logo
Evolyutsia_gos_i_pravovykh_institutov_v_usl_razvi

Доступ к информации как составляющая правовой охраны имущественных прав граждан

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"*(379) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. К настоящему моменту названный Закон претерпел уже шестнадцать изменений. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" от 29 сентября 1994 г. N 7, разъясняющее судам общей юрисдикции порядок и особенности рассмотрения дел данной категории изменялось семь раз.

Данный закон предусматривает сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара, а также сроки удовлетворения требований потребителя, возможность компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей т.д.

Но в первую очередь, данный закон устанавливает право потребителя на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). Довольно внушительное количество норм указанного закона содержит указание на право потребителя на получение информации, которое соотносится с обязанностью продавца (исполнителя) ему ее предоставить. Причем, продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет гражданско-правовую ответственность за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации. А при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге) законодатель исходит из гражданско-правовой презумпции об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги) (ст. 12 закона).

Вместе с тем, право на информацию является одним из основных прав потребителей, к которым могут быть отнесены: право на безопасность; право на выбор; право быть услышанным; право на возмещение ущерба; право на потребительское образование; право на удовлетворение базовых потребностей; право на здоровую окружающую среду*(380).

Способы защиты прав потребителя перечислены в ГК РФ, в ст.ст. 15, 18, 29 и др. закона "О защите прав потребителей", а также и в других нормативных правовых актах. Вместе с тем, как справедливо отмечается В.А. Тарховым, понятие защиты и охраны гражданских прав, хотя они и имеют различное значение, нередко смешиваются. К защите мы вынуждены прибегнуть в случае нарушения, оспаривания или угрозы нарушения, а охрана существует постоянно и имеет целью обеспечить осуществление и не допустить нарушения*(381).

Право потребителя на информацию (о товаре, об изготовителе, о составе и т.д.), фактически является составляющей института охраны гражданских прав. И в этом смысле, охрана обеспечивается государством, предусматривающим как права потребителя, так и возможность их защиты. Цель данной охраны - в удовлетворении потребностей граждан в товарах, работах, услугах.

Следует согласиться с мнением Н.А. Баринова о том, что Закон "О защите прав потребителей" не содержит, а следовательно и не охраняет и не защищает иные, не перечисленные в данном законе имущественные потребности граждан, такие, например, как в медицинской помощи, жилище и т.д.*(382) Необходимо признать тот факт, что основным источником, разъясняющим, какая информация должна быть предоставлена гражданину в целях удовлетворения его имущественных потребностей, какие гражданско-правовые последствия непредоставления подобной информации, какие гражданско-правовые презумпции, связанные с обладанием той или иной информацией*(383), могут иметь место, является Закон РФ "О защите прав потребителей". Но к сожалению, сфера действия названного нормативного правового акта распространяется не на всех граждан, нуждающихся в удовлетворении своих имущественных потребностей, а только на тех, которые имеют "намерение заказать или приобрести либо заказывающие, приобретающие или использующие товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности". Следовательно, необходимо уточнение и расширение такого понятия как "потребитель".

Расширяя понятие потребитель, мы расширяем тем самым круг субъектов, имеющих привилегированное положение при получении информации о товаре (работе, услуге), таким образом обеспечивая наиболее полную охрану, а при необходимости и защиту прав граждан.

Я.С. Гришина*(384)