Тема 5. Органы управления в муниципальном образовании. Формирование, структура
В сущности, управление – это воздействие управленцев на управляемых для побуждения к действиям, которые позволили бы достичь поставленной цели. Воздействие (в данном случае) – это совокупность действий по планированию, принятию решений, изданию распоряжений, организации их исполнения, контролю, ответственности.
Управление включает в себя как минимум три аспекта:
1. «Кто» управляет и «кем»? (институциональный аспект)
2. «Как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых? (функциональный аспект)
3. «Чем» осуществляется управление? (инструментальный аспект)
Николо Макиавелли – итальянский мыслитель, ученый (ХV-ХVI в) – один из первых проведший глубокий анализ политической власти, автор книги «Государь» (где под государями имеются ввиду не только правители стран, но и руководители городов), родоначальник эффективного менеджмента, теоретик организационного поведения, одним из первых развил понятие гражданского общества и создал «философию управления». Но его высказывания часто противоречивы. Кравченко А. И. систематизировал эти суждения, и оказалось, что философия управления по Макиавелли приобретает вполне современное звучание. Так, например, именно в его работе был изложен принцип относительности управления:
– выбор средств относителен ситуации;
– оценка результата относительна средств.
Все вместе цель, средства, ситуация должны соотносится между собой. Знать это должен каждый муниципальный управленец.
Управление в муниципальном образовании представляет собой целый комплекс действий системы органов местного самоуправления. Формирование этой системы строится на общих принципах и в то же время индивидуально для различных муниципальных образований. Муниципальное образование (город, село, район, поселок) – это сложнейший организм, который требует от управленца, и в первую очередь от руководителя, понимания постоянно изменяющихся процессов взаимоотношений субъекта и объекта управления.
Чтобы добиться успеха в делах управления городом надо научиться сообразовывать свои действия и с объективными законами, по которым существует эта сложная система, и с такими субъективными факторами как потребности горожан и образ действий подчиненных. Знать и учитывать психологию людей, привычки, достоинства, недостатки, их честолюбие. Нужно знать также уже наработанный опыт управления.
Что же влияет на организацию системы органов местного самоуправления? Организация системы органов местного самоуправления –это разработка и применение на практике комплекса методов, которые позволяют выстроить структуру органов местного самоуправления, определить полномочия и ответственность каждого подразделения, их наименование, порядок взаимоотношений, контроль за их деятельностью и ряд других вопросов. Общие подходы к формированию системы органов местного самоуправления заложены, прежде всего, в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, Уставах муниципальных образований.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». В то же время п. 1 ст. 131 этой же Конституции РФ определяет, что «структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно».
Требование к органам местного самоуправления о наличии выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Эти нормы изложены в Европейской Хартии о местном самоуправлении и приведены в ст. ст. 6, 7.
Статья 6.
1. Местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние структуры, которые они намерены создать, с тем, чтобы те отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление.
2. Статус персонала органов местного самоуправления должен обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета личных достоинств и компетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки, оплаты труда и продвижения по службе.
Статья 7. Условия осуществления полномочий на местном уровне:
1. Статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их мандата.
2. Статус местных выборных лиц должен предусматривать надлежащую денежную компенсацию расходов в связи с осуществлением ими своего мандата, а также, при необходимости, денежную компенсацию за упущенный заработок или вознаграждения за проделанную работу и соответствующее социальное обеспечение.
3. Функции и деятельность, несовместимые с мандатом местного выборного лица, могут устанавливаться только законом или основополагающими правовыми принципами.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государственной власти нашей страны разделены на законодательные, исполнительные и судебные. Принцип разделения властей направлен на ограничение власти, препятствование ее концентрации в одних руках, взаимное сдерживание и уравновешивание. Сегодня он по праву считается одной из хрестоматийных основ демократического общества. Но давайте зададимся вопросом: насколько оправдано применение этого принципа в отношении органов местного самоуправления?
Согласно Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Поэтому нормы, действующие в отношении государства в целом, не всегда применяются в отношении местного самоуправления. Практика свидетельствует о том, что механизмы сдержек и противовесов, необходимые на федеральном уровне, часто только усложняют работу органов местного самоуправления и затрудняют оперативное принятие любых, даже самых незначительных решений. Более того, выделить три ветви власти на местном уровне в чистом виде просто невозможно.
Действительно, исполнительные и представительные органы местного самоуправления призваны решать свои задачи в рамках собственной компетенции, но при этом степень взаимодействия на уровне сельского района или малого города настолько велика, что разграничить эти компетенции в практической деятельности порой очень трудно.
Взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления с судебной властью на местах также несколько отличаются от взаимоотношений ветвей власти на федеральном уровне, так как суды представляют собой органы государственной власти и не относятся к системе местного самоуправления. Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что на местном уровне практика разделения властей не во всем оправдывает себя. Наконец, можно сослаться на зарубежный опыт, который свидетельствует, чем ниже уровень власти, тем менее заметно разделение властей и, напротив, оно нарастает в движении по вертикали.19
Как уже отмечалось, мировая практика предлагает достаточно широкий спектр организационно-правовых форм местного самоуправления, который вполне применим и в России. Демократическому государству больше всего соответствуют модели, при которых происходит прямое избрание органов местного самоуправления.20
В сегодняшней системе органов местного самоуправления выделяются три основных элемента:
1) глава местного самоуправления,
2) представительный орган местного самоуправления,
3) исполнительный орган местного самоуправления.
