§ 114. Это организации, членами которых являются государства и иные субъекты международного права, в том числе другие межправительственные организации.
Международное публичное право родилось и развивалось как право, регулирующее отношения между государствами, обязательными свойствами которых являются наличие собственной территории, собственного населения и суверенной власти, осуществляемой в отношении как территории, так и населения.
В XX в. появились межгосударственные организации, которым государства делегируют частично свои суверенные властные полномочия, в большей или меньшей степени воздействующие как на территории, так и на население государств-членов. Такое делегирование властных полномочий в пользу межгосударственных организаций и служит основой наделения этих организаций функциональной, ограниченной международной правосубъектностью, лишь частично подобной неограченной универсальной международной правосубъектности государств. Соответственно, международные учреждения, такие как неправительственные организации, параорганизации и т.д., а тем более ТНК, индивиды, не обладающие минимумом властных полномочий, не могут претендовать и на минимальную международную правосубъектность.
§ 115. Правоспособность межправительственных организаций, а также международные привилегии и иммунитеты их, в отличие от государств, строго функциональны и обычно определяются их учредительными документами. Соответственно субъектами МЭП могут быть лишь те международные организации, которые явно, эксплицитно наделены функциональной правосубъектностью, иначе - правоспособностью, что по существу то же самое, поскольку ни международные, ни внутринациональные организации и учреждения дееспособностью обладать не могут. Дееспособность - свойство исключительно человека, физического лица, которое всегда в конечном счете действует от имени юридических лиц, организаций, государств и т.д.
Международная правосубъектность (правоспособность) межправительственных организаций, во-первых, проявляется в их уставных, функциональных правомочиях принимать правоустановительные акты, в силу их опосредованных, полученных от государств (делегированных ими) властных свойств, в частности и касающихся нормотворчества в сфере международного экономического права. Во-вторых, что касается правоприменительных актов публичного характера (например, поддержание международных связей), межправительственные организации также ограничены при принятии таких актов уставными полномочиями организации, а в части правоприменительных актов типа сделок межправительственные организации обычно, будучи наделены статусом юридического лица, выступают в таких сделках именно в этом качестве.
Ответы на вопросы о правомочиях конкретной организации принимать правовые акты с той или иной обязывающей (императивной, диспозитивной, рекомендательной) силой и о порядке принятия таких актов, а также о правомочиях вступать в международно-правовые или частноправовые отношения, - следует искать в учредительных актах межправительственных организаций.
§ 116. Международные межправительственные организации могут, как и государства, пользоваться иммунитетами (но всегда - функциональными). Это вытекает из самой функциональной правосубъектности международных организаций, в корне отличающейся от государственной универсальной правосубъектности. При этом иммунитеты обусловливаются строго потребностями организации в беспрепятственном осуществлении ее публичных, уставных полномочий и компетенции. Объем, характер и пределы таких иммунитетов определяются международными договорами. Это могут быть учредительные договоры, уставы международных организаций, в которых иммунитеты международной организации обычно определяются лишь в общем виде. Более конкретно иммунитеты регламентируются в специальных договорах, конвенциях, заключаемых государствами-членами организаций, например, в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г.
Что касается иммунитетов межгосударственных организаций, эти иммунитеты по существу также "государственные", ибо являются производными от иммунитетов государств - членов организации, и именно эти члены наделяют организацию (делегируют ей) свои иммунные права.
§ 117. К началу XXI в. эффективное правовое регулирование международных торговых отношений в самом широком их понимании и в подавляющей части всего мирового торгового оборота сосредоточивается в рамках ВТО. Однако центром рассмотрения важнейших политических проблем мировой торговли действительно на универсальном уровне остается ООН (см. § 207 и далее).
***
Особой разновидностью межправительственных организаций следует считать создаваемые государствами и межправительственными организациями международные суды и международные арбитражи, соответственно с их специальной функциональной международной правосубъектностью (см. гл. XVIII).
