§ 157. В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. Это относится и к его договорному оформлению.
Наиболее впечатляющим примером многостороннего договорного урегулирования международных торгово-экономических отношений стал первый в истории многосторонний универсальной направленности торговый договор - Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г. Соглашение это, действующее в основе своей и до сего дня, получило широкое эволюционное развитие как по количеству участников (ratione personae), так и по содержанию (ratione matеriae). С 1994 г. оно вместе с рядом дополнений в преобразованном виде (ГАТТ-1994) вошло в так называемый Марракешский пакет соглашений 1994 г. под эгидой ВТО и служит в настоящее время своего рода кодексом международной торговли товарами для стран-участниц.
С ГАТТ увязаны и такие многосторонние документы Марракешского пакета разного наименования, как: Протокол к статье VI ГАТТ ("Антидемпинговый кодекс"), Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение по текстильным изделиям и одежде. Аналогичный характер имеют и другие многосторонние акты Марракешского пакета (как и соглашения, заключенные под эгидой ВТО уже впоследствии), которые в целом составляют правовую систему ВТО ("право ВТО"), в том числе: Соглашение о торговле услугами (ГАТС), Взаимопонимание (Understanding) о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, Соглашение о торговых аспектах интеллектуальной собственности (ТРИПС), Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мероприятий (ТРИМС), Соглашение (Четвертый Протокол к ГАТС) о либерализации торговли основными услугами в области дальней связи (телекоммуникаций); Соглашение о либерализации торговли финансовыми услугами (четыре приложения к ГАТС, а также Пятый протокол к ГАТС 1997 г.), Договоренности о либерализации электронной торговли, достигнутые после подписания Марракешских документов, и др.
Именно этот комплекс документов практически представляет собой свод правовых норм, регулирующих экономические, торговые взаимоотношения не только стран-членов ВТО, но косвенно и неучаствующих стран (см. § 289).
§ 158. Особую и обширную категорию договоров, нормы которых входят в состав международного экономического права, представляют собой учредительные документы (уставы и т.п.) межправительственных экономических и других организаций, в частности: Устав ООН (особенно его гл. IX "Международное экономическое и социальное сотрудничество" и гл. X "Экономический и Социальный Совет"), Соглашения о создании ВТО, МВФ, МБРР, ИКАО и т.д.
Сюда же примыкают и учредительные документы региональных, в том числе интеграционных экономических объединений государств: Римский договор 1957 г. о создании ЕЭС, Маастрихтский договор 1993 г. о Евросоюзе; Соглашение 1991 г. и Устав 1993 г. Содружества Независимых Государств, Соглашение 1992 г. о Северо-Американской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и др. (см. гл. VI).
§ 159. Довольно распространенным видом многосторонних торгово-экономического характера соглашений являют собой соглашения о торговле сырьевыми и отдельными другими товарами, обычно предусматривающие и образование специальных организаций, в частности по торговле нефтью, какао, зерновыми, кофе, оловом, натуральным каучуком, джутом, отдельными цветными металлами, вооружениями и товарами двойного использования и т.п. (см. гл. VIII.3).
§ 160. Особое место занимают многосторонние договоры, конвенции и иные акты, посвященные международно-правовому обеспечению трансграничных частноправовых интересов, как в сфере торгового оборота, так и в части защиты прав собственности. К первой группе таких договоров (сфера торгового оборота) прежде всего относятся так называемые (в научной литературе) "конвенции международного частного права" (точнее: "конвенции о частном праве", см. § 532), которые обычно имеют целью унификацию для государств-участников их национального частноправового регулирования и которые входят в состав международного торгового права. Здесь должны быть упомянуты: Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров; Гаагская конвенция 1986 г. о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (так называемая "Конвенция о международном частном праве"); Оттавские конвенции 1988 г. "О международном финансовом лизинге" и "О международном финансовом факторинге", а также уже ранее названное соглашение системы ВТО - ТРИПС; Конвенция ООН 1974 г. о морской перевозке грузов ("Гамбургские правила"); Конвенция 1956 г. о договоре о международной дорожной перевозке грузов; Венская конвенция 1991 г. об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле и т.п. (см. далее подробнее).
