logo
Муниципальный менеджмент Киричук

Заключение

Прошло всего три года с момента выхода курса лекций об управлении муниципальным образованием. Но за эти три года произошло одно из главных событий во взаимоотношениях между уровнями и ветвями власти. Проведено законодательное разграничение полномочий и предметов ведения между федеральным уровнем, субъектами Федерации и местным самоуправлением.

Приняты новые законы о наделении полномочиями губернаторов, о выборах через партийные списки, об общественной палате и другие базовые федеральные законы.

К таким относится и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. Это и служит формальным поводом издать в обновленной редакции учебное пособие.

За последние десятилетия изменилась политическая система в стране, вообще-то появилась «новая» страна – Россия. За эти годы (1990- 2006 гг.) местное самоуправление прошло через преодоление множества барьеров как экономико-финансового, так и политического характера. Это и попытка централизации власти (август 1991 г.), борьба Президента РФ и Верховного Совета РФ (октябрь 1993 г.), почти повсеместная ликвидация представительных органов власти в районах, городах, областях. Это и принятие Конституции РФ (декабрь 1993 г.), где впервые выделены статьи о местном самоуправлении, принятие Законов РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г.), «О финансовых основах местного самоуправления» (1997 г.). Многое из того, что удалось сделать за эти годы для развития местного самоуправления в России, сделано силами муниципалитетов, их представительными и исполнительными органами. За десяток лет пройден путь, на который Европе потребовались сотни лет.

И все-таки местное самоуправление в России пока еще продолжает быть «нелюбимым ребенком» в органах власти страны. Муниципалитеты оставлены государством один на один с проблемами городов и людей. Были годы, когда города, поселки «выстояли» без ресурсов, на энтузиазме и старых запасах. Сейчас запасов уже нет и «муниципалы» оказались «виноваты» за размороженные батареи, горящие школы, рвущиеся дамбы, ямы на дорогах и т. д.

Местное самоуправление – сложный по природе, многообразный по формам и последствиям социально-политический феномен. Оказывая влияние на общественное развитие, оно само подпадает под воздействие политических, социально-экономических и иных факторов. И органы местного самоуправления обязаны адекватно реагировать на изменения.

Сегодня в России стабильны политическая и экономическая системы, есть реальные финансы, есть запас в виде стабилизационного фонда, золотовалютного запаса. Улучшается жизнь населения, видны позитивные изменения во всех сферах жизни, стала возможной реализация приоритетных проектов.

В то же время муниципальное сообщество живет стереотипами «борьбы», выживания, заложенными в другое и политическое и экономическое время. Увеличение числа муниципальных образований, а значит, и их органов пока не привело к увеличению активности «муниципалов» на получение конкретных результатов в это новое время.

Реализация приоритетных национальных проектов выявила проблему серьезной неготовности большинства муниципальных образований к решению задач развития, стоящих перед страной в целом и ее отдельными территориальными единицами. Высокая степень административного усмотрения в муниципалитетах, оторванность власти, которая должна быть самой близкой к населению, от граждан, нерациональное бюджетирование, действительно, дают серьезные основания для претензий и государства, и граждан к местной власти.

Следствием таких претензий являются, в частности, намерения уменьшить степень самостоятельности муниципальной власти, как при формировании ее органов, так и при осуществлении полномочий.

Наиболее адекватным ответом на эти претензии является обращение к положениям Конституции Российской Федерации и Европейской хартии местного самоуправления, не встречные политические, экономические и финансовые претензии к государственной власти, а максимально эффективная и результативная деятельность по решению вопросов местного значения. Обеспечение такой эффективности и результативности должно складываться из двух элементов:

–  актуальным является внедрение современных технологий управления в муниципальную среду (стратегическое планирование, управление по результату, административные регламенты, стандарты муниципальных услуг и так далее). То есть необходимо создать систему, обеспечивающую в значительной степени типовую (по процедурам, срокам, участникам) модель решения типовой (повторяемой) задачи, относящейся к сфере местного самоуправления. При этом, естественно, сами внедряемые технологии управления должны отвечать высоким качественным критериям;

–  за рамками, определенными типовыми технологиями управления, необходимо развитие на местном уровне креативного, творческого подхода, направленного на поиск новаторских решений конкретных проблем местного уровня, а также на грамотное менеджерское обеспечение внедрения их в жизнь. Решения, найденные одними, должны становиться достоянием всего муниципального сообщества. Позитивную практику, нацеленную на развитие, надо распространять. Кроме того, государственные органы не должны ограничивать соответствующие инициативы органов местного самоуправления, реализующих в рамках законодательства инновационные проекты.

Безусловно, вопрос финансовых и имущественных ресурсов является одним из ключевых вопросов полноценного осуществления местного самоуправления. Тем не менее, все конструктивные силы в муниципальном сообществе должны объединять понимание того факта, что только разумные и успешные действия муниципального сообщества в рамках существующего его финансово-экономического положения могут быть основанием для кардинального пересмотра подходов к перераспределению ресурсов между уровнями публичной власти в пользу местного самоуправления.

И только такие разумные и успешные действия гарантируют также сохранение в федеральном законодательстве той в целом позитивной по отношению к местному самоуправлению направленности, которая предопределила большинство положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Процесс становления местного самоуправления в России непростой, и его траектория напоминает траекторию маятника. Сегодня маятник качнулся в сторону усиления государственной власти за счет ослабления местного самоуправления. Но местное самоуправление и государство должны стать заинтересованными партнерами в обеспечении достойных условий жизни российских граждан. Рано или поздно, так оно и будет!

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4