2.2. Межгосударственные региональные интеграционно ориентированные учреждения
§ 118. Международную интеграцию можно определить как процесс, обеспечиваемый международно-правовыми средствами и направленный на постепенное образование межгосударственного экономически, а возможно, и политически единого, целостного (integro) пространства, зиждущегося на общем рынке обращения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
§ 119. Роль интеграционных объединений в контексте торгово-финансового глобализма двояка. Во-первых, достижение интеграционных, либерализационных условий экономической, торговой свободы на региональном уровне создает предпосылки продвижения этих условий и на универсальном мировом уровне, при условии эвентуального, постепенного расширения и слияния таких региональных сообществ. Однако такое расширение и слияние сегодня, в условиях особенно огромного разрыва в уровнях экономического развития, прежде всего между "богатым Севером" и "бедным Югом", на обозримую перспективу весьма проблематично.
Во-вторых, практически в наши дни региональные интегрированные сообщества, осуществляя широкую экономическую либерализацию между странами-участницами, одновременно ограждают себя протекционистскими барьерами от третьих стран.
Глобализм и регионализм противоречивы по определению. В каком направлении будет двигаться развитие в общемировых масштабах - достаточно неопределенно.
По своей экономической сути интеграционные объединения представляют собой разновидность преференциальных систем (§ 139).
§ 120. Что касается международной правосубъектности этих объединений, она по аналогии с межправительственными организациями функциональна и может иметь или не иметь места в зависимости от условий соответствующих учредительных актов. Например, Европейский союз (на 2003 г.) неправосубъектен, а его составные части - Европейское Сообщество и Евратом - правосубъектны.
§ 121. Интеграция, естественно, не может быть безболезненно и эффективно осуществлена в одночасье. Поэтому процесс интеграции можно подразделить на три своего рода последовательных стадии: декларативную, созидательную и реальную.
Наиболее распространенной, пожалуй, является так называемая декларативная интеграция. Два или более государства, нередко по сугубо политическим мотивам, заключают рамочно-декларативного характера соглашение о намерении построения интеграционного сообщества, далее чего часто дело и не идет. Примером такого рода интеграции может, к сожалению, служить провозглашенное еще в 1991 г. намерение построения интеграционного объединения в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ).
Под созидательной интеграцией надо понимать интеграцию, постепенно и последовательно реально организуемую на правовой базе заранее согласованного графика мероприятий по сближению экономических условий отдельных стран-участниц на основе общих намеченных параметров. Такого рода эволюция с большим или меньшим успехом происходит, в частности, в рамках построения интегрируемого рынка в Союзе России и Белоруссии, в Северо-Американской ассоциации свободной торговли - НАФТА (США, Канада, Мексика), в "Андской группе" (Боливия, Колумбия, Перу, Эквадор), в южноамериканских странах, входящих в МЕРКОСУЛ, в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Наконец, вполне реальным интеграционным объединением можно, безусловно, считать Европейский союз.
В качестве организационно-правовых последовательно проводимых в жизнь форм построения межгосударственной экономической интеграции можно выделить следующие "этапные" (или "самодостаточные") типы.
§ 122. Зона (ассоциация) свободной торговли. Это, можно сказать, первая ступень и простейшая форма движения к интеграции. Она предполагает отмену таможенных и иных ограничений для торговли товарами (обычно с большими или меньшими исключениями) между странами-участницами зоны, но с сохранением ими самостоятельной торговой политики и своих национальных таможенных тарифов по отношению к третьим странам.
Примерами зон свободной торговли могут служить Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и упомянутая НАФТА.
От зон свободной торговли следует отличать так называемые свободные экономические зоны (свободные гавани и т.п.). Эти последние образуются обычно государствами односторонне на собственной территории с целью привлечения различными таможенными, налоговыми и т.п. льготами иностранных инвесторов, транспортных и т.п. предприятий. Соответственно такие зоны международно-правовыми образованиями не являются.