Ко второй группе (защита прав собственности) могут быть отнесены: Парижская конвенция 1883 г. по охране промышленной собственности; Бернская конвенция 1886 г. по охране литературных и художественных произведений, Всемирная (Женевская) конвенция 1952 г. об авторском праве; Мадридская конвенция 1891 г. об охране товарных знаков; Вашингтонский договор о патентной кооперации 1970 г.; Женевская конвенция 1971 г. об охране производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм и ряд других подобных договоров. На региональном уровне введен был единый Евразийский патент в ряде стран СНГ (1993 г.) и создается единый патент в Евросоюзе (1975 г.) (см. § 647-648). В области защиты интересов иностранных инвесторов следует отметить, в частности, Вашингтонскую конвенцию 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами; Сеульскую конвенцию 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций; многостороннее Соглашение стран СНГ 1994 г. о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, Соглашение ТРИМС в рамках ВТО.
Специальную категорию представляют собой многосторонние договоры и конвенции международного процессуального права, направленные на обеспечение урегулирования арбитражным или иным путем международных частноправовых споров. Особое значение здесь имеет Нью-Йоркская конвенция ООН 1958 г. о признании и приведении в исполнение арбитражных решений. Что касается судебных решений, такое же значение имеют, в частности, условия многосторонних соглашений о правовой помощи. Отметим и многостороннюю Конвенцию 1972 г. о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества (между странами СЭВ), которая касалась, по идее, рассмотрения споров между государственными хозяйственными организациями (см. § 810).
Наконец, своеобразную форму обеспечения, в частности, международных частных интересов, имеют так называемые модельные (единообразные) законы, принимаемые в форме международных многосторонних соглашений. Например, разработанные в рамках ЮНСИТРАЛ Единообразный закон 1985 г. о международном торговом арбитраже, Единообразный закон 1994 г. о закупках товаров (услуг) в кредит, Единообразный закон 1995 г. о правовых аспектах обмена электронными данными и др. По существу, в этих случаях на международном уровне принимается факультативного характера типовой законодательный акт, который любое государство может воспроизвести целиком или с модификациями в виде национального закона (см. § 542).
§ 161. Большое количество разнообразных многосторонних (и двусторонних) договоров касается регулирования экономических вопросов, часто в сочетании с техническими и эксплуатационными, особенно, к примеру, в области международного сотрудничества в сфере транспорта и связи, охраны окружающей среды, миграции населения и т.д. Во многих случаях регулирование экономических интересов государств занимает при этом лишь побочное, подспудное место, поэтому такие соглашения обычно классификационно и не относятся к торгово-экономическим. Например, Европейское соглашение 1975 г. о международных автомагистралях относимо, по идее, к соглашениям технически-транспортного характера, но экономическое значение его, разумеется, несомненно. Или, к примеру, давно ведущиеся переговоры пяти прибрежных стран Каспийского моря о разделении его дна и акватории. Экономические интересы сторон, связанные с добычей нефти, при этом самоочевидны. Формально же эвентуальный общий договор по этому вопросу к соглашению строго экономического характера целиком не отнесешь. Грани между различными международными договорами под углом зрения их классификации по предмету регулирования, таким образом, довольно условны.
Двусторонние международные торгово-экономические договоры
§ 162. Хотя из приведенного обзора уже видно широкое применение многосторонних договоров для урегулирования международных, как межгосударственных, так и частных торгово-экономических отношений, форма двустороннего договорного урегулирования, во всяком случае в чисто количественном исчислении, не теряет своего значения.
И после заключения и превращения ГАТТ в почти универсальное многостороннее торговое соглашение двусторонними торговыми договорами до сих пор продолжается регулирование отношений между странами, не участвующими в ГАТТ/ВТО.
***
Приведем некоторые наиболее распространенные виды двусторонних международных договоров торгово-экономического значения и характера.
§ 163. Среди международных договоров, регулирующих двусторонние экономические отношения широкого плана, прежде всего надо упомянуть рамочные договоры общеполитического значения, такие как договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве и т.п.). Наряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются и обязательства, связанные с расширением экономического сотрудничества, с содействием заключению коммерческих сделок и т.п. Такие договоры обычно не содержат каких-либо конкретных обязательств, кроме, разве, весьма общего - создание в целом благоприятного климата для сотрудничества.
