России, но также и в отношении Китая. Более того, современной администрацией США, по существу, принята на вооружение стратегическая линия (которую можно назвать "доктриной Буша"), направленная на предотвращение попыток любой страны или группы стран стать препятствием доминирующей позиции США в мире как единственной сверхдержавы (см. § 35-37).
Американские геостратеги спят и видят дальнейший, вслед за СССР, распад уже России и самым болезненным образом воспринимают любые попытки реинтеграции на постсоветском пространстве. Стоило России вместе с Белоруссией, Украиной и Казахстаном договориться в сентябре 2003 г. о намерении создать Единое экономическое пространство (см. § 223, 246), как из-за океана последовал грубый окрик и требование американской администрации пресечь всякие попытки России восстанавливать сотрудничество в формате бывшего СССР.
Не отстает в этом отношении от США и Евросоюз, давая понять, что если "восточная четверка" не ограничится этапом зоны свободной торговли и станет замышлять нечто вроде таможенного союза, Европа расценит это как противоречие идее "общеевропейского экономического пространства". Идея, кстати, годами не идущая далее туманных рассуждений. Запад как огня боится восстановления былой советской мощи.
Маленький штрих: США предложили в 2003 г. президенту Таджикистана почти миллиард долларов в форме долгосрочных выгодных кредитов в обмен на отказ Душанбе позволить России развернуть военную базу в развитие уже существующего российского военного присутствия в Таджикистане. Официальное опровержение такого предложения выглядит, как пишет обозреватель*(38), не очень убедительно.
§ 594. Политика глобального сдерживания России, разумеется, действует в неразрывном сочетании с проявлениями этой политики и в торгово-экономической сфере. Ярким примером доведенной до абсурдности формы политико-обусловленной дискриминации по отношению к России может служить пресловутая поправка Джексона-Вэника. Поправка эта была принята Конгрессом США в 1974 г. в связи с заключением торгового соглашения между СССР и США, содержащего оговорку о режиме наибольшего благоприятствования. Поправка предусматривала невозможность применения такого режима к странам, где действуют препятствия для эмиграции, а фактически имелись в виду препятствия для выезда евреев из СССР. Соответственно вступление в силу торгового Соглашения было сорвано демонстративным "наказанием" Советского Союза за его эмиграционную политику (см. § 191). Давно уже таких препон для эмиграции евреев из России не существует. Наоборот, возникли не менее наглядные препятствия для иммигрантов в США и другие западные страны из России, что Конгресс как раз поощряет. Поправка же Джексона-Вэнника благополучно сохраняется, выполняя роль своего рода "камня за пазухой". Чтобы обеспечить на практике благоприятствование, необходимое и самим США для нормальной торговли с Россией, Конгресс не ленится ежегодно продлевать в виде "исключения" (из поправки) действие режима наибольшего благоприятствования.
§ 595. США прямо препятствуют конкурентному экспорту России в третьи страны, часто под предлогом нераспространения якобы потенциально военных технологий, как, например, в отношении строительства с содействем России АЭС в Бушере (Иран) под угрозой применения санкций к России. При этом США, используя свое влияние в МАГАТЭ, провели в этой организации в сентябре 2003 г. резолюцию, практически перекрывающую для Ирана дальнейшие ядерные разработки, на 90% осуществляющиеся с помощью России. Предлог - возможность создания Ираном атомного оружия, хотя многократные проверки МАГАТЭ ничего подобного не выявили. Подспудная цель - вытеснение России с рынка Ирана, попутно вызвав напряженность в Иране, к которому США давно подбирают ключи. Причем исторически показательно, что еще во времена проамериканского шахского режима в Иране именно при содействии США начинались там первые ядерные разработки.
Другим ранее упоминавшимся примером может служить оказание со стороны США в 1992 г. давления на Индию и Россию в связи с контрактом между российскими и индийскими организациями на поставку в Индию российских криогенных реактивных двигателей. США наложили 2-летнее эмбарго на все торговые операции с подписавшими контракт организациями (см. § 423).
Еще с 70-х гг. на Кубе создавалась с помощью СССР инфраструктура мирной ядерной энергетики. В 1992 г. работы были приостановлены, но когда в 2003 г. Куба и Россия проявили интерес, как сообщает об этом Фидель Кастро-младший, к продолжению работ, США предупредили, что в случае участия в этом проекте Москвы ее лишат возможностей финансовой помощи.
