3. Концептуальные основы исследования векторов эволюции государственных и правовых институтов в условиях информатизации
Концепция развития информационного законодательства*(7), выдвинутая сектором информационного права ИГП РАН в 2005 г., и развитие ее положений о взаимодействии информационного общества с другими параметрами общества в условиях информатизации позволило выйти на новый этап научно-практического обобщения. Работы 2005-2009 гг. формулируют тезис, который может рассматриваться и как аксиома определения векторов эволюции общества в условиях информатизации: "Информационное общество может быть таковым только при условии, что оно является одновременно гражданским, социальным, демократическим, правовым. Только при этих условиях Российское информационное общество может быть реально сильным и занимать соответствующее место в системе международного содружества государств"*(8).
В названных выше и многих других работах все большее внимание уделяется философским, методологическим вопросам понимания современного права, и на этой основе - конкретных отраслей права, включая и информационное. Практическая значимость этих исследований, прежде всего, касается таких концептов как "право" и "государство"; "право" и "закон". Разрыв в закономерной органической дихотомии этих суперинститутов общества, обозначившийся достаточно ярко за годы перестроек и кризисов, усиленный идеологией "поменьше государства", нанес существенный урон, как государственным институтам, так и правовой системе. Заметным стало явление, обозначенное как правовой нигилизм.
В таких условиях ожидать эффективной отдачи от множества законов и иных нормативных правовых решений трудно. И это подтверждается усиленной мобильностью законотворчества, его изменениями по ситуациям, снижением качества правоприменения*(9).
Внимание к проблемам государственности, социальности, демократичности жизни общества, которое сегодня обозначается все более четко, свидетельствует о начале преодоления навязанного модой взаимного отчуждения государства и правового порядка, а также идеи узкого понимания гражданского общества, ведущей к противопоставлению позиций "государства" (читай - власти) и граждан.
Предложено и постепенно усваивается определение гражданского общества как такого состояния общества, которое позволяет консолидировать энергетику государственных и правовых институтов со всеми институциями социума, создающего условия для роста его синергетики и реальных форм самоорганизации, определяет содержание, смыслы, методы формирования общества социального, демократического и правового. Эта трактовка гражданского общества, социально более обоснованная, чем ориентированная только на общественные организации и преимущественно на правозащитные, реально развивается сегодня в рамках информационного права*(10), становится все более зримой как в области политики государственного управления, так и в перестройке сознания граждан и их разных ассоциаций. Такой взгляд на связанность названных векторов развития российского общества на базе потенциала ИКТ поднимет на должную высоту социально значимые факторы, во-первых, и создает необходимую ориентацию на эти характеристики общества как условий формирования самоидентификации социума страны, во-вторых.
Без учета этих обстоятельств невозможно обеспечить ожидаемый ответ на вызовы современного глобального и информационного общества.
Приметой времени стали заметные повороты большой науки к вопросам судьбы многих институтов государства и права, институтов прав человека, безопасности общества в целом. Наблюдаем серьезные подвижки в философии права, методологии исследования государственно-правовых процессов и их обновления в ходе программ инноваций по всему фронту. Публикации философов права, теоретиков права, крупные аналитические труды практиков юристов РФ отвечают объективному ходу явлений и процессов, взрывающих застой в жизни интеллекта социума*(11).
Абсолютно верно утверждение, что создать гражданское общество по какому-то образцу невозможно. Общество само вызревает при определенных условиях в своей гражданственности и смене своего состояния. Но создавать условия для такого развития могут и должны институты государства и права при самом активном участии всех структур гражданского общества на каждый данный момент его жизни.
Отсюда необходима оценка развития таких направлений информационного общества как его социальные и демократические параметры. Важно ощутить органическую связь этих компонентов развития социума и их взаимозависимость в реальных социальных, экономических и иных процессах. В публикациях работ участников нашего теоретического семинара-конференции за 2009-2011 гг.*(12) и в личных работах специалистов - участников семинара эти процессы подтверждаются наблюдением и оценкой.
Сегодня можно видеть динамику такого взаимодействия разных компонентов развития общества на конкретных примерах. Завершилась как бы первая волна установления связи роли и функций государства (системы власти) в создании условий для реализации такой важной функции как предоставление государственных и муниципальных услуг населению и организациям. Информационные системы в самых различных формах (государственный центр предоставления услуг, межфункциональные центры, региональные центры доступа к информации, системы "одного окна") расширяют свои возможности. И это только одно из направлений реального применения потенциала ИКТ и развития информационного общества.
