Роль сми в информационных конфликтах*(250)
Информация всегда являлась основным управляющим механизмом развития конкретного общества, но в период развития информационного общества информация стала управлять самим мироустройством. В информационном обществе распространение информации основано на использовании информационных технологий, за каждой такой технологией стоят субъекты, которые создают информационные объекты, содержащие различного рода информацию. Примером симбиоза субъектов и технологий являются как средства массовой информации (СМИ), так и система Интернет. Система интернет в отношениях со СМИ является платформой, предоставляющей технологическую базу для реализации новых возможностей СМИ. В глобальной сети присутствуют как официально зарегистрированные электронные СМИ, так и различные информационные ресурсы - блоги, живые журналы, форумы и т.д. Интернет, объединяя различные социальные формы распространения информации, позволяет субъектам получить разнообразную по содержанию информацию. В зависимости от того, каким образом представлены происходящие события, какие именно моменты раскрываются в таких информационных источниках, зависит и восприятие освещаемых явлений членами общества. Исследования отечественных ученых показали, что по отношению к "мнению социума на первое место по наиболее эффективному информационно-психологическому воздействию выходят СМИ, особенно телевидение; на второе место - слухи, и на третье - информация каналов государственного управления"*(251).
Развитие информационных технологий и распространение информации, приведшие к информационной глобализации, повлекли множество проблем. Как указывает И.И. Лукашук, "глобализация привела к тому, что ни одно государство не в состоянии существовать без активного взаимодействия с международной системой. В документах ООН подчеркивается, что сегодня существует глобальный аспект почти у всех человеческих дел. Государства вынуждены совместно решать не только международные проблемы, но и задачи, которые еще вчера были чисто внутренними. Все большее количество общественных отношений выходит за пределы государственных границ, и их регулирование возможно только путем взаимодействия государств"*(252).
Таким образом, информационная глобализация является катализатором формирования международного информационного законодательства, а также обеспечивает объединение государств с целью борьбы с негативными информационными последствиями в случае распространения вредной информации. Негативные последствия распространения информации породили проблемы мирового уровня, которые могут решаться только на основе взаимной помощи.
Исходя из того, что информация может существовать в различных формах и обладать различным информационным воздействием, необходимо защищать как распространяемую информацию от изменений, искажений, так и субъектов от негативного информационного воздействия.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, указывает на необходимость обеспечения национальных интересов Российской Федерации и защиту от негативного влияния определенных односторонних силовых подходов в международных отношениях, в случае противоречий между основными участниками мировой политики, ... а также на совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. С усилением глобального информационного противоборства "возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам"*(253).
Дж. Балкин считает, что регулирование государством информационных отношений в обществе, использование им информационных средств и технологий для достижения различных целей признано мировой практикой. Тенденция здесь такова, что государство в лице уполномоченных органов определяет цели и задачи информационного обмена, направления деятельности государственных информационных структур. При этом считается, что единственным разумным ограничителем доступа к информации являются соображения национальной безопасности*(254).
И в ситуации обеспечения национальной безопасности, обеспечения и эффективной реализации приоритетных национальных проектов, направленных на переход страны к инновационной стратегии развития, первоочередной задачей любого государства является построение современной информационно-коммуникационной инфраструктуры на основе принципов информационного общества.
Без решения проблемы доверия и безопасности в использовании информационно-коммуникационных технологий не может быть построено информационное общество. Генеральная Ассамблея ООН указывает на необходимость поощрять, формировать, развивать и активно внедрять устойчивую глобальную культуру кибербезопасности, а также на необходимость упрочения сотрудничества государств - "с тем, чтобы правительства могли на равной основе играть свою роль и выполнять свои обязательства - в решении вопросов международной государственной политики, касающихся Интернета, а не в сфере повседневной деятельности технического и эксплуатационного характера, которая не влияет на вопросы международной государственной политики. Для этих целей национальные усилия должны подкрепляться обменом информацией и взаимодействием на международном уровне, с тем, чтобы можно было эффективно противостоять таким угрозам, приобретающим все более транснациональный характер"*(255).
В таких условиях на СМИ возлагается особая ответственность за повышение уровня политического мышления и массового сознания, роль которых в современном обществе чрезвычайно возросла. Без активного участия СМИ эффективное управление невозможно ни на национальном, ни на международном уровне*(256).