В этом русле лежат и попытки вытеснить российские и иные нефтяные компании из Ирака после его оккупации весной 2003 г. США и Великобританией, а также урезать шансы России на погашение Ираком кредитов, полученных от России.
§ 596. На рубеже двух веков, в течение долгих лет наблюдается целенаправленное сдерживание свободного доступа на мировой рынок именно тех товаров и услуг из России, по которым экспорт ее конкурентоспособен. Это - вооружения, космическая коммерческая деятельность, черные и цветные металлы, текстиль и любые другие товары, как только они становятся реальной или мнимой угрозой для конкурентов из западных стран.
В этом отношении Россия встречается с противодействием не только США, но и не менее активным со стороны государств ЕС. Евросоюз целенаправленно проводит политику ограничений и дискриминации экспорта из России. Например, при демпинговых расследованиях в отношении российского экспорта оценка цен на электроэнергию завышается, по свидетельству российского министра РФ Г.Грефа, в 4 раза! Строго лицензируется экспорт стальной продукции из стран СНГ. Расширение Евросоюза в 2004 г. на Восток, считает министр, сулит потери сотен миллионов долларов за счет ограничений, которые будут приняты в отношении российского экспорта энергоносителей, металлов, химической продукции, ядерных материалов.
§ 597. Именно США и страны ЕС играют основную роль и в применении торгово-дискриминационных мер в отношении России, о которых говорится выше (злоупотребление антидемпинговыми мерами, соглашения о "добровольных" ограничениях российского экспорта, установление для России минимальных квот для закупок товаров и т.п.). Использование таких мер стало бы формально невозможным и, во всяком случае, затруднительным при участии России в ВТО, где эти меры запрещаются. В этой связи объяснимо и торможение вступления России в ВТО, ибо вступление России в ВТО должно означать усиление торгово-политического и правового статуса России в международной торговле.
Страны Запада фактически довольно сплоченно выступают основными противниками скорого и беспрепятственного допуска России в ВТО. От России в ходе переговоров о принятии ее в ВТО требуют унификации с западными внутренних цен на энергоносители, допуска на российский рынок телекоммуникационных, банковских и страховых услуг, ликвидации поддержки государством авиа- и автопрома, сельского хозяйства и т.п. И это при упорной политике субсидирования сельского хозяйства и применения других ограничений в самих Западной Европе и США. Иначе говоря, к России применяются "двойные стандарты": от нее требуют таких уступок и отказа от защитных мер, которыми сами члены ВТО успешно пользуются. Казалось бы, какая связь между допуском России в ВТО и ратификацией ею Киотского протокола 1997 г. об экологических ограничениях для выбросов в атмосферу так называемых парниковых газов (см. § 626)? Между тем Евросоюз оказывает беспрецедентное давление на Россию, ставя условием приема ее в ВТО ратификацию ею Киотского протокола, вследствие чего для России возникли бы серьезные трудности в эффективном развитии промышленности. Следуя такой "логике", прежде всего надо было бы из ВТО исключить Соединенные Штаты - главнейших загрязнителей атмосферы, в Киотском протоколе отнюдь не участвующих.
Особенно упорно Евросоюз требует от России в качестве "платы" за допуск в ВТО отказа от контроля за экспортом российских энергоносителей, газа и нефти, повышения внутренних цен на них, а также свободной и по низким тарифам прокачки этих энергоносителей из Средней Азии по российским трубопроводам (см. § 259, 416).
США в свою очередь требуют от России кардинального снижения пошлин на ввоз самолетов и комплектующих к ним; обеспечения американской квоты на ввоз в Россию кур; отмены ограничений на участие иностранных (читай - американских) компаний в съемках российских фильмов; доступа на российский рынок дальней связи и на страховой рынок. Уступки могут означать крушение российского самолетостроения, угрозу культурному наследию под натиском разлагающего влияния голливудской продукции и т.д. Показательно, что, требуя от России открытия ее рынка кинопроизводства для голливудских киноспрутов, США в рамках НАФТА не получили свободы торговой экспансии в культурной сфере даже в соседней Канаде (см. § 270), т.е. что касается России, имеет место все та же политика "двойных стандартов".
Складывается, по мнению экспертов, впечатление, что все заведомо невыполнимые условия, выдвигаемые перед Россией, - только прозрачный намек на ненужность России в ВТО. В принципе относительная доля России в мировой торговле незначительна (около 3%), и десятилетние "приемные экзамены", которым она подвергается, никак не соответствуют каким-либо потенциальным нарушениям рынка, которые могли бы возникнуть, если бы Россия вдруг "обрушила" на внешний рынок трудновообразимый огромный экспорт или резко увеличила свой импорт. Причина торможения допуска России в ВТО политическая - все та же политика сдерживания.
