Заключение
Прошло всего три года с момента выхода курса лекций об управлении муниципальным образованием. Но за эти три года произошло одно из главных событий во взаимоотношениях между уровнями и ветвями власти. Проведено законодательное разграничение полномочий и предметов ведения между федеральным уровнем, субъектами Федерации и местным самоуправлением.
Приняты новые законы о наделении полномочиями губернаторов, о выборах через партийные списки, об общественной палате и другие базовые федеральные законы.
К таким относится и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. Это и служит формальным поводом издать в обновленной редакции учебное пособие.
За последние десятилетия изменилась политическая система в стране, вообще-то появилась «новая» страна – Россия. За эти годы (1990- 2006 гг.) местное самоуправление прошло через преодоление множества барьеров как экономико-финансового, так и политического характера. Это и попытка централизации власти (август 1991 г.), борьба Президента РФ и Верховного Совета РФ (октябрь 1993 г.), почти повсеместная ликвидация представительных органов власти в районах, городах, областях. Это и принятие Конституции РФ (декабрь 1993 г.), где впервые выделены статьи о местном самоуправлении, принятие Законов РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г.), «О финансовых основах местного самоуправления» (1997 г.). Многое из того, что удалось сделать за эти годы для развития местного самоуправления в России, сделано силами муниципалитетов, их представительными и исполнительными органами. За десяток лет пройден путь, на который Европе потребовались сотни лет.
И все-таки местное самоуправление в России пока еще продолжает быть «нелюбимым ребенком» в органах власти страны. Муниципалитеты оставлены государством один на один с проблемами городов и людей. Были годы, когда города, поселки «выстояли» без ресурсов, на энтузиазме и старых запасах. Сейчас запасов уже нет и «муниципалы» оказались «виноваты» за размороженные батареи, горящие школы, рвущиеся дамбы, ямы на дорогах и т. д.
Местное самоуправление – сложный по природе, многообразный по формам и последствиям социально-политический феномен. Оказывая влияние на общественное развитие, оно само подпадает под воздействие политических, социально-экономических и иных факторов. И органы местного самоуправления обязаны адекватно реагировать на изменения.
Сегодня в России стабильны политическая и экономическая системы, есть реальные финансы, есть запас в виде стабилизационного фонда, золотовалютного запаса. Улучшается жизнь населения, видны позитивные изменения во всех сферах жизни, стала возможной реализация приоритетных проектов.
В то же время муниципальное сообщество живет стереотипами «борьбы», выживания, заложенными в другое и политическое и экономическое время. Увеличение числа муниципальных образований, а значит, и их органов пока не привело к увеличению активности «муниципалов» на получение конкретных результатов в это новое время.
Реализация приоритетных национальных проектов выявила проблему серьезной неготовности большинства муниципальных образований к решению задач развития, стоящих перед страной в целом и ее отдельными территориальными единицами. Высокая степень административного усмотрения в муниципалитетах, оторванность власти, которая должна быть самой близкой к населению, от граждан, нерациональное бюджетирование, действительно, дают серьезные основания для претензий и государства, и граждан к местной власти.
Следствием таких претензий являются, в частности, намерения уменьшить степень самостоятельности муниципальной власти, как при формировании ее органов, так и при осуществлении полномочий.
Наиболее адекватным ответом на эти претензии является обращение к положениям Конституции Российской Федерации и Европейской хартии местного самоуправления, не встречные политические, экономические и финансовые претензии к государственной власти, а максимально эффективная и результативная деятельность по решению вопросов местного значения. Обеспечение такой эффективности и результативности должно складываться из двух элементов:
– актуальным является внедрение современных технологий управления в муниципальную среду (стратегическое планирование, управление по результату, административные регламенты, стандарты муниципальных услуг и так далее). То есть необходимо создать систему, обеспечивающую в значительной степени типовую (по процедурам, срокам, участникам) модель решения типовой (повторяемой) задачи, относящейся к сфере местного самоуправления. При этом, естественно, сами внедряемые технологии управления должны отвечать высоким качественным критериям;
– за рамками, определенными типовыми технологиями управления, необходимо развитие на местном уровне креативного, творческого подхода, направленного на поиск новаторских решений конкретных проблем местного уровня, а также на грамотное менеджерское обеспечение внедрения их в жизнь. Решения, найденные одними, должны становиться достоянием всего муниципального сообщества. Позитивную практику, нацеленную на развитие, надо распространять. Кроме того, государственные органы не должны ограничивать соответствующие инициативы органов местного самоуправления, реализующих в рамках законодательства инновационные проекты.
Безусловно, вопрос финансовых и имущественных ресурсов является одним из ключевых вопросов полноценного осуществления местного самоуправления. Тем не менее, все конструктивные силы в муниципальном сообществе должны объединять понимание того факта, что только разумные и успешные действия муниципального сообщества в рамках существующего его финансово-экономического положения могут быть основанием для кардинального пересмотра подходов к перераспределению ресурсов между уровнями публичной власти в пользу местного самоуправления.
