logo
Evolyutsia_gos_i_pravovykh_institutov_v_usl_razvi

Нормативно-правовой метод оценки электронного государства

Формирование электронного государства привело к постановке вопроса о том, какую роль играет право в регулировании новых институциональных и функциональных процессов в сфере государственного управления и организации государственного аппарата.

На первом этапе развития электронного государства в основном решались вопросы технического характера, что стало придавать всему комплексу вопросов излишне технократический характер. В 90-е годы электронное государство воспринималось посредством информационно-коммуникационных технологий, действующих в сфере государственного управления. В ЕС под "электронным государством" понимается использование информационных и коммуникационных технологий в публичной администрации, соединенное с организационными и качественными изменениями, направленными на улучшение публичных услуг, развитие демократических процессов и упрочение поддержки публичной политики*(155).

Несомненно, что нормативно-технические установки стали неотъемлемой частью электронного государства. Четкое выстраивание технического взаимодействия органов государственной власти друг с другом и с гражданами становится важным условием их функционирования. Однако суть в том, что проблема электронного государства вышла за рамки технических вопросов по мере того, как информационно-коммуникационные технологии привели к социальным изменениям. Очевидно, что на современном этапе национальные модели электронного государства постепенно получают нормативно-правовое регулирование.

Анализ складывающегося нормативно-правового регулирования электронного государства позволяет сделать предварительные выводы о его правовом характере. Правовое регулирование электронного государства прежде всего отмечается в странах со сложившимися правовыми традициями, относящимися к высокому уровню правовой культуры.

В силу того, что электронное государство находится на стадии становления, конституции широко не отражают происходящие процессы. Однако можно привести в качестве примера Конституцию Греции, в которую была включена поправка об участии личности в информационном обществе. Несмотря на то, что в конституции прямо не упоминается об электронном государстве, по сути она регулирует новые отношения личности с электронным государством.*(156) Признанному на конституционном уровне праву личности участвовать в делах информационного общества соответствует обязанность государства предпринимать позитивные действия по обеспечению равного и активного участия личности в информационном обществе. Таким образом, развитие электронного государства, обеспечивающего электронные услуги, доступ к сетям и информации, становится обязанностью государства.

Регулирование электронного государства проводится и на законодательном уровне. Примером такого подхода выступает Акт США об электронном государстве. С принятием закона США Об электронном государстве 2002 г. понятие "электронное государство" получило законодательное закрепление. Согласно закону, под электронным государством понимается использование государством Интернета и других информационных технологий в сочетании с процессами внедрения этих технологий в целях расширения доступа общественности, агентств, других государственных структур к государственной информации и службам, а также повышения эффективности, оперативности, нововведений и общего качества работы. В этих определениях можно выделить два аспекта. Первый делает акцент на создании коммуникативной инфраструктуры, позволяющей государственным органам и гражданам взаимодействовать с использованием новых информационных технологий. Анализ закона показывает, что изменения наблюдаются на институциональном уровне. Основная часть его содержания касается организации государственного аппарата. В законе прослеживается переход от структурно-функционального подхода к системному. Очевидно, что взаимодействие государственных органов в условиях ИКТ требует большей централизации, управления процессами из одного центра.

Другое направление законодательства - регулирование тех вопросов, которые возникают при электронном оказании государственных услуг. Такое законодательство широко принимается в странах континентальной Европы. К примеру, в Финляндии Закон об электронных услугах, в Италии Кодекс об электронном управлении регулируют отношения по оказанию публичных услуг в электронном виде. Подобные законы действуют и в других европейских странах (Дании, Австрии, отдельных кантонах Швейцарии).

Исследования нормативно-правового метода показывает, что правовая основа электронного государства формируется и развивается прежде всего в странах с развитыми правовыми системами, относящимися к правовой семье общего или романо-германского права. Однако встает вопрос о том, как соотносится уровень правового регулирования со степенью развития электронного государства и как она может быть измерена.