Муниципального образования. Целевые программы органов местного самоуправления Экономическая основа местного самоуправления
Предлагаемая в новом Законе система межбюджетных отношений между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями зеркально отражает межбюджетные отношения между Федерацией и субъектами Российской Федерации и строится на принципах, создающих стабильные долговременные условия для формирования местных бюджетов.
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
Экономическую основу местного самоуправления составляет три элемента: муниципальное имущество, бюджет и имущественные права. Рассмотрим их.
В собственности муниципальных образований может находиться:
– имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом 31 вопросов местного значения;
– имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
– имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
– имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами. Органы управления муниципалитетов наделяются имущественными правами.
Управление экономическим развитием муниципального образования
Эффективность функционирования механизма местного самоуправления в первую очередь определяется его финансово-экономическими возможностями. Понятие «финансово-экономические возможности» многогранно, объемлет массу разных по характеру, степени значимости и возможности решения проблем.
К параметрам экономической деятельности на уровне местного самоуправления относятся: основные принципы организации местных финансов, источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы финансового и бюджетного планирования в муниципальных образованиях; взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами органов государственной власти, предприятиями, гарантии финансовых прав органов местного самоуправления и их ответственность за выполнение финансовых обязательств.
Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная собственность, в том числе земельные ресурсы, местный бюджет и иные местные финансовые и прочие ресурсы, формирующиеся и использующиеся в интересах населения муниципальных образований. Состояние финансово-экономической основы местного самоуправления во многом обусловлено состоянием экономики: государства в целом, его финансов. Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию экономических, финансовых и иных условий, необходимых для развития местного самоуправления.
Европейская Хартия о местного самоуправления закрепляет в ст. 9 общие принципы организации финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления: органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут распоряжаться при осуществлении своих функций; финансовые средства должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиями, часть финансовых средств должна формироваться из местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом, финансовые системы должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов. Защита более слабых в финансовом отношении органов местного самоуправления требует процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Эти положения должны определять финансово-налоговую политику демократического государства применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны.32
До 1990-х гг. в ХХ веке в России субъектом экономического развития территории (в том числе и города, поселка, деревни…) выступало только государство. Ныне в сложившихся экономических отношениях на территории муниципальных образований, особенно городов и крупных районов требуется участие и государства и предприятий различных форм собственности. Однако обоснование и прогноз социально-экономического развития муниципального образования, контроль за процессом развития и ответственность за его результаты являются правом и обязанностью органов местного самоуправления конкретной территории. Эти структуры (государство, местное самоуправление, субъекты хозяйственной и иной деятельности) образуют управляющую систему муниципального образования.
Управление хозяйством представляет собой целенаправленное, упорядочивающее воздействие на процессы экономической деятельности всех хозяйствующих субъектов. Его результаты во многом зависят от отношений собственности, кооперации труда, рыночной системы и государственного регулирования экономики. Главная фигура в управлении – человек, руководитель. От его опыта, знаний, квалификации зависит качество управленческой деятельности и, следовательно, и конечные результаты процесса.
Главной целью органов управления муниципального образования является эффективное использование всех доступных ресурсов и их привлечение на территорию, что позволяет эффективнее решать задачу создания благоприятных условий жизни населения.
Но экономическое развитие конкретной территории не может быть изолированным. Оно во многом и существенно определяется как экономической системой страны, так и системой управления экономикой, существующей в конкретный период истории.
Планирование – центральное звено управления экономикой доперестроечных времен. До перестроечных времен основными рычагами управления социально-экономическими процессами являлось плановое ведение хозяйства.
К положительным сторонам плановой экономики нужно отнести: способность к значительной концентрации ресурсов, высокую маневренность, быстроту действия приказа, возможность макроэкономического планирования и прогнозирования и т. п. Условия хозяйствования, благоприятные для проявления этих преимуществ: относительная простота структуры производства, преобладание экстенсивного типа экономического роста, сравнительно небольшой срок, в течение которого действует энтузиазм, порожденный социалистической идеей и выступающий стимулом к труду.
Огосударствление экономики оправдывает себя в основном при чрезвычайных обстоятельствах, оно способно быстро сосредоточить материальные и людские ресурсы на решающих участках хозяйства. Однако приказные методы не отвечают задачам мирного хозяйственного строительства.