§ 164. Двусторонние торговые договоры, которые именовались также торговыми соглашениями, договорами о торговле и мореплавании и т.п., исторически были уже с XVIII в. первой договорно-правовой формой закрепления на двусторонней основе базовых условий торгового сотрудничества.
Тысячи договоров такого типа заключены за долгие годы. Главное в них - закрепление правовых принципов и определенного торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц. Это - режим наибольшего благоприятствования, национальный, преференциальный режим, принципы недискриминации, взаимной выгоды. Материально-правовое содержание этих режимов и принципов охватывает обычно широкий круг разнообразных видов торгово-экономических отношений (торговля, производственное и научно-техническое сотрудничество, валютно-финансовые и налоговые вопросы, статус свободных экономических зон и т.п.), а иногда выходит за рамки чисто экономических отношений (консульские, юрисдикционные, социальные и т.п. вопросы). Но главный предмет - торговля в ее широком понимании, включая и так называемые невидимые статьи (транспорт, туризм, страхование и т.п.).
Впервые СССР ввел в практику включение в торговые договоры с другими государствами или же оформление в особых соглашениях условий об открытии и режиме советских торговых представительств в других странах, что было вызвано установлением в СССР монополии внешней торговли. Торговые представительства с присущими им функциями защиты, поощрения и развития внешнеэкономических связей страны продолжают свое действие за рубежом и в интересах новой России. Открывают торговые представительства и другие государства.
§ 165. Примером комплексных, общеэкономических, рамочных двусторонних договоров служат так называемые долгосрочные соглашения о торгово-экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве, которые определяют конкретные его области и формы: строительство и реконструкция промышленных объектов, производство и поставка оборудования и иных товаров, покупка и продажа патентов и лицензий, обмен научно-технической информацией, проведение совместных исследований, командирование специалистов для оказания технических услуг и обучения, промышленная кооперация, совместное предпринимательство и т.п. Для содействия и наблюдения за реализацией соглашений обычно создаются смешанные комиссии из представителей сторон со статусом параорганизаций (см. § 132).
Долгосрочные программы экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества принимаются, как правило, на базе и в развитие соглашений о таком сотрудничестве. В программах содержатся перечни конкретных областей и объектов сотрудничества. Они носят рекомендательный характер для организаций и лиц договаривающихся сторон. Правительства обязуются поощрять участие организаций и лиц в осуществлении конкретных проектов.
§ 166. Кроме долгосрочных, комплексных соглашений об экономическом сотрудничестве практикуется заключение особых, более узкого содержания соглашений о производственном сотрудничестве, включая специализацию и кооперирование производства и кооперационные поставки.
Особую категорию представляют собой соглашения об оказании технического содействия в строительстве промышленных объектов, включающие условия о взаимных поставках товаров, о содействии в проектировании, монтаже, наладке и пуске в эксплуатацию соответствующих объектов. Такие соглашения могут носить генеральный, рамочный характер или же быть привязаны лишь к конкретным, часто крупномасштабным проектам. Обычными являются условия об оплате предоставляемого технического содействия поставками будущей продукции.
К соглашениям о техническом сотрудничестве примыкают и соглашения о научно-техническом содействии, основывающемся на коммерческих условиях и включающих, в частности, передачу производственного опыта ("ноу-хау"), прав использования (на основе лицензий) изобретений, обучение кадров и т.п.
§ 167. Тесно связано не только с торговлей, но и с другими видами экономического сотрудничества его валютно-платежное и финансовое обеспечение, особенно когда соответствующие страны ограничивают валютные трансферы, для чего заключаются соглашения о международных валютных расчетах и кредитах (см. подробнее гл. X п. 3, 4). Обычной является практика объединения торговых и валютно-финансовых условий в единых соглашениях, именуемых либо соглашениями о товарообороте, либо о товарообороте и платежах. Но могут быть и специальные платежные соглашения, обусловливающие расчеты в определенных национальных, свободно конвертируемых, ограниченно конвертируемых или неконвертируемых валютах.
