logo search
Вельяминов Г

2.4. Параорганизации

§ 131. Англо-американский правовой менталитет исторически воспитан на прецедентном "общем праве" (commen law), зиждящемся на судебном правотворчестве и далеком от прямолинейной иерархической, сверху вниз законодательной вертикали, идущей от традиции имперского Рима и римского права. Этому менталитету свойственны и в международных отношениях не строгие формальные методы регламентирования, но, можно сказать, мягкие, гибкие формы организации взаимоотношений, особенно в международных учреждениях, создаваемых по инициативе или с определяющим участием США и Великобритании. Впрочем, эта практика активно воспринята и другими, далекими от англо-американской правовой ментальности системами.

К неформальным международным учреждениям следует отнести получившие широкое распространение в современной международной жизни формирования, которые мы определяем (еще с 1977 г.) в качестве параорганизаций.

§ 132. Параорганизации (от греческого "пара" - схожий, подобный) могут быть межправительственными или неправительственными. Параорганизации схожи с подлинными международными организациями, близки им, параллельны им. Параорганизациям свойственны постоянство и регулярность работы, часто, но не обязательно, в привязке к определенному местопребыванию; постоянный и обычно четко лимитируемый состав участников. Но они принципиально отличны от международных организаций тем, что юридически не наделяются правосубъектностью (правоспособностью), функционируют хотя и с определенным составом членов, но обычно без учредительных актов, не имеют формализованной организационной структуры, не обладают правом принятия юридически квалифицированных, обязывающих решений.

Примером своего рода параорганизации может служить и так называемая Группа 77, объединяющая практически все развивающиеся страны. Группа 77, первоначально включавшая лишь 75, а затем 77 и более стран, впервые образовалась в ходе Женевской конференции ООН по торговле и развитию 1964 г., и с этого времени развивающиеся страны не только в рамках ЮНКТАД, но и на других крупных международных форумах по экономическому сотрудничеству выступают во многом с согласованными позициями, нередко оказывая определяющее влияние на принятие тех или иных решений.

Кратко международную параорганизацию можно определить как неформальное объединение, подобное международной организации, но не являющееся таковой, не обладая правосубъектными и правотворческими свойствами и явственными институционными качествами.

В западной доктрине в качестве некоего эквивалента "параорганизации" лишь в конце 90-х гг. появляется понятие "мягких организаций" - "soft organizations" (см. об этом Й. Клабберс и др.).

§ 133. В современном мире количество параорганизаций все увеличивается, а практическое значение принимаемых ими решений может быть весьма велико. Примерами могут служить так называемая "Большая восьмерка", ГАТТ (1948-1993 гг.); Хельсинкский процесс (1975-1990 гг.); Парижский клуб государств-кредиторов и неправительственный Лондонский клуб коммерческих банков, кредитующих государства; межправительственные комиссии, образуемые часто на базе долгосрочных торгово-экономических, обычно двусторонних, соглашений и т.п.

§ 134. Глобальное значение, в том числе в сфере международных экономических отношений, имеет деятельность такой параорганизации, как уже упоминавшаяся "Большая восьмерка". Встречи на самом высшем уровне первоначально представителей семи ведущих государств западного мира "G-7" (Великобритания, Италия, Канада, США, ФРГ, Франция и Япония) начали проводиться с 1975 г. С 1997 г. в этот "элитарный клуб" была допущена и Россия. Решения его имеют кардинальное, хотя и не правовое значение. В круг рассматриваемых вопросов, определяемых самими странами-участницами, входят любые серьезные международные проблемы: по безопасности, борьбе с терроризмом, наркобизнесом; в том числе и по экономического значения вопросам, по оказанию экономической, финансовой помощи другим странам, по проблемам погашения долгов странами-должниками и т.п. Решение кардинальных международных финансовых проблем, однако, сохраняется в составе "семерки", т.е. без России. По мере необходимости в формате "Большой восьмерки" или "семерки" проводятся встречи и на министерском или экспертном уровнях.