Эффективность и мобильность рыночной экономики основываются на том, что при свободном предпринимательстве, конкурентном взаимодействии спроса и предложения удовлетворение спроса адекватным предложением ведет к повышению цен на дефицитные товары и услуги. В конкурентной экономике это приводит к расширению производства соответствующих товаров и услуг. Если же конкурентная среда отсутствует, то предприятиям-монополистам выгоднее поднимать цены на товары и услуги, а не расширять их производство.
Существуют и другие факторы, препятствующие расширению производства и предложения, в частности, отсутствие резервных мощностей, новых технологий, свободных денежных средств. Современная рыночная система являет собой сочетание разных форм предпринимательской деятельности и государственного регулирования.
В новых условиях существенно изменились и функции местных органов власти. Так, например, планирование дополнилось такой функцией как прогнозирование.
Многие муниципальные образования (особенно города) приступили к разработке стратегических планов экономического развития. Целью экономического развития городов является создание условий для качественного (достойного) проживания жителей в муниципальном образовании. Это, прежде всего возможность найти работу, получить комплекс услуг, позволяющих максимально удовлетворить жизненные потребности. Для достижения этих целей нужно решить ряд задач:
1. Обеспечение функционирования городских предприятий, которые позволят обеспечить занятость городских жителей и сформировать устойчивую налоговую базу.
2. Обеспечение эффективного использования городских ресурсов (финансовые средства, недвижимость, земельные ресурсы) муниципального образования.
Сегодня в России появился интерес к проблеме экономического развития городов. За последние 3 года подходы к выработке стратегии социально-экономического развития в городах – областных центрах значительно изменились. Российские города, которые активно работают в сфере местной экономической политики, уже осознали необходимость принятия документов, которые определяют возможности будущего города, задают ориентиры для городского руководства и иных организаций, находящихся в экономическом пространстве города.
Разработка стратегических планов и проектов, представляет собой самый современный метод местного управления, который способен решать проблемы развития и продвигать города на передовые позиции в условиях растущей конкуренции за инвестиционные ресурсы, привлечение новейших передовых производств.
Стратегическим планированием своих городов стали заниматься такие областные центры, как Санкт-Петербург (1999), Омск (1999), Новосибирск (2000), Екатеринбург (2000), Тюмень (2002) и другие города России.
Стратегическое планирование, стратегия устойчивого развития – это первый шаг к стабильному экономическому состоянию. Но более важно реализовать разработанный план, удержать конкурентоспособность территории на длительный период.
Каждое муниципальное образование определяет структуру органа, занимающегося экономическим развитием своей территории. Это могут быть департаменты, управления, комитеты, отделы, специалисты в финансовых или других подразделениях. Но главные управленческие функции этих структур типичны: анализ, прогноз, разработка программ, их внедрение, передача опыта, работа с предприятиями и др.
Рассмотрим пример управления развитием экономики города с населением от 300 до 600 тыс. чел. Структура его представлена на схеме:
| 1 | Регулярное приведение нормативно-правовой базы в соответствие с требованиями финансово-экономического развития муниципального образования |
---|---|---|
| 2 | Упорядочение системы управления муниципальным образованием |
3 | Создание благоприятных условий для освоения научно-технических программ и современных технологий | |
4 | Развитие перерабатывающих производств на основе использования местных ресурсов | |
5 | Повышение инвестиционной привлекательности территории |
Основными задачами управления развитием экономики являются:
1. Формирование и проведение экономической политики, направленной на комплексное социально-экономическое развитие города.
2. Определение форм и методов воздействия на экономику города, обеспечивающих эффективное использование производственного и научного потенциала, трудовых, материальных и финансовых ресурсов города с целью повышения уровня жизни населения города.
3. Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории города.
4. Организация работы по формированию и исполнению муниципального заказа в рамках действующего законодательства.
5. Совершенствование организации труда, форм и систем оплаты труда работников администрации и ее структурных подразделений.
6. Формирование плана развития муниципального сектора экономики.
Необходимо управлять не только развитием экономики, но и теми повседневными экономическими процессами, которые осуществляются в муниципальном образовании, а именно:
Управление (департамент) экономики муниципального образования |
Сектор по развитию предпринимательства |
| Отдел по финансовому оздоровлению предприятий |
| Отдел инвестиций |
| Комитет по промышленности и предпринимательству |
| Сектор местных налогов, баланса и программ развития |
| Отдел анализа и прогноза |
| Комитет социально-экономического развития и прогноза |
Целевые программы развития муниципального образования
Правовой основой для формирования городских целевых программ является Решение представительного органа об утверждении положения о порядке разработки, утверждения, реализации целевых программ и контроле за ходом их выполнения. Положение устанавливает порядок формирования, утверждения, финансирования, реализации и осуществления городских целевых программ и контроля за ходом их выполнения, способствующих развитию города и привлечению инвестиций.
