Гражданская оборона в муниципальном образовании, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ ведение вопросов гражданской обороны и системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций местными органами власти предусмотрено п. 28 и 29 ст. 16 для городских округов и п. 23 и 24 для поселений. Муниципальным образованиям, их органам в вопросах гражданской обороны отведена большая роль другими федеральными законами.
События последних лет в России и в мире такие, как взрывы в Москве и Волгодонске, террористические акты в США, действия террористических организаций в Чечне, Афганистане, Палестине, Северной Ирландии показывают, какую значительную угрозу представляет для всего мира и России международный и внутренний терроризм.
Изменение экологической обстановки, природных и климатических условий, негативные тенденции в экономике и социальной сфере приводят к возникновению и увеличению вероятности возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Все вышеизложенное требует принятия более эффективных мер и внесения существенных корректив в систему гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организацию подготовки всех слоев населения.
За последние годы выпущено значительное количество правовых актов и нормативных документов в области гражданской обороны и предупреждения. Однако и они сегодня требуют изменений и дополнений. От того, как организована работа по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени на местах, прежде всего на муниципальном уровне, в большей степени зависит успех и конечный результат, а это минимизация потерь населения, материальных и других ценностей.
Большая роль в организации выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее по тексту – ГОЧС) отводится муниципальным образованиям еще и потому, что они непосредственно проводят работу по взаимодействию ГОЧС с предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное и военное время.
Учитывая важность и сложность задач, стоящих перед гражданской обороной и единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (далее – РСЧС), в муниципальном образовании необходимо создать наиболее эффективную структуру органов управления, сил и средств, способную их решать.
В России для защиты населения и всех ценностей, находящихся на ее территории от ЧС военного и мирного времени, созданы взаимовключающие и дополняющие системы – гражданская оборона (ГО) и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – это единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Она объединяет органы управления, силы и средства всех органов исполнительной власти в Российской Федерации, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Требования к ведению гражданской обороны в муниципальных образованиях вытекают из их полномочий:
– организация проведения мероприятий по ГО, разработка и реализация планов ГО;
– осуществление мер по поддержанию сил ГО, органов управления ГО в состоянии постоянной готовности;
– организация подготовки гражданских организаций гражданской обороны (ГОГО – формирования, создаваемые на базе объектов экономики, не входящие в Вооруженные Силы России);
– создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления ГО и объектов ГО;
– проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
– проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
– создание, содержание и поддержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
– осуществление контроля за состоянием ГО на своей территории.
В полномочия органов управления муниципального образования в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера также входят:
– осуществление подготовки и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
– принятие решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организация их проведения;
– осуществление в установленном порядке сбора и обмена информации в области защиты населения и территории от ЧС, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
– осуществление финансовых мероприятий по защите населения и территории от ЧС;
– создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
– организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР),
– содействие устойчивому функционированию объектов экономики в ЧС;
– создание при органах управления муниципального образования постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территории от ЧС.
Предусматривается использование сил и средств ГО при ликвидации ЧС мирного времени так же, как и сил и средств РСЧС при начальном этапе перевода ГО с мирного на военное положение, решениями тех лиц и органов управления, в полномочия которых они входят.
Эффективность и качество выполнения мероприятий по ГОЧС зависит от заблаговременного и тщательного планирования, которое осуществляется в виде разработки плана ГО, плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС и других формализованных документов, которые помогут принять необходимые меры по защите населения и территории от ЧС мирного и военного времени.
Для ведения гражданской обороны, например, в г. Тюмени, являющимся областным центром, постановлениями и распоряжениями главы города созданы:
– управление по делам ГОЧС г. Тюмени;
– службы ГО: оповещения и связи, медицинская, коммунально-техническая, торговли и питания, инженерно-строительная, автотранспортная, наблюдения и лабораторного контроля (задачи по охране общественного порядка, противопожарной службы, материально-техническому снабжению, обеспечению горюче-смазочными материалами г. Тюмени выполняются по согласованию с соответствующими службами ГО Тюменской области);
– повседневный орган управления ГО города – служба оперативных дежурных управления ГОЧС города;
– территориальные формирования ГО – гражданские организации гражданской обороны (ГОГО), действующие на городском уровне;
– объектовый уровень ГО – ГО на предприятиях, организациях учреждениях, независимо от их организационно-правовых форм.
Для предотвращения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в г. Тюмени постановлением главы города создано городское звено областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в которое вошли:
– координирующий орган – комиссия по чрезвычайным ситуациям города;
– управление по делам ГОЧС города (рабочий орган);
– городские аварийно-спасательные формирования;
– органы повседневного управления – оперативно-дежурные службы 01, 02, 03, 04, 051 и управления по делам ГОЧС города.
Муниципальное звено территориальной подсистемы РСЧС.