Контрольные вопросы:
1. Каковы формы и суть недобросовестной и противоправной коммерческой практики на частном уровне (недобросовестная конкуренция, ограничительная деловая практика, коррупция, трансграничные финансовые правонарушения)?
2. Каковы формы нарушений и ограничений правового режима международных торгово-экономических отношений на государственном уровне (запретительные меры, злоупотребления правомерными мерами, силовые меры и др.)?
3. Каковы формы торгово-экономической дискриминации России с политической подоплекой?
- Международное экономическое право и процесс Предисловие
- Международное экономическое право
- § 5. Что же все-таки произошло в XX в.? Случилось, в частности, три важных изменения.
- § 6. Общая торгово-политическая доминанта, базирующаяся на экономическом процессе, потребовала и общего правового ее оформления в виде современного международного экономического права.
- 2. Либерализм против протекционизма
- § 11. Но либерализм либерализму - рознь. В теоретическом аспекте есть все основания для того, чтобы различать прежде всего интровертный либерализм и экстравертный либерализм.
- 4. Глобализм
- 5. Неоглобализм и панамериканизм
- 6. Пороки неоглобализации
- § 38. Глобализация сама по себе - это не добро и не зло. Это - объективный процесс, но это и политика управления этим процессом.
- 7. Неоглобализация и международное экономическое право
- § 52. В то же время видится определенная связь между отмеченными интересами стран Севера и некоторыми новациями в международном праве, имевшими место как раз в 60-70-е гг.
- Глава II. Понятие международного экономического права и его систематика
- 1. Понятие международного публичного права и международного экономического права. Предмет и определение международного экономического права
- 2. Правовая доктрина международного экономического права
- 3. Соотношение международного экономического права и международного частного права
- 4. Международное экономическое право в системе права
- 5. Система международного экономического права
- § 84. Что же остается в сфере иных "экономических" отношений, кроме торговых?
- § 87. С учетом сказанного выше научная система мэп в настоящем курсе выглядит суммарно следующим образом.
- Глава III. Субъекты и дестинаторы международного экономического права
- 1. Государства - субъекты международного экономического права
- Государственный иммунитет
- § 95. Согласно, в частности, Конвенции, ряд видов дипломатического иммунитета имеет имущественный, т.Е. Экономический характер. Это, среди прочего:
- 2.1. Международные организации
- Межправительственные, в том числе экономические организации
- § 114. Это организации, членами которых являются государства и иные субъекты международного права, в том числе другие межправительственные организации.
- 2.4. Параорганизации
- 2.5. Международные конференции
- 2.6. Преференциальные системы
- 4. Индивиды, физические и юридические лица и международное право
- Глава IV. Источники международного экономического права
- § 149. При оценке такого подхода, на наш взгляд, надежным представляется отправляться от базисных положений классической теории права, а именно:
- 2. Концепция рекомендательной нормы международного права и понятие "мягкого права"
- 3. Международный договор - основной источник международного экономического права
- Многосторонние международные торгово-экономические договоры
- § 157. В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. Это относится и к его договорному оформлению.
- § 170. Во второй половине XX в. Широкое применение получили двусторонние (редко - многосторонние) Соглашения о поощрении и защите инвестиций (иначе - капиталовложений).
- § 177. Порядок принятия решений также может быть различным:
- 5. Решения межгосударственных экономических конференций
- 6. Международный обычай
- 7. Общие принципы права и вспомогательные источники международного экономического права
- 9. Принципы международного права
- 10. Специальные принципы международного экономического права
- Принцип (режим) недискриминации (nondiscrimination)
- Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования) (most favored nation)
- § 191. Исторически в практике международных отношений оговорка (клаузула) о наибольшем благоприятствовании использовалась в двух различных подходах:
- § 194. Практически общепринятыми, но тем не менее почти неукоснительно обычно включаемыми в договоры исключениями из действия оговорки о наибольшем благоприятствовании являются:
- Принцип национального режима (national treatment)
- Принцип (режим) взаимной выгоды
- § 199. Принцип взаимной выгоды сопрягается иногда в доктрине с "международно-правовым принципом взаимности".
- Принцип (режим) преференциальности
- § 202. Нетрудно видеть, что практически оборотная сторона преференциальности (для одних) есть дискриминация (для других).
