logo
Evolyutsia_gos_i_pravovykh_institutov_v_usl_razvi

Необходимость комплексного подхода

Нормативно-правовой анализ электронного государства показывает, что страны с высоким уровнем правового регулирования стремятся создать правовую базу развития электронного государства, принимая соответствующие законы еще на раннем этапе развития электронного государства.

Вместе с тем очевидно, что законодательное (и даже конституционное) регулирование отдельных аспектов электронного государства не всегда отражает реальную картину его развития. Прогресс Греции в конституционном регулировании информационного общества не удержал страну от глубокого экономического кризиса. Кроме того, социологические методы оценки электронного государства показывают, что зачастую передовые позиции в использовании возможностей, создаваемых электронным государством, характерны для стран со средним уровнем правового (и экономического) развития. Таким образом, использование одной или другой методологии не дает полной картины состояния электронного государства и его развития в современном мире. Требуется междисциплинарный комплексный подход, который позволит всесторонне оценить состояние электронного государства.

Исследование зарубежного опыта показывает, что страны стремятся объединять усилия по развитию электронного государства, что способствует выработке сходных критериев развития электронного государства. В настоящее время усилия стран объединяются на региональной основе. Так, Карибский центр развития управления разработал проект региональной стратегии электронного государства до 2014 г., включающей цели и намечающей, стратегические инициативы для англоязычных стран Карибского бассейна. В рамках ЕС министры приняли Декларацию по электронному государству для формулирования общих целей и приоритетов до 2015 г. Стандарты электронного государства разработаны и странами Персидского залива.

И.Ю. Богдановская*(159)