Одной из первых и важнейших задач ГОЧС на всех уровнях, а особенно на муниципальном, является оповещение всех слоев населения, в том числе руководящего состава ГОЧС и личного состава ГОГО (формирований), которая в г. Тюмени решена следующим образом:
– информация обо всех сигналах ГО и возникших ЧС поступает оперативному дежурному управления ГОЧС города, который информирует о ней начальника ГО города;
– по решению начальника ГО города при помощи автоматизированных систем оповещения по телефонным и радиоканалам связи оповещается руководящий состав ГОЧС и приводятся в готовность ГОГО и другие формирования ГОЧС;
– при помощи электросирен и всех видов средств массовой информации производится оповещение всего населения;
– резервными средствами оповещения являются передвижные громкоговорящие средства службы охраны общественного порядка (органов УВД) и других служб, при помощи них производится оповещение труднодоступных для информации территорий.
Важным видом защиты населения является инженерная защита и укрытие населения, для чего в городе предусмотрено:
– укрытие населения в убежищах и противорадиационных укрытиях (порядок занятия их строго регламентирован);
– строительство быстровозводимых убежищ (БВУ) и укрытие в них населения;
– приспособление и использование подвальных, полуподвальных помещений и цокольных этажей зданий для укрытия населения.
Другим важным видом защиты населения является применение средств индивидуальной защиты, порядок получения в городе определен следующим образом:
– работающее население получает средства индивидуальной защиты (СИЗ) на своих предприятиях, организациях, учреждениях, независимо от их организационно-правовых форм;
– неработающее население получает индивидуальные средства защиты на городских пунктах выдачи СИЗ, которые созданы в основном на базе жилищных организаций (порядок их выдачи определен планами).
Одним из основных видов защиты населения и материальных средств является их эвакуация. Для проведения мероприятий по эвакуации в городе созданы и предусмотрены:
– городская эвакуационная комиссия, которая осуществляет непосредственное руководство по подготовке, планированию и проведению эвакуационных мероприятий принятых решением начальника гражданской обороны города;
– сборные эвакуационные пункты, которые предназначены для сбора, учета и организованной отправки населения;
– согласовано размещение эвакуируемого населения в населенных пунктах загородной зоны (получены ордера и составлены взаимосогласованные планы);
– транспортное обеспечение, для чего запланировано использование автотранспортных колонн, железнодорожного, речного и воздушного транспорта;
– медицинское, продовольственное, материально-техническое и другие виды обеспечения.
Для проведения эвакуации из зон возможных чрезвычайных ситуаций мирного времени в городе предусмотрены места размещения эвакуируемого населения из зон возможных затоплений, зон возможных заражений аварийными химически опасными веществами (АХОВ) и других зон возможных чрезвычайных ситуаций.
Для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР). К проведению их в городе привлекаются территориальные и объектовые формирования ГОГО (сводные команды и группы, спасательные команды и группы), а для ликвидации последствий ЧС мирного времени привлекаются еще штатные и внештатные аварийно-спасательные формирования. Для того чтобы можно было сосредоточить основные усилия на наиболее сложных направлениях и местах, а также для более гибкого и мобильного управления силами и средствами в ходе АСДНР в городе создается группировка сил и средств по нескольким направлениям. В эту группировку входят и формирования ГО из загородной зоны.
Проведение АСДНР запланировано несколько смен, в зависимости от сложившейся обстановки, времени года и суток. Управление проведением АСДНР начальником ГО предусмотрено исходя из обстановки, как со стационарных пунктов управления, так и с подвижных (имеется оборудованный необходимыми средствами связи, обработки информации и управления автомобиль).
В планах ГОЧС при планировании проведения АСДНР предусмотрено взаимодействие с органами военного командования, а также с органами управления, силами и средствами ГОЧС соседних территорий и населенных пунктов. Для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ запланировано проведение мероприятий всех служб ГО, для чего составлены детальные планы обеспечения.
Для проведения мероприятий ГОЧС в городе созданы резервы финансовых и материальных средств, которые позволяют восполнить утраченные ресурсы в следствии ЧС. Достичь результатов при проведении мероприятий ГОЧС можно лишь тогда, когда все население, включая руководящий состав и личный состав формирований ГОЧС, соответствующим образом подготовлены (рис. 7). Сегодня подготовка населения по ГОЧС, как никогда, играет важную роль в создании и развитии всей системы ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
У чения, тренировки, сборы |
|
|
| Классы ГО на предприятиях |
|
|
|
|
|
К урсы с ОУМЦ и городские курсы |
|
|
| УКП при жилищных организациях |
Рис. 7. Порядок подготовки по ГОЧС в городском округе
Подготовка по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в городе организована следующим образом:
– оперативная подготовка органов управления и сил ГОЧС проводится в ходе командно-штабных учений и тренировок, тактико-специальных учений с формированиями ГОЧС, специальных учений со службами ГО, тренировках и учебно-методических сборах, согласно планам основных мероприятий на год;
– подготовка руководящего (начальники гражданской обороны, председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям, начальники служб ГО) и командно-начальствующего состава (командиры и начальники формирований ГО) проводится в областном учебно-методическом центре ГОЧС и на городских курсах ГО, согласно планам комплектования, а также на своих предприятиях, в организациях и учреждениях согласно программам обучения;
– подготовка персонала организаций, предприятий, учреждений и личного состава их формирований ГО (ГОГО) производится в специально оборудованных классах ГО, согласно программам обучения;
– неработающее население города проходит обучение в учебно-консультационных пунктах (УКП), созданных при жилищных организациях, в соответствии программами обучения.
