logo search
Вельяминов Г

§ 507. Существует три основных способа урегулирования неблагополучных долговых обязательств (кроме, разумеется, оплаты их полностью и в срок):

- полное списание государственных внешних долгов кредиторами. Примеры немногочисленны. В частности, в 1953 г. с Германии были фактически списаны все ее довоенные долги;

- частичное списание долгов. Практика эта довольно распространена и применяется обычно в отношении развивающихся стран, а также в "особых" обстоятельствах. Частично, на треть и даже наполовину списывались в наше время долги, в частности, с Польши, Болгарии, Бразилии, Мексики, Уругвая, Филиппин;

- реструктуризация, т.е. частичный или полный пересмотр условий долговых обязательств страны в части сроков погашения, процентных ставок, частичных списаний и т.д.

Реструктуризация может проводиться как на двусторонней основе, так и на многосторонней, в частности, в рамках так называемых Парижского и Лондонского клубов (см. ниже).

В двустороннем порядке реструктуризировались, например, обязательства России по долгам бывшего СССР в пользу Чехии, Словакии, Венгрии. С другой стороны, реструктуризованы в пользу России были, в частности, долги бывшему СССР со стороны Индии, Вьетнама, Никарагуа, Алжира. В большинстве случаев при такой двусторонней реструктуризации долгов сальдо в пользу кредитора частично погашается поставками товаров, частично в свободно конвертируемой валюте и т.д.

Урегулирование взаимных долговых обязательств может оканчиваться и "нулевым" вариантом по взаимным зачетам (например, по соглашению России с Польшей по ее расчетам с СССР).

§ 508. Интересным казусом генерального по сути урегулирования взаимных имущественных претензий является заключенное 27 мая 1997 г. между Россией и Францией Соглашение об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных претензий, возникших до 9 мая 1945 г. По существу речь шла об урегулировании, с одной стороны, французских претензий по долгам досоветской России и в связи с национализацией французских инвестиций, облигационных займов на российской территории. С другой стороны, Россия отказывалась от своих претензий к Франции, в частности, в счет возмещения убытков, возникших в связи с военной интервенцией против России в 1918-1922 гг. В качестве окончательной суммы урегулирования Россия обязалась в срок до 2000 г. выплатить Франции 400 млн. долларов США.

§ 509. Многосторонняя реструктуризация государственных долгов осуществляется в рамках двух учреждений: Парижский клуб в составе государств-кредиторов и Лондонский клуб с участием коммерческих банков-кредиторов государств. Эти учреждения по своему правовому статусу аналогичны: Парижский клуб - это межправительственная параорганизация, а Лондонский клуб - неправительственная параорганизация (см. § 132 о понятии параорганизации). Процедура реструктуризации в каждом Клубе включает переговоры между самими кредиторами, а также их переговоры с государством-должником. При этом обычно рассматриваются в совокупности долговые обязательства государства перед всеми его кредиторами и по всем его долгам перед каждым из кредиторов.

Оба клуба работают раздельно, но в тесном взаимодействии, вырабатываемые ими раздельно условия реструктуризации долгов того или иного государства затем взаимосогласовываются клубами на основе одинакового подхода (equal treatment).

Согласовываемые окончательно клубами условия реструктуризации неформальны, ибо в своем качестве параорганизаций клубы не наделены правомочиями ни принятия обязательных для членов решений, ни заключения формальных соглашений со странами-должниками. Но на основе согласованных между членами клубов и государствами-должниками неформальных договоренностей юридически переоформляются (реструктуризуются) условия конкретных кредитных соглашений.

§ 510. Россия в качестве государства-должника (как по долгам бывшего СССР перед государствами-кредиторами и перед частными иностранными коммерческими банками, так и по долгам уже самой России перед МВФ и МБРР) в середине 1990-х гг. провела переговоры в рамках Парижского и Лондонского клубов, завершившиеся реструктуризацией долговых обязательств России как перед государствами-кредиторами, так и перед иностранными коммерческими банками.

Вместе с тем Россия как правопреемница СССР является сама страной-кредитором (см. выше) и в этом своем качестве совершила, с очевидностью, очередную ошибку, вступив в Парижский клуб, с эфемерным расчетом достижения выплаты некоторой реструктуризованной доли по долговым требованиям бывшего СССР по многим неликвидным долгам отдельных стран-должников. В результате Россия в русле политики Парижского клуба по списанию долгов менее развитым странам списывает до 80% внешней задолженности этих стран бывшему СССР. О списании же с России советских долгов можно только мечтать. Поезд, как говорится, ушел.

Президент России В.В.Путин в своем интервью газете "Нью-Йорк таймс" отметил: "Мы платим по долгам бывшего Советского Союза. Непонятно, зачем нам это нужно, и я бы никогда не согласился с этим. Россия не богатая страна, и нам наших долгов никто не прощает... Но по списанию долгов беднейшим странам мира в абсолютных величинах мы занимаем второе или третье место среди всех развитых стран после Франции и Японии... больше, чем Соединенные Штаты".