logo search
Вельяминов Г

Антидемпинговые меры в гатт

§ 310. Демпинг - экспорт товаров по бросовым ценам (to dump - сбрасывать излишки, хлам), т.е. обычно по ценам ниже, чем на внутреннем рынке страны экспорта. Демпинг используется либо для завоевания новых рынков, путем привлечения покупателей дешевыми ценами, либо для получения иностранной валюты, в которой экспортер по тем или иным причинам (включая увод выручки за рубеж) испытывает нужду. Демпинг представляет собой распространенную разновидность недобросовестной конкуренции, так как может наносить серьезный ущерб для производства соответствующих товаров в стране импорта, а также для добросовестных экспортеров аналогичных товаров из других стран.

Способом противодействия демпингу является применение импортирующим государством обычно по жалобам терпящих убытки предпринимателей так называемых антидемпинговых мер, прежде всего в виде антидемпинговых пошлин. Эти пошлины устанавливаются в дополнение к обычным таможенным пошлинам и отличаются иногда штрафным характером, хотя в принципе должны быть компенсационными, т.е. соответствовать разнице между нормальной и демпинговой ценами. Антидемпинговые пошлины устанавливаются по результатам специального правительственного расследования, целью которого является прежде всего выявление самого факта демпинга и причиненного им ущерба, а уже затем установление пошлины. Антидемпинговые расследования весьма распространенная процедура. В США и Евросоюзе они одновременно проводятся в десятках и сотнях случаев. Десятки расследований имеют место в отношении российских товаров в Евросоюзе, в США, в Китае и т.д.

Кроме формально вводимых антидемпинговых пошлин, по существу в качестве антидемпинговых мер могут выступать и неформальные (или "предформальные") методы, как-то: само объявление о начале или намерении начать антидемпинговое расследование (которое может в результате и не выявить оснований для введения антидемпинговых пошлин), а также обычно сопутствующие этому публикации в прессе, иногда в виде организованной компании против презюмируемого демпинга. Все это оказывает воздействие на экспортера данного товара, который, естественно, не заинтересован в доведении дела до применения антидемпинговых пошлин, которые, как правило, практически перекрывают импорт соответствующего товара, квалифицированного в качестве демпингового. Поэтому обыкновенно открываются переговоры, в том числе и на правительственном уровне, об урегулировании конфликта по взаимной договоренности. Такая договоренность может означать: повышение цен на товар и/или установление квот для его поставок. Иногда договоренность может на межправительственном уровне вылиться в заключение так называемых соглашений о "добровольном" ограничении экспорта (см. ниже).

§ 311. Поскольку антидемпинговые меры весьма эффективны для ограничения импорта в страну, нередки случаи злоупотребления использованием антидемпинговых расследований и антидемпинговых мер без достаточных к тому оснований, когда демпинга фактически нет. Таким образом, из средства борьбы с недобросовестной конкуренцией антидемпинговые меры, используемые как средство протекционизма, превращаются в орудие протекционизма и недобросовестной конкуренции. Такая практика давно вызывала противодействие на международно-правовом уровне посредством выработки четких критериев определения демпинга и допустимых пределов пресечения его.

§ 312. В ГАТТ 1947 г. ст. VI определяла демпинг как торговую операцию, состоящую в том, что "товары одной страны поступают в другую по цене ниже нормальной стоимости товаров". Обусловлена была при этом возможность использования антидемпинговых пошлин, но условия их применения не были достаточно четки, что и создавало почву для злоупотреблений. Поэтому последовательно в 1969 г. (Кеннеди раунд), в 1974 г. (Токио раунд) и в 1994 г. (Уругвайский раунд) принимались и пересматривались Соглашения об интерпретации ст. VI ГАТТ, получившие название "Антидемпинговый кодекс". Последняя его редакция 1994 г. предусматривает правила, направленные на недопустимость необоснованных антидемпинговых мер. Таковые могут вводиться только в результате антидемпингового расследования, инициированного, что важно, как правило, по заявлению заинтересованных предпринимателей, которые жалуются, что несут убытки от демпинга.

При этом в заявлении должны быть представлены национальные производители, доля которых в производстве данного товара более 50% всего национального производства той части производителей, которые поддерживают заявление или возражают против. Но если доля производителей, поддерживающих заявление, менее 25% национального производства, - расследование не начинается.

