logo
Evolyutsia_gos_i_pravovykh_institutov_v_usl_razvi

Государственная инновационная политика в условиях информационного общества

В современном мире важнейшим средством экономического роста, обмена и обогащения, генеральным индикатором культурного процесса становятся инновации, стремительно проникающие во все сферы жизни общества и определяющие вектор современного развития.

Под влиянием инноваций формируется самостоятельная обособленная система общественных отношений, связанных с созданием условий, разработкой и комплексной практической реализацией в различных сферах человеческой жизнедеятельности новых знаний, способствующая повышению уровня жизни человека и социума, решению социальных проблем, обеспечивающая конкурентоспособность на рынке и в межгосударственных отношениях, повышающая эффективность реформ и преобразований. Речь идет об инновационном развитии общества, определяющим фактором для которого является возрастающая роль инновационных устремлений во всех областях общественной жизни.

Инновационные отношения, составляющие содержание процесса инновационного развития, ввиду их особой общественной ценности, нуждаются на сегодняшний день в системе комплексного регулирования с обязательным участием государства. Иными словами, развитие инноваций актуализирует потребность в разработке и реализации последовательной и целенаправленной государственной политики в области инновационного развития, строящейся на научно обоснованных концептуальных основах государственного регулирования инновационной деятельности.

Государственная инновационная политика в последнее время приобрела особое значение. По словам Д.А. Медведева, технологическое развитие является "приоритетной общественной и государственной задачей еще и потому, что научно-технический прогресс неразрывно связан с прогрессом политических систем...*(54)

Выступая центральным субъектом политических отношений, государство осуществляет государственную политику, которая заключается в системе действий по управлению обществом, в том числе формированию общей идеологии, постановке стратегических целей и конкретных задач, разработке и выполнению проектов и программ, применению комплекса средств и методов.

Следует подчеркнуть, что особую роль государственная политика имеет для отношений инновационной сферы, поскольку специфика данных отношений такова, что общественные потребности, формируемые в обществе в сфере инноваций неясны, опыта организации и развития данных отношений всегда объективно недостаточно, и сами эти отношения имеют наибольшую тенденцию к изменениям и структурированию. При такой ситуации важнейшими методами организации этих отношений становятся моделирование, прогнозирование и планирование, то есть то, что составляет сущностную сторону государственной политики. Поэтому государственная инновационная политика в значительной степени состоит по своему содержанию из планов, прогнозов и модельных конструкций, а правовое регулирование в инновационной сфере больше основывается на моделировании будущих общественных отношений и правоотношений, чем на закреплении уже сложившихся.

Необходимость активизации деятельности государства в обозначенной сфере общественных отношений объясняется еще и тем, что, несмотря на происходящее в последние годы относительное оживление экономики, Россия с серьезным опозданием входит в систему положительных тенденций современных мирохозяйственных процессов и не сократила экономического отставания от наиболее развитых стран. В настоящее время в стране пока еще не созданы системные предпосылки и условия, обеспечивающие высокие и качественные темпы экономического развития*(55). Поэтому нельзя недооценивать именно государственно-властную деятельность, направленную на инновационное развитие. "Опыт успешной модернизации экономики таких стран, как Корея и Китай, показывает, что толчок от государства нужен, что его эффект перевешивает риск ошибиться"*(56).

Несмотря на наличие очевидных конкурентных преимуществ, состоящих в природных богатствах, научно-технологическом потенциале и высококвалифицированных кадрах, крупной научной базе, Россия, к сожалению, пока не смогла в полной мере перейти к новой парадигме развития. А переход к инновационному развитию в нашей стране характеризуется множеством проблем и противоречий, имеющих комплексный характер.

Государственная инновационная политика представляет собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках*(57). Это составная часть социально-экономической политики государства, поскольку инновационное развитие, с одной стороны, связано с масштабными преобразованиями в экономике, а с другой - должно способствовать повышению уровня жизни человека и социума, решению социальных проблем.

Как и в большинстве развитых стран в нашей стране идет активный поиск эффективного подхода, который бы, с одной стороны, опирался на всесторонний анализ и понимание глобальных инновационных процессов, особенностей развития высокотехнологичных мировых рынков. С другой стороны, подход к развитию инновационной деятельности в России, конечно же, должен всесторонне учитывать текущее состояние инновационной сферы в нашей стране, ее сильные и слабые стороны, тот социально-экономический контекст, в котором предстоит осуществить переход к инновационной экономике, основанной на знаниях.