- Особенная часть
- Экономическое сотрудничество в оон универсальное по объектам (ratione materiae) и региональное по субъектам (ratione personae)
- § 212. На региональном уровне экономическое сотрудничество проводится в пяти региональных комиссиях оон под эгидой экосос, образованных и руководимых Экономическим и Социальным Советом:
- Экономическое сотрудничество в оон универсальное по субъектам (ratione personae) и отраслевое по объектам (ratione materiae)
- § 218. Среди такого рода специализированных учреждений следует назвать следующие.
- 2. Организация международного экономического сотрудничества вне рамок оон
- Глава VI. Регулирование экономического сотрудничества на региональном уровне
- 1. Экономическое сотрудничество стран-членов Содружества Независимых Государств (снг) Возникновение и правовая база снг
- § 225. Но все же не от сша, во всяком случае юридически, зависело формирование снг и эффективность сотрудничества в нем.
- § 243. Новым направлением явилось подписанное в сентябре 2003 г. Соглашение о создании Единого экономического пространства (еэп) России, Белоруссии, Казахстана и Украины.
- 2. Европейский союз
- Правовые формы международных экономических связей Евросоюза
- § 258. С 1975 г. И далее заключаются на пятилетние и более сроки Ломейские конвенции с участием всех стран Евросоюза и 46 развивающихся стран. Принципы и условия сотрудничества включают:
- Россия и Евросоюз
- 3. Иные формы международно-правового регулирования регионального экономического сотрудничества
- 4. Регионализм или глобализм?
- § 273. Оба эти явления: регионализм и глобализм - имеют много общего, но и много отличного.
- Раздел 2. Международное торговое право Глава VII. Понятие международной торговли и формы ее регулирования
- 1. Понятие торговли и международного торгового права
- 2. Международно-правовые формы регулирования торгового сотрудничества между государствами Генеральное соглашение по тарифам и торговле (гатт)
- § 280. Снижение таможенных тарифов происходило в ходе периодически созываемых тарифных конференций, так называемых "раундов", которые происходили:
- § 282. Гатт состоит всего из 4 частей и 38 довольно объемных статей.
- Результаты Уругвайского раунда гатт
- Всемирная торговая организация (вто)
- § 292. Особо скрупулезно регулируются в Соглашении об учреждении вто вопросы присоединения к нему, что наглядно иллюстрирует по сути закрытость этой организации.
- Основные принципы гатт/вто
- Глава VIII. Международная торговля товарами
- 1. Международно-правовое регулирование торговли товарами таможенно-тарифными мерами
- Международное таможенно-тарифное сотрудничество на универсальном уровне вне гатт/вто
- § 309. Правильная оценка товара, являющаяся базой определения ставки адвалерной таможенной пошлины, важный элемент избежания при этом ошибок и злоупотреблений.
- Антидемпинговые меры в гатт
- Лицензирование
- "Добровольные" ограничения экспорта
- Защитные меры (пошлины)
- Субсидии и компенсационные меры (пошлины)
- § 328. Субсидии не запрещаются тотально. Но допустимы лишь если не ущемляют интересы других стран. Соответственно Соглашение разделяет субсидии на несколько категорий:
- Технические барьеры в торговле
- § 329. Под техническими барьерами в торговле понимаются нетарифного характера разнообразные условия и требования, распространяющиеся на ввозимые товары. Это могут быть:
- Санитарные и фитосанитарные меры
- Предотгрузочная инспекция экспортируемых товаров
- 3. Международно-правовое регулирование торговли особыми группами товаров
- Аграрное регулирование в вто
- § 346. Экспортные субсидии в принципе полностью не запрещаются, они подразделяются на два вида:
- Международно-правовые формы многостороннего регулирования мировых рынков сырьевых товаров
- § 349. Соответствующая практическая работа организационно осуществляется в различных межправительственных институционных формах:
- § 350. Товарные соглашения подразделяются на три основных вида.
- Торговля текстильными товарами и готовой одеждой
- Международный контроль трансферов товаров и технологий военного назначения
- § 362. Международное сотрудничество возможно как в целях развития, так, увы, и ограничения торговли.
- Глава IX. Международная торговля услугами
- 1. Понятие услуги и особенности международного рынка услуг
- 2. Генезис правового регулирования международного рынка услуг
- § 369. Для генезиса международно-правового урегулирования рынка услуг характерно:
- 3. Генеральное соглашение по торговле услугами (гатс) Общие основы гатс
- 4. Международно-правовое регулирование отдельных секторов услуг
- 5. Международно-правовое регулирование экономических отношений в области транспорта Морской транспорт
- § 393. Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Гаагские правила). Принята в Брюсселе, 1924 г., с изменениями 1968 г. (Правила Висби).
