logo search
Вельяминов Г

2. Тнк и финансово-промышленные группы (фпг) в снг

§ 741. Не лучше в принципе обстоит дело и с регулированием на международном уровне деятельности ТНК в региональном плане. Нельзя при этом обойти вниманием подписанную рядом стран СНГ (включая Россию) в 1998 г. Конвенцию о транснациональных корпорациях*(53). Конвенция эта содержит явные признаки некоего административного "насаждения" ТНК сверху в странах-участницах. При этом сама сущность традиционных ТНК (возникших исторически и продолжающих возникать в мире на сугубо рыночных основах, без какого-либо администрирования со стороны государств) понимается согласно Конвенции 1998 г. принципиально иначе. Для создания ТНК по Конвенции предусматривается заключение межправительственных соглашений, а также специальная национальная регистрация в качестве именно ТНК. Обусловливается всяческая поддержка и поощрение ТНК со стороны государств, вплоть до беспошлинного ввоза и вывоза оборудования, инвестиционных вливаний и т.п. Экономический Совет СНГ соответственно принял в 2000 г. специальную "Рекомендацию по разработке организационных проектов транснациональных корпораций". Свободного, не урегулированного, так сказать, "стихийного" образования ТНК по образу и подобию множества уже существующих в мире ТНК, таким образом, очевидно, не предполагалось.

§ 742. Фактически ТНК, предусматриваемые Конвенцией СНГ 1998 г., являются не "транснациональными", но "межнациональными" корпорациями или, точнее, объединениями. По существу ТНК, как они выглядят согласно Конвенции, больше похожи на так называемые Финансово-промышленные группы (ФПГ), о которых также надо сказать несколько слов.

ФПГ призваны были после распада СССР служить средством восстановления нарушенных и установления новых хозяйственно-экономических межотраслевых связей в рамках СНГ с использованием по аналогии конструкций, присущих доказавшим свою высокую эффективность транснациональным корпорациям в странах рыночной экономики.

Правовой базой ФПГ стали: Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений, заключенное государствами СНГ 15 апреля 1994 года; Единообразный закон "О финансово-промышленных группах", принятый Межпарламентской ассамблеей СНГ 17 февраля 1996 г. (по модели Российского Федерального закона "О финансово-промышленных группах" от 13 ноября 1995 г.); двусторонние соглашения между странами СНГ (например, между Россией и Казахстаном) об основных принципах создания финансово-промышленных групп. Сюда же можно отнести и упомянутую выше Конвенцию 1998 года о транснациональных корпорациях.

§ 743. Создаваемое на такой правовой базе ФПГ представляет собой образуемое на договорной основе объединение нескольких юридических лиц из различных государств. Оно получает статус ФПГ в силу решения компетентного государственного органа по месту регистрации на основе межправительственного соглашения и решения правительства соответствующего государства. Управляется ФПГ советом управляющих, включающих всех участников Группы. В качестве учредителей ФПГ участвуют государственные органы. Принципиально важна установка на образование "горизонтальных" связей между хозяйствующими субъектами, т.е. между формально равными партнерами из разных стран.

Именно эта установка, а также государственно формализованный порядок образования ФПГ на договорной основе коренным образом отличают ФПГ от традиционных транснациональных корпораций стран рыночной экономики. И хотя в упоминаемых выше правовых актах ФПГ приравниваются к ТНК или рассматриваются как разновидность последних, очевидно, здесь мы имеет дело с неким особым организационным феноменом, свойственным, по-видимому, странам с переходной экономикой.

§ 744. По своему характеру как ФПГ, так и ТНК в странах СНГ весьма похожи на бывшие так называемые "международные хозяйственные организации" (МХО), получившие распространение в свое время в качестве средства межотраслевого сотрудничества стран-членов Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Как и в целом, экономическое сотрудничество в рамках СНГ во многом использовало институционные формы СЭВ.

Следует оговорить, что и ТНК стран СНГ, и их ФПГ рассматриваются в настоящей главе курса, трактующей традиционные, западные ТНК, - по сути исходя из одинаковой терминологии - ТНК. Фактически и формально западные ТНК и ТНК/ФПГ стран СЭВ - совершенно разные феномены.

При сопоставлении традиционного западного понятия ТНК с понятием ФПГ (или ТНК стран СНГ) наиболее существенно то, что ТНК - это предприятие (головное) с соподчиненными по вертикали отделениями (в той или иной правовой форме) в других странах, а ФПГ - объединение, во всяком случае, формально равноправных по горизонтали предприятий из разных стран. Отсюда и различия в способах создания и принятия решений в ТНК и в ФПГ.

На практике очень мало известно о реальных успехах ТНК и ФПГ в рамках СНГ, и можно лишь предполагать, что особых успехов не наблюдается.