Клиринговые соглашения предусматривают взаимный зачет поступлений и расходов во встречных торговых, экономических операциях, причем либо без погашения сальдо в валюте (погашение поставками товаров и услуг), либо с погашением на определенных условиях сальдо в свободно конвертируемой валюте. Клиринговые соглашения используются обычно государствами, применяющими неконвертируемую валюту.
Кредитные соглашения могут быть в чистом виде - выдача одним государством другому займа в денежной, товарной или смешанной форме со встречными обязательствами погашения займа. Но в современном мире подавляющее применение получили целевые или условные кредиты, предоставляемые для закупок в государстве-кредиторе конкретных товаров - сырьевых, продовольственных или индустриальных, вооружений или для финансирования строительства промышленных объектов силами государства-кредитора и т.п. При этом кредиты могут увязываться с предоставлением государством-должником государству-кредитору определенных льгот (таможенных, контингентных и др.), прав контроля (допуск инспекторов, предоставление статистической и иной информации и т.п.). Это относится и к финансированию государств со стороны МВФ, МБРР и иных подобных структур. Финансирование государств иностранными частными банками осуществляется на базе частноправовых сделок (см. § 484-493).
§ 168. Когда государства испытывают трудности в сведении торгового и платежного балансов, в обеспечении товарами собственных потребностей, в защите собственной промышленности от иностранной конкуренции, при общем расстройстве экономики во время войн, кризисов и т.п., они прибегают к количественным экспортным и импортным ограничениям. Для того чтобы в этих условиях обеспечить контролируемые государством импорт и экспорт в нужных географических и торгово-политических направлениях, в XX в. стали использоваться так называемые соглашения о товарообороте, иначе - о взаимных поставках товаров. В таких соглашениях стороны договариваются об определенных взаимных контингентах (квотах) экспортных и импортных поставок товаров в физических или стоимостных показателях. При этом в таких соглашениях принимаются обязательства либо твердо обеспечить соответствующие поставки и закупки в рамках контингентов (это касается стран с государственно контролируемой плановой экономикой), либо (для стран рыночной экономики) выдавать экспортные и импортные лицензии, если таковые применяются, а также содействовать и не препятствовать поставкам и закупкам контингентируемых товаров. Обычно такие соглашения по логике вещей включают в себя клиринговые условия расчетов или же сопрягаются с соответствующими платежно-клиринговыми соглашениями. Советский Союз, начиная с 30-х гг., на практике широко использовал контингентно-клиринговые соглашения.
§ 169. В 90-е гг. в договорную практику России и других стран СНГ вошли двусторонние соглашения нового типа о свободной торговле. В них могут предусматриваться взаимная отмена таможенных пошлин, налогов и сборов, а также взимание внутренних налогов и сборов в размерах не выше, чем применяемые для третьих стран; обязательства о воздержании от реэкспорта, от установления, кроме особых случаев, количественных ограничений; о свободе транзита, об исключении из взаимных торговых отношений недобросовестной деловой практики и т.п., но практикуется также и включение перечней товаров, поставки которых по существу ограничиваются согласуемыми контингентами, а также фиксируемыми ценами.
- Международное экономическое право и процесс Предисловие
- Международное экономическое право
- § 5. Что же все-таки произошло в XX в.? Случилось, в частности, три важных изменения.
- § 6. Общая торгово-политическая доминанта, базирующаяся на экономическом процессе, потребовала и общего правового ее оформления в виде современного международного экономического права.
- 2. Либерализм против протекционизма
- § 11. Но либерализм либерализму - рознь. В теоретическом аспекте есть все основания для того, чтобы различать прежде всего интровертный либерализм и экстравертный либерализм.
- 4. Глобализм
- 5. Неоглобализм и панамериканизм
- 6. Пороки неоглобализации
- § 38. Глобализация сама по себе - это не добро и не зло. Это - объективный процесс, но это и политика управления этим процессом.