Правительственные органы могут инициировать расследование лишь как исключение (при "особых обстоятельствах") и если они располагают доказательствами демпинга, ущерба от него и взаимосвязи ущерба с демпингом.

При этом расследование должно быть открытым для всех заинтересованных сторон и гласным.

Расследование должно установить, что:

- имеет место минимальная разница (2%) между ценой предположительно демпингового товара и нормальной ценой (внутреннего рынка страны экспорта). При этом такое сопоставление цен, как правило, производится по ценам франко-завод по сделкам примерно на одно и то же время; либо в сопоставлении средневзвешенных цен, по которым товар продается в стране, со средневзвешенными всех сопоставимых экспортных сделок, либо цен внутреннего рынка и экспортных цен по конкретным сделкам;

- объем импорта "демпингового" товара превышает минимум (3%) от всего импорта в страну аналогичного товара;

- имеется доказанная причинно-следственная связь между имевшим место демпингом и существенными материальными убытками национального производства или угрозой таких убытков.

При этом "национальное производство" включает всех национальных производителей (более 50%), а не отдельные компании.

Только после установления указанных фактов может быть введена антидемпинговая пошлина. Но она не должна носить штрафного характера, а быть компенсационной, т.е. представлять собой разницу между демпинговой и нормальной ценой. В принципе, антидемпинговая пошлина служит для нейтрализации возникшего ущерба и действует на срок, необходимый для такой нейтрализации. В любом случае действие антидемпинговой пошлины автоматически прекращается через 5 лет после ее введения.

Антидемпинговый кодекс обусловливает методику и критерии определения материального ущерба (или угрозы его) для производства аналогичного товара в стране импорта, методику расчета антидемпинговых пошлин и четкие процедурные правила.

В частности, ущерб понимается весьма широко: сокращение сбыта, прибыли, производства, доли на рынке, производительности, доходов от инвестиций, недоиспользование производственных мощностей, воздействие на внутренние цены, товарные запасы, занятость, темпы роста производства, заработная плата, возможности привлечения инвестиций и другие объективные факторы.

Проводимое расследование не должно приостанавливать процесса таможенной очистки предположительно демпингового товара.

Как и во многих других случаях, в рамках ГАТТ/ВТО в Антидемпинговом кодексе содержатся особые льготные положения для развивающихся стран с учетом особенностей их экономики и формирования цен. В этой связи занижение экспортной цены товара из развивающейся страны по сравнению с внутренней ценой в такой стране не является само по себе поводом для обвинения в демпинге.

§ 313. Надо отметить, что Антидемпинговый кодекс в его последней редакции служит достаточно действенным инструментом пресечения злоупотреблений в использовании антидемпинговых мер, и в этом своем качестве возможности применения процедур Кодекса представляют особый интерес для России, в том числе с точки зрения ее вступления в ВТО, ибо нередки случаи, когда российские экспортеры страдают от антидемпинговых процедур в других странах без достаточных для этого действительно демпинговых оснований (§ 574, 526). С другой стороны, и сама Россия несет убытки от демпинга. Так, правительство Украины активно субсидирует свою черную металлургию. В результате украинские металлурги поставляют в Россию продукцию (особенно трубы) по демпинговым ценам. Соответственно Россия, спасая собственную металлургию, в 2001 г. вынуждена была ввести специальные квоты и договорилась с Украиной об ограничении ввоза труб из Украины в 620 тыс. т в год.

2. Международно-правовое регулирование торговли товарами нетарифными мерами

Нетарифные торговые ограничения

§ 314. Одним из основополагающих установочных принципов системы ГАТТ/ВТО является признание таможенных тарифов основной формой охраны национального производства, и уровень пошлин тарифов должен последовательно снижаться, а нетарифные барьеры, в первую очередь количественные ограничения экспорта и импорта, должны элиминироваться. Практически, однако, как и до возникновения ГАТТ, с помощью нетарифных ограничений продолжает регулироваться значительная доля импорта. Это касается, в частности, продовольствия, текстиля и одежды, черных и цветных металлов, особенно в торговле развитых стран с развивающимися странами и со странами так называемой переходной экономики. Впрочем, и условия как ГАТТ, так и других соглашений, заключенных между странами - членами ВТО, дают немало возможностей для использования нетарифных ограничений в торговле. Такие ограничения можно разделить на две большие группы.

