2. Французское право новых информационных технологий
В отличие от России, во Франции традиционно доминирует деление права на публичное и частное, что отражается в системе юридического образования, организации судебной системы, специализации юристов-практиков и пр. Это деление справедливо и применительно к отраслям французского права, которые относятся либо к частному, либо к публичному праву. Правда, многими признается существование смешанных отраслей. При этом нужно заметить, что отрасли права во Франции базируются на отраслях законодательства, практически совпадают: отрасль права - это самостоятельная совокупность правил поведения, применяемых к определенному сектору деятельности*(100). При таком подходе нет проблем с признанием смешанных отраслей права. Вообще, теоретизированное рассмотрение права как отрасли, науки и учебной дисциплины - это российское, а вернее, советское изобретение. Как видим, западные подходы более прагматичны.
Информация как таковая и ее режимы не стали во Франции основой создания правовой отрасли, несмотря на развитое законодательство в этой сфере. Франция была одной из первых демократических стран, где режимы информации законодательно урегулированы, наряду с Германией (1970), Швецией (1973) и США (1974). Французский закон от 6 января 1978 года об информатике, досье (картотеках) и свободах заложил основы такого регулирования. Согласно комментариям, его положения сводятся к пяти основным*(101):
I. Защита граждан в условиях развития информатики;
II. Урегулирование автоматизированной обработки данных во Франции, причем как в публичном, так и в частном секторе;
III. Создание новых субъективных прав, таких как право на "забывание", которое делает из каждого физического лица бухгалтера, контролера, архивариуса или могильщика касающейся его информации;
IV. Установление новых правил законного использования информатики, с отличением "чувствительной" информации от информации, обрабатываемой для определенных целей с предварительными формальностями;
V. Создание нового органа (Национальная комиссия по информатике и свободам), имеющего целью "примирить" технический прогресс и защиту частной жизни без вмешательства судебной власти.
Разумеется, названный закон неоднократно изменялся, однако остается базовым. Но отрасли "информационное право" во Франции не существует. Здесь говорится о применении новых технологий (право новых технологий), электронном (цифровом) праве, праве Интернета, праве электронных коммуникаций, праве информатики и Интернета. И вся эта дискуссия не посягает на отраслевое деление права. Сами исследователи считают, что, например, право Интернета не составляет правовую отрасль, потому что это право "всего". Если оно и "привязано" к праву коммуникаций по способам осуществления, его содержание затрагивает все отрасли права: право персональных данных, право контрактов, потребительское право, конкурентное право, право интеллектуальной собственности, уголовное право, международное частное право...*(102)
В чем вообще смысл выделения права новых технологий? Пока это делается в учебных целях, что представляет редкий случай соединения в одном курсе публичного и частного права. В университете Париж I Сорбонна цифровое право изучается на стадии магистратуры и состоит, как правило, в освещении вопросов применения новых технологий в классических отраслях права:
Гражданское право | Интеллектуальная собственность. Доменные имена |
Уголовное право | Ответственность за киберпреступления, киберпреступность |
Административное право | Публичная информация Электронная администрация Электронные государственные закупки |
Финансовое право | Электронные процедуры |
Коммерческое право | Электронная торговля |
Конституционное право | Права и свободы, связанные с Интернет |
Процессуальное право | Использование новых технологий в судебном процессе |
Разумеется, есть и специальные курсы, например, по безопасности сетей, управлению Интернет и т.п. В таком подходе высвечивается прикладной аспект, поскольку в центре внимания всегда остаются новые технологии и их использование в классическом праве.
Получается, что французское право новых технологий по содержанию во многом совпадает с информационным правом России, не составляя при этом отрасль права.
- Эволюция государственных и правовых институтов в условиях развития информационного общества оглавление
- Предисловие
- О спонсорах конференции
- О векторах эволюции государственных и правовых институтов в условиях глобальной информатизации*(4)
- 1. Какова ситуация?
- 2. Включение информационного права в исследование процессов эволюции государственных и правовых институтов
- 3. Концептуальные основы исследования векторов эволюции государственных и правовых институтов в условиях информатизации
- 4. Об основных направлениях развития информационного законодательства
- Информационная среда как предметная правовая конструкция: постановка проблемы
- Информационное право в системе российского права*(26)
- Отраслевая структура права
- Структура отрасли права
- Комплексные отрасли и институты
- Многомерная структура права
- Институты информационного права
- Французская модель цифрового правительства (управления)
- Реферат доклада
- Государственная инновационная политика в условиях информационного общества
- Обеспечение информационной открытости при противодействии коррупции в Российской Федерации: проблемы правового регулирования
- Информационное право: сравнительный анализ*(88)
- 1. Общая характеристика информационного права России
- 2. Французское право новых информационных технологий
- 3. Перспективы развития информационного права
- Проблемы нормативно-правового обеспечения реализации стратегии развития информационного общества в рф на региональном уровне
- О доступе и защите информации
- Литература
- Право на уважение частной жизни во французской системе в цифровую эпоху
- Реферат доклада
- Эволюция понятий "электронное государство" и "электронное правительство" в условиях формирования информационного общества
- Методы анализа электронного государства: к выработке комплексного подхода
- Нормативно-правовой метод оценки электронного государства
- Социологические методы оценки электронного государства
- Необходимость комплексного подхода
- Совместимость информационных систем - новое направление правового регулирования
- Развитие института государственных услуг в условиях информационного общества
- Некоторые аспекты правового регулирования защиты информации в национальной платежной системе*(181)
- Социальные сети как объект регулирования*(214)
- О терминологии, статистике и неоднозначном функционале
- Социальные сети как новые медиа
- Американский опыт правового регулирования социальных сетей
- Этический потенциал регулирования сетевых отношений
- Сетевой этикет
- Заключение
- Институт правового регулирования связей с общественностью в условиях развития информационного общества
- Роль сми в информационных конфликтах*(250)
- Правовой статус регулятивных органов общественного телевидения в России
- Виртуальные интернет-отношения*(285)
- Противодействие негативному контенту в сети интернет: концептуальные аспекты
- Особенности правового регулирования формирования и использования информационных ресурсов мвд России после принятия фз "о полиции"
- Модель правовой организации оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи в Российской Федерации*(313)
- Терминологические проблемы в информационном праве
- Роль информационных отношений в договоре it-аутсорсинга
- Характеристика субъектов аутсорсинг-отношений
- Предмет договора аутсорсинга
- Проблема защиты информации ограниченного доступа
- Охрана прав на результаты интеллектуальной деятельности
- Особенности формы договора it-аутсорсинга
- Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности личности в современных условиях развития федерального и регионального информационного законодательства
- Эволюция института ответственности за компьютерные преступления
- Доступ к информации как составляющая правовой охраны имущественных прав граждан
- Правовое регулирование Интернет-сми: современное состояние и перспективы развития
- Проблемы применения электронной подписи в условиях развития информационного общества