Тема 18. Обеспечение досуговой деятельности и культурной жизни в муниципальном образовании
Российский экономист и социолог В. Д. Патрушев определяет досуг как совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время.
Проблемы досуга вызвали устойчивый живой интерес среди исследователей, привлекли специалистов различных отраслей научного знания. Тем не менее, многие разделы досуговедения остаются малоизученными, незаполненными, а существующие теории и взгляды противоречивыми. Очень спорными являются исследования досуга, которые относятся к советскому периоду. Во многих из них досуг рассматривался как некое производное, вторичное редуцированное, (качественно упрощенное, ослабленное) социальное явление. Он представлен как пространство для игр и развлечений, развития самодеятельного, в данном контексте - упрощенного несерьезного искусства, которое по своим достижениям значительно уступает профессиональному искусству, с другой стороны досуг рассматривался как стратегическое пространство для реализации интересов правящей партии.
В современных же работах все чаще отмечается закономерность диалектического перерастания культурно-просветительной работы в более сложное, объемное, полифункциональное социальное явление – социально-культурную деятельность, где человек признается в качестве главного, активного ценностного регулятива сферы культуры, просвещения досуга отдыха. В общем виде социокультурный потенциал досуга можно представить как объективные и субъективные возможности реализации духовно-нравственного, художественно-эстетического, творческого и рекреативного потенциала личности, социальные группы, общество в условиях свободного времени. Совокупный социокультурный потенциал досуга может иметь следующие виды:
– аналитический – изучение досуга как особого временного пространства его процессов и механизмов, происходящих и действующих на уровнях личности, социума, общества. Он складывается из производства, консервации, обращения и потребления научных и прикладных знаний, способствует выявлению, объяснению и прогнозированию культурно-досуговых процессов, получению новых знаний о них с помощью стандартизированных исследовательских методов.
– ресурсный – пространственно-временные и профессионально- производственные возможности организации культурно-досуговой деятельности. Ресурсный потенциал состоит из нескольких компонентов:
1. Экономические показатели – фактические и предполагаемые доходы человека, семьи, социальной группы общества на цели культурного времяпрепровождения.
2. Бюджетно-временные показатели – фонд времени, его объем, структура и распределение в рамках культурно-досуговой деятельности личности, социальной группы населения в целом.
3. Информационные ресурсы – социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе (радио телевидение, печать, книжные издательства, международная компьютерная сеть «Интернет»).
4. Профессионально отраслевые характеристики, представляющие культурно-досуговую деятельность как определенный производственный процесс, производственную отрасль, имеющую типовой ресурсный потенциал (сеть предприятий и учреждений культуры, квалифицированные кадры, учебные заведения, система финансирования, материально-техническая база, органы управления, методическая служба и пр.).
5. Технологические разработки, достоинством которых является возможность тиражирования неоднократного применения, транслирования, корректирования и обновления практической деятельности, способов ее организации и упорядочения.
6. Производимая в досуговой сфере продукция, товар, изготовленный и предназначенный для потребителя, в качестве которого выступают услуги предприятий и учреждений культуры. В системе культурно-досуговой деятельности клубные учреждения занимают особое место: они обеспечивают социализацию личности через разнообразный досуговый опыт, доступность для населения достижений культуры и творческой деятельности, развивают навыки культурно-творческого общения, способствуют развитию реальной демократии через различные досуговые инициативы и занятия по месту жительства.
Основными направлениями деятельности этих учреждений являются: развитие самодеятельного и народного творчества, совершенствование форм культурно-досуговой деятельности с учетом запросов и интересов населения, проведение календарных праздников и гуляний, организация досуга для различных категорий населения города, развитие декоративно-прикладного творчества и ремесел, организация гастрольной и концертной деятельности с привлечением профессиональных артистов и творческих коллективов.
Сегодня можно говорить об усилении роли клуба как средства, способного ослабить остроту социальной напряженности, снять психологическую нагрузку, помочь адаптироваться в новых экономических и политических условиях. Дом культуры остается реально действующим учреждением, с которым можно связать надежды на возможность оздоровления нравственного климата в городе.
Публичные библиотеки как учреждения культуры ведут культурно-просветительскую работу, приобщают к культурному наследию, развивают у пользователей способность воспринимать культуру и искусство; развивают воображение и творческое начало у детей и молодежи.
Основное направление работы библиотек – информационно-библиотечное обслуживание. Кроме того, библиотеками ведется активная работа по:
• пропаганде здорового образа жизни;
• патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
• экологическому просвещению;
• профессиональной ориентации и социальной адаптации молодежи;
• музейному делу;
• истории и краеведению и т. д.
Как правило, это творческие вечера, конференции, викторины, встречи с интересными людьми, литературные экскурсии, книжные выставки и т. д.