- 7. Неоглобализация и международное экономическое право
- § 52. В то же время видится определенная связь между отмеченными интересами стран Севера и некоторыми новациями в международном праве, имевшими место как раз в 60-70-е гг.
- Глава II. Понятие международного экономического права и его систематика
- 1. Понятие международного публичного права и международного экономического права. Предмет и определение международного экономического права
- 2. Правовая доктрина международного экономического права
- 3. Соотношение международного экономического права и международного частного права
- 4. Международное экономическое право в системе права
- 5. Система международного экономического права
- § 84. Что же остается в сфере иных "экономических" отношений, кроме торговых?
- § 87. С учетом сказанного выше научная система мэп в настоящем курсе выглядит суммарно следующим образом.
- Глава III. Субъекты и дестинаторы международного экономического права
- 1. Государства - субъекты международного экономического права
- Государственный иммунитет
- § 95. Согласно, в частности, Конвенции, ряд видов дипломатического иммунитета имеет имущественный, т.Е. Экономический характер. Это, среди прочего:
- 2.1. Международные организации
- Межправительственные, в том числе экономические организации
- § 114. Это организации, членами которых являются государства и иные субъекты международного права, в том числе другие межправительственные организации.
- 2.4. Параорганизации
- 2.5. Международные конференции
- 2.6. Преференциальные системы
- 4. Индивиды, физические и юридические лица и международное право
- Глава IV. Источники международного экономического права
- § 149. При оценке такого подхода, на наш взгляд, надежным представляется отправляться от базисных положений классической теории права, а именно:
- 2. Концепция рекомендательной нормы международного права и понятие "мягкого права"
- 3. Международный договор - основной источник международного экономического права
- Многосторонние международные торгово-экономические договоры
- § 157. В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. Это относится и к его договорному оформлению.
- § 170. Во второй половине XX в. Широкое применение получили двусторонние (редко - многосторонние) Соглашения о поощрении и защите инвестиций (иначе - капиталовложений).
- § 177. Порядок принятия решений также может быть различным:
- 5. Решения межгосударственных экономических конференций
- 6. Международный обычай
- 7. Общие принципы права и вспомогательные источники международного экономического права
- 9. Принципы международного права
- 10. Специальные принципы международного экономического права
- Принцип (режим) недискриминации (nondiscrimination)
- Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования) (most favored nation)
- § 191. Исторически в практике международных отношений оговорка (клаузула) о наибольшем благоприятствовании использовалась в двух различных подходах:
- § 194. Практически общепринятыми, но тем не менее почти неукоснительно обычно включаемыми в договоры исключениями из действия оговорки о наибольшем благоприятствовании являются:
- Принцип национального режима (national treatment)
- Принцип (режим) взаимной выгоды
- § 199. Принцип взаимной выгоды сопрягается иногда в доктрине с "международно-правовым принципом взаимности".
- Принцип (режим) преференциальности
- § 202. Нетрудно видеть, что практически оборотная сторона преференциальности (для одних) есть дискриминация (для других).
- Особенная часть
- Экономическое сотрудничество в оон универсальное по объектам (ratione materiae) и региональное по субъектам (ratione personae)
- § 212. На региональном уровне экономическое сотрудничество проводится в пяти региональных комиссиях оон под эгидой экосос, образованных и руководимых Экономическим и Социальным Советом:
- Экономическое сотрудничество в оон универсальное по субъектам (ratione personae) и отраслевое по объектам (ratione materiae)
- § 218. Среди такого рода специализированных учреждений следует назвать следующие.
- 2. Организация международного экономического сотрудничества вне рамок оон
- Глава VI. Регулирование экономического сотрудничества на региональном уровне
- 1. Экономическое сотрудничество стран-членов Содружества Независимых Государств (снг) Возникновение и правовая база снг
- § 225. Но все же не от сша, во всяком случае юридически, зависело формирование снг и эффективность сотрудничества в нем.
- § 243. Новым направлением явилось подписанное в сентябре 2003 г. Соглашение о создании Единого экономического пространства (еэп) России, Белоруссии, Казахстана и Украины.
