logo
Evolyutsia_gos_i_pravovykh_institutov_v_usl_razvi

Характеристика субъектов аутсорсинг-отношений

В большинстве случаев деятельность в сфере аутсорсинга осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг и регламентируется положениями гл. 39 ГК РФ. При этом следует напомнить, что правила возмездного оказания услуг, согласно положениям ч. 2 ст. 779 ГК РФ, распространяются на договоры оказания аудиторских, консультационных, информационных и иных услуг. Согласно положениям ст. 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг также применяются общие положения о подряде и положения о бытовом подряде.

В части определения субъектов аутсорсинга, обращает на себя внимание положение ч. 1 ст. 779 ГК РФ, оперирующее понятиями "заказчик" и "исполнитель".

При этом использование при IT-аутсорсинге термина "провайдер" представляется не совсем корректным.

Провайдер происходит от англ. Provider, переводится как "поставщик" и может быть понят как поставщик услуг Интернета, подключающий пользователей к сети через свои компьютеры*(341). Большой юридический словарь определяет под провайдером производителей и распространителей информации в Интернете, в том числе оказывающих услуги по подключению*(342).

В российском же гражданском законодательстве понятие поставщик относится исключительно к участнику договора поставки, являющемуся разновидностью договора купли-продажи, причем, согласно требованиям ст. 506 ГК РФ поставщик-продавец обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю.

Традиционное использование термина "провайдер" применительно к интернет-услугам базируется на применении положений Директивы об электронной торговле Европейского союза*(343), согласно которой принято выделять три категории провайдеров: провайдеров содержания (контент-провайдеров), хост-провайдеров и провайдеров доступа. Эти категории определяются выполняемыми ими функциями, т.е. отдельный сервис-провайдер, исполняющий несколько функций, может относиться к нескольким категориям, если он, к примеру, обеспечивает доступ к данным в Интернете и в то же время предлагает свое содержание с собственного сервера.

Услуга провайдеров доступа заключается главным образом в перемещении данных без их постоянного хранения. Хост-провайдеры предоставляют доступ к содержанию третьих сторон и обеспечивают его доступность. Контент-провайдеры или провайдеры содержания предоставляют собственное содержание на собственном оборудовании и обеспечивают его доступность третьим лицам.

Российское законодательство в сфере оказания интернет-услуг руководствуется ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и ФЗ "О связи", в которых не упоминается термин "провайдер", а в качестве лица, оказывающего услуги, используется понятие "оператор", сравнительная классификация которых предлагается А.К. Жаровой*(344).

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" определяет: оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования; оператора связи; оператора универсального обслуживания и оператора обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов*(345).

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяет оператора информационной системы, а также лицо, оказывающее услуги.

Часто провайдеров определяют как сетевых операторов, операторов информационных систем, но как бы ни назывались данные лица, необходимо помнить, что предоставляемые услуги данными лицами непосредственно влияют на определение ответственности таких субъектов. Ответственность оператора информационной системы в Законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", определяется исходя из известности оператору незаконности распространения информации, либо в случае внесения изменений и исправлений информации оператором.

При этом возможно привлечение к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности*(346).

Разрешая вопрос о разграничении ответственности следует иметь в виду следующий ряд факторов:

- обеспечивает ли оператор доступность содержания или только предоставляет доступ к нему;

- является ли содержание собственностью оператора или оно принадлежит третьей стороне;

- знает ли оператор о незаконном содержании;

- имеются ли технические возможности блокировать доступ к информации и есть ли разумные основания ожидать этого от оператора блокировки доступа.

Различное сочетание указанных признаков порождает основания для привлечения к ответственности либо оператора, либо иных участников аутсорсинг-отношений.

Таким образом, в обязательственных отношениях по поводу оказания аутсорсинг-услуг в российском правовом пространстве не следует злоупотреблять понятием "провайдер" по отношению к субъекту. При этом как предмет договора, так и практикуемое Service Level Agreement (SLA - соглашение) должно четко определять круг обязанностей и сферу ответственности каждого из участников договора. Обязательными компонентами договора об оказании аутсорсинг услуг должны выступать правоустанавливающие документы на передачу информации ограниченного доступа.