§ 123. Таможенный союз. Это - более высокая форма продвижения к интеграции. Таможенные союзы означают свободную, беспошлинную торговлю товарами внутри союза, ликвидацию национальных тарифов стран-участниц, проведение ими общей торговой политики, установление единого для всего объединения государств таможенного тарифа для торговли с третьими странами и, таким образом, образование единого таможенного пространства с общей таможенно-тарифной и нетарифной защитой в отношении других стран.
Далеким историческим прецедентом был таможенный союз немецких государств в середине XIX в., предшествовавший объединению Германии. В наши дни такой союз был после Второй мировой войны осуществлен в рамках Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Таможенный союз - элемент интеграционной структуры Евросоюза.
§ 124. Общий рынок. Построение общего рынка между отдельными странами предполагает обычно осуществление четырех "свобод": свободы торговли товарами, услугами, движения капиталов и, наконец, свободы миграции рабочей силы. Общий рынок можно лишь условно считать особой правовой интеграционной формой, поскольку образование его обычно сопряжено с другими интеграционными мерами, осуществляемыми в рамках создания экономического сообщества, союза. Общий рынок экономически наиболее продвинутая стадия построения полного интегрированного объединения государств и по существу означает уже состоявшуюся интеграцию. Впервые в наше время общий рынок был образован в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС), Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) и Евратома.
§ 125. Экономический союз можно рассматривать как высшую интеграционную форму. Она включает, кроме построения общего рынка, также: углубленную гармонизацию всей экономики стран-участниц, включая сферу производства, введение общей расчетной, а затем и реальной единой валюты, гармонизацию социальных условий жизни, образования, внутренних гражданских, административных порядков, вплоть до проведения общей бюджетной, налоговой и внешней (не только торговой) политики и совместной обороны. Все это невозможно осуществлять без ограничения, по крайней мере частичного, национального суверенитета стран-участниц. По существу, экономический союз есть своего рода экономический федерализм, логически ведущий и к общему федерализму.
Первыми экономическими союзами, как они понимаются в наше время, были Бельго-Люксембургский экономический союз (БЛЭС), образованный еще в 1921 г., а затем Бельго-Нидерладско-Люксембургский Союз (Бенилюкс). В последующем они, что касается их экономического значения, практически растворились в Европейском союзе, который и является единственным современным и впечатляющим примером построения действенного экономического союза. Европейский союз был образован под этим названием на основе Маастрихтского договора 1992 г., но фактически на базе предшествовавших достижений в ходе осуществления Римского договора 1957 г. об образовании ЕЭС.
§ 126. Что касается международной правосубъектности только что перечисленных организационно-правовых форм, типов (этапов) построения межгосударственной интеграции, такая правосубъектность целиком зависит от конвенционно закрепленных договоренностей государств-участников данных международных учреждений.
§ 127. В международной практике нередко употребляются термины: единое экономическое пространство, европейское экономическое пространство и т.п. Такого рода понятия можно рассматривать как достаточно неопределенные, не имеющие еще сложившегося четкого правового значения. Так, к примеру, в Европейском экономическом пространстве (1992 г.) по существу предусматривалось образование "общего рынка" в составе стран ЕЭС и ЕАСТ (кроме Швейцарии). В рамках ЕЭС такое "пространство" уже было создано задолго до этого и еще до того, как ЕЭС превратилось в Евросоюз - полноценный экономический союз. (О едином экономическом пространстве России, Белоруссии, Казахстана и Украины см. § 243.)
2.3. Неправительственные международные организации
§ 128. Неправительственные организации (non-governmental organizations - NGO) - это учреждаемые физическими или юридическими лицами из разных государств объединения для осуществления международной деятельности некоммерческого характера в целях достижения определенных общих для объединения целей и интересов. Международные неправительственные (иначе: негосударственные) организации, обычно по месту их нахождения, имеют статус юридического лица, но не обладают международной правосубъектностью.
