logo
Evolyutsia_gos_i_pravovykh_institutov_v_usl_razvi

1. Общая характеристика информационного права России

Истоки современного информационного права России следует искать в проблематике административного права, связанной с информацией, а также в применении автоматизированных технологий обработки информации в государственном управлении (АСУ). Это затрагивает исторический период 70-х годов 20-го века. В 90-е годы начинается осмысление новой правовой отрасли - А.Б. Венгеров выделял информационное право и относил его к отраслям, обособленным только по своему предмету*(89), Ю.М. Батурин ввел понятие компьютерного права. Видимо, в силу более широкого подхода именно понятие информационного права "прижилось".

Появляются научные труды. А.Б. Агапов написал монографии "Информационное законодательство России" (1993) и "Основы федерального информационного права России" (1995). Среди первых учебных изданий по информационному праву - учебник В.А. Копылова (1997) и М.М. Рассолова (1999)*(90).

Научная дискуссия конца 90-х годов*(91) привела к созданию научной специальности "информационное право" (заметим, что специальность 12.00.14 объединяет административное, финансовое и информационное право). Ученые сошлись во мнении о существовании комплексной отрасли информационного права. Здесь необходимо небольшое отступление, поясняющее приверженность российского права отраслевому делению. Теоретическая разработка системы советского права привела к делению права не на публичное и частное, а на отрасли, обособляемые по предмету и методу правового регулирования. При этом выделялись комплексные образования в праве, а некоторыми учеными - и комплексные отрасли права*(92). Если существование комплексных отраслей законодательства не вызывает сомнений, то наличие в российском праве комплексных отраслей права и по сей день составляет предмет дискуссий.

Тем не менее, большинство исследователей в области информационного права считает его комплексной отраслью права*(93) (наряду с хозяйственным, банковским правом и пр.). Информационное право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, связанные с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества*(94).

При этом информационное право имеет административно-правовые корни. "Базовой отраслью права для регулирования отношений, связанных с информационной деятельностью в области связи и коммуникаций, на сегодняшнем этапе можно назвать административное право, и на этом основании выделяемое в самостоятельную отрасль информационное право следует пока условно отнести к семейству административного права, что не исключает его связи с другими отраслями публичного права и изменения его места в системе права в дальнейшем"*(95). Объясняется это тем, что исторически информационное право "выросло" из административного. Таким образом, публично-правовое происхождение российского информационного права очевидно. Однако в комплексной отрасли элементы частного права необходимо присутствуют. С точки зрения частного права интерес представляет информация как продукт, имеющий стоимость, как объект интеллектуальной собственности*(96), но исторически эта дискуссия ведется в рамках гражданского права.

Тесной связью с административным правом и управленческой проблематикой вообще объясняется центральное место информации как объекта правового регулирования. Изначально речь шла об использовании информации в целях государственного управления. И даже появление в новой российской Конституции права граждан на информацию не ломает эту структуру, ведь признание субъективных прав граждан видоизменяет и саму систему административного права.

На эту картину не может не влиять развитие информационных технологий. Информационное право изучает в том числе и применение информационных технологий. Причем данный аспект все более выдвигается на первый план. Так, если в ФЗ от 20 февраля 1995 года "Об информации, информатизации и защите информации" информационные технологии не были связаны с информацией как таковой (документированной), то в ФЗ от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационные технологии определяются через информацию, отвоевывая ключевые позиции: информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Этот процесс получил отражение и в науке. Раньше позиция была категоричной - нельзя ставить знак равенства между информационным и компьютерным правом; информационные отношения, связанные с применением компьютерных технологий, составляют лишь часть отношений, возникающих в информационной сфере*(97). Теперь развитие технологий, их ключевая роль в информатизации общества влияют на содержание информационного права и изменение его предмета. "Информационное право является новой комплексной отраслью в структуре российского права. Его предметом являются отношения, которые обеспечивают реализацию процессов информатизации общества и переход его состояния в категорию информационного в полном смысле этого слова"*(98).

Таким образом, в центр внимания информационного права все более перемещаются информационные технологии, а традиционная документированная информация "отступает", что отражает объективный процесс электронизации общества и информации.

Однако при всем признании технологий российская информатизация сохраняет свою общегуманитарную составляющую. "Информатизация определяется как новый этап в развитии производительных сил, при котором обмен информацией, ее оперативная обработка и эффективное применение являются определяющими условиями всестороннего развития общества. Для западной, прежде всего американской традиции, которой хоть и признается определяющая гуманитарная суть информатики, характерен более прагматичный подход к причинно-следственным связям между общественной потребностью и технологическими инновациями в целом и между информатизацией и компьютеризацией в частности"*(99). Думается нам, здесь корень отличия российского информационного права (с его широким подходом к информации и связанным с ней общественным процессам) и западного компьютерного права, сконцентрированного на прикладном аспекте.