logo
Муниципальный менеджмент Киричук

Реализация основных направлений молодежной политики

Трудоустройство. Трудовая мотивация начинает формироваться в раннем подростковом возрасте и служит основой трудового поведения в дальнейшем. В настоящее время складывается тревожная ситуация в сфере труда и трудовой мотивации у молодежи. Основные тенденции – падение социальной ценности труда и связываемых с ним надежд, ориентация на материальный успех независимо от содержания труда, выхолащивание традиционных нравственных оценок из трудовой сферы.

Опыт работы с молодежью в таком муниципальном образовании как Тюмень показал, что самым активным направлением работы, особенно в летний период, становится трудозанятость подростков и молодежи. Разнообразные программы занятости, творческое, деловое сотрудничество с городским Центром занятости, молодежной биржей труда и другие позволяют увеличить количество трудоустроенных, возрастает спектр услуг, предоставляемых населению и городу. Так, программа «Отряды Мэра» (1999-2002 гг.) включает в себя около 20 подпрограмм, часть из которых задумана и осуществляется по инициативе самих ребят.

Важными элементами трудоустройства молодежи и подростков является нахождение путей повышения конкурентоспособности молодежи города на рынке труда, создание, системы профессионального консультирования, переобучения молодежи, поддержки молодежного предпринимательства.

Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании и организация досуга подростков и молодежи является приоритетным направлением, и работа по нему строится в соответствии с целевой программой «Меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту». В ее рамках проводятся летние лагеря для подростков «группы риска», работают консультационные пункты, действует «Служба полевой социальной работы», готовятся волонтеры для профилактической деятельности и т. д. Организовывается досуг подростков и молодежи по месту жительства и работы.

Работа подростковых клубов, детских и молодежных объединений - важнейшее звено в деятельности по реализации молодежной политики в муниципальном образовании.

Основным содержанием деятельности учреждений молодежной политики является ежедневная работа по организации досуга детей, подростков и молодежи посредством занятий в кружках, секциях и объединениях, обучение ребят знаниям, умениям и навыкам в рамках программ дополнительного образования.

Подростковые клубы – это важные социальные институты, способные удовлетворить многообразные социальные потребности подростков и молодежи. Они могут и должны создавать условия для общения и социального самоопределения, развития познавательных навыков и лидерских качеств, социально-психологической поддержки подростков и молодежи. Выполнять такие многоплановые социальные задачи подростковые клубы могут в единстве с другими учреждениями и объектами, входящими в социально-территориальный комплекс.

Одним из направлений реализации молодежной политики является содействие детским и молодежным объединениям, деятельность которых направлена на развитие гражданских качеств личности молодого человека, формирование системы жизненных ценностей и приобретение положительного социального опыта. Стремление к объединению – естественная потребность детей, подростков и молодежи. Молодой человек видит в объединении с другими возможность самозащиты, самоуправления, самоопределения себя как личности, единственной, в своем роде, и как члена сообщества себе подобных людей. Действуя в своих объединениях и организациях, молодые люди приобщаются к общественной жизни, здесь во многом происходит формирование их мировоззрения, гражданского самопознания.

Перечень возможных программ для молодежи обширен: клуб авторской (бардовской) песни, игры команд КВН и другие. Эти программы нацелены на развитие творческой активности молодежи. Воспитательным элементом здесь является формирование современного образа молодого человека: думающего, находящегося в состоянии творческого поиска, способного находить решения, в том числе и в недрах российских культурных традиций.

Военно-патриотическое воспитание и подготовка к службе в армии. Создаются базовые центры по добровольной военной подготовке, центры юных спасателей, координационные структуры для проведения основных мероприятий программ. Ведется переписка со штабами военных округов по поводу закрепления шефства за воинской частью и адресном призыве в нее выпускников базовых центров по подготовке к службе в Российской Армии.

Это лишь некоторые направления деятельности в молодежной политике, но и данная информация позволяет понять широту спектра работы в создании условий для самореализации молодого человека в своем поселении (городе, поселке, округе, районе).

Органом управления в муниципалитете по молодежной политике могут быть отделы, комитеты, управления, департаменты. Рассмотрим некоторые аспекты работы управления по молодежной политике, физкультуре и спорту (объединенного).

Правовой основой деятельности управления по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации муниципального образования является Положение об управлении по молодежной политике, физической культуре и спорту, утвержденное распоряжением Главы муниципального образования. Рассмотрим структуру управления молодежной политикой (на примере муниципального образования г. Тюмень) (рис. 5).

Заместитель

Главы города

Комитет по делам молодежи

и туризму администрации

Тюменской области

Управление по молодежной политике,

физической культуре и спорту

(ранее комитет молодежной политики

администрации города)

Отдел по

молодежной

политике и работе

с учреждениями

Отдел по

физической

культуре

и спорту

Финансово-экономический

отдел

Субъекты социальной активности

ССтруктурные подразделения администрации города и области, федеральные и региональные службы и ведомства

ТТюменская областная и городская Думы

ССеть учреждений дополнительного образования

ММуниципальные образовательные учреждения

УУчебные заведения всех уровней

ДДетские и молодежные общественные организации

ООрганы военного управления и войсковые части

ТТОСы, ЖЭУ, предприятия

Коммерческие организации и т. д.