§ 129. В доктрине можно встретить и мнение, что неправительственные организации, поскольку они, например, могут участвовать с консультативным статусом в заседаниях органов межправительственных организаций (в том числе ООН), делать при этом свои представления и т.п., - могут, не будучи субъектами международного права, рассматриваться как обладающие ограниченной международной правосубъектностью. С таким подходом нельзя согласиться. Отечественная доктрина (С.И. Братусь, Г.М. Вельяминов, А.В. Венедиктов, Г.И. Тункин) в основном исходит из того, что термин "правосубъектность" не является понятием, отдельным от понятия "субъект права", правосубъектность есть способность, возможность быть субъектом права.
Наглядной аналогией во внутринациональном праве может служить правосубъектность гражданина. Практически в любой стране иностранцам предоставляются некоторые права, сопряженные и с определенными обязанностями. Но это есть особая правосубъектность именно иностранца, а не гражданственная правосубъектность, т.е. не способность быть субъектом права - гражданином данного государства. Субъект права не только правосубъектен, но и обладатель конкретных, субъективных прав и обязанностей. Если же встать на точку зрения наделения правосубъектностью также не субъектов права, возникает вопрос: в чем же вообще тогда смысл института субъекта права?
Взвешенной представляется точка зрения профессора Колумбийского университета США О.Шахтера, считающего что международное право едва ли признает неправительственные организации, "их юридический статус и права продолжают регулироваться национальным правом, т.е. государственной властью. Только при редких и специальных обстоятельствах им предоставляются привилегии и иммунитеты подобно публичным органам", это - так называемый "консультативный статус" (ст. 71 Устава ООН)*(21).
§ 130. Неправительственные организации по своей предметной функциональности могут быть объединениями профессионального, спортивного, клерикального, профсоюзного и т.д. характера, но также и по отдельным отраслям экономики, и тогда они рассматриваются в качестве международных экономических неправительственных организаций. Таковые поддерживают отношения и с субъектами международного права.
В частности, в функции ЭКОСОС специально входит поддержание координационных связей с неправительственными организациями экономического и социального направлений. Они могут выполнять исследовательские и тому подобные работы в целях оказания воздействия, лоббирования определенных международных и внутригосударственных мероприятий. Наиболее внушительным примером неправительственной организации, имеющей важнейшее значение для процесса международного нормотворчества в сфере международных экономических отношений, может служить Международная торговая палата (§ 301-302, 513, 556).
- Международное экономическое право и процесс Предисловие
- Международное экономическое право
- § 5. Что же все-таки произошло в XX в.? Случилось, в частности, три важных изменения.
- § 6. Общая торгово-политическая доминанта, базирующаяся на экономическом процессе, потребовала и общего правового ее оформления в виде современного международного экономического права.
- 2. Либерализм против протекционизма
- § 11. Но либерализм либерализму - рознь. В теоретическом аспекте есть все основания для того, чтобы различать прежде всего интровертный либерализм и экстравертный либерализм.
- 4. Глобализм
- 5. Неоглобализм и панамериканизм
- 6. Пороки неоглобализации
- § 38. Глобализация сама по себе - это не добро и не зло. Это - объективный процесс, но это и политика управления этим процессом.
- 7. Неоглобализация и международное экономическое право
- § 52. В то же время видится определенная связь между отмеченными интересами стран Севера и некоторыми новациями в международном праве, имевшими место как раз в 60-70-е гг.
- Глава II. Понятие международного экономического права и его систематика
- 1. Понятие международного публичного права и международного экономического права. Предмет и определение международного экономического права
- 2. Правовая доктрина международного экономического права
- 3. Соотношение международного экономического права и международного частного права
- 4. Международное экономическое право в системе права
- 5. Система международного экономического права
- § 84. Что же остается в сфере иных "экономических" отношений, кроме торговых?
- § 87. С учетом сказанного выше научная система мэп в настоящем курсе выглядит суммарно следующим образом.