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации 2000 г. к угрозам конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России, относит:
1. "вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур;
2. девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;
3. снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных;
4. манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации)"*(257).
"Вместе с тем, все чаще под аббревиатурой СМИ понимают более широкое и глубокое социально-правовое содержание, ориентированное на воплощение в новых социально-политических и технологических условиях глобального информационного общества конституционного института Свободы Массовой Информации (СМИ в широком смысле слова)"*(258). Если еще не так давно война влияла на журналистику, то сейчас наблюдается обратное, журналисты, по сути, стали третьей стороной едва ли не каждого вооруженного конфликта. От того, что пишут в газетах, показывают по телевидению и выставляют в Интернете, в значительной мере зависит оценка события мировым сообществом. Результатом становятся судьбоносные решения для конкретных стран*(259).
Уже многим понятно, что война в современном мире ведется посредством распространения информации, с ее помощью можно создать позитивное восприятие обществом каких-либо идей или наоборот негативное. И те, кто раньше эту информацию использует в своих целях, тот и получит ожидаемый результат.
Проблемой нашего государства является недостаточное количество информационных агентств, информационных структур, позволяющих доводить вовремя информацию до субъектов, живущих в различных точках мира. Этот недостаток дал свои плоды и во время Грузино-Осетинской войны, когда политика РФ стала освещаться западными СМИ с негативной стороны и так, как удобно было Грузии.
Необходимость создания сети таких информационных агентств обсуждалась в ГД РФ еще в 2008 году, но и в феврале 2010 г. на Международной конференции "Информационные войны в современном мире", проходившей в институте "Справедливый мир", С. Миронов отметил, что РФ все также отстает в решении данного вопроса.
Статья 29 Конституции РФ указывает на невозможность введения цензуры и право на распространение информации любым законным способом. Однако, проблема содержательного наполнения такого открытого информационного потока нормативными актами в нашей стране не решается.
Для сравнения, в США свобода слова определяется Первой Поправкой к Конституции и гарантируется в соответствующих законах 50 штатов страны. Органы государственной власти США подразумевают под ней свободное распространение такой информации, которая способствует реализации и защите их национальных интересов, достижению поставленных целей, существенно регламентируют ее содержание*(260). Именно по этой причине американский профессор-либерал Г. Шиллер отнес плюрализм СМИ к одному из пяти основных мифов, утверждающих господство правящей элиты*(261).
Другие государства, провозглашая свободу слова, также используют механизмы ограничения распространения той информации, которая, по мнению законодателей, может нарушить мировосприятие человека или оказать негативное воздействие на его психику.
Одним из первых таких законов стал закон Дании от 6 июня 1991 г. "Об ответственности прессы". Несущей конструкцией датской модели законодательного решения вопроса о механизме социальной ответственности прессы является удачно осуществленное в модели сопряжение усилий (в последнее время терминологически выражаемое как сорегулирование) двух ее основных участников - государства и гражданского общества*(262).
В Германии структурой, формирующую информационную политику государства, является Федеральное ведомство печати и информации, имеющее статус высшего федерального ведомства. Его статс-секретарь принимает участие во всех заседаниях кабинета министров. В Великобритании основные направления государственной информационной политики разрабатывает Британский совет совместно с Центральным бюро информации. Совет находится в непосредственном подчинении МИД Великобритании.
В 2001 году парламент Турции принял закон, предусматривающий штрафы до 100 млрд. турецких лир (около 85 тыс. долларов США) за публикацию на веб-сайте, собственником которого является юридическое или физическое лицо - налоговый резидент Турции, неверных новостей делового характера, оскорблений и других подобных материалов, за исключением положений, требующих разрешения местных властей на открытие веб-сайта, избрали более мягкий - уведомительный порядок открытия веб-сайтов*(263).
В первоначальном проекте турецкого закона предусматривалась обязанность владельцев веб-сайтов ежедневно предоставлять печатный вариант сайта соответствующему органу власти, наделенному соответствующими контрольными полномочиями. Предполагалось, что такой контроль в будущем позволит безболезненно перейти к распространению действующего турецкого налогового законодательства на хозяйствующих субъектов, осуществляющих электронную экономическую деятельность. В этом случае основные контрольные функции в этой сфере постепенно предполагалось перераспределять в пользу налоговых органов страны*(264).