Прежде всего, речь идет о необходимости учета комплексной системы условий и факторов, оказывающих непосредственное влияние на процесс инновационного развития российского общества.

Стратегический курс на преодоление отсталости России через всестороннюю модернизацию, основанную на ценностях и институтах демократии, отразил тесную взаимосвязь проходящих в государстве процессов качественного изменения и совершенствования общественной жизни. Так, например, для экономической сферы такими целенаправленными усовершенствованиями, отвечающими современным требованиям, являются формирование инновационной экономики, основанной на развитии рынка интеллектуальной собственности, новой наукоемкой продукции. Для научно-технической сферы модернизация соответственно заключается в разработке и внедрении в производство наукоемких технологий. Модернизационные процессы в сфере образования определяются новыми требованиями к подготовке кадров для инновационной экономики.

В числе важнейших направлений модернизации, отражающих, в том числе, приоритеты инновационного развития, выступает внедрение новейших информационных технологий, космических и телекоммуникационных систем. Именно развитие этих отраслей производства является ключевым для выхода России на новый технологический уровень, для обеспечения лидерских позиций в мире, и определяет общность процессов инновационного развития с качественными преобразованиями информационной сферы общественной жизни.

Процессы инновационного развития в нашей стране проходят совместно с формированием информационного общества, наилучшие достижения которого призваны служить модернизации системы государственного управления, изменению уровня и качества жизни граждан за счет применения информационных технологий.

Возрастание роли и значения информации, внедрение и активное использование достижений информационной эпохи в повседневной жизни является одним из ключевых факторов формирования информационного общества как нового качественного "состояния развития общества, которое характеризуется высокоразвитой информационной культурой, инфраструктурой и массовой информатизацией, широким доступом населения к информационным ресурсам, рынком информационных продуктов и приоритетным развитием информационного сектора экономики"*(58).

Построение в нашей стране информационного общества призвано обеспечить полномасштабное встраивание России в мировую систему разделения труда с использованием человеческого и научного потенциала России. Этот проект можно условно разделить на два направления: внутреннее и внешнее. Внутреннее направление включает: формирование широкого внутреннего рынка ИТ; ликвидацию или минимизацию фрагментарности доступа для граждан и институтов к пространству потоков; реорганизацию функционирования системы государственной власти и ее взаимодействия с гражданами; информатизацию системы образования.

Внешнее направление состоит в активном продвижении отечественных информационных технологий на глобальном рынке, включении российских разработчиков в международные инновационные проекты. Конкурентными преимуществами России на мировом рынке выступят высокий научный и образовательный потенциал, высокая квалификация, креативность и относительная дешевизна рабочей силы. В.В. Путин отмечает: "Главным условием спроса экономики на инновации является обеспечение конкуренции... В высокотехнологичном производстве существует только один, глобальный рынок"*(59).

С точки зрения технологического инструментария и человеческих ресурсов внутреннее направление нацелено на сохранение существующих ресурсов и расширение их за счет развития внутренних рынков технологий и образования. Внешнее направление рассчитано на включение российских ресурсов в глобальную систему и привлечение глобальных ресурсов в Россию.

Тесная взаимосвязь процессов инновационного развития и формирования информационного общества на основе разработки и широкого распространения информационных технологий определяет общность основных параметров государственной инновационной политики и государственной политики в сфере развития информационного общества. И важнейшей проблемой здесь становится надлежащее правовое обеспечение данного процесса. И.Л. Бачило в связи с "неопровержимостью факта информационного революционного шествия" указывает на актуализацию двух проблем: "управления и роли права в условиях сегодняшней ситуации и предстоящих времен"*(60). Одним из проявлений данных проблем мы считаем некоторое преобразование, модернизацию формы права при регулировании информационных и инновационных отношений, которая обусловлена самой спецификой данного вида отношений.

