logo
Муниципальный менеджмент Киричук

Финансово-экономические аспекты функционирования жкх

Анализ финансового положения жилищно-коммунального хозяйства показывает, что должниками предприятий жилищно-коммунального комплекса являются бюджеты различных уровней, бюджетные организации, население. Задолженность затрудняет привлечение инвестиций в эту сферу, проведение структурных преобразований, связанных с демонополизацией и развитием конкурентных отношений. Первые меры по финансовому и экономическому оздоровлению жилищно-коммунального комплекса связаны с решениями по существующим долгам, поиску схем стабильного финансирования.

Анализ платежеспособности населения показал, что процент сбора населения за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) составляет за 2001 г. – 90,3 %. (г. Тюмень). Анализ состава неплательщиков показывает, что около 70 % граждан из числа привлеченных в качестве ответчиков в состоянии оплачивать ЖКУ и около 20 % – это малоимущие граждане, которые допустили образование задолженности по объективным причинам (низкие доходы, необходимость значительных затрат на содержание несовершеннолетних детей, затраты на приобретение лекарств и медикаментов для больных, престарелых инвалидов). Около 10-12 % граждан не в состоянии оплачивать жилищно-коммунальные услуги в связи с тем, что их совокупный доход равен стоимости начисления ЖКУ. Это в основном пенсионеры, одинокие матери, не обратившиеся за оформлением субсидий.

Концепцией реформы ЖКХ, утвержденной Указом Президента от 28.04.1997 № 425, утвержден поэтапный переход на стопроцентную оплату населением ЖКУ. Постановлениями Правительства РФ «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг» от 24.02.1999 г. № 205 и от 15.12.2000 г. № 965 для определения размера финансовой помощи субъектам РФ, оказываемой из федерального бюджета, установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги: на 2000 г. – 70, 2001 г. – 80 % их стоимости, 2002 г. – 90 %). В соответствии с этим, на территории муниципальных образований устанавливается уровень платежей граждан по оплате за жилищно-коммунальные услуги.

Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты ЖКУ осуществляется по трем направлениям:

1) расчеты с населением по регулируемым ценам (тарифам) на ЖКУ, в порядке, установленном органами местного самоуправления;

2) расчеты путем выплаты субсидий;

3) расчеты путем предоставления льгот на оплату ЖКУ.

Субсидии – это не наличные деньги, а уменьшение оплаты за жилье и коммунальные услуги (ЖКУ). Если расчетная субсидия превышает фактическую оплату, семья полностью освобождается от оплаты за ЖКУ. Радио, телефон, антенна, домофон не являются коммунальными услугами и не субсидируются.

Право на субсидию определяют с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. Если сказать проще, то можно рассчитывать на субсидию в том случае, если совокупный доход семьи не обеспечивает прожиточный минимум каждому члену семьи или если оплата за ЖКУ превышает 22 % дохода семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

Субсидия предоставляется на 6 месяцев, и переоформляется, если материальное положение плательщика не улучшилось. В течение срока получения субсидии возможен перерасчет базовых параметров начисления субсидии, приостановление или отмена субсидии по заявлению получателя. Право на субсидию теряется, если вы сдаете жилье в поднаем, изменили место жительства (состав семьи) и не переоформили документы, предоставили неправильную информацию, не подписали соглашение о погашении долга за ЖКУ.

За субсидией вы можете обратиться в ЖЭУ, если квартира в муниципальном фонде, если жилищный фонд принадлежит ТСЖ, ЖСК – в правление, если жилье в ведомственном доме – на предприятие, если частный сектор – в орган управления ЖКХ муниципалитета.

В настоящее время разработаны и внедрены в отдельных муниципальных образованиях единые расчетно-кассовые центры (ЕРКЦ), где комплекс начислений, расчетов и субсидирования осуществляется в формате одной операции.

Тарифная политика

При формировании тарифов используются как рыночные методы (договорные отношения), так и регулирование тарифов через правила конкурсов, стандарты и нормативы.

Традиционное использование при установлении тарифов на услуги ЖКХ фактических данных, т. е. данных предшествующего периода, приводит к росту тарифов. Поэтому перед формированием новых тарифов на предприятиях ЖКХ проводится анализ их производственно-хозяйственной деятельности, чтобы выявить наличие нерациональных затрат, неправильной учетной политики и т. д.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» от 02.08.1999 г. № 887 установлена структура платежей граждан, проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду независимо от формы собственности, которая включает плату:

– за содержание и текущий ремонт жилищного фонда;

– за капитальный ремонт жилищного фонда;

– за наем жилья (для нанимателей жилья).

