Бюджетный процесс в муниципальном образовании
Стадии бюджетного процесса | Ответственные за выполнение | Примечание |
Заявки по финансово-бюджетной сфере | Структурные подразделения муниципалитета | Заявки, предложения, наказы депутатов, общественности |
Составление проекта бюджета | Финансовый орган и орган экономики | Консультации по нормативам, коэффициентам и др. с субъектом РФ |
Передача проекта в представительный орган МО | Глава (мэр) МО |
|
Парламентские слушания, работа в постоянных комиссиях | Депутаты МО | Участие общественных организаций, администрации, депутатов СФ, Госдумы |
Утверждение бюджета | Депутаты МО, Глава МО |
|
Исполнение бюджета по доходам | Налоговая инспекция по субъекту РФ, Федеральное Казначейство по субъекту федерации | Возможно, в какой-то части исполнение и финорганом МО, а также отдельными структурными подразделениями МО (имущество, земля, платные услуги, фонды) |
Исполнение бюджета по расходам | Финансовый орган МО (финансово-казначейское управление) |
|
Контроль за исполнением бюджета | Постоянная Депутатская комиссия, Счетно-контрольная палата МО, КРО финансового органа МО | Контроль со стороны финоргана субъекта РФ в части использования переданных целевых средств регионального бюджета |
Утверждение отчета об исполнении бюджета | Депутаты МО |
|
Доходы муниципального бюджета
Доходы муниципального бюджета состоят из собственных доходов и привлеченных средств. Доходы бюджета должны равняться расходам. На практике есть разница между расходами и доходами – дефицит бюджета:
ДМО = РМО – б,
где ДМО – доходы бюджета муниципального образования;
РМО – расходы бюджета МО;
б – дефицит бюджета МО.
Доходы муниципального бюджета состоят из налоговых и неналоговых поступлений. Налоговые поступления формируются за счет собственных и закрепленных доходных источников (рис. 2).
Доходная часть бюджета муниципалитета |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Налоговые доходы |
| Неналоговые доходы |
| Трансферты |
| Заемные средства |
| Резервы |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Собственные | Закрепленные |
| Сборы, пошлины, штрафы | Использование муниципального имущества | Часть прибыли МУП | Платные услуги |
| Дотации | Субсидии | Субвенции |
| Эмиссия ценных бумаг | Бюджетные ссуды | Коммерческие кредиты |
| Продажа имущества |
|
Рис. 2. Налоговые и неналоговые поступления в муниципальный бюджет
Закрепленные источники дохода – это те налоги, которые вводятся не представительным органом МО, а федеральным или региональным уровнями власти.
Собственные источники доходов – это местные налоги и сборы. Перечень их не может быть шире, чем установлен Федеральным Законодательством.
Для выравнивания доходов и расходов муниципалитет вырабатывает мероприятия по покрытию дефицита бюджета, в состав которых входит получение дотаций, субсидий, субвенций, заемных средств, средств страховых фондов, средств от приватизации имущества и т. д.
Дотации – это денежные средства, передаваемые в муниципальный бюджет без целевого назначения и используемые для сокращения или покрытия разрыва между расходной и доходной частями.
Субсидии – средства, выделяемые региональным бюджетом МО для финансирования затрат, предусмотренных федеральным или региональным законодательством, исполняемых органами местного самоуправления и софинансирования. Например, субсидии населения для оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Субвенции – средства, выделяемые для определенных целей, т. е. имеющие целевое значение. К примеру, строительство крупных объектов (КОС, дамбы, мосты, дороги), на выполнение государственных полномочий.
Дотации выделяются муниципальным образованиям с целью выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности. Для ряда МО, особенно крупных городов, трансферты вовсе не обязательны, даже вредны для городов-доноров. Однако, сознательно уменьшая регулирующие источники доходов, субъекты Федерации, устанавливают муниципалитетам трансферты, обеспечивая фактическое влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию в МО. Кстати, то же происходит в отношениях федерального центра и регионов.
Особенностью исполнения муниципального (и регионального тоже) бюджета является то, что формально, юридически никто не несет прямой ответственности за полноту наполнения доходной его части. Министерство по налогам и сборам с его территориальными органами контролирует налогоплательщиков, но обязанность этих органов в части полного исполнения муниципального бюджета не предусматривает прямой их ответственности.
Финансовый орган МО не наделен функциями сборщика или контролера по полноте сбора налогов. Кроме того, МО зачастую не могут получить оперативно достоверную информацию по неуплате налогов. Эти изъяны в законодательстве существенно влияют на формирование доходов муниципалитета, взаимоотношения местных, региональных и федеральных властей. Однако населению МО безразлично: кто решит проблему ту или иную, – главное, чтобы она была решена.