- Речной транспорт
- § 397. Внутренний речной транспорт, его регулирование, естественно, дело каждого отдельного государства. Международные же проблемы возникают с речным транспортом по так называемым международным рекам.
- § 403. Коммерческие перевозки воздушным транспортом включают перевозки пассажиров, их багажа, грузов и почты. При этом выработано семь так называемых "свобод воздуха" (г.П. Жуков):
- Железнодорожный транспорт
- § 414. С участием Союза и под эгидой еэк оон разработаны были также (иллюстративный перечень):
- Трубопроводный транспорт
- Услуги, не связанные с определенными видами транспорта
- 6. Услуги в области связи и коммуникаций
- Телекоммуникационные услуги (дальней связи) и вто
- 7. Регулирование международной торговли финансовыми услугами в вто
- 8. Регулирование международного рынка трудовых услуг
- § 429. Методологически необходимо прежде всего разделить: во-первых, так называемое международное трудовое право и, во-вторых, правовое регулирование международного рынка трудовых услуг.
- Глава X. Валютно-финансовое регулирование в международной торговле (международное валютно-финансовое право)
- § 442. Международно-правовое регулирование валютно-финансовых отношений в части, связанной в основном с обеспечением международных торговых сделок, включает:
- Институционные основы Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы
- § 451. Практически основные цели для мвф:
- Режим валютной системы мвф
- Основные достижения и задачи совершенствования системы мвф
- § 487. Новое "дыхание" получили и такие традиционные заемные (и платежные) инструменты, как векселя и чеки.
- Публично-правовые международные кредитные отношения
- § 507. Существует три основных способа урегулирования неблагополучных долговых обязательств (кроме, разумеется, оплаты их полностью и в срок):
- 4. Правовое регулирование международных платежей и расчетов
- Глава XI. Унификация и гармонизация торгового права
- 1. Понятие международной унификации и гармонизации
- 2. Международные учреждения, призванные разрабатывать унификационные и гармонизационные документы
- 3. Классификация методов унификации и гармонизации
- А.2. Односторонняя факультативная унификация
- § 540. Это - издание, промульгация государством в одностороннем порядке национального законодательного акта, инкорпорирующего положения международного унификационного документа.
- А.3. Односторонняя факультативная гармонизация
- § 542. Метод разработки так называемых типовых (модельных) законов был применен впервые юнситрал и получил широкое признание со стороны государств. В юнситрал разработаны были типовые законы:
- Б. Неправовые методы
- § 548. Апологетика контрактуализации абстрагируется от двух исключительно важных обстоятельств:
- Б.1. Разработка на межгосударственном уровне факультативных принципов, правил, общих условий поставки и т.П. Документов для использования в международном частном торговом обороте
- § 556. В мтп (в ее Комиссии по коммерческой деятельности) (§ 301-302), что касается гармонизации частного права международной торговли, были разработаны:
- Глава XII. Нарушения и ограничения международных торгово-экономических отношений
- Ограничительная деловая практика
- Коррупция во внешнеэкономической деятельности
- Трансграничные финансовые правонарушения
- § 579. Что касается эмбарго (блокады, бойкота), вводимых на основе решений Совета Безопасности, примеров накопилось немало. В том числе:
- 3. Современные средства перманентной торгово-экономической войны
- Злоупотребления правомерными средствами защиты национальной экономики
- § 587. Лишение "непослушных" государств финансовой и военной помощи - давно испытанный и эффективный инструмент политики сша, пускаемый в ход в качестве самого весомого "аргумента".
- 4. Торгово-экономическая дискриминация России с политической подоплекой
- Раздел 3. Международное имущественное право
- Глава XIII. Режим межгосударственных имущественных отношений
- 1. Государственная территориальная собственность
- 2. Морские международные имущественные права
- § 614. Наглядной иллюстрацией среди множества других, особенно в том числе Конвенции 1982 г. По морскому праву, могут служить (иллюстративный перечень):
- 3. Международный режим "общего наследия человечества"
- Глава XIV. Международное право интеллектуальной собственности
- 2. Международное патентное право
- § 656. Отличиями Всемирной конвенции от Бернской, в частности, являются следующие:
- § 657. Другие многосторонние конвенции по авторским правам:
- 4. Международно-правовая комплексная охрана интеллектуальной собственности
- Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности - трипс (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights Including Trade in Counterfeit Goods - trips)
- § 662. Соглашение трипс, подписанное в 1994 г., входит в состав Марракешского пакета Уругвайского раунда и, таким образом, обязательно для всех стран-членов вто.