Кроме того, граждане оплачивают и коммунальные услуги (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, вывоз мусора, услуги лифтового хозяйства, электроснабжение, газоснабжение).

В квитанциях по оплате жилищно-коммунальных услуг жилищные организации под платежом «за оказание услуг» подразумевают оплату услуг по содержанию и текущему ремонту жилья, который состоит из следующих статей:

1) ремонт конструктивных элементов жилых зданий (фундаментов, стен, перекрытий, крыш, полов, внутренней и наружной отделки мест общего пользования жилых домов);

2) ремонт и обслуживание инженерного оборудования (внутридомовые системы отопления, водоснабжения, водоотведения, вентиляции, электроснабжения);

3) благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий (освещение, озеленение, уборка дворовых территорий и контейнерных площадок, уборка мусоропроводов, лестничных клеток и других мест общего пользования);

4) техническое обслуживание (осмотры домовладений – плановые и внеплановые, подготовка зданий к эксплуатации в весенне-летний и осенне-зимний периоды);

5) общеэксплуатационные расходы (административно-хозяйственные расходы, в том числе расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, расходы на обслуживание работников производства, расходы на организацию работ по содержанию жилищного фонда жилищных организаций и пр.). Все тарифы на жилищно-коммунальные услуги кроме тарифов на электро- и газоснабжение, утверждаются органами местного самоуправления.

Тарифы на коммунальные услуги для населения рассчитываются исходя из стоимости единицы услуги (стоимости производства 1 куб. м воды, перекачке и очистке 1 куб. м стоков, производства 1 Гкал тепловой энергии, вывоза 1 куб. м бытовых отходов и т. д.); нормативов потребления коммунальных услуг, которые тоже утверждаются органами местного самоуправления.

Оптимизация управления ЖКХ

Постановлением Правительства РФ утверждена федеральная целевая программа «Жилище» от 17.09.2001 г. № 675 на 2002-2010 гг. Основными целями и задачами Программы в области жилищно-коммунального хозяйства являются:

1) обеспечение устойчивого и эффективного функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации и усиление адресной социальной поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг;

2) демонополизация управления и содержания жилищного фонда, обеспечение равных конкурентных условий для всех субъектов хозяйствования при предоставлении жилищных услуг;

3) создание до конца 2003 г. устойчивых бездотационных механизмов финансирования содержания жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры при обеспечении социальной защиты населения с низкими доходами, исходя из установленных единых стандартов субсидирования граждан (норма площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг, предельно допустимая доля платежей населения от дохода) в зависимости от уровня их дохода (материального положения);

4) усиление возможностей населения влиять на объем и качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг путем предоставления адресных жилищных субсидий непосредственно гражданам, нуждающимся в социальной поддержке при оплате жилищно-коммунальных услуг;

5) прекращение в 2003 г. перекрестного субсидирования тарифов на коммунальные услуги для различных групп потребителей;

6) обеспечение прозрачности, последовательности и прогнозируемости процедур изменения тарифов.

На данном этапе 2002-2003 гг. Постановлением Правительства РФ «О подпрограмме “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ” от 17.11.2001 г. № 797 Федеральной целевой программы жилище» на 2002-2010 гг.» предложено реализовать следующие первоочередные мероприятия, рассчитанные на немедленное получение следующих результатов:

1. Инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности бюджета, бюджетных организаций и других потребителей (в том числе населения) перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса;

2. Прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на ЖКУ;

3. Ликвидация дотационности жилищно-коммунального комплекса;

4. Переход на реальные договорные отношения в жилищно-комму­нальном комплексе;

5. Совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Управление в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг поручается структурным подразделениям администрации муниципального образования. В г. Тюмени это департамент координации систем жизнеобеспечения администрации города. Ниже приведены основные задачи и функции комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования, а именно:

– обеспечение эффективного функционирования, определение перспективного развития и совершенствование водопроводно-канализацион­ного хозяйства города, теплоэнергетического хозяйства, содержания жилищного фонда, банно-прачечного хозяйства, придомовых территорий, искусственных сооружений, переработки и утилизации отходов, уровня благоустройства города, эксплуатации и развития зеленых насаждении;

– подготовка предложений и разработка нормативных документов по совершенствованию систем управления, расчетов, тарифов на жилищно-коммунальные услуги, дотаций жилищно-коммунального хозяйства города независимо от форм собственности предприятий ЖКХ;

– участие в разработке Генерального плана города в сфере своей деятельности.

