Тема 12. Муниципальное хозяйство
«Хозяйство, то же домоводство, домоустройство: заведывание, управление порядком и расходами…» – так определил это понятие В. И. Даль37. Существует несколько толкований термина «местное хозяйство».
Первое – «местное хозяйство» – это совокупность субъектов хозяйственной деятельности, учреждений социально-культурной сферы муниципальной формы собственности.
Второе – «местное хозяйство» – это совокупность всех хозяйствующих и других субъектов различной формы собственности расположенных на территории муниципального образования.
Есть и другие толкования. Например, под «местным хозяйством» понимаются предприятия коммунального, жилищного хозяйства, т. е. те предприятия, которые обслуживают местное население.
Мы помним, что «местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта».38 Компетенция органов местного самоуправления распространяется на все хозяйствующие субъекты, расположенные на территории муниципального образования, но только в части, регламентированной государственными законодательными актами.
Органы местного самоуправления могут самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью, финансовыми ресурсами, землей, устанавливать правила взаимодействия, сотрудничества с субъектами хозяйственной деятельности различных форм собственности, но всегда результаты этой деятельности должны носить общественный характер, т. е. услуги и товары должны быть доступны жителям муниципального образования.
В 1990-х гг. ХХ века вновь в научных кругах, среди практикующих глав муниципальных образований, депутатов разных уровней начал употребляться термин «муниципальное хозяйство». Ни с юридической, ни с экономической точки зрения различий между «местным хозяйством» и «муниципальным хозяйством» нет.
Обратимся к истории. «Происхождение упомянутого термина относится к классической древности. Mynis по-латыни значит тяжесть, тягота, бремя, а capio, recipio – беру, принимаю. Соответственно городское управление, берущее на себя, по уполномочию города и с разрешения правительства, бремя общественной власти, выполнения общественных задач и распоряжения хозяйственными средствами, называется муниципалитетом, а его деятельность – муниципальным хозяйством».39
Распоряжение хозяйственными средствами – это использование муниципалитетом общественной власти, собственных финансовых, материальных ресурсов и потенциала местной общины для воздействия на поведение хозяйствующих субъектов разных форм собственности, расположенных в муниципальном образовании. Однако следует учесть, что эффективное распоряжение хозяйственными ресурсами может воздействовать и на хозяйствующие субъекты, находящиеся за пределами муниципального образования – это эффект создания привлекательного инвестиционного климата.
Воронин А. Г., Лапин В. А., Широков А. Н. в книге «Основы управления муниципальным хозяйством» пишут о том, что в понятие муниципального хозяйства включаются хозяйствующие субъекты, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.
Итак, муниципальное хозяйство – это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.
Государственное хозяйство любой страны ограничено ее границами, а сами права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов. С этой точки зрения государство имеет ряд особенностей при осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку оно, с одной стороны, выступает как равноправный субъект хозяйственных отношений (собственник), с другой стороны – как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории.
Муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области хозяйственной деятельности и, прежде всего в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства – общественным характером использования результатов деятельности.
Хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей населения, осуществляют разнородные субъекты:
– муниципальные предприятия и учреждения;
– предприятия и учреждения иных форм собственности, деятельность которых связана (в большей или меньшей степени) с реализацией коллективных интересов местного сообщества;
– предприятия, не находящиеся на территории муниципального образования, но работающие на его коллективный интерес в связи с хорошим инвестиционным климатом на данной территории;
– органы местного самоуправления как координирующие органы.
Роль и значимость каждого элемента муниципального хозяйства различны. Муниципальные предприятия, учреждения по своей природе общественны, а значит, и все результаты работы обязаны направлять на удовлетворение общественных интересов. Все иные предприятия, указанные выше, обязаны участвовать в реализации общественных интересов в силу принуждения через законы (налоги, сборы, отчисления в фонды, и др.) и добровольно в виде спонсорства, меценатства. Органы местного самоуправления осуществляют функцию регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в интересах населения муниципального образования.
В практике различают несколько моделей муниципального хозяйства:
1. «Коммунальная модель муниципального хозяйства» основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины), и основным ресурсом являются налоги на население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее «благополучных» странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством. Применение метода хозяйствования является скорее исключением, нежели правилом.
2. «Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства» предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения и производителя продукции и услуг на территории муниципального образования дополняются возможностью исполнения муниципальной собственности для получения рентных платежей. Другими словами, допускается управление муниципальной собственностью.
3. «Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства» подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории. Другими словами, органы местного самоуправления используют как методы управления, так и методы хозяйствования.
Безусловно, та или иная модель не существует в чистом виде, однако роль и место того или иного элемента в различных странах серьезно отличаются друг от друга. Существование той или иной модели зависит от огромного количества факторов, главными из которых являются:
1. Объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством.
2. Наличие и характер основных ресурсов территории.
3. Наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях.
4. Налогоспособность населения.
В зависимости от комбинации этих факторов определяется соотношение управления и хозяйствования, формируется конкретный вид муниципального хозяйства 40.
Только управлением муниципальным хозяйством деятельность органов местной власти не исчерпывается. Сегодня, в условиях рыночной системы отношений, при принятии управленческих решений нельзя ограничиваться ресурсами только муниципалитета или передаваемыми государством или заемными средствами. Необходимо учитывать такие ресурсы как средства предприятий, банков, сбережения населения, некоммерческих организаций, потенциал домохозяйств и т. п. Учитывать необходимо и самодеятельность членов местного сообщества как серьезный ресурс местного самоуправления.