Мероприятия по сохранению, возрождению и развитию народной культуры, в том числе фольклора и декоративно-прикладного искусства являются приоритетными. В последние годы значительно поднялся престиж фольклорного движения, о чем свидетельствует возросшее количество фольклорных коллективов и обрядовых праздников.
В целях сохранения и использования памятников истории и культуры в муниципальных образованиях созданы службы по охране памятников, которые в последующем преобразованы в Инспекции по охране и использованию памятников истории и культуры. Свои функции Инспекции выполняют на территории муниципальных образований в границах их исторических центров и других территориях, на которых расположены памятники истории и культуры, находящиеся в муниципальной собственности.
Финансирование ремонтно-реставрационных работ памятников, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется из средств, получаемых от использования (аренды) памятников.
При городских администрациях действуют экспертные комиссии по выявлению и обследованию историко-культурного наследия. Основные функции комиссии: пообъектный анализ технического состояния памятников, определение историко-культурной ценности вновь выявленных объектов и принятие решений-рекомендаций о принятии на государственную охрану или снятие с нее.
Одной из задач органов управления муниципалитетов является сохранение и сбережение качественных основ существующих музыкальных, художественных школ и школ искусств, создание условий для формирования разнонаправленной и разноуровневой подготовки в системе художественного образования.
Концепция художественного образования опирается на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», определяющий стратегию и направления развития системы образования, в том числе и дополнительного, в России на период до 2025 г., в том числе:
– право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям;
– создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;
– подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
– приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.
Законодательством о местном самоуправлении закрепляются лишь общие положения, касающиеся полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры: управление всеми находящимися в ведении города учреждениями культуры, обеспечение их материально-технического снабжения; назначение и освобождение от должности руководителей соответствующих учреждений; организация на территории города работы культурно-просветительных учреждений с учетом национально- культурных традиций населения; охрана и организация использования расположенных на территории города памятников культуры и истории; организация проведения общегородских мероприятий в области культуры.
Однако более детальное развитие данные положения получают в законодательных актах, специально регулирующих отношения в сфере культуры.
Такими правовыми актами являются: Закон РФ «Основы законодательства Российской федерации о культуре» от 09.10.1992 г. № 3612-1, Федеральный закон «О библиотечном деле» от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ, Федеральный закон «О народных художественных промыслах» от 06.01.1999 г. № 7-ФЗ, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ.
На территории Тюменской области также приняты несколько правовых актов по вопросам культуры: закон Тюменской области «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов» от 06.02.1997 г. № 71, закон Тюменской области «Об охране и использовании историко-культурного наследия на территории Тюменской области» от 15.04.1996 г. № 37, закон Тюменской области «О политике в сфере культуры и искусства Тюменской области» от 25.07.1997 г.
Перечисленные правовые акты ставят перед органами местного самоуправления определенные задачи и возлагают на них соответствующие обязанности. Согласно ст. 40 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 г. № 3612-1 к ведению органов местного самоуправления в области культуры относятся:
– осуществление государственной политики в области культуры на своей территории;
– формирование местных бюджетов и фондов развития культуры, разработка и принятие местных нормативов финансирования культуры;
– регулирование в пределах своих полномочий и компетенции отношений собственности в области культуры;
– создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры;
– создание и ликвидация местных органов управления в области культуры, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей местных органов управления в области культуры;
– назначение руководителей муниципальных организаций культуры;
– строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий;
– контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности организациями культуры.
Согласно ст. 4 Федерального закона «О народных художественных промыслах» от 06.01.1999 г. № 7-ФЗ органы местного самоуправления участвуют в решении вопросов сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в соответствии с законодательством, в том числе посредством установления льгот по местным налогам.
Согласно ст. 1 закона Тюменской области «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов» от 06.02.1997 г. № 71, закона Тюменской области «Об охране и использовании историко-культурного наследия на территории Тюменской области» от 15.04.1996 г. № 37 органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.
Выполнение возложенных законами на органы местного самоуправления полномочий обусловливает необходимость создания на местном уровне специального органа управления культуры.
Структура комитета по культуре утверждается распоряжением Главы муниципального образования. Схематично структуру комитета по культуре можно изобразить так:
|
|
Председатель комитета
|
|
|
|
|
|
|
|
Заместитель председателя |
|
|
| Начальник финансово-экономической службы |
|
|
|
|
|
Специалист по юридической и кадровой работе |
|
Помощник председателя
|
| Специалисты, курирующие учреждения: - клубного типа, театры, - библиотеки - дополнительного образования - детские школы искусств, - музыкальные школы, - художественные школы) |
|
|
Работа комитета по культуре ориентирована на выполнение следующих задач:
– разработка и реализация государственной политики, направленной на развитие культуры и искусства в городе;
– реализация приоритетных программ (в т. ч. в составе областных и федеральных) в сфере культуры, искусства, охраны и использования культурного наследия;
– создание условий развития и воспроизводства творческого потенциала общества;
– координация деятельности Комитета с учреждениями культуры федерального и областного подчинения и общественными организациями, осуществляющими культурную политику в городе;
– создание условий для повышения эффективности работы подведомственных учреждений культуры;
– развитие и укрепление материально-технической базы учреждений культуры, соответствующей современным требованиям;
– развитие народного творчества;
– охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
– развитие международных связей в области культуры.