Положение дает следующее понятие городской целевой программы – это комплекс производственных, социально-экономических, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и иных мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления, направленных на решение задач в области экономического, социального, экологического и культурного развития города, финансируемых полностью или частично из городского бюджета.
Также положение закрепляет понятия инициатор, заказчик, разработчик, исполнитель городской целевой программы и др.
Инициатор городской целевой программы – юридические и (или) физические лица, структурные подразделения администрации, органы местного самоуправления, инициирующие постановку проблемы для решения программными методами на городском уровне.
Заказчик – орган местного самоуправления, уполномоченное структурное подразделение администрации, организовывающее управление реализацией целевой программы, отвечающее за ее выполнение.
Разработчик – физические или юридические лица, выполняющие по договору с Заказчиком работы по разработке целевой программы в соответствии с техническим заданием.
Городскими целевыми программами являются мероприятия, требующие согласованных действий органов местного самоуправления города, хозяйствующих субъектов, органов государственной власти, направленные на решение общегородских проблем, в том числе:
– решение социальных задач;
– развитие рыночной инфраструктуры;
– реализацию инновационных проектов и содействие развитию научно-технического прогресса;
– создание предприятий, обеспечивающих более высокий удельный вес налоговых платежей в бюджет города при равном объеме товарной продукции;
– сохранение исторического и культурного наследия;
– других общегородских проблем.
В работе с целевыми программами выделяются следующие этапы:
– отбор проблем для их программной разработки (предложения о программной разработке проблемы);
1) принятие решения о разработке целевой программы;
2) формирование целевой программы;
3) экспертиза и оценка целевой программы;
4) утверждение и финансирование целевой программы;
5) управление реализацией целевой программы;
6) контроль за ходом выполнения целевой программы.
Рассмотрим этапы работы на схеме (на примере муниципального образования – городской округ – г. Тюмень).
Инициатор Инициатива постановки проблемы (Предложения о разработке целевой программы) | |||||
| |||||
Административный Совет города Тюмени Рекомендует Главе города принять решение о разработке программы либо отклоняет предложение
|
| ||||
| |||||
Глава города Утверждает наименование, заказчика, срок разработки, предельную стоимость, источники финансирования разработки целевой программы
| |||||
| |||||
Заказчик целевой программы Выдает техническое задание на проектирование целевой программы; определяет разработчика, исполнителя; проводит оценку и экспертизу целевой программы | |||||
| |||||
Административный Совет Рассматривает проект целевой программы, дает рекомендации Главе города | |||||
| |||||
| Глава города
|
| |||
| |||||
| Тюменская городская Дума утверждение целевой программы |
| |||
| |||||
Заказчик (осуществляет управление и реализацию целевой программой), предоставляет: | |||||
- отчет об исполнении целевой программы по окончании ее срока
| - заявку на финансирование целевой программы ежегодно; - информацию о ходе выполнения целевой программы поквартально; - отчет об объемах финансирования целевых программ поквартально | ||||
| |||||
| Структурное подразделение администрации г. Тюмени, определяемое Главой города направляет: - проект плана финансирования утвержденных ТГД целевых программ; - перечень программ, предлагаемых к разработке в следующем году; - информацию о ходе выполнения существующих в городе целевых программ, отчет об объемах финансирования городских целевых программ (ежегодно). | ||||
| |||||
| Глава города |
| |||
| |||||
Тюменская городская Дума Утверждает отчет об объемах финансирования целевых программ в составе отчета об исполнении бюджета г. Тюмени за прошедший финансовый год, заслушивает информацию о ходе выполнения существующих в городе целевых программ, отчет Заказчика по программам, срок выполнения которых истек. |
Рис. 1. Порядок разработки, реализации городских целевых программ
и контроль за ходом их выполнения
В настоящее время городские целевые программы разрабатываются с учетом приоритетов, ежегодно определяемых на основе прогноза социально-экономического развития города. Программы позволяют решать наиболее существенные и неотложные проблемы в отдельных отраслях, однако, для динамичного развития муниципального образования необходим стратегический план развития города, позволяющий осуществлять комплексное развитие всей экономики города.
Для осуществления стратегии устойчивого развития города первоначально проводится анализ стартовых условий развития города и делается оценка существующего положения – развивается ли город и на сколько устойчив этот процесс.
Следующий этап – разработка стратегии устойчивого развития. В стратегии определяются точки роста по направлениям развития города на основании анализа точек роста и определения приоритетных направлений развития на длительный период.