- Глава XV. Международное инвестиционное право
- 2. Поиск базовых правовых основ инвестирования за рубежом
- Модели двусторонних соглашений о поощрении и защите инвестиций
- § 708. Специфическими "стандартами", регулирующими режим инвестиций под крышей спзи, считаются следующие:
- 4. Проблемы "политических" рисков для иностранных инвестиций
- 5. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (мига)
- § 724. Мига, хотя и входит в систему мбрр, обладает юридической и финансовой независимостью.
- § 726. Непосредственно Агентством или при его участии осуществляются гарантии двух видов:
- § 727. Важно, что в Сеульской конвенции приводится перечень некоммерческих рисков, которые подлежат страхованию:
- 6. Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (тримс) (Agreement on Trade-Related Investment Measures - trims)
- § 730. По своему правовому статусу тримс - Соглашение в рамках Марракешского пакета, следовательно, обязательное для всех стран-членов вто.
- Глава XVI. Проблемы урегулирования международного режима транснациональных корпораций (тнк)
- 1. Понятие и задачи регулирования деятельности тнк
- 2. Тнк и финансово-промышленные группы (фпг) в снг
- 3. Правовой статус тнк
- 2. Правовое обеспечение благоприятного режима налогообложения за рубежом для отечественных физических и юридических лиц
- 2. Общие для международного публичного процессуального права средства урегулирования межгосударственных споров, включая экономические
- § 767. Основным обычно используемым средством разрешения споров являются непосредственные переговоры между самими спорящими сторонами.
- Международные третейские суды, или арбитражи
- Международная судебная процедура
- 3. Урегулирование межгосударственных споров отраслевого экономического характера Система урегулирования межгосударственных торговых споров в рамках вто
- § 775. Порядок урегулирования споров состоит из следующих последовательных стадий.
- Международный трибунал по морскому праву
- Урегулирование международно-правовых споров в рамках Сеульской конвенции 1985 г. Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (мига)
- 4. Урегулирование межгосударственных экономических споров на региональном (интеграционном) уровне
- Суд Европейского союза
- § 787. Суд в настоящее время имеет 2 инстанции.
- Экономический суд снг
- Глава XIX. Международно-правовое обеспечение урегулирования частноправовых споров
- 1. Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности
- 3. Международно-правовое содействие арбитражному урегулированию частноправовых споров
- § 809. Содействие арбитражному методу урегулирования международных частно-правовых споров содержится и в ряде международно-правовых актов, в том числе с факультативной правовой силой:
- 4. Признание и исполнение иностранных судебных решений и исполнение судебных поручений
- § 813. Признание и исполнение решений иностранных судов регулируется следующими международными соглашениями:
- § 814. Исполнение судебных поручений в международно-правовом порядке может осуществляться согласно сложившейся практике следующими способами:
- § 816. Международно-правовые отношения России с другими странами в части взаимного исполнения судебных поручений зиждутся:
- 5. Удостоверение (легализация) документов для зарубежного применения
- Заключение
- § 823. На наш взгляд, в ходе болезни роста международного экономического права подстерегают две опасности.
- К главе II. Понятие международного экономического права и его систематика
- К главе III. Субъекты и дестинаторы международного экономического права
- К главе IV. Источники международного экономического права
- К главе V. Организация экономического сотрудничества на универсальном уровне
- К главе VI. Регулирование экономического сотрудничества на региональном уровне
- К главе VII. Понятие международной торговли и формы ее регулирования
- К главе VIII. Международная торговля товарами
- К главе IX. Международная торговля услугами
- К главе X. Валютно-финансовое регулирование в международной торговле (международное валютно-финансовое право)
- К главе XI. Унификация и гармонизация торгового права
- К главе XII. Нарушения и ограничения международных торгово-экономических отношений
- К главе XIII. Режим межгосударственных имущественных отношений
- К главе XIV. Международное право интеллектуальной собственности
- К главе XV. Международное инвестиционное право
- К главе XVI. Проблемы урегулирования международного режима транснациональных корпораций (тнк)
- К главе XVII. Регулирование международных налоговых отношений (международное налоговое право)
- К главе XVIII. Урегулирование публично-правовых экономических споров
- К главе XIX. Международно-правовое обеспечение урегулирования частноправовых споров
- Алфавитно-предметный указатель а