Доходная часть бюджета определяется в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Налоговым и Бюджетным кодексами, действующими на момент в стране.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- СодержАние
- Введение
- Раздел 1. Муниципальное образование как базовое понятие местного самоуправления
- Тема 1. Социально-правовой статус и принципы
- Местного самоуправления
- 1. Социально-правовой статус местного самоуправления
- 2. Принципы местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Территория муниципальных образований и их типология
- 1. Муниципальная территория
- 2. Факторы, определяющие особенности территории муниципального образования
- 3. Принципы определения оптимальной территории муниципального образования
- 4. Факторы, влияющие на формирование территориальных основ местного самоуправления
- 5. Муниципальное образование: признаки, типология, варианты формирования
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Объект и субъект местного самоуправления
- 1. Общие подходы к управлению городом как объектом
- 2. Население муниципального образования как субъект местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 2. Организация УправлениЯ муниципальным образованием
- Тема 4. Функции органов местного самоуправления общей
- Компетенции, Устав муниципального образования, правовые акты местного самоуправления
- Принципы взаимодействия уровней власти, термины и понятия
- I уровень
- II уровень
- Муниципальный район
- Городской округ
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Органы управления в муниципальном образовании. Формирование, структура
- 1. Формирование структуры органов местного самоуправления
- 2. Представительный орган местного самоуправления
- 3. Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 6. Кадровое обеспечение муниципальных органов власти
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Организация аппарата органов управления муниципального образования, информационные технологии управления в муниципальном образовании
- Комитет по организационной работе и связям с общественностью
- Управление делами аппарата
- Автоматизированные системы по различным направлениям деятельности
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Документационное обеспечение управления в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 3. Управление экономикой, собственностью и муниципальным хозяйством
- Тема 9. Управление экономическим развитием
- Муниципального образования. Целевые программы органов местного самоуправления Экономическая основа местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Управление земельными ресурсами и муниципальной собственностью
- 1. Управление земельными ресурсами
- Состав информационных объектов Автоматизированного кадастра
- Проблемы нормативно-правового регулирования земельных отношений
- 2. Управление муниципальной собственностью
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Финансы и бюджет муниципалитета
- Бюджетный процесс в муниципальном образовании
- Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 4. Управление муниципальным хозяйством
- Тема 12. Муниципальное хозяйство
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Управление жилищно-коммунальным хозяйством
- Содержание жилищного фонда в муниципальном образовании
- Финансово-экономические аспекты функционирования жкх
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Организация транспортного обслуживания, обеспечение услугами связи населения муниципального образования Организация транспортного обслуживания
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Т ема 15. Градостроительная политика. Регулирование планировки и застройки муниципального образования. Улучшение жилищных условий жителей
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 5. Управление социальной сферой муниципального образования
- Часть 2 ст. 7 Конституции рф определяет некоторые конкретные обязанности государства в социальной сфере.
- Тема 16. Управление здравоохранением на муниципальном уровне
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 17. Компетенция органов местного самоуправления в управлении системой образования
- Основные принципы развития образования Они могут быть определены следующим образом:
- Виды дошкольных образовательных учреждений
- Виды образовательных учреждений
- Направления развития образования в муниципалитетах
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 18. Обеспечение досуговой деятельности и культурной жизни в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 19. Молодежная политика в муниципальном образовании
- Реализация основных направлений молодежной политики
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 20. Организация социальной работы и защиты прав потребителей в муниципальном образовании
- Защита прав потребителей в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 21. Обеспечение гражданской безопасности в муниципальном образовании
- Муниципальные органы охраны общественного порядка: проблемы создания и функционирования
- Общественные объединения правоохранительной направленности
- Гражданская оборона в муниципальном образовании, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 22. Организация охраны окружающей среды в муниципальном образовании
- Принципы международной организации охраны окружающей среды
- Система природоохранного управления в России
- Раздел 6. Взаимодействие муниципальных органов управления с государством, общественностью, сми
- Тема 23. Государственная власть и местное самоуправление:
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 24. Территориальное общественное самоуправление: взаимодействие с органами местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 25. Муниципальная власть, средства массовой информации, общественные организации, конфессии: взаимоотношения, сотрудничество, проблемы
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 26. Объединения органов местного самоуправления: взаимодействие, роль в управлении муниципальным образованием
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Заключение
- Основные понятия и термины
- Список Литературы