logo
Evolyutsia_gos_i_pravovykh_institutov_v_usl_razvi

Правовое регулирование Интернет-сми: современное состояние и перспективы развития

Первые российские профессиональные Интернет-СМИ появились на свет в конце XX века. Так, первая в России ежедневная Интернет-газета "Газета.ру" появилась только в 1998 году. На сегодняшний день существует множество всем известных Интернет-изданий: это онлайн-версии традиционных СМИ (газет, журналов, телеканалов и радиостанций), собственно Интернет-СМИ, не существующие за пределами интернета, информационные агентства (компании, которые специализируются на оперативном предоставлении информации), тематические сайты (сайты, которые ведут новостную колонку по определенной теме) и сайты государственных организаций, публикующие официальную информацию. Количество незарегистрированных СМИ, распространяющихся в сети "Интернет" подсчитать практически невозможно, так как регистрация в качестве СМИ не является для них обязательной, а до 2011 г. вообще отсутствовало правовое закрепление порядка регистрации Интернет-СМИ.

Первым шагом на пути развития законодательства о СМИ, распространяющихся в Интернете, стал Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации", вступивший в силу 10 ноября 2011 г. и внесший изменения в Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ).

До вступления в силу указанных изменений проблема наименования данного вида СМИ решалась при помощи словосочетания "иные СМИ". Для их обозначения ранее использовались такие понятия как "Интернет-СМИ"; "онлайновые СМИ" (on-line СМИ); "электронные СМИ"; "сетевые СМИ"; "веб-СМИ"; "масс-медиа российского Интернет" и т.п. Для обозначения таких СМИ сегодня введено понятие "сетевое издание", которое закрепляется в ст. 2 Закона о СМИ. Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом о СМИ. Таким образом, вопрос, касающийся закрепления категории и определения СМИ, распространяющихся в сети "Интернет", вроде бы решен, но на самом деле остается множество проблем. Так, необходимо обратится к базовым категориям, которые используются в определении сетевого издания - это такие понятия как "сайт" и "информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет". Данные понятия на сегодняшний день не закреплены в базовом законодательстве Российской Федерации об информации и связи. В новой редакции Закона "О СМИ" ст. 10, определяющая сведения, которые должны быть указаны в заявлении, дополнена пунктом, касающимся непосредственно сетевых изданий - "доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для сетевого издания". В законодательстве отсутствует определение понятия "доменное имя сайта". На наш взгляд, в качестве данных, представляемых при регистрации, необходимо дополнительно указывать: сведения о создании сайта (дата, номер регистрации, заключения договора с оператором связи и т.п.); данные о провайдере (наименование, место нахождения).

Следовательно, легальный понятийный аппарат, на основе которого можно развивать нормы о регулировании СМИ в Интернете, до сих пор отсутствует. В новой редакции Закона о СМИ также уточнено понятие "продукция средства массовой информации": признак периодичности распространения дополнен периодичностью обновления.

Следующим шагом в развитии законодательства о СМИ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" стало закрепление в ст. 8 Закона о СМИ положений о регистрации СМИ. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с Законом о СМИ, т.е. в обычном порядке. Согласно данному положению регистрация сетевого издания в качестве СМИ является добровольной. При этом фактически многие сайты могут по характеру распространения информации и позиционирования выступать в качестве СМИ, но, будучи официально не зарегистрированными, таковыми не являться. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности выделения дополнительных критериев (кроме государственной регистрации) признания в качестве СМИ тех или иных сайтов. Например, сайтов, где посещаемость за сутки составляет более 1000 человек (аналогично регистрации периодических печатных изданий тиражом более одной тысячи экземпляров)? Существует множество сайтов и блогов, где посещаемость достигает сотни тысяч посетителей в сутки, в связи с чем распространение информации через них приобретает значение не меньшее, чем через СМИ. Другой популярной формой распространения массовой информации в сети "Интернет" являются социальные сети, такие как "Вконтакте", "Facebook" и др. Несомненно, социальные сети играют огромную роль в современном информационном пространстве и являются будущим для традиционных СМИ. Таким образом, вновь возникает вопрос о необходимости признания в качестве СМИ страниц в социальных сетях, о необходимости определения их правового режима как аналогичного СМИ. В отношении блогов и социальных сетей особенно остро стоит вопрос об ответственности за цитирование третьих лиц и размещение комментариев читателей. Решение этого вопроса видится в возложении ответственности на автора сообщения, а не на учредителей, редакции, издателей, распространителей СМИ и т.д.

Таким образом, вопрос развития законодательства о СМИ на настоящий момент решился внесением изменений в Закон о СМИ: урегулирование правового режима СМИ, распространяющих информацию в сети "Интернет"; внесение положения о добровольности государственной регистрации; дополнение перечня данных, представляемых при регистрации сетевого издания.

Представляется, что развитие законодательства должно быть продолжено в контексте закрепления базовых понятий ("информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет", "сайт", "домен", "доменное имя", "оператор услуг сети Интернет", "сетевой адрес (в сети Интернет)"; определения параметров информационных объектов, функционирующих в сети Интернет, которые должны подпадать под действие законодательства о СМИ; расширения перечня данных, представляемых при регистрации сетевого издания.

Необходимо также предусмотреть в Законе о СМИ возможность государственной регистрации в качестве сетевых изданий не только традиционных сайтов, но и блогов, социальных сетей и иных информационных объектов Интернет-среды при условии, что они отвечают признакам СМИ, установленным в Законе о СМИ. Это позволит использовать владельцам информационных объектов, функционирующих в сети Интернет, законодательно закрепленные права и гарантии СМИ.

Ю.И. Денисова*(385)