Указанный этап работы в этом направлении дал колоссальные результаты для понимания роли права в области трансформации института "права человека и гражданина", конституционно закрепленных в общей форме. Выстроилась новая линейка жизни права и закона. Она может быть представлена алгоритмом: право - закон - правоприменение - субъективные права - контроль и защита гарантий прав конкретного лица.
Но при этом остается фронт государственных функций в области обеспечения социально-экономической базы для необходимого уровня развития подлинно социального государства и объединяемого им общества. Государство в целом должно быть социальным, и это состояние дает полноценную базу для сервисных функций и услуг*(13).
Не менее сложная картина в области развития демократических институтов Российской Федерации. Это второй ключевой вектор развития общества на его стадии становления, как информационного. И здесь видим дихотомию информационного и демократического. Определенная база информатизации общества создает стимулы для развития демократических институтов. А следом или сразу же эти институты ставят задачи для ИКТ и всех механизмов реализации его потенциала и обостряют проблемы информационной безопасности.
Время, когда уже видим лик цифровой эпохи наступило. Образно выраженное словами русского поэта-математика В. Хлебникова это время, когда "лик числа, одно и то же дерево" выступает в "трех плоскостях: 1) времени, 2) пространства, 3) множества или толп"*(14).
Наступила пора включения ИКТ в развитие институтов демократии - Э-выборы, Э-парламент, Э-законодательство и определения их легитимности в современном обществе, проходящем сложный переходный этап по пути к более высокому уровню цифровой эпохи.
Этот переходный период в жизни общества Российской Федерации характеризуется множеством государственных инициатив, направленных на реализацию инноваций на основе ИТ, активностью создателей программного обеспечения для соответствующих систем э-демократии, а также активностью конкретных демократических структур в составе гражданского общества. Примером могут быть непрерывные форумы, конгрессы, конференции, обсуждающие состояние конкретных областей ИКТ, а также реального состояния институтов гражданского общества. Обсуждаются варианты формулирования требований к взаимодействию ИТ с реально действующими институциями демократии и их включения в сетевое информационное пространство. Одновременно обновляются формы взаимодействия ИТ со всеми институциями гражданского общества, включая государственные и правовые.
Общим в части взаимодействия разработчиков программного обеспечения с пользователями ИТ является вывод об установлении более тесных контактов между организациями, создающими свои информационные системы и автоматизированные системы, и их пользователями. Фиксируются позиции решений съездов, Конгресса по электронной демократии. Конкретно поставлены вопросы, которые касаются условий разработки программного обеспечения для систем государственной власти и местного самоуправления, для целенаправленных систем по отдельным задачам развития демократизации общества. Эти задачи и параметры ПО должны определяться заказчиком и изготовителем программного обеспечения совместно, и оформляться договорами с указанием общих и особых условий.
Большое внимание уделяется обсуждению и рекомендациям в части выбора наилучших способов обработки данных для государственных ИС. Здесь на первом плане проблемы эффективности и безопасности аутсорсинга, как в области обработки информации по предоставлению государственных и муниципальных услуг, так и использования облачных технологий.
В целом ситуация позволяет зафиксировать продвижение от общей постановки вопроса о расширении фронта использования электронной техники и средств согласно ФЦП "Электронная Россия" к более предметному взаимодействию государственных институтов на основе интеграции информационных ресурсов и их конкретного использования в процессе взаимодействия государственных и муниципальных органов между собой и с другими структурами общества. В центре внимания становятся проблемы обновления системы государственного управления.
Стратегия развития информационного общества, План ее реализации до 2020 г.*(15) активно подкрепляются решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, ориентирующими на предметное использование потенциала ИКТ, усиление отечественных разработок программного продукта и его использование в инновационных процессах. Это касается всех институтов управления и обеспечения потребностей производства, экономики, социальной сферы, культуры. Создаются новые шаги к обеспечению реальной связи концепций и прогнозов с практикой инноваций в области совершенствования институтов государственного управления, институтов судебной системы, повышения уровня ответственности административного аппарата на всех уровнях. Реализуется шаг от электронного государства как суммы действий недостаточно согласованных структур в области устроения сетевых коммуникаций (что очень важно само по себе), к пониманию проблемы Электронного управления, как процесса функционирования всех институций на основе усвоения потенциала ИКТ.
И здесь открывается большое поле в связи с новым этапом административной реформы. Активизирована проблема обеспечения действенности ГАС "Управление", предусмотренная еще в 2008 г. Утверждено новое положение об этой интеграционной информационной системе, определены ее задачи*(16).
