4. Об основных направлениях развития информационного законодательства
Если следовать системе уже сложившихся институтов информационного права, то видится следующий ряд основных направлений законотворчества.
1. На первом месте окажется право на информацию. Здесь главное - оформление нормативной основы общего права с учетом Конституции РФ и перевода его всех форм реализации на уровень легитимных процедур, создание поля гарантий и порядка для реализации субъективных прав разных субъектов, действующих в информационной среде. Здесь нужен ФЗ "О праве на информацию".
2. Не менее значимым является участок правового регулирования ресурса ИКТ в совокупности информационных ресурсов, производства и эксплуатации программного обеспечения, сетевых коммуникаций и других технологических компонентов инфраструктуры информатизации. Правовое оформление политики в этой области требует соответствующих законодательных актов и установления легитимности стандартов, программ, приложений. Это касается СПО как (свободного программного обеспечения), так и других, менее открытых способов обработки ИР; упорядочения работы с электронным документом с учетом градаций использования видов ЭП и налаживания единой системы документооборота в публичном и, по возможности, в корпоративном и частном секторах отношений. Здесь в центре внимания ФЗ "Об информационном взаимодействии ОГВ и ОМ СУ", который мог бы поглотить и сбалансировать множество подзаконных актов и создать новую нормативно-правовую основу для правотворчества на единой методологической платформе и улучшить состояние правоприменения.
Необходим и ФЗ "Об организации АСУ и ИС" с учетом сфер их использования и обеспечения технологического взаимодействия в информационном пространстве России, развития этого закона в ряде НПА по отдельным общегосударственным ("Выборы", "Управление", "Статистика", "Население", "Правовой мониторинг", "Услуги" и т.д.) и региональным АСУ.
Представляется возможным создание законодательной платформы для организации отечественного рынка продукции ИКТ и контроля за использование ресурса ИКТ.
3. Институт обеспечения безопасности в целом, и обеспечения информационной безопасности особенно, может быть укреплен за счет НПА, регулирующих порядок включения в ИС. Проблемы ОИБ должны получить отражение в базовых законах информационного законодательства (ФЗ "Об информации...", "О праве на информацию", "О персональных данных" и др.). Здесь все более актуальными становятся вопросы борьбы с киберпреступностью при поиске контактов с зарубежным и международным опытом противоборства с преступностью в Интернете.
Комплексный подход к обеспечению укрепления правовой основы развития информационного общества нуждается в консолидации многочисленных концепций на этот счет с учетом органической связи развития информационных, гражданских, социальных, демократических векторов развития современного общества. Организация и правовая база "Электронного правительства" (управления), "Открытого правительства", и конституционно определенной системы государственного управления и местного самоуправления должны иметь согласованную легитимную основу системного взаимодействия.
Упорядочение всех направлений создания и использования ресурса ИКТ в Российской Федерации обязывает иметь единый государственный центр управления развитием информационного общества, координирующий и гармонизирующий деятельность всех органов исполнительной власти в Российской Федерации, государственные и привлекаемые к этой области негосударственные и зарубежные организации.
Проблемы массовых коммуникаций, состояния сегментов Интернета, в которых представлены ресурсы РФ, включая СМИ, сайты, порталы и пр. требуют наблюдения, оценок с точки зрения формирования современной креативной личности человека, организации рейтингов оценки эффективности ИКТ РФ, и особенно, параметров формирования "человеческого капитала", безопасности информационной среды для сознания и поведения массового пользователя. Электронная "четвертая власть" должна формироваться и действовать как измеритель "температуры" с учетом подвижек в институтах общества в глобальном масштабе.
