logo
Evolyutsia_gos_i_pravovykh_institutov_v_usl_razvi

Реферат доклада

Изучать систему всегда сложно, особенно если необходимо показать, что она представляет собой модель в твоей стране. Кроме того, в определении модели мы пользуемся концептами, которые здорово варьируются от страны к стране. В частности, трансформация администраций, органов власти через ИКТ определяется в разных странах через термины "электронное правительство", "электронное управление", "электронная администрация", "цифровая администрация", "цифровое администрирование". Различие в подходах зависит от того, как оценивается влияние цифровых технологий на публичное управление.

Эта эволюция сначала может быть рассмотрена с точки зрения широкой концепции, с понятиями электронного или цифрового управления, чтобы подчеркнуть сферу охвата публичной деятельности новыми технологиями. Цифровое управление характеризует не только цифровой аспект в процессе оптимизации публичных услуг и участии в избирательных процессах, но и, более широко, совершенствование публичного управления благодаря технологиям, Интернету и новым СМИ. Часто к этому добавляется усиление прозрачности и расширение возможностей интерактивного участия граждан в общественных дебатах.

Понятие электронной (цифровой) администрации более узко, сюда включается ансамбль деятельности администрации, которая организована посредством цифровых коммуникаций, между всеми уровнями власти, государственными служащими и гражданами и предприятиями. Получается, что эта концепция основана только на трансформации публичной власти и запуском услуг на основе электронных технологий.

А между этими двумя подходами находится понятие электронного правительства. Оно затрагивает не только электронные коммуникации администрации, но и такие основные вопросы, как демократия. В отличие от цифровой администрации, концепция электронного правительства включает не только отношения между публичной администрацией и пользователями, администрацией и государственными служащими, между разными органами администрации, но и отношения между администрацией и гражданами.

В результате цифровой администрации происходит пассаж от бумажной администрации к администрации "на многих носителях". Обычно переход к электронному управлению начинается с публикации органами власти статических данных в Интернете и установлении "присутствия" в Интернете. Затем начинается дематериализация процедур администрацией, которая становится электронной администрацией с целью улучшения качества публичных услуг.

Недавно начался третий этап, цель которого перейти от электронной администрации, основанной на дематериализации процедур, к цифровой администрации, с использованием всех медиа-средств для взаимодействия администрации не только с пользователями, но и между самими служащими. Это должно повысить эффективность публичных услуг, за счет существования блогов и чатов, где и пользователи, и служащие могут выразить свое мнение. Например, Дирекция по модернизации государства запустила Интернет-сайт "adm'innov", на котором можно выбрать 100 основных мер для улучшения административных процедур. В сентябре 2011 года 70 таких мер было принято, из них 30 были предложениями пользователей.

Если вы предприятие или частный пользователь, и считаете, что сайт работает плохо, можете предложить его реформировать, и ваши предложения, если они разумные, будут учтены при реальной реформе. Особое значение придается обучению в режиме он-лайн государственных служащих, т.е. людей, непосредственно занимающихся электронным администрированием.

Цифровая администрация во Франции предполагает предоставление пользователям интерактивной информации (обмен информацией в реальном времени). Можно привести два примера.

Первый - многие города используют флэш-коды для улучшения качества направляемой информации. Создается код, который направляет информацию на сайт. Пользователь с помощью телефона, на котором есть фотоаппарат, сканирует код, и может в режиме реального времени узнать расписание работы учреждений, все что его интересует, без нахождения Интернет-адреса и даже отправки CMC. В Париже это используется на транспорте, чтобы довести до граждан расписание движения автобусов или трамваев непосредственно на мобильный телефон. Другие города, как Менеси, используют прямой доступ на странице Интернета, чтобы пользователь мог заплатить за обед в столовой, за ясли или музыкальную школу.

Второй пример - использование технологии Near Field Communication (NFC). Эта технология позволяет пользователям оплачивать публичные услуги с мобильного телефона. Например, город Исси ле Мулино использует этот способ оплаты парковочных мест с декабря 2009 года (для сравнения - в Вашингтоне подобная система запущена в июле 2001, а в Сан-Франциско - с декабря 2011). Автовладельцы не боятся штрафов за парковку, так как в момент, когда заканчивается оплаченное время, им приходит CMC с напоминанием, и они прямо через телефон могут доплатить за парковку.

