logo search
Вельяминов Г

1. Понятие услуги и особенности международного рынка услуг

§ 365. Услуга представляет собой не вещь, не материальный предмет, но некую, весьма разнообразную по характеру деятельность, работу. Дать точное определение понятия услуги не просто. Услугу определяют иногда как разновидность товара, для которого момент производства и момент потребления совпадают во времени, или в качестве работы, сделанной для других, результатом которой не являются осязаемые вещи или товары. Услуги называют иногда - "невидимыми статьями торговли"*(34).

В Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС) 1994 г., действующем в системе ВТО, определения понятия услуги не содержится, но для целей Соглашения используется специальный классификатор, содержащий перечень 160 видов услуг, сгруппированных по следующим 12 разделам: деловые услуги (46 видов); услуги связи (25); строительство и инженеринг (5); дистрибьюторские услуги (5); общеобразовательские услуги (5); услуги по окружающей среде (4); финансовые услуги, включая страхование (17); услуги по охране здоровья и социальные (4); организация досуга, культуры и спорта (5); транспорт (33); прочие услуги.

§ 366. Международное торговое право родилось изначально в стремлении государств урегулировать торговлю товарами и сделать доступ товаров на иностранные рынки максимально доступным. Для этого практически важно было обеспечить достаточно свободный, либерализованный на взаимной основе благоприятный режим импорта, а также режим свободного или, по крайней мере, взаимного валютного обмена для платежно-расчетных операций и для финансирования торговли.

Регулирование международного обмена услугами, однако, значительно сложнее, требует не только свободы движения товаров и свободы валютного обмена, но и благоприятного режима импорта инвестиций для образования за рубежом постоянных представительств и для репатриации капиталов, заработанных от услуг за рубежом; для осуществления за рубежом банковского и страхового бизнеса. Требуется доступ в иностранных государствах к занятию операциями этого рода; нужна свобода передвижения лиц (в частности, в туризме) и т.п. Короче говоря, невозможно эффективно обеспечить на международном уровне свободу оказания услуг, не обеспечив при этом свободы платежей, свободы инвестиций, свободы миграции людей. Многие из этих свобод, однако, с большим нежеланием предоставляются государствами в сфере услуг для иностранцев. Напротив, внутренний рынок услуг стремятся сохранять для отечественного капитала. Именно это является причиной того, что в отличие от торговли товарами международная интеграция в сфере услуг сильно "запаздывает", и до сего времени отдельные секторы национальных рынков услуг остаются не открытыми вполне для иностранного освоения.

§ 367. Руководствуясь своего рода здравым социально-протекционистским смыслом и по мотивам охраны публичного порядка, государства во внутренней практике традиционно предъявляют обычно более высокую степень контроля за предпринимательской деятельностью в сфере услуг, особенно высокопрофессиональных услуг, например врачебных, или услуг, требующих в интересах потребителей особой степени надежности (банковская, страховая, транспортная и т.п. деятельность).

В целях, в частности, обеспечения также занятости своего капитала и населения в сфере услуг, государства обычно проводят откровенно протекционистскую политику в этой сфере, в том числе: ограничивают иностранный капитал в национальных предприятиях в секторе услуг; запрещают участие иностранных компаний в отдельных секторах национальной экономики (телевидение, радио, телекоммуникации, банковская и страховая деятельность, внутренний коммерческий транспорт), предписывают своим купцам осуществление международных морских перевозок полностью или частично на национальных судах; запрещают или ограничивают труд иностранцев на национальных предприятиях, а иногда даже в отделениях, филиалах этих предприятий за рубежом; запрещается допуск иностранных специалистов к некоторым профессиям (в органах правосудия, внутренних дел и т.п.). Или же допуск иностранцев к определенным профессиям обусловливается прохождением всего курса обучения в национальных учебных заведениях (врачи, адвокаты и т.п.).

Впрочем, заметим в скобках, когда по фискальным или иным причинам государство в этом заинтересовано, иностранный капитал в сфере услуг активно привлекается. Это, к примеру, так называемые "удобные флаги" (Либерия, Панама, Кипр и др.) в сфере мореплавания или оффшоры (Антильские, Багамские, Виргинские острова, островные государства Тихого океана, Лихтенштейн, Монако, Нормандские острова и т.п.) - в финансовой сфере.

§ 368. Современные государства с рыночной экономикой широко практикуют также либо напрямую, либо через государственно контролируемые структуры предоставление услуг самим государством на коммерческой основе, в том числе: транспортные услуги (к примеру, железные дороги часто принадлежат государству), водоснабжение, электроэнергетика, телекоммуникации, связь, страхование, банковская сфера и т.п., причем часто некоторые из этих услуг монополизируются государством.

Все отмеченные выше факторы, связанные в той или иной сфере с вмешательством государств в сферу услуг, естественно, не способствуют формированию свободного международного рынка услуг и его эффективному международно-правовому урегулированию.

Изначальной практикой государств была и во многом остается протекционистская защита национального рынка услуг исключительно или преимущественно для отечественных поставщиков услуг. Однако по мере развития международных связей, в том числе и в потреблении услуг, возникла необходимость в обеспечении, наряду с сохранением национальных приоритетов, также и добросовестной международной конкуренции на рынке услуг, на который по различным оценкам приходится от 20 до 25% стоимости всей мировой торговли, причем рынок этот, особенно в развитых странах, растет темпами, значительно опережающими рост рынка товаров, и является наиболее перспективным. В 90-е гг. доля услуг в валовом внутреннем продукте ведущих западных стран достигала уже 70-75%. Все это настоятельно требовало, наряду с либерализацией торговли товарами, приступить к либерализации и мирового рынка услуг.