§ 315. Первая - правительственные, административные меры, не связанные прямо с использованием экономических рычагов воздействия на рынки. Это: прямой запрет торговли - эмбарго, торговая блокада, бойкот, а наиболее обычно - количественные ограничения (квоты, контингенты) для экспорта и импорта или разрешительные системы лицензирования торговли. Это также: всевозможные строгие технические требования к упаковке, маркировке, ужесточение и усложнение таможенного оформления, документации и досмотра и т.п. (так называемые технические барьеры в торговле - см. ниже). В качестве протекционистских средств защиты внутреннего рынка могут использоваться усложненные и изощренные санитарные и фитосанитарные карантинные меры, требования к подтверждению происхождения товаров и т.п.

§ 316. Вторая группа нетарифных ограничений включает меры экономического характера, воздействующие на торговлю ограничительно, с использованием рыночного ценового механизма, влияя на удорожание товара, понижая его конкурентоспособность. Это, прежде всего, специальные, нетарифные пошлины, налагаемые на импортируемый товар, антидемпинговые и компенсационные меры (см. ниже). Это также всевозможные налоги, сборы, акцизы, импортные депозиты и т.п.

Исследователи насчитывают многие сотни всевозможных ограничительных мер, применяемых странами, причем в связи с понижением в результате деятельности в рамках ГАТТ уровня тарифных таможенных пошлин в мире использование нетарифных средств сдерживания внешней торговли имеет тенденцию к росту.

Количественные ограничения

§ 317. Количественные ограничения (квотирование, контингентирование) - наиболее жесткий способ регулирования экспорта и импорта и наиболее несовместимый с рыночной экономикой.

Тем не менее страны рыночной экономики широко применяют количественные ограничения не только в кризисных ситуациях (войны, экономическая депрессия и т.д.), но и как действенное средство торговой политики и протекционизма, особенно в отношении стран, не участвующих в ГАТТ (условиями которого количественные ограничения в принципе отменены).

§ 318. Что же касается стран с плановой экономикой, система квотирования экспорта и импорта - основополагающая в их внешней торговле. Советский Союз, как и другие бывшие социалистические страны, в течение десятилетий строили свою внешнюю торговлю на основе двусторонних соглашений о товарообороте и платежах (и с другими социалистическими странами, и с рыночными государствами). Такие соглашения заключались на длительный, обычно пятилетний срок, соответствовавший пятилетним народно-хозяйственным планам развития. Ежегодно эти соглашения корректировались специальными протоколами. Сердцевиной соглашений были взаимосогласовываемые списки (контингенты) встречных поставок товаров. Эти поставки максимально балансировались по стоимости поставляемых товаров, для чего использовался клиринг, т.е. система взаимного зачета платежей. Разумеется, по экономическим и политическим причинам баланс во многих случаях не соблюдался. Рудименты контингентной организации взаимной торговли сохраняются и до сих пор в торговле между постсоветскими странами СНГ на основе так называемых соглашений о принципах взаимной торговли, заключаемых на сроки от года и выше.

§ 319. Уже в ГАТТ 1947 г. было установлено, что страны-участницы ("договаривающиеся стороны") не должны устанавливать или сохранять никаких запрещений или ограничений в форме квот, импортных и экспортных лицензий или других мер (за исключением таможенных пошлин, налогов и сборов) в отношении:

- ввоза любого товара с территории другой договаривающеся стороны;

- вывоза или продажи для экспорта любого товара, предназначенного для ввоза на территорию другой договаривающейся стороны (ст. XI ГАТТ).

В то же время в той же ст. XI, а также в ст. XII и XVIII, раздел В, был обусловлен ряд существенных исключений из приведенной общей нормы. Соответственно разрешаются:

- запрещение или ограничение экспорта, применяемые временно для предотвращения или ослабления критического недостатка продовольствия или иных товаров, имеющих существенное значение для экспортирующей страны;

- запрещение или ограничение импорта и экспорта, необходимые в связи с применением стандартов и правил классификации, сортировки или реализации товаров в международной торговле;

- ограничения импорта любого сельскохозяйственного товара или продуктов рыболовства, ввозимых в любом виде, если эти ограничения требуются для осуществления правительственных мероприятий, имеющих целью сократить внутреннее производство или потребление;

- ограничение по количеству или по стоимости разрешаемого к импорту товара для целей обеспечения внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса, но при соблюдении особых условий (ст. XII ГАТТ).