logo search
Вельяминов Г

§ 170. Во второй половине XX в. Широкое применение получили двусторонние (редко - многосторонние) Соглашения о поощрении и защите инвестиций (иначе - капиталовложений).

Их заключено в мире несколько сотен, вызваны к жизни они были сочетанием интересов как стран-экспортеров капитала, нуждавшихся в договорном обеспечении безопасности экспортированных капиталов от всевозможных "некоммерческих" рисков, так и стран-импортеров, испытывающих нужду в привлечении иностранного капитала для интенсификации развития своей экономики. Основой этих соглашений является защита иностранного капитала от всевозможных "некоммерческих" рисков (экспроприаций, национализаций, народных волнений и т.п.), свободный возврат инвестиционного капитала, а также вывоз выручки от его эксплуатации, причем государство-импортер принимает на себя суброгационные обязательства возмещения убытков по компенсации выплаченных страховщиками убытков инвесторов от "некоммерческих" рисков (см. подробнее гл. XV п. 4, 5).

§ 171. Другим видом двусторонних (хотя есть редкие примеры и многосторонних) соглашений экономического характера являются соглашения об избежании двойного налогообложения. Появление их совпадает по времени с широкой практикой трансграничной деловой активности, когда юридическое или физическое лицо зарегистрировано или проживает в одной стране, а доходы от своей деловой активности получает в другой стране или имеет в другой стране недвижимость. Смысл соответствующих соглашений заключается в определении страны (обычно - постоянное местопребывание или регистрация лица, местонахождение имущества), где должен уплачиваться налог (см. гл. XVII п. 1).

§ 172. Специфической договорной формой являются и заключаемые как на двустороннем, так и на многостороннем уровне межгосударственные Общие условия поставок, например: Общие условия поставок товаров между организациями стран-членов СЭВ 1968/1988 гг. (ОУП СЭВ 1968/1988 гг.); Соглашение 1992 г. об Общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников Содружества Независимых Государств; Протокол 1990 г. об Общих условиях поставок товаров из Союза ССР в Китайскую Народную Республику и из Китайской Народной Республики в Союз ССР и приложенные к Протоколу "Общие условия" и т.д. (см. § 536-538).

***

§ 173. Как уже отмечалось, существует множество многосторонних договоров, регулирующих лишь косвенно или побочно вопросы экономического характера, но посвященных в принципе проблемам технического сотрудничества, особенно в сфере транспорта. Также огромное количество такого рода межгосударственных договоров со смешанными предметами регулирования заключается и на двусторонней основе. Экономическое значение их может быть исключительно велико. Примером особого значения для России могут служить договоры с соседними государствами о прокладке и эксплуатации нефте- и газопроводов (см. § 415, 416).

Разумеется, перечисленные выше виды как многосторонних, так и двусторонних договоров не исчерпывают всех возможных разновидностей и смешанных форм международных договоров в сфере торгово-экономического сотрудничества, тем более в наше время непрерывного усложнения, диверсификации и возникновения все новых способов осуществления этого сотрудничества.

4. Решения межправительственных организаций

§ 174. До Второй мировой войны решения международных организаций вообще не рассматривались в качестве существенного источника международного права. В Статуте Международного суда ООН такой вид источника права, как решения международных организаций, даже не упоминается среди источников, которыми должен руководствоваться суд. Во второй половине XX в. с появлением организаций, наделенных правомочиями принятия решений, обязывающих государства-члены, - решения международных организаций выходят практически, и особенно в международном экономическом праве, на место непосредственно вслед за международными договорами. Это особенно относится к интеграционным, региональным объединениям.

Кстати, следует отметить, что терминологически правовые акты, принимаемые органами международных организаций, могут именоваться самым различным образом: решения, рекомендации, резолюции, постановления, регламенты, директивы, доклады, заключения и т.д. Но надо подчеркнуть, что от названия обязательная сила того или иного акта не зависит. Так, в той или иной организации принимаемая ею "рекомендация" может признаваться строго обязывающей, а в другой организации, напротив, иметь лишь факультативное значение. Здесь мы употребляем термин "решение" как собирательный для всех актов, принимаемых разными международными организациями.

§ 175. Почти все межправительственные экономические организации (или организации, включающие экономические функции) наделяются полномочиями принятия актов, имеющих то или иное международно-правовое нормативное значение. Соответствующие нормы, разумеется, имеют локальный характер (кроме актов ООН), ибо распространяются только на государства-члены данной организации, а также на ее органы и ее должностных лиц (персонал). Более того, в некоторых межправительственных организациях существуют судебные или арбитражные органы (в том числе: Международный суд ООН; Процедура урегулирования споров в ВТО; Европейский суд Евросоюза; Экономический суд СНГ и др.), наделенные обычно полномочиями толковать правовые акты, издаваемые данной организацией, а также разрешать споры, возникающие между ее членами, с использованием и так называемого "внутреннего права" организации, основывающегося на ее же актах, решениях.

Что касается правовой обязывающей силы (vis obligandi) решений международных организаций, ее следует определять исходя, прежде всего, из учредительных актов конкретной международной организации. Она может варьироваться от решений факультативных, морально-политического характера, не имеющего по сути какого-либо облигаторного, т.е. правового значения (многие положения резолюций органов ООН), и до решений юридически обязательных (Совет Безопасности ООН).

§ 176. Различны в разных международных организациях и методы и способы принятия решений. Классическим для всех вообще международных организаций, начиная с ООН, является принцип "одно государство - один голос". Этот принцип применяется и в большинстве международных экономических организаций (ВТО, СНГ, НАФТА, ОЭСР и др.). Однако со времени возникновения в 1944 г. МВФ и МБРР в этих организациях, а впоследствии и в других, именно в экономических организациях, в частности в ЕЭС, в практику вошел и иной принцип - "взвешенного голосования", согласно которому каждое государство наделяется различным количеством голосов в зависимости от численности населения, от суммы паевых взносов, от объема ВВП, доли во взаимной торговле и т.п.