logo
Evolyutsia_gos_i_pravovykh_institutov_v_usl_razvi

3. Перспективы развития информационного права

Проведенный анализ позволяет оценить перспективы правового регулирования в сфере информации и информационных технологий. Представляется, что выделение характерных черт национального права способствует подобному обобщению.

Итак, к особенностям российского информационного права мы относим следующие.

Во-первых, информационное право - это комплексная отрасль права, в которой применяются как публично-правовые, так и частно-правовые методы регулирования. Она возникла в условиях, когда деление права на публичное и частное не принималось в расчет.

Во-вторых, сегодня можно определить, что эта отрасль имеет публично-правовое происхождение, так как "отпочковалась" от административного права. Тематика государственного управления часто преобладает, хотя гражданско-правовые аспекты становятся все более важными начиная с 90-х годов.

В-третьих, в центре внимания этой отрасли - отношения, связанные с созданием, обработкой, использованием, защитой информации и использованием информационных технологий. Причем информация в качестве объекта остается на первом месте.

Эти особенности обусловили некий публично-правовой акцент в развитии информационного права. Так, вопросы интеллектуальной собственности, регистрации доменных имен, электронной торговли и электронных государственных закупок (последние два - в силу регулирования Гражданским кодексом предпринимательских отношений и государственных закупок) остаются в полном ведении гражданского права.

Некоторые аспекты применения информационных технологий остаются неохваченными, мало освещенными (отметим медленное развитие уголовно-правовой квалификации киберпреступлений) или напротив, дублируются (например, электронные административные процедуры). Вообще, информационное право "внедряется" в традиционные отрасли и "отламывает" от них куски для построения своей материи. При этом российское информационное право характеризует широкий подход, с солидной теоретической базой и склонностью к определениям понятий и терминологии.

Французское право в информационной сфере реализует скорее прикладной подход.

Во-первых, это вовсе не отрасль права, а скорее учебная дисциплина, собирающая в единый курс все направления применения новых технологий в праве. Информация как таковая не стала предметом внимания во французском праве, несмотря на активное развитие административного законодательства в данной сфере.

Во-вторых, даже такая скромная претензия права новых технологий на автономию серьезно покушается на классическое деление права на публичное и частное, что классическая французская доктрина не приветствует.

В-третьих, у права новых технологий нет "материнской" правовой отрасли, так как его объектом служат "нейтральные" процессы, происходящие как в частной, так и в публичной сфере. Это право возникло как отклик на технологические процессы.

Казалось бы, обозначенные различия предопределяют параллельное существование российского информационного права и французского права новых технологий. Однако фактически предметы этих правовых образований в последнее время все больше сближаются. Информатизация общества в целом, политика электронного государства во всех развитых странах с одинаковыми подходами и техниками "нейтрализуют" многие былые различия. Глобализация, развитие международного регулирования информационной сферы все больше унифицируют законодательства разных стран, а через законодательство неминуемо воздействуют на право.

Отсюда можно вывести две общие перспективы развития информационного права. Первая - нейтральность новых технологий, объясняемая чисто технически, неминуемо воздействует на правовое регулирование, которое прибегает к сходным механизмам в разных странах. Это особенно очевидно в технологиях Интернета. Западные источники говорят об универсальности "net" - амбицией Интернета является запрос на то, чтобы быть универсальной сетью, связывающей всех людей в мире*(103). Нейтральность технологий унифицирует национальные законодательства, причем происходит это без специальных усилий стран, само собой.

Вторая перспектива - не просто унификация национальных законодательств, но и международное регулирование - cyberlex или lex electronica - имеет все шансы на конструирование по образцу права международной торговли (lex mercatoria). Из сотрудничества законодателя, судьи и пользователя рождается право Интернета*(104) (в России более привычно называть его Интернет-право), которое стирает государственные границы.

В этих условиях предмет российского информационного права нуждается в переосмыслении, с учетом доминанты информационных технологий, и особенно развития Интернета.

Э.В. Талапина*(105)