- Глава III. Субъекты и дестинаторы международного экономического права
- 1. Государства - субъекты международного экономического права
- Государственный иммунитет
- § 95. Согласно, в частности, Конвенции, ряд видов дипломатического иммунитета имеет имущественный, т.Е. Экономический характер. Это, среди прочего:
- 2.1. Международные организации
- Межправительственные, в том числе экономические организации
- § 114. Это организации, членами которых являются государства и иные субъекты международного права, в том числе другие межправительственные организации.
- 2.4. Параорганизации
- 2.5. Международные конференции
- 2.6. Преференциальные системы
- 4. Индивиды, физические и юридические лица и международное право
- Глава IV. Источники международного экономического права
- § 149. При оценке такого подхода, на наш взгляд, надежным представляется отправляться от базисных положений классической теории права, а именно:
- 2. Концепция рекомендательной нормы международного права и понятие "мягкого права"
- 3. Международный договор - основной источник международного экономического права
- Многосторонние международные торгово-экономические договоры
- § 157. В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. Это относится и к его договорному оформлению.
- § 170. Во второй половине XX в. Широкое применение получили двусторонние (редко - многосторонние) Соглашения о поощрении и защите инвестиций (иначе - капиталовложений).
- § 177. Порядок принятия решений также может быть различным:
- 5. Решения межгосударственных экономических конференций
- 6. Международный обычай
- 7. Общие принципы права и вспомогательные источники международного экономического права
- 9. Принципы международного права
- 10. Специальные принципы международного экономического права
- Принцип (режим) недискриминации (nondiscrimination)
- Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования) (most favored nation)
- § 191. Исторически в практике международных отношений оговорка (клаузула) о наибольшем благоприятствовании использовалась в двух различных подходах:
- § 194. Практически общепринятыми, но тем не менее почти неукоснительно обычно включаемыми в договоры исключениями из действия оговорки о наибольшем благоприятствовании являются:
- Принцип национального режима (national treatment)
- Принцип (режим) взаимной выгоды
- § 199. Принцип взаимной выгоды сопрягается иногда в доктрине с "международно-правовым принципом взаимности".
- Принцип (режим) преференциальности
- § 202. Нетрудно видеть, что практически оборотная сторона преференциальности (для одних) есть дискриминация (для других).
- Особенная часть
- Экономическое сотрудничество в оон универсальное по объектам (ratione materiae) и региональное по субъектам (ratione personae)
- § 212. На региональном уровне экономическое сотрудничество проводится в пяти региональных комиссиях оон под эгидой экосос, образованных и руководимых Экономическим и Социальным Советом:
- Экономическое сотрудничество в оон универсальное по субъектам (ratione personae) и отраслевое по объектам (ratione materiae)
- § 218. Среди такого рода специализированных учреждений следует назвать следующие.
- 2. Организация международного экономического сотрудничества вне рамок оон
- Глава VI. Регулирование экономического сотрудничества на региональном уровне
- 1. Экономическое сотрудничество стран-членов Содружества Независимых Государств (снг) Возникновение и правовая база снг
- § 225. Но все же не от сша, во всяком случае юридически, зависело формирование снг и эффективность сотрудничества в нем.
- § 243. Новым направлением явилось подписанное в сентябре 2003 г. Соглашение о создании Единого экономического пространства (еэп) России, Белоруссии, Казахстана и Украины.
- 2. Европейский союз
- Правовые формы международных экономических связей Евросоюза
- § 258. С 1975 г. И далее заключаются на пятилетние и более сроки Ломейские конвенции с участием всех стран Евросоюза и 46 развивающихся стран. Принципы и условия сотрудничества включают:
- Россия и Евросоюз
- 3. Иные формы международно-правового регулирования регионального экономического сотрудничества
- 4. Регионализм или глобализм?
- § 273. Оба эти явления: регионализм и глобализм - имеют много общего, но и много отличного.
