Реферат доклада
С 1976 года, когда обсуждался проект закона об информатике и свободах, подчеркивался риск информатики для индивидуальных свобод. И этот тезис не теряет актуальность, даже становится еще более верным.
Во Франции закон "Об информатике, картотеках и свободах" был принят в 1978 году. Одновременно шла дискуссия по поводу системы "Сафари" (автоматизированная система для административных досье). Проект предполагал "подтянуть" все досье к номеру социального страхования, чтобы можно было собрать воедино всю разбросанную информацию о каждом человеке. Но начались сильные протесты, и в результате система не была введена.
Закон об информатике 1978 г. не раз изменялся, но суть его осталась неизменной. Закон ввел целый ряд важнейших концептов, целый ряд правил, которые необходимо соблюдать при обработке персональных данных.
Во-первых, эти данные должны собираться и обрабатываться только легальными способами. Во-вторых, только и исключительно в конкретных целях. Данные должны быть абсолютно необходимыми для достижения тех целей, ради которых они собираются и обрабатываются. Данные должны быть точны, и выверяться на актуальную дату по мере необходимости. И наконец, данные должны собираться и обрабатываться только с согласия заинтересованного лица.
Закон 1978 года определил, что такое данные персонального или личного характера - это любая информация, касающаяся конкретного или идентифицированного физического лица (т.е. это лицо, которое идентифицировано или может быть идентифицировано непосредственно или опосредовано через ссылку на идентификационный номер). К персональным данным относятся имя, фамилия, а также т.н. непрямые данные, когда мы можем идентифицировать человека на основе телефонного номера.
Имеется понятие обработки данных. Это широкое понятие - любые операции, которые касаются этих данных, т.е. сбор, регистрация, оформление, организация, консервирование данных.
Наш закон с поправками очень точно определяет понятия, в том числе такие, как "файл (досье) личных данных" - структурированный и стабильный набор данных личного характера.
Если говорить о конкретных данных, упомянутых в законе, то некоторые персональные данные запрещены для обработки. Закон 1978 года запрещает обработку некоторой информации, упоминающую прямо или косвенно расовую или этническую принадлежность, политические, философские или религиозные взгляды, профсоюзную принадлежность людей, или данные, которые относятся к здоровью или к сексуальной жизни людей. Эти "чувствительные" данные могут обрабатываться только в исключительных случаях, предусмотренных законом.
Закон определил компетенцию органов. Национальная комиссия по информатике и свободам стала контролером в области обработки персональных данных. Это независимый административный орган, который включает 17 членов (из парламента, высших юридических инстанций, в том числе Государственного совета, Верховного суда, Счетной палаты, включает квалифицированных специалистов в области информатики или прав человека).
Комиссия контролирует соответствие закону обработки данных, которая перед ней заявлена. Любой член комиссии может потребовать любой документ на любом носителе, необходимый для работы. Недавно, в соответствии с ордонансом от 24 августа 2011 года роль Комиссии была расширена применительно к электронным коммуникациям.
Касательно санкций, утрата или случайное либо незаконное изменение персональных данных, неавторизованный доступ к ним должны декларироваться операторами перед Комиссией. В противном случае угрожает штраф в 300 000 евро или 5 лет тюремного заключения.
Комиссия выполняет также роль консультативного органа, дает заключения по запросам различных органов. Комиссия дает заключения на любой законопроект или проект декрета, касающегося автоматизированной обработки персональных данных.
Кроме того, Комиссия вправе налагать штрафные санкции, в том числе в денежной форме. Комиссия может направить предупреждение ответственному за обработку данных лицу, которое не придерживается закона, или предъявить ему требование прекратить нарушение закона.
Но применение Закона 1978 года не основывается исключительно на репрессивных мерах. После изменений от 6 августа 2004 года акцентируется превентивный аспект защиты прав и свобод. Теперь назначается т.н. корреспондент по информатике и свободам. Он обеспечивает безопасность персональных данных, мешая их деформации, несанкционированному доступу. Этот корреспондент может назначаться как в публичном секторе, так и в частном, особенно это касается крупных предприятий.
С 1978 года технологии развивались, и это потребовало новых подходов. Закон не затрагивает компьютерные программы, но при использовании любой доступной программы необходимо проверить, не нарушает ли ее использование норм закона 1978 года, в частности, если использование программы позволяет обрабатывать персональные данные. В этом случае пользователь компьютерной программы должен обеспечить обработку персональных данных в соответствии с законом 1978 года, и главное, чтобы доступ к этим данным ограничивался лицом, ответственным за их обработку. Для этой цели декретом N 2010-112 об информации, получаемой электронным путем, утверждена общая система безопасности.
Дальнейшая эволюция вызвала необходимость регулирования видеонаблюдения. Установка камер видеонаблюдения в общественных местах требует разрешения префектуры, с одной стороны, и должна быть задекларирована в Комиссии по информатике и свободам, с другой. Такая декларация необходима, если зарегистрированные изображения позволяют идентифицировать физических лиц.
