logo
Муниципальный менеджмент Киричук

Тема 7. Организация аппарата органов управления муниципального образования, информационные технологии управления в муниципальном образовании

Организация аппарата органов управления муниципального образования

Главная цель органов местного самоуправления – создание благоприятных условий для жизни населения. Исходя из этого, и определяются основные направления деятельности исполнительных органов муниципального образования, т. е. администрации, которую возглавляет избранный населением глава. Можно выделить несколько главных направлений: экономические, социальные, управление городским хозяйством, управление персоналом администрации.

Для обеспечения управления системами жизнеобеспечения муниципального образования и внутреннего управления местными исполнительными органами производится структурирование исполнительного механизма местного самоуправления:

– в соответствии с перечнем вопросов местного значения определяется отраслевая и территориальная структура администрации;

– создается аппарат Главы муниципального образования.

Аппарат должен обеспечить:

–  завершенность процесса формирования и исполнения управленческих решений на всех этапах деятельности по всем направлениям;

–  комплексность и внутреннюю координацию деятельности всех структурных подразделений, представительного и исполнительного органов.

Любая управленческая деятельность подразумевает ряд обязательных элементов. Прежде всего, она сопряжена с этапностью ее осуществления и видами принимаемых управленческих решений (о чем уже говорилось ранее). Существуют следующие этапы управленческой деятельности:

1. Аналитический (анализ проблемы, определяются возможные пути ее решения).

2. Постановка задачи (выявляют приоритеты деятельности).

3. Принятие управленческого решения (устанавливают технологию и алгоритм решения задачи, конечный и промежуточный результаты).

4. Исполнение решения (конкретная деятельность по реализации управленческого решения).

5. Оценки результатов (анализ результатов деятельности, подготовка к очередному аналитическому этапу и новому циклу).

Из приведенного выше перечня этапов становится понятным, что при построении структуры управления муниципальным образованием необходимо учитывать, что все эти этапы должны быть системно обеспечены в ходе управленческой деятельности. Важно, чтобы каждое структурное подразделение четко осознавало пределы своей компетенции и специфику принимаемых управленческих решений.

В последние годы большое значение придается совершенствованию системы внутреннего управления местными исполнительными органами.

Особое внимание уделяется решению трех групп задач:

1) четкое определение роли, задач и ответственности органов местного самоуправления;

2) выбор оптимальной структуры и численности представительных и исполнительных органов;

3) формулировка принципов взаимодействия и взаимоконтроля между Думой и администрацией, обеспечивающих их эффективные отношения и исключающих дублирование функций и безответственность.

Не менее важными элементами повышения эффективного внутреннего управления местных органов являются:

– рационально организованные процессы корпоративного планирования;

– разработка общественной политики (pabliс policy).

В основе стратегического планирования лежит выбор стиля, перспективы и стратегии развития местного сообщества, а на их основе уже разрабатываются общественные политики, планы оказания услуг.

Таким образом, аппарат Главы муниципального образования создан с целью обеспечения выполнения Главой муниципального образования управленческих функций, их организационно-методического, информационного, материально-технического, хозяйственно-бытового обеспечения (рис. 7).

Руководитель аппарата

Комитет по

юридической

работе

Комитет

по организационной работе и связям с общественностью

Информационно-аналитическое

управление

Управление кадровой политики

Управление делами

МУ ГЦИ

Отдел

муниципальной службы

и кадров

МУ АХС

Отдел внешне-экономических связей

Комитет по контролю и обращениям граждан

Рис. 7. Структура аппарата органов управления муниципального образования

Информационно-аналитическое управление

Основные задачи управления:

– изучение, анализ и прогнозирование экономической и социально-политической ситуации в городе и регионе;

– координация информационного взаимодействия структурных подразделений администрации, взаимодействие с государственными органами, подведомственными организациями;

– анализ и обобщение информации, поступающий к Главе муниципального образования;

– взаимодействие со средствами массовой информации в целях информирования горожан о деятельности Главы муниципального образования, администрации города;

– проведение социологических опросов, экспертиз с целью изучения общественного мнения по вопросам городской жизни, деятельности органов власти города;

– методическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Главы города, структурных подразделений администрации города по вопросам информатизации, ведение электронных баз данных, компьютерного, сетевого и программного обеспечения.

Задачи и функции определяют структуру управления:

Начальник управления

Аналитический отдел

Комитет

по

информатизации

Комитет по работе со средствами

массовой

информации

МУ ГЦИ

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4