- Раздел 2. Международное торговое право Глава VII. Понятие международной торговли и формы ее регулирования
- 1. Понятие торговли и международного торгового права
- 2. Международно-правовые формы регулирования торгового сотрудничества между государствами Генеральное соглашение по тарифам и торговле (гатт)
- § 280. Снижение таможенных тарифов происходило в ходе периодически созываемых тарифных конференций, так называемых "раундов", которые происходили:
- § 282. Гатт состоит всего из 4 частей и 38 довольно объемных статей.
- Результаты Уругвайского раунда гатт
- Всемирная торговая организация (вто)
- § 292. Особо скрупулезно регулируются в Соглашении об учреждении вто вопросы присоединения к нему, что наглядно иллюстрирует по сути закрытость этой организации.
- Основные принципы гатт/вто
- Глава VIII. Международная торговля товарами
- 1. Международно-правовое регулирование торговли товарами таможенно-тарифными мерами
- Международное таможенно-тарифное сотрудничество на универсальном уровне вне гатт/вто
- § 309. Правильная оценка товара, являющаяся базой определения ставки адвалерной таможенной пошлины, важный элемент избежания при этом ошибок и злоупотреблений.
- Антидемпинговые меры в гатт
- Лицензирование
- "Добровольные" ограничения экспорта
- Защитные меры (пошлины)
- Субсидии и компенсационные меры (пошлины)
- § 328. Субсидии не запрещаются тотально. Но допустимы лишь если не ущемляют интересы других стран. Соответственно Соглашение разделяет субсидии на несколько категорий:
- Технические барьеры в торговле
- § 329. Под техническими барьерами в торговле понимаются нетарифного характера разнообразные условия и требования, распространяющиеся на ввозимые товары. Это могут быть:
- Санитарные и фитосанитарные меры
- Предотгрузочная инспекция экспортируемых товаров
- 3. Международно-правовое регулирование торговли особыми группами товаров
- Аграрное регулирование в вто
- § 346. Экспортные субсидии в принципе полностью не запрещаются, они подразделяются на два вида:
- Международно-правовые формы многостороннего регулирования мировых рынков сырьевых товаров
- § 349. Соответствующая практическая работа организационно осуществляется в различных межправительственных институционных формах:
- § 350. Товарные соглашения подразделяются на три основных вида.
- Торговля текстильными товарами и готовой одеждой
- Международный контроль трансферов товаров и технологий военного назначения
- § 362. Международное сотрудничество возможно как в целях развития, так, увы, и ограничения торговли.
- Глава IX. Международная торговля услугами
- 1. Понятие услуги и особенности международного рынка услуг
- 2. Генезис правового регулирования международного рынка услуг
- § 369. Для генезиса международно-правового урегулирования рынка услуг характерно:
- 3. Генеральное соглашение по торговле услугами (гатс) Общие основы гатс
- 4. Международно-правовое регулирование отдельных секторов услуг
- 5. Международно-правовое регулирование экономических отношений в области транспорта Морской транспорт
- § 393. Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Гаагские правила). Принята в Брюсселе, 1924 г., с изменениями 1968 г. (Правила Висби).
- Речной транспорт
- § 397. Внутренний речной транспорт, его регулирование, естественно, дело каждого отдельного государства. Международные же проблемы возникают с речным транспортом по так называемым международным рекам.
- § 403. Коммерческие перевозки воздушным транспортом включают перевозки пассажиров, их багажа, грузов и почты. При этом выработано семь так называемых "свобод воздуха" (г.П. Жуков):
- Железнодорожный транспорт
- § 414. С участием Союза и под эгидой еэк оон разработаны были также (иллюстративный перечень):
- Трубопроводный транспорт
- Услуги, не связанные с определенными видами транспорта
- 6. Услуги в области связи и коммуникаций
- Телекоммуникационные услуги (дальней связи) и вто
- 7. Регулирование международной торговли финансовыми услугами в вто
- 8. Регулирование международного рынка трудовых услуг
- § 429. Методологически необходимо прежде всего разделить: во-первых, так называемое международное трудовое право и, во-вторых, правовое регулирование международного рынка трудовых услуг.