В целях осуществления возложенных на него задач Комитет осуществляет следующие функции:

1. Формирует в целом по городу потребность в бюджетных и привлеченных средствах на финансирование необходимых работ.

2. Разрабатывает проекты нормативных актов по финансированию содержания, эксплуатации, капитального и текущего ремонта жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры.

3. Участвует в ревизионных проверках финансовой деятельности муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства, определении правильности расходования бюджетных средств и собственных доходов.

4. Рассматривает заявления и жалобы граждан и юридических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.

5. Осуществляет меры, направленные на поэтапный перевод жилищной сферы в режим безубыточного функционирования при обеспечении социальной защиты малоимущих групп населения.

6. Содействует развитию и поощряет конкуренцию предприятий и организаций различных форм собственности в решении городских проблем в сфере деятельности Комитета.

7. Взаимодействует с органами местного самоуправления, структурными подразделениями администрации города, научными и проектными организациями при решении вопросов, отнесенных к компетенции Комитета.

8. Комитет возглавляет председатель Комитета. Председателя комитета назначает и освобождает от должности Глава местного самоуправления.

Председатель Комитета:

– руководит деятельностью Комитета;

– принимает решения по вопросам, относящимся к сфере деятельности Комитета;

– несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач;

– вносит на утверждение структуру Комитета, штатное расписание.

Председатель комитета несет ответственность за создание условий по эффективному использованию муниципального имущества, предотвращению банкротства муниципальных предприятий жилищно-коммуналь­ного хозяйства.

Организация ритуальных услуг

1. Погребение производится в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям, и осуществляется путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу) специализированными предприятиями и организациями, оказывающими ритуальные услуги и имеющими лицензию на выполнение данного вида деятельности.

Согласно Закону РФ «О погребении и похоронном деле» ст. 16, отвод земельного участка для размещения мест погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления и предоставления бесплатного участка земли площадью не более десяти квадратных метров с учетом последующего подзахоронения супруга (супруги) или ближайшего родственника и гарантированный перечень услуг по погребению, предусмотренный Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» от 12.01.96 г. № 8-ФЗ.

Специализированные предприятия, оказывающие ритуальные услуги, обязаны обеспечить близким родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя ответственность по осуществлению погребения умершего, оказание на безвозмездной основе перечня гарантированных услуг по погребению. Предоставление услуг сверх утвержденного перечня осуществляется за дополнительную плату.

К специализированным похоронным службам, оказывающим ритуальные услуги, предъявляются следующие требования:

– ритуальные услуги (похоронное обслуживание) могут оказываться юридическими и физическими лицами независимо от формы собственности, прошедшими регистрацию в установленном законом порядке и имеющими лицензию;

– предприятие по оказанию ритуальных услуг должно иметь вывеску с информацией о наименовании юридического или физического лица, юридическим адресом, указанием профиля предприятия, режимом работы.

Осуществление контроля за деятельностью по выполнению Федерального Закона «О погребении и похоронном деле», нормативно-правовых актов Тюменской области и г. Тюмени в сфере оказания ритуальных услуг и похоронного дела возлагается на орган по координации систем жизнеобеспечения администрации муниципалитета. Этот орган осуществляет контроль:

– за предоставлением услуг по погребению с учетом волеизъявления умершего;

– за гарантией оказания на безвозмездной основе перечня услуг по погребению, материальной и иной помощи для погребения умершего;

– за качеством предоставления ритуальных услуг по погребению;

– за санитарными и экологическими требованиями к выбору и содержанию мест погребения.

За несоблюдение требований законодательства в сфере оказания ритуальных услуг и похоронного дела специализированные службы по похоронному делу могут быть лишены лицензии решением суда по заявлению органов, осуществляющих лицензирование в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.1998 г. № 15 8-ФЗ.

Погребение невостребованных трупов на определенных земельных участках, выделенных на территории кладбища, осуществляется специализированным похоронным предприятием.

Услуги, оказываемые при погребении умерших, личность которых не установлена, включают в себя:

– оформление документов, необходимых для погребения;

– облачение тела (покрывало);

– предоставление гроба;

– перевозку умершего на кладбище;

– погребение;

– обозначение могилы.

Выполнение данных работ финансируется из местного бюджета, равно как и текущее содержание территорий кладбищ.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4