Переплетение взаимодействия параметров информационного социального и гражданского общества выявляет реальный интерес к формированию нового уровня развития правового государства и правовой культуры всего общества. Это возлагает большую ответственность на то содружество юристов, которое представлено ежегодным Международным семинаром-конференцией, в работе которого принимают активное участие не только ученые России, представители государств СНГ, Франции, где также актуальны вопросы эволюции правовых институтов.
Сказанное в большей своей части пока принадлежит установкам, желаниям, во многом задерживается на своем виртуальном состоянии. Но "крот" знает свое дело.
2011-й год позволил ощутить реальные сдвиги в области демократических процессов. Политика и право ищут и находят возможные сегодня решения включения разных категорий населения, независимо от их статуса и положения в различные формы участия в общественной и государственной жизни страны. Здесь широчайшее и не самое легкое поле для юридически грамотных решений. Волна политической активности разных категорий субъектов, пока выражаемой в желаниях и требованиях к "власти" и меньше к самим себе, очень яркий признак оживления сознания и поиска плодотворных решений организации взаимодействия всех институций и институтов общества гражданского.
- Эволюция государственных и правовых институтов в условиях развития информационного общества оглавление
- Предисловие
- О спонсорах конференции
- О векторах эволюции государственных и правовых институтов в условиях глобальной информатизации*(4)
- 1. Какова ситуация?
- 2. Включение информационного права в исследование процессов эволюции государственных и правовых институтов
- 3. Концептуальные основы исследования векторов эволюции государственных и правовых институтов в условиях информатизации
- 4. Об основных направлениях развития информационного законодательства
- Информационная среда как предметная правовая конструкция: постановка проблемы
- Информационное право в системе российского права*(26)
- Отраслевая структура права
- Структура отрасли права
- Комплексные отрасли и институты
- Многомерная структура права
- Институты информационного права
- Французская модель цифрового правительства (управления)
- Реферат доклада
- Государственная инновационная политика в условиях информационного общества
- Обеспечение информационной открытости при противодействии коррупции в Российской Федерации: проблемы правового регулирования
- Информационное право: сравнительный анализ*(88)
- 1. Общая характеристика информационного права России
- 2. Французское право новых информационных технологий
- 3. Перспективы развития информационного права
- Проблемы нормативно-правового обеспечения реализации стратегии развития информационного общества в рф на региональном уровне
- О доступе и защите информации
- Литература
- Право на уважение частной жизни во французской системе в цифровую эпоху
- Реферат доклада
- Эволюция понятий "электронное государство" и "электронное правительство" в условиях формирования информационного общества
- Методы анализа электронного государства: к выработке комплексного подхода
- Нормативно-правовой метод оценки электронного государства
- Социологические методы оценки электронного государства
- Необходимость комплексного подхода
- Совместимость информационных систем - новое направление правового регулирования
- Развитие института государственных услуг в условиях информационного общества
- Некоторые аспекты правового регулирования защиты информации в национальной платежной системе*(181)
- Социальные сети как объект регулирования*(214)
- О терминологии, статистике и неоднозначном функционале
- Социальные сети как новые медиа
- Американский опыт правового регулирования социальных сетей
- Этический потенциал регулирования сетевых отношений
- Сетевой этикет
- Заключение
- Институт правового регулирования связей с общественностью в условиях развития информационного общества
- Роль сми в информационных конфликтах*(250)
- Правовой статус регулятивных органов общественного телевидения в России
- Виртуальные интернет-отношения*(285)
- Противодействие негативному контенту в сети интернет: концептуальные аспекты
- Особенности правового регулирования формирования и использования информационных ресурсов мвд России после принятия фз "о полиции"
- Модель правовой организации оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи в Российской Федерации*(313)
- Терминологические проблемы в информационном праве
- Роль информационных отношений в договоре it-аутсорсинга
- Характеристика субъектов аутсорсинг-отношений
- Предмет договора аутсорсинга
- Проблема защиты информации ограниченного доступа
- Охрана прав на результаты интеллектуальной деятельности
- Особенности формы договора it-аутсорсинга
- Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности личности в современных условиях развития федерального и регионального информационного законодательства
- Эволюция института ответственности за компьютерные преступления
- Доступ к информации как составляющая правовой охраны имущественных прав граждан
- Правовое регулирование Интернет-сми: современное состояние и перспективы развития
- Проблемы применения электронной подписи в условиях развития информационного общества