logo
Evolyutsia_gos_i_pravovykh_institutov_v_usl_razvi

Обеспечение информационной открытости при противодействии коррупции в Российской Федерации: проблемы правового регулирования

В статье анализируются состояние, проблемы и направления правового регулирования в сфере обеспечения информационной открытости при противодействии коррупции в Российской Федерации.

В условиях развития информационного общества происходит эволюция государственных и правовых институтов, поскольку конституционное государство, развиваясь как социальное, правовое, демократическое, светское, социальное реализует важнейшие конституционные права человека и гражданина - права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, закрепленные в части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации*(73), при этом совершенствуются важнейшие правовые инструменты обеспечения информационной открытости, являющейся сегодня основой противодействия коррупции.

Формирующееся в России гражданское общество, безусловно заинтересовано в развитии транспарентности и открытости государственного управления. Поскольку открытость государства является важным условием внедрения инвестиций, особый интерес к транспарентности проявляет бизнес.

Следует отметить, что для наиболее открытых государств в настоящее время характерным является достаточно высокий уровень развития законодательства о доступе к информации, они отличаются развитыми телекоммуникационными структурами и "электронным правительством".

Для эффективного противодействия коррупции, включая ее предупреждение, крайне важно обеспечить информационную открытость государства перед обществом, включая обязательное распространение информации об исполнении бюджета, о проводимых проверках и принимаемых чиновниками решениях, о доходах и расходах должностных лиц и т.д.

Вступив в Совет Европы и ВТО, Россия также приняла на себя ряд обязательств по информационной открытости.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным задачи обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, судебных органов, доступность социально-значимой информации и расширение использования интернет-технологий определены как одни из приоритетных для нашей страны на ближайшую перспективу.

Эти задачи четко обозначены в ряде указов, подписанных 7 мая 2012 года и направленных на совершенствование системы государственного управления, на реализацию внешнеполитического курса России, а также содержащих конкретные поручения для обеспечения информационной открытости государства*(74).

Сегодня в России активно развивается нормативная правовая база, направленная на противодействие коррупции, одной из ключевых составляющих которой являются идея "открытого правительства" и принципиально новая система коммуникации между властями и гражданским обществом.

Такой подход корреспондируется с обязанностями государственных и судебных органов по обеспечению доступа к информации об их деятельности, установленными федеральными законами "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" *(75), "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления",*(76) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" *(77), которые вступили в силу в 2010 году.

Вместе с тем в законодательстве о доступе к информации о деятельности государственных и судебных органов содержатся нормы, позволяющие отказывать гражданам и организациям в доступе к несекретной информации, отсутствуют нормы, обязывающие государственные органы раскрывать информацию.

При построении информационного общества принцип информационной открытости является важным условием реформирования государственного управления, осуществления информационной политики государства по взаимодействию с гражданским обществом, а также, что исключительно важно отметить, при формировании и реализации антикоррупционной политики государства.

В связи с этим представляется особенно важным, что формирование государственной политики в этой сфере в настоящее время активизируется. Об этом свидетельствует и утверждение Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. N 297 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы*(78), в рамках которого предусмотрены следующие мероприятия, связанные с обеспечением информационной открытости как составляющей противодействия коррупции:

- создание эффективной системы обратной связи, позволяющей государству корректировать проводимую антикоррупционную политику на основе информации о ее результативности, полученной от населения и институтов гражданского общества;

- внедрение в деятельность кадровых служб государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений компьютерных программ;

- обеспечение финансирования мероприятий по созданию и использованию инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и электронное взаимодействие указанных органов с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;

- организация внедрения единого портала бюджетной системы Российской Федерации в целях формирования дополнительных механизмов общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных учреждений и повышения эффективности деятельности органов государственного управления и качества принимаемых ими решений;

- установление единых требований к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции;

- организация регулярного представления в средства массовой информации для опубликования материалов, которые раскрывают содержание принимаемых мер по противодействию коррупции и мотивы принятия таких мер, показывают отрицательное влияние коррупции на жизнь каждого человека.

Кроме того, среди основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, установленных статьей 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (ред. от 21 ноября 2011 г.) "О противодействии коррупции"*(79), необходимо выделить следующие:

- обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- обеспечение независимости средств массовой информации;

- неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

- обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

С учетом изложенного представляется необходимым рассматривать информационную открытость как важную составляющую противодействия коррупции, в связи с этим целесообразно отметить, что противодействие коррупции определяется сегодня как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий как по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), так и выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией, а также минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Безусловно справедливой, по нашему мнению, является точка зрения И.Л. Бачило, что право личности на участие в информационном обществе включает в себя свободный доступ к сетям электронных коммуникаций и услугам, неограниченный доступ к электронным коммуникациям и участие в различных услугах информационного общества*(80).