- Глава X. Валютно-финансовое регулирование в международной торговле (международное валютно-финансовое право)
- § 442. Международно-правовое регулирование валютно-финансовых отношений в части, связанной в основном с обеспечением международных торговых сделок, включает:
- Институционные основы Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы
- § 451. Практически основные цели для мвф:
- Режим валютной системы мвф
- Основные достижения и задачи совершенствования системы мвф
- § 487. Новое "дыхание" получили и такие традиционные заемные (и платежные) инструменты, как векселя и чеки.
- Публично-правовые международные кредитные отношения
- § 507. Существует три основных способа урегулирования неблагополучных долговых обязательств (кроме, разумеется, оплаты их полностью и в срок):
- 4. Правовое регулирование международных платежей и расчетов
- Глава XI. Унификация и гармонизация торгового права
- 1. Понятие международной унификации и гармонизации
- 2. Международные учреждения, призванные разрабатывать унификационные и гармонизационные документы
- 3. Классификация методов унификации и гармонизации
- А.2. Односторонняя факультативная унификация
- § 540. Это - издание, промульгация государством в одностороннем порядке национального законодательного акта, инкорпорирующего положения международного унификационного документа.
- А.3. Односторонняя факультативная гармонизация
- § 542. Метод разработки так называемых типовых (модельных) законов был применен впервые юнситрал и получил широкое признание со стороны государств. В юнситрал разработаны были типовые законы:
- Б. Неправовые методы
- § 548. Апологетика контрактуализации абстрагируется от двух исключительно важных обстоятельств:
- Б.1. Разработка на межгосударственном уровне факультативных принципов, правил, общих условий поставки и т.П. Документов для использования в международном частном торговом обороте
- § 556. В мтп (в ее Комиссии по коммерческой деятельности) (§ 301-302), что касается гармонизации частного права международной торговли, были разработаны:
- Глава XII. Нарушения и ограничения международных торгово-экономических отношений
- Ограничительная деловая практика
- Коррупция во внешнеэкономической деятельности
- Трансграничные финансовые правонарушения
- § 579. Что касается эмбарго (блокады, бойкота), вводимых на основе решений Совета Безопасности, примеров накопилось немало. В том числе:
- 3. Современные средства перманентной торгово-экономической войны
- Злоупотребления правомерными средствами защиты национальной экономики
- § 587. Лишение "непослушных" государств финансовой и военной помощи - давно испытанный и эффективный инструмент политики сша, пускаемый в ход в качестве самого весомого "аргумента".
- 4. Торгово-экономическая дискриминация России с политической подоплекой
- Раздел 3. Международное имущественное право
- Глава XIII. Режим межгосударственных имущественных отношений
- 1. Государственная территориальная собственность
- 2. Морские международные имущественные права
- § 614. Наглядной иллюстрацией среди множества других, особенно в том числе Конвенции 1982 г. По морскому праву, могут служить (иллюстративный перечень):
- 3. Международный режим "общего наследия человечества"
- Глава XIV. Международное право интеллектуальной собственности
- 2. Международное патентное право
- § 656. Отличиями Всемирной конвенции от Бернской, в частности, являются следующие:
- § 657. Другие многосторонние конвенции по авторским правам:
- 4. Международно-правовая комплексная охрана интеллектуальной собственности
- Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности - трипс (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights Including Trade in Counterfeit Goods - trips)
- § 662. Соглашение трипс, подписанное в 1994 г., входит в состав Марракешского пакета Уругвайского раунда и, таким образом, обязательно для всех стран-членов вто.
- Глава XV. Международное инвестиционное право
- 2. Поиск базовых правовых основ инвестирования за рубежом
- Модели двусторонних соглашений о поощрении и защите инвестиций
- § 708. Специфическими "стандартами", регулирующими режим инвестиций под крышей спзи, считаются следующие:
- 4. Проблемы "политических" рисков для иностранных инвестиций
- 5. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (мига)
- § 724. Мига, хотя и входит в систему мбрр, обладает юридической и финансовой независимостью.