Для более четкой и слаженной работы системы оповещения ГОЧС, а также для сокращения сроков обработки и передачи информации от объектов экономики и обратно, в городе запланировано создание единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС). На потенциально-опасных объектах и объектах жизнеобеспечения будут оборудованы средства контроля за предельно-допустимыми концентрациями аварийных химически опасных веществ и всеми жизненно важными коммуникациями, информация о которых будет поступать в автоматическом режиме на единую дежурно-диспетчерскую службу. Это позволит не только оперативно реагировать и принимать решения по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, но и предупреждать их. А работа единой дежурно-диспетчерской службы в режиме повседневного контроля во взаимодействии с другими аварийно-диспетчерскими службами позволит устранять неисправности на уровне мелких неполадок, не доводя их до крупных аварий.
Yandex.RTB R-A-252273-3- СодержАние
- Введение
- Раздел 1. Муниципальное образование как базовое понятие местного самоуправления
- Тема 1. Социально-правовой статус и принципы
- Местного самоуправления
- 1. Социально-правовой статус местного самоуправления
- 2. Принципы местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Территория муниципальных образований и их типология
- 1. Муниципальная территория
- 2. Факторы, определяющие особенности территории муниципального образования
- 3. Принципы определения оптимальной территории муниципального образования
- 4. Факторы, влияющие на формирование территориальных основ местного самоуправления
- 5. Муниципальное образование: признаки, типология, варианты формирования
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Объект и субъект местного самоуправления
- 1. Общие подходы к управлению городом как объектом
- 2. Население муниципального образования как субъект местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 2. Организация УправлениЯ муниципальным образованием
- Тема 4. Функции органов местного самоуправления общей
- Компетенции, Устав муниципального образования, правовые акты местного самоуправления
- Принципы взаимодействия уровней власти, термины и понятия
- I уровень
- II уровень
- Муниципальный район
- Городской округ
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Органы управления в муниципальном образовании. Формирование, структура
- 1. Формирование структуры органов местного самоуправления
- 2. Представительный орган местного самоуправления
- 3. Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 6. Кадровое обеспечение муниципальных органов власти
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Организация аппарата органов управления муниципального образования, информационные технологии управления в муниципальном образовании
- Комитет по организационной работе и связям с общественностью
- Управление делами аппарата
- Автоматизированные системы по различным направлениям деятельности
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Документационное обеспечение управления в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 3. Управление экономикой, собственностью и муниципальным хозяйством
- Тема 9. Управление экономическим развитием
- Муниципального образования. Целевые программы органов местного самоуправления Экономическая основа местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Управление земельными ресурсами и муниципальной собственностью
- 1. Управление земельными ресурсами
- Состав информационных объектов Автоматизированного кадастра
- Проблемы нормативно-правового регулирования земельных отношений
- 2. Управление муниципальной собственностью
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Финансы и бюджет муниципалитета
- Бюджетный процесс в муниципальном образовании
- Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 4. Управление муниципальным хозяйством
- Тема 12. Муниципальное хозяйство
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Управление жилищно-коммунальным хозяйством
- Содержание жилищного фонда в муниципальном образовании
- Финансово-экономические аспекты функционирования жкх
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Организация транспортного обслуживания, обеспечение услугами связи населения муниципального образования Организация транспортного обслуживания
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Т ема 15. Градостроительная политика. Регулирование планировки и застройки муниципального образования. Улучшение жилищных условий жителей
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 5. Управление социальной сферой муниципального образования
- Часть 2 ст. 7 Конституции рф определяет некоторые конкретные обязанности государства в социальной сфере.
- Тема 16. Управление здравоохранением на муниципальном уровне
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 17. Компетенция органов местного самоуправления в управлении системой образования
- Основные принципы развития образования Они могут быть определены следующим образом:
- Виды дошкольных образовательных учреждений
- Виды образовательных учреждений
- Направления развития образования в муниципалитетах
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 18. Обеспечение досуговой деятельности и культурной жизни в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 19. Молодежная политика в муниципальном образовании
- Реализация основных направлений молодежной политики
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 20. Организация социальной работы и защиты прав потребителей в муниципальном образовании
- Защита прав потребителей в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 21. Обеспечение гражданской безопасности в муниципальном образовании
- Муниципальные органы охраны общественного порядка: проблемы создания и функционирования
- Общественные объединения правоохранительной направленности
- Гражданская оборона в муниципальном образовании, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 22. Организация охраны окружающей среды в муниципальном образовании
- Принципы международной организации охраны окружающей среды
- Система природоохранного управления в России
- Раздел 6. Взаимодействие муниципальных органов управления с государством, общественностью, сми
- Тема 23. Государственная власть и местное самоуправление:
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 24. Территориальное общественное самоуправление: взаимодействие с органами местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 25. Муниципальная власть, средства массовой информации, общественные организации, конфессии: взаимоотношения, сотрудничество, проблемы
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 26. Объединения органов местного самоуправления: взаимодействие, роль в управлении муниципальным образованием
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Заключение
- Основные понятия и термины
- Список Литературы