Во Французской Республике телевизионные, печатные и рекламные информационные потоки строго нормируются, "в репертуаре кинотеатров доля французских фильмов должна составлять не менее 40 процентов. На телевидении доля иноязычной музыкальной продукции также ограничивается до 60 процентов и есть требование сопровождать ее субтитрами. Более того, телеканалы обязаны направлять фиксированную часть своей прибыли на производство кинопродукции на французском языке*(265).
Более 2 тысяч сотрудников французского агентства Франс Пресс (далее - АПФ) работают в 13 отделениях во Франции и в 163 - заграницей. Занимающее ведущее место на немецком информационном рыже германское агентство печати ДПА имеет свои бюро и корпункты в 80 странах, причем половину расходов на их содержание берет на себя федеральное правительство*(266).
Великобритании "свобода слова" регулируется, как минимум десятком законов и множеством подзаконных актов. В настоящее время там действует не менее десяти государственных и независимых различных учреждений, занимающихся регулированием в сфере массовой информации*(267).
В Республике Беларусь Президент А.Г. Лукашенко указывал, что в руках СМИ - "оружие самой разрушительной силы, и они должны контролироваться государством... В Беларуси СМИ серьезного характера, как и вся идеология, не приватизируются". Глава государства охарактеризовал государственные СМИ как важнейший инструмент обеспечения и-безопасности: СМИ - это не только и не столько источник информации, "важно не просто донести до людей новость, но и объяснить, что за ней стоит"; разъяснительная работа "приобретает особую актуальность на фоне массированной лжи в отношении нашей страны"*(268).
Кроме того, в исследованиях российских ученых отмечается, что в настоящее время в ведущих зарубежных государствах созданы или создаются специальные структуры по работе с общественностью. Так, в соответствии с директивой министра обороны США 5122.5 его помощник по связям с общественностью несет основную ответственность за разработку и реализацию информационной политики министерства обороны; осуществляет координацию вопросов информационной политики с председателем комитета начальников штабов, руководством министерств видов вооруженных сил и главнокомандующими объединенными командованиями Вооруженных сил (ВС); определяет круг должностных лиц, имеющих официальное право принимать решение о передаче в СМИ тех или иных данных о деятельности ВС и т.д.*(269)
Разработаны различные механизмы вычисления вредной информации, которые используются при реализации информационной политики различными государствами.
Для большей результативности психологических операций в США ведутся программы по работе с гражданским населением, трактующиеся как действия командиров по установлению и поддержанию отношений между подчиненными им войсками и гражданскими властями, организациями и местным населением в дружественных, нейтральных и враждебных районах развертывания формирований ВС США*(270).
Конгрессом США еще в 1934 г. был создан нынешний орган надзора над радио- и телевещанием - Федеральная комиссия по связи (FCC, далее - ФКС) и несмотря на "древность" акта, создавшего ФКС, законодательство США с тех пор не было существенно переработано. ФСК обладает не только контрольными, но и нормотворческими функциями, а также правом выдачи лицензий СМИ сообразно "общему интересу" и потребности. В частности, именно ФКС установила, что иностранные корпорации не могут быть держателями более 25% акций, дающих их владельцу права голоса при проведении любой радио- или телевещательной операции в США*(271).
В таких отношениях необходимо в первую очередь обратить внимание на информационные агентства, роль которых в информационной политике очень велика. Как правило, они не занимаются передачей информации непосредственно конечным потребителям, а занимаются активным сбором и передачей информации средствам массовой информации.
В 1953 г. США создано Информационное агентство (ЮСИА), под руководством Совета национальной безопасности США, которое является основным инструментом информационно-пропагандистского обеспечения внешней политики США, к задачам которого относится информационное освещение деятельности страны, президента страны на 62 языках мира и имеет свои представительства более чем в 120 странах.