- 2. Европейский союз
- Правовые формы международных экономических связей Евросоюза
- § 258. С 1975 г. И далее заключаются на пятилетние и более сроки Ломейские конвенции с участием всех стран Евросоюза и 46 развивающихся стран. Принципы и условия сотрудничества включают:
- Россия и Евросоюз
- 3. Иные формы международно-правового регулирования регионального экономического сотрудничества
- 4. Регионализм или глобализм?
- § 273. Оба эти явления: регионализм и глобализм - имеют много общего, но и много отличного.
- Раздел 2. Международное торговое право Глава VII. Понятие международной торговли и формы ее регулирования
- 1. Понятие торговли и международного торгового права
- 2. Международно-правовые формы регулирования торгового сотрудничества между государствами Генеральное соглашение по тарифам и торговле (гатт)
- § 280. Снижение таможенных тарифов происходило в ходе периодически созываемых тарифных конференций, так называемых "раундов", которые происходили:
- § 282. Гатт состоит всего из 4 частей и 38 довольно объемных статей.
- Результаты Уругвайского раунда гатт
- Всемирная торговая организация (вто)
- § 292. Особо скрупулезно регулируются в Соглашении об учреждении вто вопросы присоединения к нему, что наглядно иллюстрирует по сути закрытость этой организации.
- Основные принципы гатт/вто
- Глава VIII. Международная торговля товарами
- 1. Международно-правовое регулирование торговли товарами таможенно-тарифными мерами
- Международное таможенно-тарифное сотрудничество на универсальном уровне вне гатт/вто
- § 309. Правильная оценка товара, являющаяся базой определения ставки адвалерной таможенной пошлины, важный элемент избежания при этом ошибок и злоупотреблений.
- Антидемпинговые меры в гатт
- Лицензирование
- "Добровольные" ограничения экспорта
- Защитные меры (пошлины)
- Субсидии и компенсационные меры (пошлины)
- § 328. Субсидии не запрещаются тотально. Но допустимы лишь если не ущемляют интересы других стран. Соответственно Соглашение разделяет субсидии на несколько категорий:
- Технические барьеры в торговле
- § 329. Под техническими барьерами в торговле понимаются нетарифного характера разнообразные условия и требования, распространяющиеся на ввозимые товары. Это могут быть:
- Санитарные и фитосанитарные меры
- Предотгрузочная инспекция экспортируемых товаров
- 3. Международно-правовое регулирование торговли особыми группами товаров
- Аграрное регулирование в вто
- § 346. Экспортные субсидии в принципе полностью не запрещаются, они подразделяются на два вида:
- Международно-правовые формы многостороннего регулирования мировых рынков сырьевых товаров
- § 349. Соответствующая практическая работа организационно осуществляется в различных межправительственных институционных формах:
- § 350. Товарные соглашения подразделяются на три основных вида.
- Торговля текстильными товарами и готовой одеждой
- Международный контроль трансферов товаров и технологий военного назначения
- § 362. Международное сотрудничество возможно как в целях развития, так, увы, и ограничения торговли.
- Глава IX. Международная торговля услугами
- 1. Понятие услуги и особенности международного рынка услуг
- 2. Генезис правового регулирования международного рынка услуг
- § 369. Для генезиса международно-правового урегулирования рынка услуг характерно:
- 3. Генеральное соглашение по торговле услугами (гатс) Общие основы гатс
- 4. Международно-правовое регулирование отдельных секторов услуг
- 5. Международно-правовое регулирование экономических отношений в области транспорта Морской транспорт
- § 393. Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Гаагские правила). Принята в Брюсселе, 1924 г., с изменениями 1968 г. (Правила Висби).
- Речной транспорт
- § 397. Внутренний речной транспорт, его регулирование, естественно, дело каждого отдельного государства. Международные же проблемы возникают с речным транспортом по так называемым международным рекам.