Однако этот перечень не является раз и навсегда данным. Местное самоуправление может работать и без отдельных элементов системы, а могут быть образованы еще и другие органы.
В отношении системы органов местного самоуправления в российской правовой науке и на практике существуют две концепции:
1) органы местного самоуправления образуются по аналогии с органами государственной власти, на этом уровне также действует принцип разделения властей;
2) органы местного самоуправления не должны формироваться по принципу разделения властей, на уровне местной власти более целесообразным является их слияние, но четкое разделение полномочий должно быть прописано в Уставе муниципального образования.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- СодержАние
- Введение
- Раздел 1. Муниципальное образование как базовое понятие местного самоуправления
- Тема 1. Социально-правовой статус и принципы
- Местного самоуправления
- 1. Социально-правовой статус местного самоуправления
- 2. Принципы местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Территория муниципальных образований и их типология
- 1. Муниципальная территория
- 2. Факторы, определяющие особенности территории муниципального образования
- 3. Принципы определения оптимальной территории муниципального образования
- 4. Факторы, влияющие на формирование территориальных основ местного самоуправления
- 5. Муниципальное образование: признаки, типология, варианты формирования
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Объект и субъект местного самоуправления
- 1. Общие подходы к управлению городом как объектом
- 2. Население муниципального образования как субъект местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 2. Организация УправлениЯ муниципальным образованием
- Тема 4. Функции органов местного самоуправления общей
- Компетенции, Устав муниципального образования, правовые акты местного самоуправления
- Принципы взаимодействия уровней власти, термины и понятия
- I уровень
- II уровень
- Муниципальный район
- Городской округ
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Органы управления в муниципальном образовании. Формирование, структура
- 1. Формирование структуры органов местного самоуправления
- 2. Представительный орган местного самоуправления
- 3. Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 6. Кадровое обеспечение муниципальных органов власти
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Организация аппарата органов управления муниципального образования, информационные технологии управления в муниципальном образовании
- Комитет по организационной работе и связям с общественностью
- Управление делами аппарата
- Автоматизированные системы по различным направлениям деятельности
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Документационное обеспечение управления в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 3. Управление экономикой, собственностью и муниципальным хозяйством
- Тема 9. Управление экономическим развитием
- Муниципального образования. Целевые программы органов местного самоуправления Экономическая основа местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Управление земельными ресурсами и муниципальной собственностью
- 1. Управление земельными ресурсами
- Состав информационных объектов Автоматизированного кадастра
- Проблемы нормативно-правового регулирования земельных отношений
- 2. Управление муниципальной собственностью
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Финансы и бюджет муниципалитета
- Бюджетный процесс в муниципальном образовании
- Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 4. Управление муниципальным хозяйством
- Тема 12. Муниципальное хозяйство
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Управление жилищно-коммунальным хозяйством
- Содержание жилищного фонда в муниципальном образовании
- Финансово-экономические аспекты функционирования жкх
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Организация транспортного обслуживания, обеспечение услугами связи населения муниципального образования Организация транспортного обслуживания
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Т ема 15. Градостроительная политика. Регулирование планировки и застройки муниципального образования. Улучшение жилищных условий жителей
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 5. Управление социальной сферой муниципального образования
- Часть 2 ст. 7 Конституции рф определяет некоторые конкретные обязанности государства в социальной сфере.
- Тема 16. Управление здравоохранением на муниципальном уровне
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 17. Компетенция органов местного самоуправления в управлении системой образования
- Основные принципы развития образования Они могут быть определены следующим образом:
- Виды дошкольных образовательных учреждений
- Виды образовательных учреждений
- Направления развития образования в муниципалитетах
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 18. Обеспечение досуговой деятельности и культурной жизни в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 19. Молодежная политика в муниципальном образовании
- Реализация основных направлений молодежной политики
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 20. Организация социальной работы и защиты прав потребителей в муниципальном образовании
- Защита прав потребителей в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 21. Обеспечение гражданской безопасности в муниципальном образовании
- Муниципальные органы охраны общественного порядка: проблемы создания и функционирования
- Общественные объединения правоохранительной направленности
- Гражданская оборона в муниципальном образовании, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 22. Организация охраны окружающей среды в муниципальном образовании
- Принципы международной организации охраны окружающей среды
- Система природоохранного управления в России
- Раздел 6. Взаимодействие муниципальных органов управления с государством, общественностью, сми
- Тема 23. Государственная власть и местное самоуправление:
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 24. Территориальное общественное самоуправление: взаимодействие с органами местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 25. Муниципальная власть, средства массовой информации, общественные организации, конфессии: взаимоотношения, сотрудничество, проблемы
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 26. Объединения органов местного самоуправления: взаимодействие, роль в управлении муниципальным образованием
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Заключение
- Основные понятия и термины
- Список Литературы