Кроме того, доказана роль таких информационных агентств и в создании негативного имиджа государства-противника, передав негативную информацию, своим конечным потребителям - СМИ, начинается формирование базы информационного конфликта. СМИ в свою очередь создают негативный имидж государства, вырабатывают презрение к противнику со стороны мировой общественности и населения сопредельных государств. Например, для этого США стали экспортировать во все страны ценности и идеологии американской культуры, что приводит, в конечном счете, к унификации культуры. "Существование СССР не позволяло США распространить свое влияние дальше ФРГ и Японии. Но начавшийся медленный распад Евразийско-советской империи позволил предпринять информационно-культурную экспансию на Восток. За несколько лет влияние США распространилось на все католические страны Центральной Восточной Европы. В православные страны информационно-культурная экспансия шла в первую очередь через проникновение в национальную экономику западных корпораций. Параллельно США активно поддерживали и нагнетали националистические настроения, основной целью которых стало противодействие духовно-историческим связям с Россией. Завершающим этапом по перестройке стран ЦВЕ под американский стандарт стало принятие в НАТО Польши, Венгрии и Словении"*(272).
После окончания "холодной войны" Совет национальной безопасности (СНБ) США стал уделять большое внимание невоенным, в том числе и информационным, способам достижения военно-политических целей*(273). В Доктрине США 1998 г. "Информационные операции Вооруженных сил (ВС) США", психологические операции рассматриваются как действия по доведению определенной информации до иностранных аудиторий. Такие психологические операции осуществляются как в рамках программ связи с общественностью, предусматривающей доведение точной и своевременной информации до американских аудиторий и личного состава ВС США, так и в рамках доведения информации, содержания целей и задач военных компаний и операций о важнейших изменениях до иностранной общественности*(274).
Кроме того, в период вооруженного конфликта ВС США создают специальные органы с целью координации взаимодействия командования оперативного и стратегического звена с представителями СМИ. Примерами таких органов являются: Межведомственный координационный комитет по общественной дипломатии ("Буря в пустыне"), Группа информационного обеспечения (Гаити), Центр операций СМИ в штаб-квартире НАТО (Косово) и др. Данные структуры разрабатывают соответствующие планы, готовят пропагандистские материалы, проводят целенаправленные мероприятия по дезинформации общественного мнения и дискредитации неугодных лидеров, распространяют слухи и т.п.
Таким образом, в настоящее время мировые державы благодаря наличию соответствующей правовой базы, органов и средств формирования и реализации информационной политики, располагают широкими и разнообразными возможностями для достижения своих политических и военных целей, защиты государственных интересов посредством влияния на общественное сознание как внутри страны, так и за рубежом. "Мы не побеждаем, пока Си-эн-эн не говорит, что мы побеждаем"*(275). Эта фраза, произнесенная в период гаитянского кризиса 1994 г. генералом Джоном Шаликашвили, председателем комитета начальников штабов США, наглядно отражает отношение высшего военного руководства США и западных государств к использованию информационных ресурсов в решении задач современных войн и вооруженных конфликтов.
Разрушение системы информационных агентств СССР, является одним из этапов информационной войны 1946-1991 гг. против СССР, ведущейся теперь и против РФ. Пятая мировая война многомерна, она ведется во многих пространствах, а не только в чисто военном. Средства нападения теперь другие - информационные. "В борьбе с Советским Союзом янки напали первыми, используя вместо атомных бомб образы масс-культуры, пропаганду и картинки потребительского, общества... В свое время враг погубил нас оригинальным оружием: джинсами, музыкой и образами магазинного изобилия"*(276). "Главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры"*(277).
Проблемы, возникающие в связи с распространением информации, оказывающей негативное воздействие, обсуждались и на международном уровне, на проходившей в Брюсселе международной встрече глав государств. Основной обсуждавшейся проблемой было формирование адекватных механизмов противодействия распространению информации и материалов по каналам глобальных СМИ, призывающих к насилию и (или) провоцирующих ненависть между представителями различных национальностей, религий, культур и цивилизаций.
Положительным сдвигом в законодательстве РФ в части защиты от вредного информационного содержания является принятый ФЗ от 29 декабря 2010 г. "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" который определил информационную продукцию, как предназначенную для оборота на территории Российской Федерации продукцию средств массовой информации, печатную продукцию, аудиовизуальную продукцию на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информацию, распространяемую посредством зрелищных мероприятий, и информацию, размещаемую в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи. Основная цель данного закона - ограничить оборот информационной продукции вредного содержания, влияющей на психическое развитие ребенка.