В реализации основных направлений развития информационного законодательства, учитывая комплексность методов правового регулирования, важное значение имеют связи этой отрасли с другими подсистемами российского права. Информационное законодательство находится в самом тесном контакте с отраслями публичного и гражданско-правового регулирования. Тема контакта информационного правотворчества должна постоянно находиться в рабочем контакте с административным и гражданским законодательством и учитывать правоотношения, реализуемые в информационной сфере, с отраслями законодательства, ориентированного на упорядочение институтов интеллектуальной собственности, авторского права, оформления аутсорсинга, оффшора и т.п. Не менее актуальны и проблемы контактов информационного права с опытом развития зарубежного законодательства и практики его применения. Эти темы требуют специального разговора и исследований. Животрепещущими остаются и проблемы правовой семантики, юридических терминов и дефиниций. И эти вопросы также находятся в числе первоочередных.
И.Л. Бачило*(17)
- Эволюция государственных и правовых институтов в условиях развития информационного общества оглавление
- Предисловие
- О спонсорах конференции
- О векторах эволюции государственных и правовых институтов в условиях глобальной информатизации*(4)
- 1. Какова ситуация?
- 2. Включение информационного права в исследование процессов эволюции государственных и правовых институтов
- 3. Концептуальные основы исследования векторов эволюции государственных и правовых институтов в условиях информатизации
- 4. Об основных направлениях развития информационного законодательства
- Информационная среда как предметная правовая конструкция: постановка проблемы
- Информационное право в системе российского права*(26)
- Отраслевая структура права
- Структура отрасли права
- Комплексные отрасли и институты
- Многомерная структура права
- Институты информационного права
- Французская модель цифрового правительства (управления)
- Реферат доклада
- Государственная инновационная политика в условиях информационного общества
- Обеспечение информационной открытости при противодействии коррупции в Российской Федерации: проблемы правового регулирования
- Информационное право: сравнительный анализ*(88)
- 1. Общая характеристика информационного права России
- 2. Французское право новых информационных технологий
- 3. Перспективы развития информационного права
- Проблемы нормативно-правового обеспечения реализации стратегии развития информационного общества в рф на региональном уровне
- О доступе и защите информации
- Литература
- Право на уважение частной жизни во французской системе в цифровую эпоху
- Реферат доклада
- Эволюция понятий "электронное государство" и "электронное правительство" в условиях формирования информационного общества
- Методы анализа электронного государства: к выработке комплексного подхода
- Нормативно-правовой метод оценки электронного государства
- Социологические методы оценки электронного государства
- Необходимость комплексного подхода
- Совместимость информационных систем - новое направление правового регулирования
- Развитие института государственных услуг в условиях информационного общества
- Некоторые аспекты правового регулирования защиты информации в национальной платежной системе*(181)
- Социальные сети как объект регулирования*(214)
- О терминологии, статистике и неоднозначном функционале
- Социальные сети как новые медиа
- Американский опыт правового регулирования социальных сетей
- Этический потенциал регулирования сетевых отношений
- Сетевой этикет
- Заключение
- Институт правового регулирования связей с общественностью в условиях развития информационного общества
- Роль сми в информационных конфликтах*(250)
- Правовой статус регулятивных органов общественного телевидения в России
- Виртуальные интернет-отношения*(285)
- Противодействие негативному контенту в сети интернет: концептуальные аспекты
- Особенности правового регулирования формирования и использования информационных ресурсов мвд России после принятия фз "о полиции"
- Модель правовой организации оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи в Российской Федерации*(313)
- Терминологические проблемы в информационном праве
- Роль информационных отношений в договоре it-аутсорсинга
- Характеристика субъектов аутсорсинг-отношений
- Предмет договора аутсорсинга
- Проблема защиты информации ограниченного доступа
- Охрана прав на результаты интеллектуальной деятельности
- Особенности формы договора it-аутсорсинга
- Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности личности в современных условиях развития федерального и регионального информационного законодательства
- Эволюция института ответственности за компьютерные преступления
- Доступ к информации как составляющая правовой охраны имущественных прав граждан
- Правовое регулирование Интернет-сми: современное состояние и перспективы развития
- Проблемы применения электронной подписи в условиях развития информационного общества