1. Общая характеристика информационного права России
Истоки современного информационного права России следует искать в проблематике административного права, связанной с информацией, а также в применении автоматизированных технологий обработки информации в государственном управлении (АСУ). Это затрагивает исторический период 70-х годов 20-го века. В 90-е годы начинается осмысление новой правовой отрасли - А.Б. Венгеров выделял информационное право и относил его к отраслям, обособленным только по своему предмету*(89), Ю.М. Батурин ввел понятие компьютерного права. Видимо, в силу более широкого подхода именно понятие информационного права "прижилось".
Появляются научные труды. А.Б. Агапов написал монографии "Информационное законодательство России" (1993) и "Основы федерального информационного права России" (1995). Среди первых учебных изданий по информационному праву - учебник В.А. Копылова (1997) и М.М. Рассолова (1999)*(90).
Научная дискуссия конца 90-х годов*(91) привела к созданию научной специальности "информационное право" (заметим, что специальность 12.00.14 объединяет административное, финансовое и информационное право). Ученые сошлись во мнении о существовании комплексной отрасли информационного права. Здесь необходимо небольшое отступление, поясняющее приверженность российского права отраслевому делению. Теоретическая разработка системы советского права привела к делению права не на публичное и частное, а на отрасли, обособляемые по предмету и методу правового регулирования. При этом выделялись комплексные образования в праве, а некоторыми учеными - и комплексные отрасли права*(92). Если существование комплексных отраслей законодательства не вызывает сомнений, то наличие в российском праве комплексных отраслей права и по сей день составляет предмет дискуссий.
Тем не менее, большинство исследователей в области информационного права считает его комплексной отраслью права*(93) (наряду с хозяйственным, банковским правом и пр.). Информационное право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, связанные с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества*(94).
При этом информационное право имеет административно-правовые корни. "Базовой отраслью права для регулирования отношений, связанных с информационной деятельностью в области связи и коммуникаций, на сегодняшнем этапе можно назвать административное право, и на этом основании выделяемое в самостоятельную отрасль информационное право следует пока условно отнести к семейству административного права, что не исключает его связи с другими отраслями публичного права и изменения его места в системе права в дальнейшем"*(95). Объясняется это тем, что исторически информационное право "выросло" из административного. Таким образом, публично-правовое происхождение российского информационного права очевидно. Однако в комплексной отрасли элементы частного права необходимо присутствуют. С точки зрения частного права интерес представляет информация как продукт, имеющий стоимость, как объект интеллектуальной собственности*(96), но исторически эта дискуссия ведется в рамках гражданского права.
Тесной связью с административным правом и управленческой проблематикой вообще объясняется центральное место информации как объекта правового регулирования. Изначально речь шла об использовании информации в целях государственного управления. И даже появление в новой российской Конституции права граждан на информацию не ломает эту структуру, ведь признание субъективных прав граждан видоизменяет и саму систему административного права.
На эту картину не может не влиять развитие информационных технологий. Информационное право изучает в том числе и применение информационных технологий. Причем данный аспект все более выдвигается на первый план. Так, если в ФЗ от 20 февраля 1995 года "Об информации, информатизации и защите информации" информационные технологии не были связаны с информацией как таковой (документированной), то в ФЗ от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационные технологии определяются через информацию, отвоевывая ключевые позиции: информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.
Этот процесс получил отражение и в науке. Раньше позиция была категоричной - нельзя ставить знак равенства между информационным и компьютерным правом; информационные отношения, связанные с применением компьютерных технологий, составляют лишь часть отношений, возникающих в информационной сфере*(97). Теперь развитие технологий, их ключевая роль в информатизации общества влияют на содержание информационного права и изменение его предмета. "Информационное право является новой комплексной отраслью в структуре российского права. Его предметом являются отношения, которые обеспечивают реализацию процессов информатизации общества и переход его состояния в категорию информационного в полном смысле этого слова"*(98).
Таким образом, в центр внимания информационного права все более перемещаются информационные технологии, а традиционная документированная информация "отступает", что отражает объективный процесс электронизации общества и информации.