Yandex.RTB R-A-252273-3- СодержАние
- Введение
- Раздел 1. Муниципальное образование как базовое понятие местного самоуправления
- Тема 1. Социально-правовой статус и принципы
- Местного самоуправления
- 1. Социально-правовой статус местного самоуправления
- 2. Принципы местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Территория муниципальных образований и их типология
- 1. Муниципальная территория
- 2. Факторы, определяющие особенности территории муниципального образования
- 3. Принципы определения оптимальной территории муниципального образования
- 4. Факторы, влияющие на формирование территориальных основ местного самоуправления
- 5. Муниципальное образование: признаки, типология, варианты формирования
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Объект и субъект местного самоуправления
- 1. Общие подходы к управлению городом как объектом
- 2. Население муниципального образования как субъект местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 2. Организация УправлениЯ муниципальным образованием
- Тема 4. Функции органов местного самоуправления общей
- Компетенции, Устав муниципального образования, правовые акты местного самоуправления
- Принципы взаимодействия уровней власти, термины и понятия
- I уровень
- II уровень
- Муниципальный район
- Городской округ
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Органы управления в муниципальном образовании. Формирование, структура
- 1. Формирование структуры органов местного самоуправления
- 2. Представительный орган местного самоуправления
- 3. Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 6. Кадровое обеспечение муниципальных органов власти
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Организация аппарата органов управления муниципального образования, информационные технологии управления в муниципальном образовании
- Комитет по организационной работе и связям с общественностью
- Управление делами аппарата
- Автоматизированные системы по различным направлениям деятельности
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Документационное обеспечение управления в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 3. Управление экономикой, собственностью и муниципальным хозяйством
- Тема 9. Управление экономическим развитием
- Муниципального образования. Целевые программы органов местного самоуправления Экономическая основа местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Управление земельными ресурсами и муниципальной собственностью
- 1. Управление земельными ресурсами
- Состав информационных объектов Автоматизированного кадастра
- Проблемы нормативно-правового регулирования земельных отношений
- 2. Управление муниципальной собственностью
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Финансы и бюджет муниципалитета
- Бюджетный процесс в муниципальном образовании
- Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 4. Управление муниципальным хозяйством
- Тема 12. Муниципальное хозяйство
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Управление жилищно-коммунальным хозяйством
- Содержание жилищного фонда в муниципальном образовании
- Финансово-экономические аспекты функционирования жкх
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Организация транспортного обслуживания, обеспечение услугами связи населения муниципального образования Организация транспортного обслуживания
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Т ема 15. Градостроительная политика. Регулирование планировки и застройки муниципального образования. Улучшение жилищных условий жителей
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 5. Управление социальной сферой муниципального образования
- Часть 2 ст. 7 Конституции рф определяет некоторые конкретные обязанности государства в социальной сфере.
- Тема 16. Управление здравоохранением на муниципальном уровне
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 17. Компетенция органов местного самоуправления в управлении системой образования
- Основные принципы развития образования Они могут быть определены следующим образом:
- Виды дошкольных образовательных учреждений
- Виды образовательных учреждений
- Направления развития образования в муниципалитетах
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 18. Обеспечение досуговой деятельности и культурной жизни в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 19. Молодежная политика в муниципальном образовании
- Реализация основных направлений молодежной политики
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 20. Организация социальной работы и защиты прав потребителей в муниципальном образовании
- Защита прав потребителей в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 21. Обеспечение гражданской безопасности в муниципальном образовании
- Муниципальные органы охраны общественного порядка: проблемы создания и функционирования
- Общественные объединения правоохранительной направленности
- Гражданская оборона в муниципальном образовании, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 22. Организация охраны окружающей среды в муниципальном образовании
- Принципы международной организации охраны окружающей среды
- Система природоохранного управления в России
- Раздел 6. Взаимодействие муниципальных органов управления с государством, общественностью, сми
- Тема 23. Государственная власть и местное самоуправление:
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 24. Территориальное общественное самоуправление: взаимодействие с органами местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 25. Муниципальная власть, средства массовой информации, общественные организации, конфессии: взаимоотношения, сотрудничество, проблемы
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 26. Объединения органов местного самоуправления: взаимодействие, роль в управлении муниципальным образованием
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Заключение
- Основные понятия и термины
- Список Литературы