logo
Муниципальный менеджмент Киричук

Бюджетный процесс в муниципальном образовании

Стадии бюджетного

процесса

Ответственные

за выполнение

Примечание

Заявки по финансово-бюджетной сфере

Структурные подразделения муниципалитета

Заявки, предложения, наказы депутатов, общественности

Составление проекта бюджета

Финансовый орган и орган экономики

Консультации по нормативам,

коэффициентам и др. с субъектом РФ

Передача проекта

в представительный

орган МО

Глава (мэр) МО

Парламентские

слушания, работа

в постоянных комиссиях

Депутаты МО

Участие общественных

организаций, администрации, депутатов СФ, Госдумы

Утверждение

бюджета

Депутаты МО,

Глава МО

Исполнение бюджета

по доходам

Налоговая инспекция

по субъекту РФ,

Федеральное Казначейство по субъекту федерации

Возможно, в какой-то части исполнение и финорганом МО, а также отдельными структурными подразделениями МО (имущество, земля, платные услуги, фонды)

Исполнение бюджета

по расходам

Финансовый орган МО

(финансово-казначейское управление)

Контроль

за исполнением бюджета

Постоянная Депутатская комиссия, Счетно-конт­роль­­ная палата МО, КРО

финансового органа МО

Контроль со стороны финоргана субъекта РФ в части использования переданных целевых средств регионального бюджета

Утверждение отчета об исполнении бюджета

Депутаты МО

Доходы муниципального бюджета

Доходы муниципального бюджета состоят из собственных доходов и привлеченных средств. Доходы бюджета должны равняться расходам. На практике есть разница между расходами и доходами – дефицит бюджета:

ДМО = РМО – б,

где ДМО – доходы бюджета муниципального образования;

РМО – расходы бюджета МО;

б – дефицит бюджета МО.

Доходы муниципального бюджета состоят из налоговых и неналоговых поступлений. Налоговые поступления формируются за счет собственных и закрепленных доходных источников (рис. 2).

Доходная часть бюджета муниципалитета

Налоговые доходы

Неналоговые

доходы

Трансферты

Заемные средства

Резервы

Собственные

Закрепленные

Сборы, пошлины, штрафы

Использование

муниципального имущества

Часть прибыли МУП

Платные услуги

Дотации

Субсидии

Субвенции

Эмиссия ценных бумаг

Бюджетные ссуды

Коммерческие кредиты

Продажа имущества

Рис. 2. Налоговые и неналоговые поступления в муниципальный бюджет

Закрепленные источники дохода – это те налоги, которые вводятся не представительным органом МО, а федеральным или региональным уровнями власти.

Собственные источники доходов – это местные налоги и сборы. Перечень их не может быть шире, чем установлен Федеральным Законодательством.

Для выравнивания доходов и расходов муниципалитет вырабатывает мероприятия по покрытию дефицита бюджета, в состав которых входит получение дотаций, субсидий, субвенций, заемных средств, средств страховых фондов, средств от приватизации имущества и т. д.

Дотации – это денежные средства, передаваемые в муниципальный бюджет без целевого назначения и используемые для сокращения или покрытия разрыва между расходной и доходной частями.

Субсидии – средства, выделяемые региональным бюджетом МО для финансирования затрат, предусмотренных федеральным или региональным законодательством, исполняемых органами местного самоуправления и софинансирования. Например, субсидии населения для оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Субвенции – средства, выделяемые для определенных целей, т. е. имеющие целевое значение. К примеру, строительство крупных объектов (КОС, дамбы, мосты, дороги), на выполнение государственных полномочий.

Дотации выделяются муниципальным образованиям с целью выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности. Для ряда МО, особенно крупных городов, трансферты вовсе не обязательны, даже вредны для городов-доноров. Однако, сознательно уменьшая регулирующие источники доходов, субъекты Федерации, устанавливают муниципалитетам трансферты, обеспечивая фактическое влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию в МО. Кстати, то же происходит в отношениях федерального центра и регионов.

Особенностью исполнения муниципального (и регионального тоже) бюджета является то, что формально, юридически никто не несет прямой ответственности за полноту наполнения доходной его части. Министерство по налогам и сборам с его территориальными органами контролирует налогоплательщиков, но обязанность этих органов в части полного исполнения муниципального бюджета не предусматривает прямой их ответственности.

Финансовый орган МО не наделен функциями сборщика или контролера по полноте сбора налогов. Кроме того, МО зачастую не могут получить оперативно достоверную информацию по неуплате налогов. Эти изъяны в законодательстве существенно влияют на формирование доходов муниципалитета, взаимоотношения местных, региональных и федеральных властей. Однако населению МО безразлично: кто решит проблему ту или иную, – главное, чтобы она была решена.

Доходная часть бюджета определяется в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Налоговым и Бюджетным кодексами, действующими на момент в стране.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4