Речь идет об использовании программно-целевого метода, при котором общественные отношения регулируются не только из необходимости юридического закрепления уже сложившихся общественных отношений, но и в связи с необходимостью придать им некий импульс развития, то есть смоделировать отношения, которые должны сложиться в будущем. Другими словами, регулировать отношения не только такими, каковы они есть, но и такими, каковы они возникнут или должны возникнуть в будущем. Как бы правовыми методами принудительно создавая новые общественные отношения сообразно вырабатываемой государственной политике.

А потому и правовое оформление стратегической деятельности государства осуществляется не только в федеральных законах, но и в форме подзаконных нормативно-правовых актов, принимаемых Президентом РФ, Правительством РФ или федеральными органами государственной власти по вопросам своей компетенции. И эти подзаконные акты не всегда носят привычную традиционную форму, а могут выражаться в таких специфических правовых документах как стратегии, концепции, программы.

Таким образом, важнейшее значение на современном этапе в регулировании инновационной и информационной сфер играют стратегические и программные документы, в правовой форме определяющие направления и перспективы инновационного развития российского государства (Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года*(61), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года*(62), федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России" на 2007-2012 годы*(63), федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы*(64), федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы*(65) и др.) и формирования российского информационного общества (Стратегия развития информационного общества в России, утвержденная распоряжением Президента РФ N Пр-212 07 февраля 2008 года*(66), Федеральная целевая программа "Электронная Россия на 2002-2010 гг."*(67), Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"*(68) и др.).

Исходя из современных потребностей общества и государства, обусловленных стремительным развитием общественных отношений в условиях глобальной модернизации, основная нагрузка по организации процессов инновационного развития ложится именно на данные специфические правовые документы программно-целевого характера, которые не только в правовой форме определяют направления модернизации и существенных преобразований в инновационной и информационной сферах, но и оказывают тем самым целенаправленное воздействие на развитие инновационных и информационных отношений.

Именно эти концептуальные правовые документы создают правовой фундамент инновационного развития и формирования информационного общества, определяя основы государственной политики. На них ложится нагрузка по обеспечению организационных, правовых и экономических условий и гарантий инновационной деятельности и развития информационно-телекоммуникационных технологий.

Сущностными характеристиками государственной политики в области инноваций и в информационной сфере, исходя из анализа стратегических и программных документов, отражающих ее содержание, являются:

1) целевой подход к разработке государственной политики в рассматриваемых областях общественных отношений;

2) комплексный системный подход к реализации политики, предусматривающий максимальный охват всех основных направлений, которые должны быть задействованы в реализации стратегических установок;

3) разработка в рамках каждого из выбранных приоритетных направлений системы согласованных и взаимосвязанных действий и мероприятий, обеспечивающих достижение существенных результатов в развитии инновационной и информационной сферы;

4) проведение мониторинга за ходом реализации политики и применение системы мер юридического контроля за достижением конечных и промежуточных результатов.

Реализуемый в стратегических и программных документах государственной инновационной политики и политики в сфере формирования и развития информационного общества целевой подход к их разработке основан на определении наиболее важных целей и задач на пути их достижения, приоритетность которых определяет содержание и сущностные результаты действий по развитию инновационной сферы.

Подчеркивая высокий уровень значимости преобразований в информационной сфере, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации обозначила в качестве своей первоочередной цели - повышение качества жизни. Новый качественный уровень жизни российских граждан является не только стратегической установкой, на достижение которой направлен процесс модернизационных преобразований, но и интегрированным показателем конкурентоспособности страны*(69). А определяющими показателями и прочной основой конкурентоспособности России выступают передовые инновационные технологии и прежде всего инновации в информационной сфере, а также превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого социально-экономического развития. Эта целевая стратегическая установка положена в основу всей государственной инновационной политики, исходя из сущностной системной проблемы, заключающейся в несбалансированности национальной инновационной системы, низких темпах развития и несформированности эффективной структуры российского сектора исследований и разработок, что в целом негативным образом сказывается на уровне социально-экономического развития страны.

Комплексный характер стратегий и других концептуальных документов подтверждает также ориентированность на развитие всех основных сфер жизни общества (экономической, социально-политической, культурной, духовной), совершенствование системы государственного управления.