И только такие разумные и успешные действия гарантируют также сохранение в федеральном законодательстве той в целом позитивной по отношению к местному самоуправлению направленности, которая предопределила большинство положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Процесс становления местного самоуправления в России непростой, и его траектория напоминает траекторию маятника. Сегодня маятник качнулся в сторону усиления государственной власти за счет ослабления местного самоуправления. Но местное самоуправление и государство должны стать заинтересованными партнерами в обеспечении достойных условий жизни российских граждан. Рано или поздно, так оно и будет!
Yandex.RTB R-A-252273-3
- СодержАние
- Введение
- Раздел 1. Муниципальное образование как базовое понятие местного самоуправления
- Тема 1. Социально-правовой статус и принципы
- Местного самоуправления
- 1. Социально-правовой статус местного самоуправления
- 2. Принципы местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Территория муниципальных образований и их типология
- 1. Муниципальная территория
- 2. Факторы, определяющие особенности территории муниципального образования
- 3. Принципы определения оптимальной территории муниципального образования
- 4. Факторы, влияющие на формирование территориальных основ местного самоуправления
- 5. Муниципальное образование: признаки, типология, варианты формирования
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Объект и субъект местного самоуправления
- 1. Общие подходы к управлению городом как объектом
- 2. Население муниципального образования как субъект местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 2. Организация УправлениЯ муниципальным образованием
- Тема 4. Функции органов местного самоуправления общей
- Компетенции, Устав муниципального образования, правовые акты местного самоуправления
- Принципы взаимодействия уровней власти, термины и понятия
- I уровень
- II уровень
- Муниципальный район
- Городской округ
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Органы управления в муниципальном образовании. Формирование, структура
- 1. Формирование структуры органов местного самоуправления
- 2. Представительный орган местного самоуправления
- 3. Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 6. Кадровое обеспечение муниципальных органов власти
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Организация аппарата органов управления муниципального образования, информационные технологии управления в муниципальном образовании
- Комитет по организационной работе и связям с общественностью
- Управление делами аппарата
- Автоматизированные системы по различным направлениям деятельности
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Документационное обеспечение управления в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 3. Управление экономикой, собственностью и муниципальным хозяйством
- Тема 9. Управление экономическим развитием
- Муниципального образования. Целевые программы органов местного самоуправления Экономическая основа местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Управление земельными ресурсами и муниципальной собственностью
- 1. Управление земельными ресурсами
- Состав информационных объектов Автоматизированного кадастра
- Проблемы нормативно-правового регулирования земельных отношений
- 2. Управление муниципальной собственностью
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Финансы и бюджет муниципалитета
- Бюджетный процесс в муниципальном образовании
- Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 4. Управление муниципальным хозяйством
- Тема 12. Муниципальное хозяйство
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Управление жилищно-коммунальным хозяйством
- Содержание жилищного фонда в муниципальном образовании
- Финансово-экономические аспекты функционирования жкх
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Организация транспортного обслуживания, обеспечение услугами связи населения муниципального образования Организация транспортного обслуживания
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Т ема 15. Градостроительная политика. Регулирование планировки и застройки муниципального образования. Улучшение жилищных условий жителей
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 5. Управление социальной сферой муниципального образования
- Часть 2 ст. 7 Конституции рф определяет некоторые конкретные обязанности государства в социальной сфере.
- Тема 16. Управление здравоохранением на муниципальном уровне
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 17. Компетенция органов местного самоуправления в управлении системой образования
- Основные принципы развития образования Они могут быть определены следующим образом:
- Виды дошкольных образовательных учреждений
- Виды образовательных учреждений
- Направления развития образования в муниципалитетах
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 18. Обеспечение досуговой деятельности и культурной жизни в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 19. Молодежная политика в муниципальном образовании
- Реализация основных направлений молодежной политики
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 20. Организация социальной работы и защиты прав потребителей в муниципальном образовании
- Защита прав потребителей в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 21. Обеспечение гражданской безопасности в муниципальном образовании
- Муниципальные органы охраны общественного порядка: проблемы создания и функционирования
- Общественные объединения правоохранительной направленности
- Гражданская оборона в муниципальном образовании, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 22. Организация охраны окружающей среды в муниципальном образовании
- Принципы международной организации охраны окружающей среды
- Система природоохранного управления в России
- Раздел 6. Взаимодействие муниципальных органов управления с государством, общественностью, сми
- Тема 23. Государственная власть и местное самоуправление:
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 24. Территориальное общественное самоуправление: взаимодействие с органами местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 25. Муниципальная власть, средства массовой информации, общественные организации, конфессии: взаимоотношения, сотрудничество, проблемы
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 26. Объединения органов местного самоуправления: взаимодействие, роль в управлении муниципальным образованием
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Заключение
- Основные понятия и термины
- Список Литературы