Согласна с И.Л. Бачило, которая считает, что необходимо подготовить "такой закон, который создаст основу в развитии всех направлений информатизации, наращивания и использования новых технологий для информационного ресурса социума. Но здесь важна коллективная и всеобъемлющая работа без спешки и амбиций без ориентирования на отдельные коллективы (школы) специалистов. Речь идет о фундаменте соединения материальной и виртуальной областей в синергетике самоорганизации общества на долгие годы"*(278).
Таким образом, отсутствие системы информационных агентств, четко классифицированной вредной информации в РФ, позволяет некоторым государствам использовать данные пробелы для формирования негативного имиджа РФ. Создание информационного кодекса, позволило бы исправить многие из описанных выше ситуаций и возникающих проблем.
А.К. Жарова*(279)
- Эволюция государственных и правовых институтов в условиях развития информационного общества оглавление
- Предисловие
- О спонсорах конференции
- О векторах эволюции государственных и правовых институтов в условиях глобальной информатизации*(4)
- 1. Какова ситуация?
- 2. Включение информационного права в исследование процессов эволюции государственных и правовых институтов
- 3. Концептуальные основы исследования векторов эволюции государственных и правовых институтов в условиях информатизации
- 4. Об основных направлениях развития информационного законодательства
- Информационная среда как предметная правовая конструкция: постановка проблемы
- Информационное право в системе российского права*(26)
- Отраслевая структура права
- Структура отрасли права
- Комплексные отрасли и институты
- Многомерная структура права
- Институты информационного права
- Французская модель цифрового правительства (управления)
- Реферат доклада
- Государственная инновационная политика в условиях информационного общества
- Обеспечение информационной открытости при противодействии коррупции в Российской Федерации: проблемы правового регулирования
- Информационное право: сравнительный анализ*(88)
- 1. Общая характеристика информационного права России
- 2. Французское право новых информационных технологий
- 3. Перспективы развития информационного права
- Проблемы нормативно-правового обеспечения реализации стратегии развития информационного общества в рф на региональном уровне
- О доступе и защите информации
- Литература
- Право на уважение частной жизни во французской системе в цифровую эпоху
- Реферат доклада
- Эволюция понятий "электронное государство" и "электронное правительство" в условиях формирования информационного общества
- Методы анализа электронного государства: к выработке комплексного подхода
- Нормативно-правовой метод оценки электронного государства
- Социологические методы оценки электронного государства
- Необходимость комплексного подхода
- Совместимость информационных систем - новое направление правового регулирования
- Развитие института государственных услуг в условиях информационного общества
- Некоторые аспекты правового регулирования защиты информации в национальной платежной системе*(181)
- Социальные сети как объект регулирования*(214)
- О терминологии, статистике и неоднозначном функционале
- Социальные сети как новые медиа
- Американский опыт правового регулирования социальных сетей
- Этический потенциал регулирования сетевых отношений
- Сетевой этикет
- Заключение
- Институт правового регулирования связей с общественностью в условиях развития информационного общества
- Роль сми в информационных конфликтах*(250)
- Правовой статус регулятивных органов общественного телевидения в России
- Виртуальные интернет-отношения*(285)
- Противодействие негативному контенту в сети интернет: концептуальные аспекты
- Особенности правового регулирования формирования и использования информационных ресурсов мвд России после принятия фз "о полиции"
- Модель правовой организации оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи в Российской Федерации*(313)
- Терминологические проблемы в информационном праве
- Роль информационных отношений в договоре it-аутсорсинга
- Характеристика субъектов аутсорсинг-отношений
- Предмет договора аутсорсинга
- Проблема защиты информации ограниченного доступа
- Охрана прав на результаты интеллектуальной деятельности
- Особенности формы договора it-аутсорсинга
- Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности личности в современных условиях развития федерального и регионального информационного законодательства
- Эволюция института ответственности за компьютерные преступления
- Доступ к информации как составляющая правовой охраны имущественных прав граждан
- Правовое регулирование Интернет-сми: современное состояние и перспективы развития
- Проблемы применения электронной подписи в условиях развития информационного общества