Рассматриваемая область общественных отношений, т.е. отношений, складывающихся в процессе реализации электронным государством своих функций, бесспорно, обладает определенной спецификой, при этом упоминаемые И.Л. Бачило связи гражданина с этим государством становятся еще более тесными, с одной стороны, и более прозрачными и открытыми - с другой*(81).

Как отмечает Т.Я. Хабриева, в рамках совершенствования этой деятельности перспективным направлением является разработка методических рекомендаций и создание юридических и информационных технологий*(82).

В настоящее время актуальным является обеспечение государством определенных стандартов доступа возможно большего числа граждан к телекоммуникационным технологиям, которые, в свою очередь, обеспечивают им доступ к мировому информационному наследию.

В этой связи особенно значимыми являются мероприятия по обеспечению информационной открытости, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"*(83).

Так, до 1 сентября 2012 г. Правительству Российской Федерации поручено сформировать систему раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов, результатах их общественного обсуждения, имея в виду, а в частности создание единого ресурса в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов, ходе и результатах их общественного обсуждения.

Поставлена стратегическая задача до 15 июля 2013 года обеспечить доступ в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации.

Среди инновационных мероприятий, направленных на обеспечение информационной открытости, следует также отметить подготовку предложений о возможности трансляции судебных заседаний с использованием сети Интернет и публикации отчетов о них до 1 ноября 2013 г.

Также Указом Президента Российской Федерации предусмотрено до 1 января 2013 г. обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих установление критериев и порядка оценки гражданами, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий, эффективности деятельности руководителей.

Рассмотрение этих вопросов приобретает особую актуальность в связи с формированием в России системы "Открытое правительство".

Идея "открытого правительства" является сегодня принципиально новой системой коммуникации между властями и гражданским обществом.

Об актуальности указанной темы свидетельствует, в том числе, и Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 644 "О Министре по координации работы "Открытого правительства" Российской Федерации"*(84).

В настоящее время на заседаниях рабочих групп активно обсуждаются механизмы взаимодействия между "Открытым правительством" и "настоящим" Правительством - правительством Российской Федерации, и, в конечном счете, механизмы взаимодействия между гражданским обществом и государственным аппаратом.

Законы об открытом правительстве уже приняты в ряде государств.

В Бразилии относительно недавно прошла конференция "Партнерство "Открытое правительство", куда входят 54 страны, и надо отметить, что во исполнение поручения Президента Российской Федерации уже передана заявка о присоединении к указанному Партнерству и Российской Федерации.

В России еще только идет процесс формирования инфраструктуры так называемого "Открытого правительства", однако насколько эффективной окажется его деятельность в России на пути обеспечения информационной открытости, покажет время.

Что касается необходимости совершенствования правового обеспечения информационной открытости как составляющей противодействия коррупции, то сегодня в этой сфере имеются проблемы, которые нуждается в решении на основе научных исследований целого ряда теоретических задач.

Во-первых, необходима выработка единого правового механизма регулирования общественных отношений, возникающих в процессе деятельности по обеспечению информационной открытости при противодействии коррупции.

Во-вторых, информационная открытость в Российской Федерации является не только важной составляющей противодействия коррупции (одной из наиболее действенных мер по противодействию ей), но относится к числу основополагающих (базовых) принципов функционирования всей национальной системы по противодействию коррупции.

В-третьих, сегодня правового обеспечения требует выполнение важных государственных задач по повышению открытости не только государственных органов, но и саморегулируемых организаций, включая определение состава информации, подлежащей обязательному опубликованию и установление ответственности за неисполнение предусмотренных требований.

По нашему мнению, актуальность данного вопроса имеет непреходящий, как теоретический, так и практический характер для организации нормотворческой деятельности.

Это свидетельствует о том, что информационная открытость как юридическая категория, как правовой институт исследован недостаточно и проблемы законодательного регулирования общественных отношений, связанных с ее обеспечением, в том числе при противодействии коррупции, нуждаются в дальнейших научных исследованиях.

Таким образом, можно констатировать, что современное российское общество готово и заинтересовано в развитии открытости государственного управления. Широкий доступ граждан к информации о государственных и судебных органах расширяет возможность оценивать их деятельность и правовые гарантии доступа к информации представляют собой юридическую основу для создания системы антикоррупционного контроля со стороны институтов гражданского общества.

Т.А. Полякова*(85)

Е.В. Семизорова*(86)

О.А. Александрова*(87)