- § 403. Коммерческие перевозки воздушным транспортом включают перевозки пассажиров, их багажа, грузов и почты. При этом выработано семь так называемых "свобод воздуха" (г.П. Жуков):
- Железнодорожный транспорт
- § 414. С участием Союза и под эгидой еэк оон разработаны были также (иллюстративный перечень):
- Трубопроводный транспорт
- Услуги, не связанные с определенными видами транспорта
- 6. Услуги в области связи и коммуникаций
- Телекоммуникационные услуги (дальней связи) и вто
- 7. Регулирование международной торговли финансовыми услугами в вто
- 8. Регулирование международного рынка трудовых услуг
- § 429. Методологически необходимо прежде всего разделить: во-первых, так называемое международное трудовое право и, во-вторых, правовое регулирование международного рынка трудовых услуг.
- Глава X. Валютно-финансовое регулирование в международной торговле (международное валютно-финансовое право)
- § 442. Международно-правовое регулирование валютно-финансовых отношений в части, связанной в основном с обеспечением международных торговых сделок, включает:
- Институционные основы Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы
- § 451. Практически основные цели для мвф:
- Режим валютной системы мвф
- Основные достижения и задачи совершенствования системы мвф
- § 487. Новое "дыхание" получили и такие традиционные заемные (и платежные) инструменты, как векселя и чеки.
- Публично-правовые международные кредитные отношения
- § 507. Существует три основных способа урегулирования неблагополучных долговых обязательств (кроме, разумеется, оплаты их полностью и в срок):
- 4. Правовое регулирование международных платежей и расчетов
- Глава XI. Унификация и гармонизация торгового права
- 1. Понятие международной унификации и гармонизации
- 2. Международные учреждения, призванные разрабатывать унификационные и гармонизационные документы
- 3. Классификация методов унификации и гармонизации
- А.2. Односторонняя факультативная унификация
- § 540. Это - издание, промульгация государством в одностороннем порядке национального законодательного акта, инкорпорирующего положения международного унификационного документа.
- А.3. Односторонняя факультативная гармонизация
- § 542. Метод разработки так называемых типовых (модельных) законов был применен впервые юнситрал и получил широкое признание со стороны государств. В юнситрал разработаны были типовые законы:
- Б. Неправовые методы
- § 548. Апологетика контрактуализации абстрагируется от двух исключительно важных обстоятельств:
- Б.1. Разработка на межгосударственном уровне факультативных принципов, правил, общих условий поставки и т.П. Документов для использования в международном частном торговом обороте
- § 556. В мтп (в ее Комиссии по коммерческой деятельности) (§ 301-302), что касается гармонизации частного права международной торговли, были разработаны:
- Глава XII. Нарушения и ограничения международных торгово-экономических отношений
- Ограничительная деловая практика
- Коррупция во внешнеэкономической деятельности
- Трансграничные финансовые правонарушения
- § 579. Что касается эмбарго (блокады, бойкота), вводимых на основе решений Совета Безопасности, примеров накопилось немало. В том числе:
- 3. Современные средства перманентной торгово-экономической войны
- Злоупотребления правомерными средствами защиты национальной экономики
- § 587. Лишение "непослушных" государств финансовой и военной помощи - давно испытанный и эффективный инструмент политики сша, пускаемый в ход в качестве самого весомого "аргумента".
- 4. Торгово-экономическая дискриминация России с политической подоплекой
- Раздел 3. Международное имущественное право
- Глава XIII. Режим межгосударственных имущественных отношений
- 1. Государственная территориальная собственность
- 2. Морские международные имущественные права
- § 614. Наглядной иллюстрацией среди множества других, особенно в том числе Конвенции 1982 г. По морскому праву, могут служить (иллюстративный перечень):
- 3. Международный режим "общего наследия человечества"
- Глава XIV. Международное право интеллектуальной собственности
- 2. Международное патентное право
- § 656. Отличиями Всемирной конвенции от Бернской, в частности, являются следующие:
- § 657. Другие многосторонние конвенции по авторским правам:
- 4. Международно-правовая комплексная охрана интеллектуальной собственности
- Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности - трипс (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights Including Trade in Counterfeit Goods - trips)
- § 662. Соглашение трипс, подписанное в 1994 г., входит в состав Марракешского пакета Уругвайского раунда и, таким образом, обязательно для всех стран-членов вто.