Другие города (Ницца, Кале) с 2010 года используют эту же технологию (оплата через телефон) для оплаты резервирования общественных велосипедов.

Еще один пример интерактивности - Франция разработала платформу электронного администрирования по мобильному телефону "Проксима-мобиль", позволяющую развивать различные услуги по телефону.

Еще один момент, общий для развития всех стран: реформа по электронному администрированию является частью государственной реформы. Это движение началось в мире с 80-х годов, начиная с Новой Зеландии, затем Скандинавии, Канады и Великобритании. Эти страны-пионеры начали рационализацию публичных расходов с электронной администрации.

Франция ускорила процесс модернизации государства, начиная с принятия органического закона о бюджете (1 августа 2001 года). Но помимо бюджетной реформы, Франция изменила и публичную политику в целом. Мы направили усилия на то, чтобы избегать всех неправильных расходов, т.е. стали предлагать больше услуг по меньшим ценам, чтобы снизить дефицит фонда государственной помощи. Реформа была поручена специальной структуре - Генеральной дирекции по модернизации государства, именно она реформировала бюджет, и она же вводит электронное администрирование. Цель - рационализация, повышение эффективности публичных услуг, сокращение дефицита и государственного долга. Решено заменить половину государственных служащих. Люди стали уходить на пенсию, осталась половина. В течение 5 лет каждый второй человек из системы уходит. И если персонал сокращается, работа должна обеспечиваться иными путями. В этом и участвует электронное управление.

Какие можно выделить особенности Франции в этом отношении?

Во-первых, "особенная" добровольность демарша. В области электронного управления Франция долгое время отставала. У нас была создана система под названием "Минитель" - маленький, сокращенный, не особенно эффективный интернет, доступ к которому осуществлялся в основном по телефону. И как часто случается, французы были уверены, что это изобретение лучшее на свете. Поэтому Франция долго отказывалась от Интернета. Это продолжалось до 2000 года, когда мы поняли, что Минитель безнадежно устарел, что надо идти в интернет, который изобрели американцы, надо наверстывать упущенное. Введение электронной системы управления - часть этого плана наверстывания упущенного.

Первые изменения начались в 1996 году, когда появились первые циркуляры, приспособленные к новой системе, а система заработала в 1997. Создана единая идентификация власти в сети - "gouv.fr". В режим он-лайн была выпущена статическая информация. В конце 2001 г. Франция ушла вперед по отношению к реализации правительственных программ, и предложила платить налоги в режиме он-лайн.

В ноябре 2002 правительство Раффарэна представило новую программу в области электронной администрации. Надо было реально дематериализовать процедуры, и не только на центральном, но и на местном уровне, который пользуется во Франции реальной автономией.

С 2005 года Генеральная дирекция по модернизации государства берет дело в свои руки. Это касается всех расходов и расчетов между государством и местными органами, а также мер по контролю за деятельностью местных органов. Речь идет о контроле a posteriori. Территориальные органы передают через электронные средства все результаты обсуждений, контракты, бюджетные акты и пр. С 2005 года государственные рынки, государственные сделки абсолютно дематериализуются.

С 2008 года завершился последний этап, в ходе которого Франция перешла к новой фазе - цифровое сообщество. Теперь Франция занимает одно из ведущих мест в мире по этим показателям.

Во-вторых, французская электронная администрация соблюдает и уважает основные права и свободы человека и гражданина. И французская администрация пользуется доверием граждан; нельзя допустить, чтобы администрация утратила это доверие, и чтобы граждане боялись передавать свои персональные данные он-лайн в администрацию.

Отсюда необходимость уважения прав граждан, гарантий безопасности, соблюдение основных прав, в том числе принципа равенства. Для этого Франция активно работает над преодолением цифрового разрыва (территориального и социального). Еще не все благополучно, но ведется активная работа, чтобы сократить разрыв между территориями, чтобы все имели доступ к услугам он-лайн, включая инвалидов и пожилых людей.

В итоге можно заключить, что Франция конструирует свою собственную модель. Она включает и характеристики, общие для всех стран, проводящих подобные реформы. Однако французская специфика безусловно присутствует, в силу исторических причин страны и ее административных традиций.

Э.В. Талапина

У. Жиль