Характеристика субъектов аутсорсинг-отношений
В большинстве случаев деятельность в сфере аутсорсинга осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг и регламентируется положениями гл. 39 ГК РФ. При этом следует напомнить, что правила возмездного оказания услуг, согласно положениям ч. 2 ст. 779 ГК РФ, распространяются на договоры оказания аудиторских, консультационных, информационных и иных услуг. Согласно положениям ст. 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг также применяются общие положения о подряде и положения о бытовом подряде.
В части определения субъектов аутсорсинга, обращает на себя внимание положение ч. 1 ст. 779 ГК РФ, оперирующее понятиями "заказчик" и "исполнитель".
При этом использование при IT-аутсорсинге термина "провайдер" представляется не совсем корректным.
Провайдер происходит от англ. Provider, переводится как "поставщик" и может быть понят как поставщик услуг Интернета, подключающий пользователей к сети через свои компьютеры*(341). Большой юридический словарь определяет под провайдером производителей и распространителей информации в Интернете, в том числе оказывающих услуги по подключению*(342).
В российском же гражданском законодательстве понятие поставщик относится исключительно к участнику договора поставки, являющемуся разновидностью договора купли-продажи, причем, согласно требованиям ст. 506 ГК РФ поставщик-продавец обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю.
Традиционное использование термина "провайдер" применительно к интернет-услугам базируется на применении положений Директивы об электронной торговле Европейского союза*(343), согласно которой принято выделять три категории провайдеров: провайдеров содержания (контент-провайдеров), хост-провайдеров и провайдеров доступа. Эти категории определяются выполняемыми ими функциями, т.е. отдельный сервис-провайдер, исполняющий несколько функций, может относиться к нескольким категориям, если он, к примеру, обеспечивает доступ к данным в Интернете и в то же время предлагает свое содержание с собственного сервера.
Услуга провайдеров доступа заключается главным образом в перемещении данных без их постоянного хранения. Хост-провайдеры предоставляют доступ к содержанию третьих сторон и обеспечивают его доступность. Контент-провайдеры или провайдеры содержания предоставляют собственное содержание на собственном оборудовании и обеспечивают его доступность третьим лицам.
Российское законодательство в сфере оказания интернет-услуг руководствуется ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и ФЗ "О связи", в которых не упоминается термин "провайдер", а в качестве лица, оказывающего услуги, используется понятие "оператор", сравнительная классификация которых предлагается А.К. Жаровой*(344).
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" определяет: оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования; оператора связи; оператора универсального обслуживания и оператора обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов*(345).
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяет оператора информационной системы, а также лицо, оказывающее услуги.
Часто провайдеров определяют как сетевых операторов, операторов информационных систем, но как бы ни назывались данные лица, необходимо помнить, что предоставляемые услуги данными лицами непосредственно влияют на определение ответственности таких субъектов. Ответственность оператора информационной системы в Законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", определяется исходя из известности оператору незаконности распространения информации, либо в случае внесения изменений и исправлений информации оператором.
При этом возможно привлечение к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности*(346).
Разрешая вопрос о разграничении ответственности следует иметь в виду следующий ряд факторов:
- обеспечивает ли оператор доступность содержания или только предоставляет доступ к нему;
- является ли содержание собственностью оператора или оно принадлежит третьей стороне;
- знает ли оператор о незаконном содержании;
- имеются ли технические возможности блокировать доступ к информации и есть ли разумные основания ожидать этого от оператора блокировки доступа.
Различное сочетание указанных признаков порождает основания для привлечения к ответственности либо оператора, либо иных участников аутсорсинг-отношений.
Таким образом, в обязательственных отношениях по поводу оказания аутсорсинг-услуг в российском правовом пространстве не следует злоупотреблять понятием "провайдер" по отношению к субъекту. При этом как предмет договора, так и практикуемое Service Level Agreement (SLA - соглашение) должно четко определять круг обязанностей и сферу ответственности каждого из участников договора. Обязательными компонентами договора об оказании аутсорсинг услуг должны выступать правоустанавливающие документы на передачу информации ограниченного доступа.
- Эволюция государственных и правовых институтов в условиях развития информационного общества оглавление
- Предисловие
- О спонсорах конференции
- О векторах эволюции государственных и правовых институтов в условиях глобальной информатизации*(4)
- 1. Какова ситуация?
- 2. Включение информационного права в исследование процессов эволюции государственных и правовых институтов
- 3. Концептуальные основы исследования векторов эволюции государственных и правовых институтов в условиях информатизации
- 4. Об основных направлениях развития информационного законодательства
- Информационная среда как предметная правовая конструкция: постановка проблемы
- Информационное право в системе российского права*(26)
- Отраслевая структура права
- Структура отрасли права
- Комплексные отрасли и институты
- Многомерная структура права
- Институты информационного права
- Французская модель цифрового правительства (управления)
- Реферат доклада
- Государственная инновационная политика в условиях информационного общества
- Обеспечение информационной открытости при противодействии коррупции в Российской Федерации: проблемы правового регулирования
- Информационное право: сравнительный анализ*(88)
- 1. Общая характеристика информационного права России
- 2. Французское право новых информационных технологий
- 3. Перспективы развития информационного права
- Проблемы нормативно-правового обеспечения реализации стратегии развития информационного общества в рф на региональном уровне
- О доступе и защите информации
- Литература
- Право на уважение частной жизни во французской системе в цифровую эпоху
- Реферат доклада
- Эволюция понятий "электронное государство" и "электронное правительство" в условиях формирования информационного общества
- Методы анализа электронного государства: к выработке комплексного подхода
- Нормативно-правовой метод оценки электронного государства
- Социологические методы оценки электронного государства
- Необходимость комплексного подхода
- Совместимость информационных систем - новое направление правового регулирования
- Развитие института государственных услуг в условиях информационного общества
- Некоторые аспекты правового регулирования защиты информации в национальной платежной системе*(181)
- Социальные сети как объект регулирования*(214)
- О терминологии, статистике и неоднозначном функционале
- Социальные сети как новые медиа
- Американский опыт правового регулирования социальных сетей
- Этический потенциал регулирования сетевых отношений
- Сетевой этикет
- Заключение
- Институт правового регулирования связей с общественностью в условиях развития информационного общества
- Роль сми в информационных конфликтах*(250)
- Правовой статус регулятивных органов общественного телевидения в России
- Виртуальные интернет-отношения*(285)
- Противодействие негативному контенту в сети интернет: концептуальные аспекты
- Особенности правового регулирования формирования и использования информационных ресурсов мвд России после принятия фз "о полиции"
- Модель правовой организации оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи в Российской Федерации*(313)
- Терминологические проблемы в информационном праве
- Роль информационных отношений в договоре it-аутсорсинга
- Характеристика субъектов аутсорсинг-отношений
- Предмет договора аутсорсинга
- Проблема защиты информации ограниченного доступа
- Охрана прав на результаты интеллектуальной деятельности
- Особенности формы договора it-аутсорсинга
- Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности личности в современных условиях развития федерального и регионального информационного законодательства
- Эволюция института ответственности за компьютерные преступления
- Доступ к информации как составляющая правовой охраны имущественных прав граждан
- Правовое регулирование Интернет-сми: современное состояние и перспективы развития
- Проблемы применения электронной подписи в условиях развития информационного общества