Наконец, развитие информационного общества подвигает к выработке норм, применимых к электронным услугам администрации применительно к защите персональных данных. Все это также должно осуществляться при соблюдении защиты персональных данных, предусмотренных законом 1978 года.
Конечно, несмотря на такую подробную регламентацию, текст закона не будет успевать за развитием новых технологий. Это способствовало даже постановке вопроса об изменении Конституции. Вопрос был передан специальной комиссии, назначенной Президентом Республики. В итоге от изменений конституции отказались, но дебаты ведутся. Речь идет о включении в Преамбулу Конституции право на уважение частной жизни и защиту персональных данных.
Другой важный аспект защиты прав - право на "забывание" (право не фигурировать в цифровой среде). Это право на настоящий момент "продвигается" на уровне Европейского Союза. Ордонансом от 24 августа 2011 года во французское право трансплантированы две европейские директивы от 25 ноября 2009 года. Основные сюжеты ордонанса - право на электронную "забывчивость", регламентация использования cookies (отметок, позволяющих проследить весь путь пользователя в Интернете). Теперь пользователь должен дать предварительное согласие на установку cookies перед тем, как такие системы устанавливаются на его оборудование.
25 января 2012 года Еврокомиссией был подготовлен проект закона, направленного на более тщательную защиту права не фигурировать в цифровой среде. Закрепляется обязанность корпораций, крупных предприятий, социальных сетей перед использованием персональных данных запрашивать предварительное согласие пользователей, под угрозой штрафа. Например, социальные сети по просьбе пользователя должны стирать его персональные данные.
Этот проект пока обсуждается в Евросоюзе и на уровне отдельных стран. Важно обеспечить также согласованность решения. Чем бы дело ни кончилось, это уже подготовило дорогу для принятия закона о лучшей защите прав пользователей в киберпространстве.
Э.В. Талапина
И. Буадана
- Эволюция государственных и правовых институтов в условиях развития информационного общества оглавление
- Предисловие
- О спонсорах конференции
- О векторах эволюции государственных и правовых институтов в условиях глобальной информатизации*(4)
- 1. Какова ситуация?
- 2. Включение информационного права в исследование процессов эволюции государственных и правовых институтов
- 3. Концептуальные основы исследования векторов эволюции государственных и правовых институтов в условиях информатизации
- 4. Об основных направлениях развития информационного законодательства
- Информационная среда как предметная правовая конструкция: постановка проблемы
- Информационное право в системе российского права*(26)
- Отраслевая структура права
- Структура отрасли права
- Комплексные отрасли и институты
- Многомерная структура права
- Институты информационного права
- Французская модель цифрового правительства (управления)
- Реферат доклада
- Государственная инновационная политика в условиях информационного общества
- Обеспечение информационной открытости при противодействии коррупции в Российской Федерации: проблемы правового регулирования
- Информационное право: сравнительный анализ*(88)
- 1. Общая характеристика информационного права России
- 2. Французское право новых информационных технологий
- 3. Перспективы развития информационного права
- Проблемы нормативно-правового обеспечения реализации стратегии развития информационного общества в рф на региональном уровне
- О доступе и защите информации
- Литература
- Право на уважение частной жизни во французской системе в цифровую эпоху
- Реферат доклада
- Эволюция понятий "электронное государство" и "электронное правительство" в условиях формирования информационного общества
- Методы анализа электронного государства: к выработке комплексного подхода
- Нормативно-правовой метод оценки электронного государства
- Социологические методы оценки электронного государства
- Необходимость комплексного подхода
- Совместимость информационных систем - новое направление правового регулирования
- Развитие института государственных услуг в условиях информационного общества
- Некоторые аспекты правового регулирования защиты информации в национальной платежной системе*(181)
- Социальные сети как объект регулирования*(214)
- О терминологии, статистике и неоднозначном функционале
- Социальные сети как новые медиа
- Американский опыт правового регулирования социальных сетей
- Этический потенциал регулирования сетевых отношений
- Сетевой этикет
- Заключение
- Институт правового регулирования связей с общественностью в условиях развития информационного общества
- Роль сми в информационных конфликтах*(250)
- Правовой статус регулятивных органов общественного телевидения в России
- Виртуальные интернет-отношения*(285)
- Противодействие негативному контенту в сети интернет: концептуальные аспекты
- Особенности правового регулирования формирования и использования информационных ресурсов мвд России после принятия фз "о полиции"
- Модель правовой организации оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи в Российской Федерации*(313)
- Терминологические проблемы в информационном праве
- Роль информационных отношений в договоре it-аутсорсинга
- Характеристика субъектов аутсорсинг-отношений
- Предмет договора аутсорсинга
- Проблема защиты информации ограниченного доступа
- Охрана прав на результаты интеллектуальной деятельности
- Особенности формы договора it-аутсорсинга
- Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности личности в современных условиях развития федерального и регионального информационного законодательства
- Эволюция института ответственности за компьютерные преступления
- Доступ к информации как составляющая правовой охраны имущественных прав граждан
- Правовое регулирование Интернет-сми: современное состояние и перспективы развития
- Проблемы применения электронной подписи в условиях развития информационного общества