- § 726. Непосредственно Агентством или при его участии осуществляются гарантии двух видов:
- § 727. Важно, что в Сеульской конвенции приводится перечень некоммерческих рисков, которые подлежат страхованию:
- 6. Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (тримс) (Agreement on Trade-Related Investment Measures - trims)
- § 730. По своему правовому статусу тримс - Соглашение в рамках Марракешского пакета, следовательно, обязательное для всех стран-членов вто.
- Глава XVI. Проблемы урегулирования международного режима транснациональных корпораций (тнк)
- 1. Понятие и задачи регулирования деятельности тнк
- 2. Тнк и финансово-промышленные группы (фпг) в снг
- 3. Правовой статус тнк
- 2. Правовое обеспечение благоприятного режима налогообложения за рубежом для отечественных физических и юридических лиц
- 2. Общие для международного публичного процессуального права средства урегулирования межгосударственных споров, включая экономические
- § 767. Основным обычно используемым средством разрешения споров являются непосредственные переговоры между самими спорящими сторонами.
- Международные третейские суды, или арбитражи
- Международная судебная процедура
- 3. Урегулирование межгосударственных споров отраслевого экономического характера Система урегулирования межгосударственных торговых споров в рамках вто
- § 775. Порядок урегулирования споров состоит из следующих последовательных стадий.
- Международный трибунал по морскому праву
- Урегулирование международно-правовых споров в рамках Сеульской конвенции 1985 г. Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (мига)
- 4. Урегулирование межгосударственных экономических споров на региональном (интеграционном) уровне
- Суд Европейского союза
- § 787. Суд в настоящее время имеет 2 инстанции.
- Экономический суд снг
- Глава XIX. Международно-правовое обеспечение урегулирования частноправовых споров
- 1. Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности
- 3. Международно-правовое содействие арбитражному урегулированию частноправовых споров
- § 809. Содействие арбитражному методу урегулирования международных частно-правовых споров содержится и в ряде международно-правовых актов, в том числе с факультативной правовой силой:
- 4. Признание и исполнение иностранных судебных решений и исполнение судебных поручений
- § 813. Признание и исполнение решений иностранных судов регулируется следующими международными соглашениями:
- § 814. Исполнение судебных поручений в международно-правовом порядке может осуществляться согласно сложившейся практике следующими способами:
- § 816. Международно-правовые отношения России с другими странами в части взаимного исполнения судебных поручений зиждутся:
- 5. Удостоверение (легализация) документов для зарубежного применения
- Заключение
- § 823. На наш взгляд, в ходе болезни роста международного экономического права подстерегают две опасности.
- К главе II. Понятие международного экономического права и его систематика
- К главе III. Субъекты и дестинаторы международного экономического права
- К главе IV. Источники международного экономического права
- К главе V. Организация экономического сотрудничества на универсальном уровне
- К главе VI. Регулирование экономического сотрудничества на региональном уровне
- К главе VII. Понятие международной торговли и формы ее регулирования
- К главе VIII. Международная торговля товарами
- К главе IX. Международная торговля услугами
- К главе X. Валютно-финансовое регулирование в международной торговле (международное валютно-финансовое право)
- К главе XI. Унификация и гармонизация торгового права
- К главе XII. Нарушения и ограничения международных торгово-экономических отношений
- К главе XIII. Режим межгосударственных имущественных отношений
- К главе XIV. Международное право интеллектуальной собственности
- К главе XV. Международное инвестиционное право
- К главе XVI. Проблемы урегулирования международного режима транснациональных корпораций (тнк)
- К главе XVII. Регулирование международных налоговых отношений (международное налоговое право)
- К главе XVIII. Урегулирование публично-правовых экономических споров
- К главе XIX. Международно-правовое обеспечение урегулирования частноправовых споров
- Алфавитно-предметный указатель а