Заключительным этапом разработки стратегического плана является создание новых целевых программ по направлениям, как одного из эффективных инструментов для решения задач в области экономического, социального, экологического и культурного развития муниципального образования.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- СодержАние
- Введение
- Раздел 1. Муниципальное образование как базовое понятие местного самоуправления
- Тема 1. Социально-правовой статус и принципы
- Местного самоуправления
- 1. Социально-правовой статус местного самоуправления
- 2. Принципы местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Территория муниципальных образований и их типология
- 1. Муниципальная территория
- 2. Факторы, определяющие особенности территории муниципального образования
- 3. Принципы определения оптимальной территории муниципального образования
- 4. Факторы, влияющие на формирование территориальных основ местного самоуправления
- 5. Муниципальное образование: признаки, типология, варианты формирования
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Объект и субъект местного самоуправления
- 1. Общие подходы к управлению городом как объектом
- 2. Население муниципального образования как субъект местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 2. Организация УправлениЯ муниципальным образованием
- Тема 4. Функции органов местного самоуправления общей
- Компетенции, Устав муниципального образования, правовые акты местного самоуправления
- Принципы взаимодействия уровней власти, термины и понятия
- I уровень
- II уровень
- Муниципальный район
- Городской округ
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Органы управления в муниципальном образовании. Формирование, структура
- 1. Формирование структуры органов местного самоуправления
- 2. Представительный орган местного самоуправления
- 3. Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 6. Кадровое обеспечение муниципальных органов власти
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Организация аппарата органов управления муниципального образования, информационные технологии управления в муниципальном образовании
- Комитет по организационной работе и связям с общественностью
- Управление делами аппарата
- Автоматизированные системы по различным направлениям деятельности
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Документационное обеспечение управления в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 3. Управление экономикой, собственностью и муниципальным хозяйством
- Тема 9. Управление экономическим развитием
- Муниципального образования. Целевые программы органов местного самоуправления Экономическая основа местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Управление земельными ресурсами и муниципальной собственностью
- 1. Управление земельными ресурсами
- Состав информационных объектов Автоматизированного кадастра
- Проблемы нормативно-правового регулирования земельных отношений
- 2. Управление муниципальной собственностью
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Финансы и бюджет муниципалитета
- Бюджетный процесс в муниципальном образовании
- Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 4. Управление муниципальным хозяйством
- Тема 12. Муниципальное хозяйство
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Управление жилищно-коммунальным хозяйством
- Содержание жилищного фонда в муниципальном образовании
- Финансово-экономические аспекты функционирования жкх
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Организация транспортного обслуживания, обеспечение услугами связи населения муниципального образования Организация транспортного обслуживания
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Т ема 15. Градостроительная политика. Регулирование планировки и застройки муниципального образования. Улучшение жилищных условий жителей
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 5. Управление социальной сферой муниципального образования
- Часть 2 ст. 7 Конституции рф определяет некоторые конкретные обязанности государства в социальной сфере.
- Тема 16. Управление здравоохранением на муниципальном уровне
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 17. Компетенция органов местного самоуправления в управлении системой образования
- Основные принципы развития образования Они могут быть определены следующим образом:
- Виды дошкольных образовательных учреждений
- Виды образовательных учреждений
- Направления развития образования в муниципалитетах
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 18. Обеспечение досуговой деятельности и культурной жизни в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 19. Молодежная политика в муниципальном образовании
- Реализация основных направлений молодежной политики
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 20. Организация социальной работы и защиты прав потребителей в муниципальном образовании
- Защита прав потребителей в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 21. Обеспечение гражданской безопасности в муниципальном образовании
- Муниципальные органы охраны общественного порядка: проблемы создания и функционирования
- Общественные объединения правоохранительной направленности
- Гражданская оборона в муниципальном образовании, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 22. Организация охраны окружающей среды в муниципальном образовании
- Принципы международной организации охраны окружающей среды
- Система природоохранного управления в России
- Раздел 6. Взаимодействие муниципальных органов управления с государством, общественностью, сми
- Тема 23. Государственная власть и местное самоуправление:
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 24. Территориальное общественное самоуправление: взаимодействие с органами местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 25. Муниципальная власть, средства массовой информации, общественные организации, конфессии: взаимоотношения, сотрудничество, проблемы
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 26. Объединения органов местного самоуправления: взаимодействие, роль в управлении муниципальным образованием
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Заключение
- Основные понятия и термины
- Список Литературы