Рис. 5. Структура управления молодежной политикой

Основными задачами управления являются:

  1. Осуществление на территории муниципального образования планирования, организации, руководства и контроля за осуществлением государственной политики в сфере работы с молодежью, физической культуры и спорта, координация деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений в развитии молодежной политики, физической культуры и спорта, реализации федеральных и региональных комплексных программ в сфере молодежной политики, физической культуры и спорта.

  2. Разработка и реализация городских целевых программ в сфере молодежной политики и развития физической культуры и спорта.

  3. Внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности учреждений спортивной направленности, детских и молодежных организаций, их программ.

  4. Оздоровление населения муниципального образования средствами физической культуры и спорта, а также развитие на территории муниципального образования системы спортивных, молодежных и детских учреждений.

  5. Создание условий для самостоятельной эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, физкультуры и спорта, международных обменов, подготовка спортсменов высокого класса.

  6. Формирование и реализация в городе единой финансово-экономической политики в сфере молодежной политики, физической культуры и спорта.

  7. Организация научных исследований и социального мониторинга в сфере молодежной политики, физической культуры и спорта; привлечение в установленном порядке для разработки вопросов, входящих в компетенцию Управления, научно-исследовательских организаций, вузов, высококвалифицированных специалистов; внедрение в практику научно обоснованной системы физического воспитания населения.

  8. Осуществление организационного и методического руководства учреждениями, организациями, общественными объединениями, действующими в сфере молодежной политики, физической культуры и спорта.

  9. Осуществление контроля за соблюдением подведомственными учреждениями порядка сдачи в аренду муниципального имущества.

  10. Рассмотрение жалоб граждан и организаций, касающиеся деятельности системы молодежной политики, физической культуры и спорта в соответствии с действующим законодательством.

  11. Соблюдение требований законодательства РФ и других нормативных актов регулирующих деятельность Управления молодежной политикой.

12. Структуры органов управления молодежной политикой, физической культурой и спортом могут быть другими. Во многих муниципалитетах создаются два органа, один из которых традиционно – комитет по физкультуре и спорту.

Создание условий для развития физической культуры и спорта

Нормативными документами, регулирующими и обеспечивающими работу в сфере физической культуры и спорта, в муниципальном образовании являются:

1. Федеральный Закон «О физической культуре и спорту в Российской Федерации», принят 29 апреля 1999 г.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об одобрении Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 г.» от 29 октября 2002 г. № 1507-р.

На уровне субъектов Российской Федерации принимаются законы и другие нормативно-правовые акты.

Важное значение имеют нормативные документы муниципального образования, к примеру: «Целевая программы развития физической культуры и спорта». Целевая программа развития физической культуры и спорта является важнейшим документом для создания условий населению занятиями физической культурой и спортом. Целевые программы, как правило, предусматривают реализацию мероприятий по нескольким направлениям:

– строительство новых спортивных площадок;

– приобретение спортивного инвентаря;

– реконструкция и ремонт существующих спортивных баз, сооружений;

– организация массовых соревнований по доступным видам спорта;

– открытие пунктов проката спортинвентаря;

– подготовка квалифицированных кадров, повышение квалификации сотрудников физкультурно-спортивной работы;

– вовлечение населения муниципального образования в занятие физкультурой и спортом;

– сотрудничество с органами территориального общественного самоуправления (ТОС).

Главная цель «Программы» – достижение заданной удовлетворенности социальных потребностей населения территории муниципального образования через развитие физической культуры и спорта.

Важную роль в оздоровлении населения средствами физической культуры и спорта занимает само население и его объединения, особенно территориальные.

В последние годы при участии органов территориального общественного самоуправления (ТОС), на основе договоров о взаимодействии управления по молодежной политике, физической культуре и спорту и органами ТОС, развивается физкультурно-массовая работа по месту жительства населения. При помощи органов ТОС определяются места оборудования спортивных площадок в микрорайонах. По направлениям органов ТОС с детьми и подростками работают спорторганизаторы во дворах микрорайонов.

Органом управления муниципалитета по вопросам создания условий для развития физической культуры и спорта обычно является комитет (рис. 6).

Комитет физической культуры и спорта

Отдел

организации спортивно-массовых

мероприятий

Отдел детских спортивных школ и учреждений физической

культуры

Учебно-методический отдел

Финансово-экономический отдел

Рис. 6. Структура комитета физической культуры и спорта

В целом принятие целевых программ развития физической культуры и спорта влияет на качество организации спортивно-массовой работы в муниципальном образовании и позволяет выстроить систему спортивных мероприятий, начиная с детских садов и заканчивая ветеранами. Спортивно-массовые мероприятия:

- Спартакиада детских садов;

- Спартакиада учащихся начальных классов;

- Спартакиада учащихся общеобразовательных учреждений;

- Спартакиада учащихся начального профессионального образования;

- Спартакиада учащихся средних специальных учебных заведений;

- Городские студенческие игры (ВУЗы);

- Спартакиада среди людей с ограниченными возможностями;

- Спартакиада органов ТОС;

- спортивно-массовые мероприятия среди ветеранов.

Традиционными во многих городах стали Дни здоровья, стало традицией проводить спортивно-массовые мероприятия с участием населения, посвященные знаменательным датам.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4