logo
Evolyutsia_gos_i_pravovykh_institutov_v_usl_razvi

Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности личности в современных условиях развития федерального и регионального информационного законодательства

Процессы информатизации, построение электронного государства, электронного правительства, становление электронного правосудия, развитие информационного общества. Что происходит сегодня в целом в России, и в Забайкалье, в частности?

Спешка, даже скорее гонка - "вперед к информатизации"! Свидетельств тому немало, в числе которых - Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2011 г. N 2415-р "О внесении изменений в распоряжения Правительства Российской Федерации"*(362), согласно которому скорректирован план перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг (функций) в электронном виде (сроки в очередной раз перенесены).

С одной стороны, конечно же, привлекают, вызывают определенный интерес очевидные плюсы. И внимание к данному вопросу немалое. 9 декабря 2011 года на базе Забайкальского государственного университета, совместно с Четвертым арбитражным апелляционным судом и региональным отделением ассоциации юристов России была проведена конференция с международным участием. Конференция вызвала неожиданно серьезнейший интерес со стороны забайкальских судебных, правоохранительных, иных государственных органов, специалистов Иркутска, Улан-Удэ, а также зарубежных коллег из Монголии и Китая.

Вот как ситуацию, складывающуюся в Китае, оценила Гао Цицзюнь, Заместитель партийного секретаря Маньчжурского института Университета Внутренней Монголии (в оригинальном переводе самих китайцев - прим. автора): "Как известно, информатизация, как современное течение в истории, непреодолима. Но для такой развивающейся страны, как Китай, глубина исследований важных вопросов информатизации недостаточна. Что такое информатизация, для чего она нужна, какова ее цель и другие основные вопросы - в этом мы еще не компетентны. Но китайское правительство выделяет большое внимание на теорию информатизации и исследовательские работы, при этом активно конденсируют общественные силы на многостороннее исследование закономерности развития информатизации. Информатизация повсеместно вводится в планы развития судебными и правоохранительными органами. В Китае процесс построения информатизации уже на стадии осуществления, но нам нужно больше международных передовых теорий и опытов". Вот таков настрой и ожидания наших "соседей".

Сегодня мы много слышим о преимуществах использования информационных технологий: в государственном управлении, в избирательном процессе, в процессах информатизации судов, о преимуществах универсальной электронной карты и т.д. Но, наряду с очевидными "плюсами" обнаруживаются не менее серьезные проблемы.

Понятие информационной безопасности РФ определяет сегодня только Доктрина информационной безопасности. Это состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства*(363). Сегодня, наряду с такими понятиями, как "безопасность", "национальная безопасность", "информационная безопасность" как никогда актуализируются понятия "информационная безопасность общества", "информационная безопасность личности".

Застрахованы ли граждане, получив с 1 января теперь уже 2013 года универсальную электронную карту, от мошенничества? Насколько обеспечена будет защита персональных данных?

Для сравнения: во многих странах, преуспевающих в сфере информационных технологий, нет унифицированной электронной карты. Так, в Германии нет такой карты - это законодательно запрещено по соображениям безопасности граждан. В Англии для безопасности граждан в 2010 г. законодательно упразднен Регистр идентификации и уничтожены базы данных. В Южной Корее создали электронное правительство, но из-за высокого уровня электронного мошенничества население отказалось пользоваться этими услугами.

Какой сценарий развития событий ждет Россию? С выводами спешить не стоит. Оценить адекватность правового регулирования складывающихся в электронном государстве правоотношений можно будет не раньше 2015 года.

Формирование электронной России как электронного государства по-новому расставляет акценты в вопросе реализации прав субъектов информационных отношений, и, прежде всего, человека как основного, первичного их участника.

