logo
Evolyutsia_gos_i_pravovykh_institutov_v_usl_razvi

Институты информационного права

Единого мнения по поводу состава институтов информационного права в настоящее время не существует. Показательно, кстати, что учебная литература по информационному праву по большей части уклоняется от того, чтобы дать хотя бы примерный перечень институтов информационного права, отделываясь общим определением правового института*(45). Так, в одной из работ названы две группы институтов информационного права: институт обращения открытой информации; институт обращения информации ограниченного доступа*(46). Исключение составляют учебники И.Л. Бачило*(47).

Тем не менее круг обсуждаемых проблем, содержание учебных курсов и учебных пособий дает основание утверждать, что если не единое мнение, то некий общий знаменатель мнений уже сформировался. Так, к институтам информационного прав можно отнести право на информацию, правовой режим информации и связанных с ней объектов, правовой режим документов, информационную безопасность, право массовой информации, ответственность за правонарушения в информационной сфере.

При исследовании институтов информационного права важно обратить внимание на то, что правовой институт может регулировать не только отдельную обособленную группу (разновидность) общественных отношений, как это традиционно считалось, но и отдельную сторону общественного отношения*(48).

В настоящее время в науке признано существование по крайней мере двух видов правовых институтов - специальных и общих. Первые представляют собой совокупность юридических норм, регулирующих отдельные, обособленные виды однородных общественных отношений (таковы гражданско-правовые институты наследования, подряда, купли-продажи и др.); вторые - совокупность норм, регулирующих не какой-то отдельный вид однородных общественных отношений, а некоторые сходные (общие) стороны всех отношений данного рода независимо от их видовой принадлежности (например, гражданско-правовые институты правосубъектности и исковой давности). Иначе говоря, если первые регулируют те стороны однородных общественных отношений, которые составляют в них особенное, то вторые - стороны, представляющие в этих отношениях общее*(49).

Информационное право как отрасль имеет комплексный характер. Но важно подчеркнуть, что почти все институты информационного права также носят комплексный характер*(50). Например, институт массовой информации включает нормы, относящиеся к основам государственного устройства и правам человека (конституционное право), вопросам государственного управления (административное право), имущественным и неимущественным отношениям (гражданское право).

Институт коммерческой тайны включает нормы, которые могут быть отнесены к гражданскому праву (в частности, таким его подотраслям, как корпоративное право и право интеллектуальной собственности), административному праву, трудовому праву, и некоторым другим отраслям, в частности, процессуальным. В законодательстве же данный институт представлен двумя основными источниками: ФЗ о коммерческой тайне и Гражданским кодексом.

Однако названные институты регулируют области общественных отношений с достаточно четкими границами, являются комплексными в уже устоявшемся смысле, особых сложностей для понимания их природы нет.

Но информационное право включает ряд институтов, обладающих весьма специфическими признаками. Эти институты можно назвать общими в том смысле, что они регулируют определенные стороны чрезвычайно широкого круга общественных отношений. Нормы, закрепляющие и гарантирующие право на доступ к информации, регулирующие документооборот (как традиционный, так и электронный) или использование персональных данных, воздействуют практически на всю систему публичных и частных отношений. Нормы названных институтов ведут себя как Х-лучи, пронизывают всю правовую систему, и под действием этих лучей отдельные участки ведут себя по-разному: одни расцветают, другие разрушаются. Важно заметить, что воздействие происходит не только на содержание отдельных норм, но и на их систематизацию. Так, например, проблемы правового режима документа до внедрения информационных технологий не существовало: достаточно было интуитивного понимания объекта и отраслевого регулирования. Однако технологические изменения повлекли необходимость выработки строгого общего определения и единых принципов регулирования.

Институт персональных данных также является комплексным*(51). Он регулирует отношения физических лиц, юридических лиц, публичных образований, т.е. как вертикальные, так и горизонтальные, сочетая императивный и диспозитивный метод регулирования. Источниками, в которых закреплены описываемые нормы, является "базовый" закон о персональных данных 2006 г., а также отдельные статьи нескольких десятков федеральных законов, в том числе, что существенно, кодифицированных. И если традиционно в кодифицированных актах содержатся общие нормы, которые затем конкретизируются и уточняются в ординарных законах, то в данном случае картина обратная: защита персональных данных работника, вне всякого сомнения - частный случай.

Таким образом, можно сказать, что эти институты являются даже не общими, а суперобщими, охватывая не только отрасль, но всю правовую систему.

Подводя итоги, следует заметить, что информационное право внешне малозаметными изменениями постепенно подводит к необходимости серьезного пересмотра научных взглядов на правовую систему, отказу от линейной модели классификации правовых норм и переходу к многофакторной.

А.А. Антопольский*(52)