logo search
Вельяминов Г

Злоупотребления правомерными средствами защиты национальной экономики

§ 583. Практически весь правовой арсенал ГАТТ и других соглашений в рамках ВТО направлен именно на пресечение злоупотреблений при использовании странами-членами ВТО допускаемых возможностей протекционистской защиты национальной экономики в процессе международного торгового обмена.

В ГАТТ/ВТО использование всевозможных протекционистских по своей сути мер или запрещается, или строго ограничивается. Это, в частности, - таможенные пошлины, нетарифные ограничительные меры, количественные ограничения и лицензирование, защитные пошлинные меры, субсидии, технические, санитарные и фитосанитарные барьеры и т.д. (см. подробно § 331-333). Но, во-первых, часто соответствующие ограничения защиты просто не соблюдаются, а во-вторых, широко распространена практика злоупотреблений при использовании тех средств, которые разрешается применять государствам в качестве защиты при нарушениях действующих правил (несоблюдениях запретов), закрепленных в ГАТТ/ВТО. По существу имеет место недобросовестная конкуренция, но не на частном коммерческом уровне, а на государственном.

§ 584. Самым наглядным примером может служить применение государством антидемпинговых мер или чрезвычайных защитных мер при острых кризисных обстоятельствах, когда фактически нет ни демпинга, ни кризисной ситуации. А есть на самом деле элементарная протекционистская защита собственных производителей и торговцев от иностранной конкуренции. Вот наглядная реальная иллюстрация. В 2001 г. США в интересах спасения своей неконкурентоспособной сталелитейной промышленности ввели в одностороннем порядке повышенные ввозные пошлины на импортируемую сталь (до 30%).

Пострадали страны ЕС. Япония, Южная Корея, Бразилия, Украина. Но более всех - Россия, теряющая на этой акции до полумиллиарда долларов в год. В рамках процедуры урегулирования споров ВТО действия США по жалобе Евросоюза были в 2003 г. признаны противоправными, и пострадавшие страны-члены ВТО получили право введения ответных санкций в виде 100-процентных компенсационных пошлин на ряд экспортных товаров США. Применение санкций означало бы потери американских экспортеров (текстиль, обувь, мотоциклы, фрукты, овощи) до 6 млрд долларов ежегодно. Президент США вынужден был отменить протекционистские пошлины, но тут же объявлено было об изменении системы расчетов американских антидемпинговых пошлин в сторону их увеличения и о толковании цен иностранных поставщиков стали как демпинговых на том основании, что они якобы включают суммы американских защитных тарифов и, таким образом, являются ниже "справедливых". Ответная реакция Евросоюза с угрозой "серьезных последствий" не замедлила. Короче, "война" продолжается...

Россия теряет в результате американского протекционизма своего стального производства больше всех, но, не будучи членом ВТО, остается формально незащищенной. Характерно при этом, что, вводя повышенные ввозные пошлины на импортируемые стальные изделия, США одновременно добивались от России повышенных импортных квот (!) на ввоз из США свинины и мяса птицы. Как известно, квотирование импорта запрещено правилами ГАТТ. Неудивительно, что США не заинтересованы в скором приеме России в ВТО, ведь тогда ни о каком квотировании нельзя будет вообще говорить.

§ 585. Используемые на международном уровне средства борьбы с недобросовестной государственной конкуренцией относятся уже не столько к недобросовестному поведению самих коммерсантов (см. § 563-569), сколько к протекционизму отечественным предпринимателям посредством, в частности, технических барьеров в торговле; субсидирования производства особенно сельскохозяйственного; санитарных и фитосанитарных мер; нетарифных торговых ограничений; методов таможенной оценки товаров для таможенных целей и т.п. Средства эти, соответственно, служат предметом особого регулирования в рамках ВТО, поскольку применение их прямо зависит от государств (см. § 309-336 и др.).

Силовое давление государств на другие государства в целях обеспечения торгово-экономических и иных интересов

§ 586. Силовое давление осуществляется обычно неформально, "мирными" средствами, особенно на экономически слабые, развивающиеся государства, посредством отказа или угрозы в отказе предоставления финансовой помощи или предъявления жестких требований погашения ранее выданных кредитов и т.д. Цели - понуждение соответствующих стран к отказу от развития торговли с государствами, являющимися торговыми или политическими конкурентами страны, осуществляющей силовое давление.

По существу силовые экономические методы есть не что иное, как нарушение общепризнанного когентного принципа международного права - неприменение силы или угрозы силой (см., в частности, принцип II Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Хельсинки, 1975 г.).