А какой он - этот участник современных информационных правоотношений? И какое влияние оказывает на него Сеть? И.Л. Бачило в одной из своих работ особенно акцентирует внимание на социальных сетях (блог, твиттер, сети типа "Одноклассники", "Вконтакте", "Мой Мир", "Фэйсбук"...) и приводит пример, как в фильме Дэвида Финчера "Социальная сеть" через конкретный сюжет обнаруживается ее влияние на формирование личности. Структура формируемого человека под ее влиянием описана следующим образом: "лицо... должно быть именно таким: глуповатым, трусоватым, вместе с тем нагловатым, а главное, аутичным, не способным выражать адекватную реакцию на слова собеседника"*(364). Это образное представление субъекта социальной сети сопровождается и сообщением о миллиардных доходах лиц, создающих определенные сегменты в этом пространстве*(365).

Что происходит сегодня? Скандал с сайтом "Русликс", еще один подобный - датирован началом ноября прошлого года, когда в результате перехода Пенсионного фонда на электронную систему документооборота в Интернет попали личные данные граждан. Конфиденциальная информация о клиентах Пенсионного фонда России по Твери и Тверской области оказались в свободном доступе в интернете*(366). И это еще только начало. Проблема безопасности в таких условиях более чем актуальна.

Вывод: гарантии прав и интересов в информационной сфере приобретают далеко не маловажное значение. И эта проблема требует своего решения как никогда. К примеру, Модельный информационный кодекс для государств-участников СНГ в качестве таковых гарантий называет следующее:

1) Обеспечение информационных прав и свобод человека в информационной сфере, обеспечение информационной безопасности является важнейшей функцией государства.

2) Обеспечение права каждого человека на свободу поиска, получения, использования, создания, распространения и хранения информации любыми законными способами и средствами возлагается на органы государственной власти и местного самоуправления.

3) Органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические лица обязаны предоставлять информацию по запросу субъектов информационных отношений и информационно-инфраструктурных отношений, за исключением информации, доступ к которой ограничен законом*(367).

Сегодня, в условиях формирующегося электронного государства, задача полноценного обеспечения информационных прав и свобод человека не только не теряет своей актуальности, а, напротив, становится все более значимой.

Государственная программа Российской Федерации N 1815-р "Информационное общество (2011-2020 годы)"*(368) констатирует наличие проблем в области защиты прав и свобод человека в информационном обществе российского государства и подчеркивает, что в настоящее время наблюдается неконтролируемый рост объемов информации о гражданах, об организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах, что в условиях отсутствия эффективных механизмов контроля ее использования создает также угрозу нарушения прав граждан; сохраняется высокий уровень различия в использовании информационных технологий ... различными слоями общества, и недостаточно развита базовая инфраструктура информационного общества.

Механизм предоставления государственных и муниципальных услуг, заложенный в Федеральном законе Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"*(369), система введения универсальных электронных карт, многофункциональных центров выводит на одно из первых мест задачу обеспечения информационной безопасности личности, прежде всего, задачу обеспечения защиты персональных данных (Федеральный закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных")*(370).

Проблем больше, чем достаточно. Не вызывает сомнений одно: развивающееся законодательство в сфере регулирования информационных правоотношений должно быть ориентировано прежде всего на человека как основного, первичного их участника. Этот самый "главный" участник - человек электронного государства, человек информационного общества - не должен остаться в стороне, и его права и свободы, которые в условиях развития электронного государства актуализируются как никогда, законодателем в полной мере должны быть обеспечены. Понятия "права человека", "законность" должны стать лидирующим ядром в ряду институциональных признаков "электронного государства".

Считаю: принцип правовой защищенности человека и гражданина, как основополагающий принцип правового государства, должен лечь в основу решения проблемы "человек в информационном обществе", "человек и общество "Электронной России". И это должно найти отражение, как в федеральном, так и региональном законодательстве. Пока же этому вопросу не уделяется должного внимания. В качестве примера: проанализировав содержание программы "Электронное Забайкалье", словосочетание "информационная безопасность" я обнаружила всего один (!) раз, и то в следующей формулировке: "Не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия государственных органов Забайкальского края между собой, с населением и организациями"*(371).

А.А. Чеботарева*(372)