Цель муниципального хозяйства – создание удобной среды обитания жителей муниципального образования, социальное благосостояние сообщества, свобода и доступность в использовании общественного достояния, создание соответствующего доходам и расходам «уровня удовлетворения потребностей населения в индивидуальных и общественных жизненных благах»41.
Управление муниципальным хозяйством – это, прежде всего деятельность органов местного самоуправления по направлению работы предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, на удовлетворение коллективных потребностей (общественных интересов) населения этого поселения.
Учитывая разные возможности муниципальных органов власти по отношению к различным субъектам хозяйствования, можно рассмотреть их управленческую деятельность как координацию систем жизнеобеспечения в муниципальном образовании.
Для муниципального образования – города – координация систем жизнеобеспечения представляет комплекс мер по принятию и реализации управленческих решений. Примерный их перечень представлен на схеме.
О том, как управляются конкретные сферы муниципального хозяйства, обеспечивающие жизнедеятельность муниципального образования, мы будем говорить в следующих темах.
Yandex.RTB R-A-252273-3- СодержАние
- Введение
- Раздел 1. Муниципальное образование как базовое понятие местного самоуправления
- Тема 1. Социально-правовой статус и принципы
- Местного самоуправления
- 1. Социально-правовой статус местного самоуправления
- 2. Принципы местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Территория муниципальных образований и их типология
- 1. Муниципальная территория
- 2. Факторы, определяющие особенности территории муниципального образования
- 3. Принципы определения оптимальной территории муниципального образования
- 4. Факторы, влияющие на формирование территориальных основ местного самоуправления
- 5. Муниципальное образование: признаки, типология, варианты формирования
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Объект и субъект местного самоуправления
- 1. Общие подходы к управлению городом как объектом
- 2. Население муниципального образования как субъект местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 2. Организация УправлениЯ муниципальным образованием
- Тема 4. Функции органов местного самоуправления общей
- Компетенции, Устав муниципального образования, правовые акты местного самоуправления
- Принципы взаимодействия уровней власти, термины и понятия
- I уровень
- II уровень
- Муниципальный район
- Городской округ
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Органы управления в муниципальном образовании. Формирование, структура
- 1. Формирование структуры органов местного самоуправления
- 2. Представительный орган местного самоуправления
- 3. Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 6. Кадровое обеспечение муниципальных органов власти
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Организация аппарата органов управления муниципального образования, информационные технологии управления в муниципальном образовании
- Комитет по организационной работе и связям с общественностью
- Управление делами аппарата
- Автоматизированные системы по различным направлениям деятельности
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Документационное обеспечение управления в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 3. Управление экономикой, собственностью и муниципальным хозяйством
- Тема 9. Управление экономическим развитием
- Муниципального образования. Целевые программы органов местного самоуправления Экономическая основа местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Управление земельными ресурсами и муниципальной собственностью
- 1. Управление земельными ресурсами
- Состав информационных объектов Автоматизированного кадастра
- Проблемы нормативно-правового регулирования земельных отношений
- 2. Управление муниципальной собственностью
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Финансы и бюджет муниципалитета
- Бюджетный процесс в муниципальном образовании
- Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 4. Управление муниципальным хозяйством
- Тема 12. Муниципальное хозяйство
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Управление жилищно-коммунальным хозяйством
- Содержание жилищного фонда в муниципальном образовании
- Финансово-экономические аспекты функционирования жкх
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Организация транспортного обслуживания, обеспечение услугами связи населения муниципального образования Организация транспортного обслуживания
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Т ема 15. Градостроительная политика. Регулирование планировки и застройки муниципального образования. Улучшение жилищных условий жителей
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 5. Управление социальной сферой муниципального образования
- Часть 2 ст. 7 Конституции рф определяет некоторые конкретные обязанности государства в социальной сфере.
- Тема 16. Управление здравоохранением на муниципальном уровне
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 17. Компетенция органов местного самоуправления в управлении системой образования
- Основные принципы развития образования Они могут быть определены следующим образом:
- Виды дошкольных образовательных учреждений
- Виды образовательных учреждений
- Направления развития образования в муниципалитетах
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 18. Обеспечение досуговой деятельности и культурной жизни в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 19. Молодежная политика в муниципальном образовании
- Реализация основных направлений молодежной политики
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 20. Организация социальной работы и защиты прав потребителей в муниципальном образовании
- Защита прав потребителей в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 21. Обеспечение гражданской безопасности в муниципальном образовании
- Муниципальные органы охраны общественного порядка: проблемы создания и функционирования
- Общественные объединения правоохранительной направленности
- Гражданская оборона в муниципальном образовании, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 22. Организация охраны окружающей среды в муниципальном образовании
- Принципы международной организации охраны окружающей среды
- Система природоохранного управления в России
- Раздел 6. Взаимодействие муниципальных органов управления с государством, общественностью, сми
- Тема 23. Государственная власть и местное самоуправление:
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 24. Территориальное общественное самоуправление: взаимодействие с органами местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 25. Муниципальная власть, средства массовой информации, общественные организации, конфессии: взаимоотношения, сотрудничество, проблемы
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 26. Объединения органов местного самоуправления: взаимодействие, роль в управлении муниципальным образованием
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Заключение
- Основные понятия и термины
- Список Литературы