- Глава XV. Международное инвестиционное право
- 2. Поиск базовых правовых основ инвестирования за рубежом
- Модели двусторонних соглашений о поощрении и защите инвестиций
- § 708. Специфическими "стандартами", регулирующими режим инвестиций под крышей спзи, считаются следующие:
- 4. Проблемы "политических" рисков для иностранных инвестиций
- 5. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (мига)
- § 724. Мига, хотя и входит в систему мбрр, обладает юридической и финансовой независимостью.
- § 726. Непосредственно Агентством или при его участии осуществляются гарантии двух видов:
- § 727. Важно, что в Сеульской конвенции приводится перечень некоммерческих рисков, которые подлежат страхованию:
- 6. Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (тримс) (Agreement on Trade-Related Investment Measures - trims)
- § 730. По своему правовому статусу тримс - Соглашение в рамках Марракешского пакета, следовательно, обязательное для всех стран-членов вто.
- Глава XVI. Проблемы урегулирования международного режима транснациональных корпораций (тнк)
- 1. Понятие и задачи регулирования деятельности тнк
- 2. Тнк и финансово-промышленные группы (фпг) в снг
- 3. Правовой статус тнк
- 2. Правовое обеспечение благоприятного режима налогообложения за рубежом для отечественных физических и юридических лиц
- 2. Общие для международного публичного процессуального права средства урегулирования межгосударственных споров, включая экономические
- § 767. Основным обычно используемым средством разрешения споров являются непосредственные переговоры между самими спорящими сторонами.
- Международные третейские суды, или арбитражи
- Международная судебная процедура
- 3. Урегулирование межгосударственных споров отраслевого экономического характера Система урегулирования межгосударственных торговых споров в рамках вто
- § 775. Порядок урегулирования споров состоит из следующих последовательных стадий.
- Международный трибунал по морскому праву
- Урегулирование международно-правовых споров в рамках Сеульской конвенции 1985 г. Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (мига)
- 4. Урегулирование межгосударственных экономических споров на региональном (интеграционном) уровне
- Суд Европейского союза
- § 787. Суд в настоящее время имеет 2 инстанции.
- Экономический суд снг
- Глава XIX. Международно-правовое обеспечение урегулирования частноправовых споров
- 1. Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности
- 3. Международно-правовое содействие арбитражному урегулированию частноправовых споров
- § 809. Содействие арбитражному методу урегулирования международных частно-правовых споров содержится и в ряде международно-правовых актов, в том числе с факультативной правовой силой:
- 4. Признание и исполнение иностранных судебных решений и исполнение судебных поручений
- § 813. Признание и исполнение решений иностранных судов регулируется следующими международными соглашениями:
- § 814. Исполнение судебных поручений в международно-правовом порядке может осуществляться согласно сложившейся практике следующими способами:
- § 816. Международно-правовые отношения России с другими странами в части взаимного исполнения судебных поручений зиждутся:
- 5. Удостоверение (легализация) документов для зарубежного применения
- Заключение
- § 823. На наш взгляд, в ходе болезни роста международного экономического права подстерегают две опасности.
- К главе II. Понятие международного экономического права и его систематика
- К главе III. Субъекты и дестинаторы международного экономического права
- К главе IV. Источники международного экономического права
- К главе V. Организация экономического сотрудничества на универсальном уровне
- К главе VI. Регулирование экономического сотрудничества на региональном уровне
- К главе VII. Понятие международной торговли и формы ее регулирования
- К главе VIII. Международная торговля товарами
- К главе IX. Международная торговля услугами
- К главе X. Валютно-финансовое регулирование в международной торговле (международное валютно-финансовое право)
- К главе XI. Унификация и гармонизация торгового права
- К главе XII. Нарушения и ограничения международных торгово-экономических отношений
- К главе XIII. Режим межгосударственных имущественных отношений
- К главе XIV. Международное право интеллектуальной собственности
- К главе XV. Международное инвестиционное право
- К главе XVI. Проблемы урегулирования международного режима транснациональных корпораций (тнк)
- К главе XVII. Регулирование международных налоговых отношений (международное налоговое право)
- К главе XVIII. Урегулирование публично-правовых экономических споров
- К главе XIX. Международно-правовое обеспечение урегулирования частноправовых споров
- Алфавитно-предметный указатель а