Реализуется инновационная политика РФ и государственная политика в сфере формирования и развития информационного общества на основе последовательного поэтапного плана с четко обозначенными целевыми индикаторами и показателями на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также обоснованной системой финансирования основных мероприятий. Разработка основных мероприятий по созданию благоприятных условий для инновационного развития и формирования информационного общества, определение целевых индикаторов и контрольных значений показателей инновационного развития и формирования информационного общества, обеспечение развития законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области инноваций и в информационной сфере общественных отношений являются основными средствами обеспечения достижения поставленных целей и решения задач.

Таким образом, реализация модернизационных преобразований осуществляется с позиции тесной взаимосвязи и общности стратегических целей, используемых методов, подходов и средств государственной инновационной политики и политики в сфере формирования и развития информационного общества.

Информационное общество представляет собой новое состояние производства и использования знаний, которое определяется как совокупность отдельных параметров процесса производства, получения и использования особого рода информации, отражающее смысловое значение объектов существующей действительности - знаний*(70). Именно на прочной системе знаний основывается и процесс инновационного развития. Основной характеристикой инновационного развития общества является производство новшеств. Источником этих новшеств выступает использование научного знания в сфере экономического производства. Знания, будучи прежде достоянием фундаментальной теоретической науки, находят свое применение в экономике. Знание превращается в товар, а новшества, созданные на их основе, становятся гарантией устойчивого развития общества.

Именно изменение самой функции знания и рассматривается в качестве приоритетной причины инновационных изменений. Знание, структурированное по разным направлениям научно-технического прогресса, приобрело вполне самостоятельное значение, обособленное от непосредственного производства. Получение этого знания, особенно в рамках фундаментальной науки, весьма сложный процесс; оно стало самостоятельной коммерческой ценностью, импульсом развития многих прикладных отраслей производства*(71).

Наука связана с постижением закономерностей мира и получением новых научных знаний, причем получение не просто положительных, а высококачественных результатов, обладающих высоким уровнем научной новизны. Инновации же, являющиеся продуктом научной деятельности, представляют собой полезное знание, но не в виде идеи, а знание реализованное, то есть существующее в виде организованного в реальной общественной жизни процесса или продукции.

Таким образом, с одной стороны, изменение параметров производства и получения информации определяет новые условия для создания и развития инноваций. Широкий обмен информацией, увеличение источников и способов ее получения позволяет ускорить научную деятельность и инновационные процессы. С другой стороны, внедрение коммуникаций, позволяющих обмениваться информационными ресурсами с огромной скоростью и в неограниченном объеме, развитие информационно-технологического сектора экономики является продуктом инновационного развития общества.

Это свидетельствует о взаимном влиянии и тесной взаимосвязи процессов инновационного развития и формирования информационного общества, которое может быть выражено в следующих ключевых аспектах:

1. Информатизация как основной признак информационного общества является причиной инновационного развития, то есть возникает благодаря регулируемым процессам создания и коммерциализации технологий;

2. Она является частью инновационного развития. Процесс совершенствования внедрения информационных технических и иных средств в обществе постоянен;

3. Производство и внедрение информационных технологий является инструментом инновационного развития общества. С их помощью осуществляется обмен важнейшей информацией обучающего и научного значения, осуществляется предпринимательская деятельность в кибернетическом пространстве, что стимулирует развитие науки и бизнеса, в том числе, инновационного;

4. Достижения информационной эпохи являются объективным условием инновационного развития общества, которое имеет как позитивное значение, с точки зрения формирования интеллектуального потенциала населения, так и негативное, с позиции "размывания" национальной культуры для развитых стран и интеллектуального и научного отставания для развивающихся.

5. Информационное общество выступает фактором инновационного развития, оказывая влияние на инновационные процессы, которые связаны с передачей информации, использованием новых технических средств при создании инновационных разработок.

Такая тесная взаимосвязь и взаимовлияние процессов инновационного развития и формирования информационного общества должны быть использованы для определения единых приоритетов деятельности государства в целях повышения благосостояния страны и ее граждан, уровня образования, качества и эффективности государственного управления, институтов активного взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества, обеспечения национальной безопасности в условиях глобализации и формирования демократического правового государства. Данная взаимосвязь образует и новые формы правового сопровождения указанных процессов, одна из которых, на наш взгляд, в современных условиях проявляется в виде издания и применения особых правовых документов - концепций, стратегий и программ.

Д.В. Грибанов*(72)