Однако при всем признании технологий российская информатизация сохраняет свою общегуманитарную составляющую. "Информатизация определяется как новый этап в развитии производительных сил, при котором обмен информацией, ее оперативная обработка и эффективное применение являются определяющими условиями всестороннего развития общества. Для западной, прежде всего американской традиции, которой хоть и признается определяющая гуманитарная суть информатики, характерен более прагматичный подход к причинно-следственным связям между общественной потребностью и технологическими инновациями в целом и между информатизацией и компьютеризацией в частности"*(99). Думается нам, здесь корень отличия российского информационного права (с его широким подходом к информации и связанным с ней общественным процессам) и западного компьютерного права, сконцентрированного на прикладном аспекте.
- Эволюция государственных и правовых институтов в условиях развития информационного общества оглавление
- Предисловие
- О спонсорах конференции
- О векторах эволюции государственных и правовых институтов в условиях глобальной информатизации*(4)
- 1. Какова ситуация?
- 2. Включение информационного права в исследование процессов эволюции государственных и правовых институтов
- 3. Концептуальные основы исследования векторов эволюции государственных и правовых институтов в условиях информатизации
- 4. Об основных направлениях развития информационного законодательства
- Информационная среда как предметная правовая конструкция: постановка проблемы
- Информационное право в системе российского права*(26)
- Отраслевая структура права
- Структура отрасли права
- Комплексные отрасли и институты
- Многомерная структура права
- Институты информационного права
- Французская модель цифрового правительства (управления)
- Реферат доклада
- Государственная инновационная политика в условиях информационного общества
- Обеспечение информационной открытости при противодействии коррупции в Российской Федерации: проблемы правового регулирования
- Информационное право: сравнительный анализ*(88)
- 1. Общая характеристика информационного права России
- 2. Французское право новых информационных технологий
- 3. Перспективы развития информационного права
- Проблемы нормативно-правового обеспечения реализации стратегии развития информационного общества в рф на региональном уровне
- О доступе и защите информации
- Литература
- Право на уважение частной жизни во французской системе в цифровую эпоху
- Реферат доклада
- Эволюция понятий "электронное государство" и "электронное правительство" в условиях формирования информационного общества
- Методы анализа электронного государства: к выработке комплексного подхода
- Нормативно-правовой метод оценки электронного государства
- Социологические методы оценки электронного государства
- Необходимость комплексного подхода
- Совместимость информационных систем - новое направление правового регулирования
- Развитие института государственных услуг в условиях информационного общества
- Некоторые аспекты правового регулирования защиты информации в национальной платежной системе*(181)
- Социальные сети как объект регулирования*(214)
- О терминологии, статистике и неоднозначном функционале
- Социальные сети как новые медиа
- Американский опыт правового регулирования социальных сетей
- Этический потенциал регулирования сетевых отношений
- Сетевой этикет
- Заключение
- Институт правового регулирования связей с общественностью в условиях развития информационного общества
- Роль сми в информационных конфликтах*(250)
- Правовой статус регулятивных органов общественного телевидения в России
- Виртуальные интернет-отношения*(285)
- Противодействие негативному контенту в сети интернет: концептуальные аспекты
- Особенности правового регулирования формирования и использования информационных ресурсов мвд России после принятия фз "о полиции"
- Модель правовой организации оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи в Российской Федерации*(313)
- Терминологические проблемы в информационном праве
- Роль информационных отношений в договоре it-аутсорсинга
- Характеристика субъектов аутсорсинг-отношений
- Предмет договора аутсорсинга
- Проблема защиты информации ограниченного доступа
- Охрана прав на результаты интеллектуальной деятельности
- Особенности формы договора it-аутсорсинга
- Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности личности в современных условиях развития федерального и регионального информационного законодательства
- Эволюция института ответственности за компьютерные преступления
- Доступ к информации как составляющая правовой охраны имущественных прав граждан
- Правовое регулирование Интернет-сми: современное состояние и перспективы развития
- Проблемы применения электронной подписи в условиях развития информационного общества